Рабочая программа учебной дисциплины Литература
рабочая программа по литературе
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения дисциплины «Литература» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_oud_07.doc | 509 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКОЕ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №1 (ТЕХНИКУМ)»
Департамента спорта и туризма города Москвы
(ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта)
__________________________________________________________________
Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД.07 Литература
код специальности/ специальность | 49.02.01 Физическая культура (углубленной подготовки) |
Москва 2018
ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) комиссией Общего гуманитарного и социально-экономического цикла Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г. | Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО, на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» Г. А. Обернихиной (ФГАУ «ФИРО», 2015г.) и учебного плана |
Председатель П(Ц)К | Заместитель директора по УР |
Новосельцева М. Ю./___________ | Мушаков А.А. /_____________ |
«___» ___________ 2018 г. |
Разработчик (автор): Новосельцева М.Ю.,
преподаватель ГБПОУ «МССУОР № 1» Москомспорта
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
| 4 | |
| 13 | |
| 28 | |
| 32 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 07. ЛИТЕРАТУРА
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения дисциплины «Литература» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного общего образования.
Программа учебной дисциплины «Литература» разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Литература», с учетом «Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования...» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и гуманитарного профиля получаемого профессионального образования, на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» (автор Г. А. Обернихина, ФГАУ «ФИРО», 2015 г. (в ред. от 25.05.2017)).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательная учебная дисциплина ОУД.07 «Литература» в соответствии с ФГОС СОО относится к предметной области «Русский язык и литература» и входит в цикл общеобразовательной подготовки в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования как профильная учебная дисциплина.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины :
Содержание программы «Литература» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» предполагает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметных:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Изучение учебного материала по литературе предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, освоении навыков общения с другими людьми.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.
В процессе изучения литературы предполагается проведение практических занятий по развитию речи, сочинений, контрольных работ, семинаров, заданий исследовательского характера и т. д. Все виды занятий тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, развивают общие креативные способности, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений, активизируют позицию «студента-читателя».
Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы в России с обзором соответствующего периода развития зарубежной литературы, предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения.
Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведения, которые обязательны для изучения на конкретном этапе литературной эпохи
1.4. Требования к предметным результатам освоения дисциплины
ОУД.07 Литература
В результате изучения дисциплины «Литература» на уровне среднего общего образования обучающийся научится:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
- осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
Обучающийся получит возможность научиться:
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения;
- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст;
- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений;
получит возможность узнать:
- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
- о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
- об историко-культурном подходе в литературоведении;
- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
1.5. Количество часов, отведенное на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 227 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 151 час; самостоятельной работы обучающегося 76 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 227 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 151 |
в том числе: | |
лабораторные занятия (не предусмотрены) | - |
практические занятия | 76 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 76 |
| 74 |
| 2 |
Промежуточная аттестация по окончании 2 семестра в форме | диф.зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.07 Литература
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел I. Русская литература первой половины XIX века | 28+14 с.р. | |||
Тема 1.1. Историко-литературный процесс русской литературы. | Содержание учебного материала | 2 | ||
Русская литература конца 18 начала 19 веков. Основные литературные направления конца 18 начала 19 веков Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). | ||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
1. Составление понятийного словаря по теме: «Особенности развития русской литературы и культуры в первой половине XIX в | ||||
Тема 1.2. Страницы жизни и творчества А.С. Пушкина | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. | Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина. | 3 | ||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия | 6 | |||
Практическое занятие №1. Анализ стихов А.С. Пушкина (последнего периода тв-ва) Практическое занятие №2. Изучение критической литературы Практическое занятие №3. Сочинение по поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |||
