"Русские семейства Мироновых и Гриневых" (по роману "Капитанская дочка" А.С.Пушкина)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Рындина Инна Владимировна

Открытытй урок литературы в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_literatury.doc50.5 КБ
Microsoft Office document icon kartochki_k_uroku.doc35 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt587.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Русские семейства Мироновых и Гриневых» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Цели:

- показать ту среду, которая воспитала главных героев повести;

- приобщать детей к русской национальной культуре;

- воспитывать в детях объективное отношение к семье и семейным ценностям.

Технология: технология развития критического мышления.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, карточки, презентация, фонограмма песни.

                                                                              Эпиграф:

                                                                              Ребёнок учится тому,

                                                                              Что видит у себя в дому.

                                                                              Родители – пример ему.

                                                                                                      Себастьян Брант

Ход урока.

1. Стадия «Вызов».

Звучит песня “Ой, мороз, мороз”. После прослушивания песни вопрос: /3 мин/

– Как относятся герои песни друг к другу?

– Взаимоотношения мужчины и женщины в семье волновали людей с незапамятных времён, и мы с вами сегодня рассмотрим этот вопрос на подробном сопоставлении двух семей, изображённых Пушкиным в повести “Капитанская дочка” – семьи Гриневых и семьи Мироновых.

А сейчас попробуем составить кластер в парах на два слова: «семья» и «любовь», если что-то не успеете сделать сразу, можно будет продолжить потом. Еще вам необходимо подумать, на какие вопросы вы хотели бы сегодня найти ответы. /5-6 мин/

2. Стадия «Осмысление» /12 мин/

Рассматриваем кластеры, обсуждаем. Отвечаем на вопросы.

- Скажите, что мы знаем о семье, в которой воспитывался Петруша Гринев? /Это дворяне, Петр Гринев получил типичное воспитание, ничем не отличающееся от воспитания в других семьях/

- Семья – это, как правило, быт. Что говорится о быте Гриневых? / Варится варенье, есть голубятня, девичья, погребец с чайным прибором, узлы с булками и пирогами/

- Какими словами напутствовали, благословляли родители Петрушу? /Зачитать отрывок из главы 1, стр. 204 (210, 211)/

- Таким ли был дом другой семьи – Мироновых? Найдите описание первого впечатления Гринева от избы Мироновых. /«У ворот я увидел старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою».  «Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной церкви». «Я пошел в сени и отворил дверь в переднюю». «Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота»./

- Мироновы богаты? Что говорит об их бедности? /За столом выясняется: «А у нас, мой батюшка, всего-то одна девка Палашка; да слава богу, живем помаленьку. Одна  беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить». Еще говорится в главе 7-ой: «Другие таскали  перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь»/.

Физминутка /2 мин/

Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытянув вперед. Постояли на одной, теперь встаньте на другую. Встаньте парами, лицом друг к другу, возьмитесь за руки.

Когда было легче удержаться на одной ноге? Что вам помогло? (поддержка, взаимопомощь).

- Поддержка человеку нужна всегда, а особенно в семье, потому что на взаимопонимании держатся семейные отношения.

- Итак, мы имеем представление, как выглядела русская изба примерно времен Мироновых. Настало самое время сравнить семьи Гриневых и Мироновых.

Заполняют таблицу, работая в парах. /3 мин/

Сравнительная таблица

Семья Гриневых

Семья Мироновых

достаток

300 тыс. душ, дворянская усадьба.

Крестьянская изба, из крепостных – девка Палашка.

воспитание детей

В модных, типичных для того времени традициях.

По-видимому, Маша воспитывалась только своей матерью и отцом.

глава в доме

Андрей Петрович.

Василиса Егоровна.

отношения в семье, главные жизненные принципы

Доброта,

честность, любовь, взаимопомощь, верность домочадцам и присяге, сохранение чести мундира.

Доброта,

честность, любовь, взаимопомощь, верность домочадцам и присяге, сохранение чести мундира.

- Просмотр отрывка из к/ф «Капитанская дочка» /5-7 мин/ (2.32 по 2.39)

- Что доказывает чистую, бескорыстную любовь Гринева к Маше? /Вызывает Швабрина на дуэль, обижается на слова отца в письме, спасает ее от произвола пугачевцев; решает ехать один из Оренбурга в Белогорскую крепость, а ведь это опасно!/

- Работа по карточке. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания. /7 мин/

      Марья Ивановна принята была моими родителями с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить. Моя любовь уже не казалась батюшке пустою блажью; а матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке.

    Слух о моем аресте поразил все мое семейство. Марья Ивановна так просто рассказала моим родителям о странном знакомстве моем с Пугачёвым, что оно не только не беспокоило их, но еще заставляло часто смеяться от чистого сердца. Батюшка не хотел верить, чтобы я мог быть замешан в гнусном бунте, коего цель была ниспровержение престола и истребление дворянского рода. Он строго допросил Савельича. Дядька не утаил, что барин бывал в гостях у Емельки Пугачева, и что-де злодей его таки жаловал; но клялся, что ни о какой измене он и не слыхивал. Старики успокоились и с нетерпением стали ждать благоприятных вестей. Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию.

     Ответы на задания необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

1. Что решила предпринять Марья Ивановна, чтобы спасти Гринева? /просить помощи у императрицы/

2. Какие национальные черты русской женщины воплощает в себе Мария Ивановна? /преданность, доброту/

3. Почему Гринев не мог оправдаться? /не хотел впутывать Машу/