2. Чтение и анализ стихов. Чтение и анализ произведения «Медный всадник», сравнительный анализ героев. |
Тема 1.3. Страницы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Роман «Герой нашего времени». Поэма «Демон». «Демон» как романтическая поэма. Противоречивость центрального образа произведения. Земное и космическое в поэме. Смысл финала поэмы, ее философское звучание. В.Г. Белинский о Лермонтове | 2 | |||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||
Практические занятия (не предусмотрены) | 6 | ||||
Практическое занятие №4. Анализ стихов М.Ю. Лермонтова Практическое занятие №5. Композиция, сюжет поэмы «Демон» Практическое занятие №6. Написание сочинения по поэме «Демон» | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||||
3. Анализ стихов М.Ю.Лермонтова, сравнительный анализ героев, анализ эпизода произведения (по выбору). Составление конспекта статьи В.Г.Белинского «Стихотворения М.Ю. Лермонтова» | |||||
Тема 1.4. Страницы жизни и творчества Н.В. Гоголя | Содержание учебного материала | 4 | |||
1. | Сведения из биографии. «Петербургские повести». Жанр, смысл названия. композиция. Авторская позиция. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев). | ||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||
Практические занятия | 4 | ||||
Практическое занятие №7-№8. Анализ повести «Портрет». Изучение критической литературы | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||||
4.Чтение повести «Портрет». Сравнительный анализ героев | |||||
Раздел II. Особенности развития русской литературы во второй половине 19 века | 56+27 с.р. | ||||
Тема 2.1. Жизненный и творческий путь А.Н.Островского | Содержание учебного материала | 2 | |||
Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Позиция автора и его идеал Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза» | 3 | ||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - |
Практические занятия | 6 | |||
Практическое занятие №9. Приём антитезы в пьесе: Катерина – Кабаниха; Кулигин – Дикой; Катерина – Варвара Практическое занятие №10. Изучение критической литературы Практическое занятие №11. Сочинение по творчеству А.Н.Островского | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
5.Проведение мини – исследования на тему: «Действительно ли пятое действие «составляет апофеозу характера Катерины» (Н.А. Добролюбов)?» | ||||
Тема 2.2. Страницы жизни и творчества И.А.Гончарова | Содержание учебного материала | |||
1. | Сведения из биографии. «Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху. Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.). | 4 | 2 | |
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия | ||||
Практическое занятие №12.Сравнительная х-ка героев (Обломов и Штольц.) | 2 | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||
6. Чтение и анализ главы «Сон Обломова» | ||||
Тема 2.3. Хроника жизни и творчества И.С. Тургенева | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Сведения из биографии. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя. Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович) | 2 | ||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия | 4 | |||
Практическое занятие №13. Споры Павла Петровича Кирсанова и Базарова Практическое занятие №14. Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||
7. Чтение отдельных глав романа «Отцы и дети» |
Тема 2.4. Страницы жизни и творчества Н.С. Лескова. Особенности сюжета повести «Очарованный странник» | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |
1. | Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова | |||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия | ||||
Практическое занятие №15-16. Составление таблицы «Хроника событий в повести «Очарованный странник»» | 4 | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||
8. Проведение мини – исследования по повести Н.С. Лескова Очарованный странник» на тему: «Какие эпизоды жизни Ивана Флягина сходны с биографией Ильи Муромца» | ||||
Тема 2.5. Хроника жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Сведения из биографии. «История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека. Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы | 2 | ||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия | ||||
Практическое занятие №17. Анализ одной из глав «Истории одного города» | 2 | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
9.Чтение главы «Органчик» повести «История одного города» | ||||
Тема 2.6. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. | Сведения из биографии. «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе | 3 | ||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия | 4 | |||
Практическое занятие №18. «Двойники» Раскольникова Практическое занятие №19. Сочинение по роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание» |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||||
10. Чтение и анализ эпилога романа «Преступление и наказание» | |||||
Тема 2.7. Этапы биографии и творчества Л.Н. Толстого | Содержание учебного материала | 4 | |||
1. | Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. «Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах. Утверждение духовного начала в человеке. Обличение жестокости войны. Особенности поэтики Толстого. Значение « Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма | 2 | |||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||
Практические занятия | |||||
Практическое занятие №20. Мысль «семейная» в романе Практическое занятие №21. Изображение войны 1805 года, анализ эпизодов «Аустерлицкое сражение», «Бородинское сражение». Практическое занятие №22. Сочинение по роману Л.Толстого «Война и мир» | 6 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | ||||
11.Чтение глав романа 12.Подготовка сообщения на тему: «Основные темы творчества Л.Н. Толстого» | |||||
Тема 2.8. Очерк жизни и творчества А.П. Чехова. Конфликт в пьесе «Вишнёвый сад» | Содержание учебного материала | 4 | |||
1. | Сведения из биографии. Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра | 3 | |||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||
Практические занятия | 2 | ||||
Практическое занятие №23. Особенности драматургии А.П. Чехова | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||||
13.Подготовка ответов на вопросы 1-39 (из литературы второй половины 19 века, М.А. Аристова. Литература .ЕГЭ. Полный курс) | |||||
Раздел III. Поэзия второй половины 19 века | 11+5 с.р. | ||||
Тема 3.1. Страницы жизни и творчества Ф.И. Тютчева | Содержание учебного материала | 1 | |||
1 | Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др. Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта | 2 | |||
Лабораторные занятия | |||||
Итого за семестр | 85+41с.р. | ||||
Практические занятия | 2 | ||||
Практическое занятие №24. Анализ стихов Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…», «Тени сизые смесились…» | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||
14. Анализ стихов Ф.Тютчева, сравнительный анализ стихов, сходных по тематике (А.Фет и Ф.Тютчев) | 2 | ||||
Тема 3.2 Страницы жизни и творчества А.А. Фета. Тематика творчества | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Сведения из биографии. Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер». Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета. | ||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | |||||
Практические занятия | 2 | ||||
Практическое занятие №25. Анализ стихов А.Фета | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||
15.Чтение и анализ лирического произведения поэта |
Тема 3.3 Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Особенности жанра и композиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо» | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Сведения из биографии. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Поэт и гражданин», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века. | ||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||
Практические занятия | |||||
Практическое занятие №26. Анализ поэмы Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | 2 | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||
16.Чтение и анализ главы «Помещик» из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | 2 | ||||
Раздел IV. Литература 20 века | 56+30с.р. | ||||
Тема 4.1. Особенности развития литературы в начале 20 века | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет | 2 | |||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||
17. Составление понятийного словаря по теме «Особенности развития литературы начала 20 века» | |||||
Тема 4.2. Особенности развития литературы 1920-х годов | Содержание учебного материала | 4 | |||
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, общая характеристика творчества. Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок) Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. Н.С. Гумилев. Сведения из биографии. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак) Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы. А.А. Блок. Сведения из биографии. Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. Сведения из биографии. «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького – драматурга. Сведения из биографии. Поэма «Анна Снегина» – поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме | 2 | ||||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - |
Практические занятия | ||||
Практическое занятие №27. Основные направления поэзии «серебряного века» Практическое занятие № 28. Анализ пьесы «На дне» Практическое занятие №29. Художественное своеобразие поэмы Блока «12» Практическое занятие №30.«Лирическое и эпическое в поэме Анна Снегина» | 8 | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||
18.Чтение и анализ стихотворения Н.С. Гумилёва «Жираф» 19.Заучивание наизусть стихотворения Игоря Северянина 20. Подготовка сообщения: «Образы-символы в поэме А.А. Блока «Двенадцать». | ||||
Тема 4.3. Особенности развития литературы 30-х начала 40-х годов | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. | Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Сложность творческих поисков и трагичность судеб русских писателей и поэтов: А. Ахматова, Б. Пастернак, О. Мандельштам, Н. Заболоцкий и др. Сведения из биографии М.Цветаевой. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», « Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…». Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы. Жизненный и творческий путь А. Ахматовой. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя Статьи о Пушкине. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Сведения из биографии Б. Пастернака. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений. Сведения из биографии М. Булгакова. «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры. Сведения из биографии М. Шолохова. «Донские рассказы», роман «Тихий Дон» (обзор). Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова | 2 | ||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия | 6 | |||
Практическое занятие №31. Художественное своеобразие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Практическое занятие №32. Сочинение по творчеству М.А. Булгакова Практическое занятие №33. Художественное своеобразие романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||
21. Чтение и анализ стихов М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой (по выбору обучающихся) 22. Исследование и подготовка сообщений: «М. И. Цветаева в воспоминаниях современников», «Особенности лирики Бориса Пастернака» (по выбору) 23. Написание сочинения на тему: «Этапы жизненного пути Григория Мелехова» | ||||
Тема 4.4. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. | Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Ведущие жанры Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др. Сведения из биографии А.Твардовского. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась война…», «Поэма «По праву памяти». Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Поэма «По праву памяти» – искупление и предостережение, поэтическое и гражданское осмысление трагического прошлого. Лирический герой поэмы, его жизненная позиция. Художественное своеобразие творчества А. Твардовского. Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой. Драматургия военных лет. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др. | 2 | ||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия | 4 | |||
Практическое занятие №34. Художественное своеобразие творчества А.Твардовского Практическое занятие №35.Особенности произведений военных лет. | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
24. Подготовка сообщения на тему: «Лирика периода Великой Отечественной войны» 25. Составление понятийного словаря по теме: «Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет» | ||||
Тема 4.5. Особенности развития литературы 1950-1980-х годов | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. | Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Кондратьев «Сашка» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др. Нравственная проблематика пьес А. Володина «Пять вечеров», А. Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др. В.М. Шукшин. Сведения из биографии. Рассказы: «Чудик», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина. А.И. Солженицын. Сведения из биографии. «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя | 2 | ||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия | ||||
Практическое занятие №36. Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Кондратьев «Сашка» и др. | 2 | |||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
26.Подготовка сообщения на тему: «Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения» 27. Подготовка сообщения (презентации) на тему: «Особенности творчества В.М. Шукшина» | ||||
Тема 4.6. Русское литературное зарубежье 1920-1990 –х годов (три волны эмиграции) | Содержание учебного материала | 8 | ||
1. | Сведения из биографии И. Бунина. Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. «Господин из Сан-Франциско». Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Сведения из биографии А. Куприна. «Гранатовый браслет». Смысл названия, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в произведении. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна Русское литературное зарубежье 40–90-х годов (обзор). И. Бунин, В. Набоков, Вл. Максимов, А. Зиновьев, В. Некрасов, И. Бродский, Г. Владимов и др. Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения. Сведения из биографии. Роман «Машенька».Тема России в творчестве В.Набокова. Проблематика и система образов в романе. Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Смысл финала романа | 2 | ||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
Практическое занятие №37. Анализ произведений И. Бунина | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
28. Чтение рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» 29.Подготовка сообщения на тему: «Жизнь и творчество В.В. Набокова» | ||||
Тема 4.7. Особенности развития литературы 1980-2000-х годов | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов Нравственная проблематика в творчестве В.П. Астафьева. Очерк жизни и творчества С. Довлатов | 2 | ||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
Практическое занятие №38. Нравственная проблематика в творчестве В.П. Астафьева | ||||
Дифференцированный зачет | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |||
30. Написание эссе на тему: «Книга, о которой хотелось бы рассказать» | ||||
31.Подготовка к зачёту | ||||
Всего: | 151+76 с.р. |
2.3. Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности обучающегося |
Введение | Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение |
Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века | Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание |
Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века | Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание. |
Поэзия второй половины XIX века | Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре |
Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века | Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа |
Особенности развития литературы 1920-х годов | Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом |
Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов | Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа |
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения |
Особенности развития литературы 1950—1980-х годов | Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана |
Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции) | Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений |
Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов | Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.07 ЛИТЕРАТУРА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- проектор;
- экран;
- телевизор;
- комплект учебно-методической документации
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор.
Электронные образовательные ресурсы:
Мультимедийные обучающие курсы:
- «Готовимся к ЕГЭ. Литература. Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ»;
- «Тестовый контроль. Литература. Редактор тестов. Тематические тесты»
Учебно-методические материалы:
- Технологические карты занятий;
- Презентации к учебным занятиям;
- Дидактические материалы к занятиям;
- Комплекты материалов для организации практических занятий и самостоятельной работы обучающихся;
- Материалы для организации работы со слабоуспевающими обучающимися;
- Материалы для организации работы с обучающимися-«инофонами».
Наглядные средства обучения:
1.Комплект портретов писателей 19 века.
2.Комплект портретов писателей 20 века.
3. Набор СД-фильмов по учебной программе:
- Булгаков М.А. Собачье сердце.- Отечественное кино 20 века;
- Достоевский Ф.М. Преступление и наказание.- Отечественное кино 20 века;
- Куприн А.И. Гранатовый браслет. – Отечественное кино 20 века;
- Островский А.Н. Без вины виноватые. – Шедевры советского кинематографа;
- Островский А.Н. Жестокий романс. – По мотивам пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»;
- Пушкин А.С. Юность поэта. - Шедевры советского кинематографа;
- Тургенев И.С. Отцы и дети. – Отечественное кино 20 века;
- Толстой Л.Н. Война и мир.
Аудиокниги:
- Блок А.А. Стихотворения и поэмы. – Аудиобиблиотека школьника. – 2007;
- Бунин И.А .Повести и рассказы. - Аудиобиблиотека школьника. – 2007;
- Куприн А.И. Гранатовый браслет. - Аудиобиблиотека школьника. – 2007;
- Лесков Н.С. Очарованный странник. – Серия «Классика». – 2006;
- Цветаева М.И. Стихотворения. - Аудиобиблиотека школьника. – 2007.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительных источников
Основные источники:
- Русская литература XIX века. 10 класс базовый и профильный уровни: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях./В.И. Коровин– М.: Просвещение, 2016.
- Русская литература XX века. 11 класс базовый и профильный уровни: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях./В.П. Журавлёв– М.: Просвещение, 2016.
Дополнительные источники:
3.Е.А.Титаренко , Е.Ф. Хадыко. Литература в схемах и таблицах (Эффективная подготовка к ЕГЭ). — М., 2014
4.Е.Л. Ерохина. Практикум для развития коммуникативной компетенции. Литература 10-11 класс.— М., 2014.
5.Агеносов В. В. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень).11 класс. — М., 2014.
6.Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень).10 класс. — М., 2014.
7.Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень).10 класс. Практикум / под ред И. Н. Сухих. — М., 2014.
8.Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И. Н. Сухих.– М., 2014.
Интернет – ресурсы
1.Научное электронное собрание произведений русской классической литературы - Режим доступа: http://www.rvb.ru
2.Большая библиотека мировой литературы, известная как «Библиотека Максима Мошкова» - Режим доступа: http://lib.ru/
3.Коллекция стихотворений русских и советских поэтов, известная как собрание Марии Школьниковой.- Режим доступа: http://litera.ru/stixiya/
4.Портал «Литература» (информация о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое) – Режим доступа: http://www.litera.ru
5.Газета «Литература (Издательский дом «Первое сентября»), электронная версия - Режим доступа: http://lit.1september.ru/index.php
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.07 ЛИТЕРАТУРА
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, фронтальных опросов, тестирования, выполнения обучающимися практических занятий, внеаудиторной (самостоятельной) работы, индивидуальных заданий (проектов, исследований).
Результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
личностных: | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
метапредметных: | |
|
|
|
|
|
|
|
|
предметных: | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИТЕРАТУРА
Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Литература» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИТЕРАТУРА
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Литература» профессий образовательных программ начального профессионального образования ...
Рабочая программа учебной дисциплины "Литература"
Рабочая программа учебной дисциплины "Литература" разработана в соответствии с "Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИТЕРАТУРА
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждении среднего профессионального образования, реализующего образовательную программу среднего общего...
Рабочая программа учебной дисциплины Литература Код, профессия 23.01.03 Автомеханик
Рабочая программа учебной дисциплины Литература Код, профессия 23.01.03 АвтомеханикДля преподавателей литературы...
Рабочая программа учебной дисциплины Литература Код, профессия 190631.01 Автомеханик
Рабочая программа учебной дисциплины Литература Код, профессия 190631.01 АвтомеханикДля преподавателей литературы...
Рабочая программа учебной дисциплины Литература профессия 23.01.03 Автомеханик
Рабочая программа учебной дисциплины Литература профессия 23.01.03 АвтомеханикДля преподавателей литературы...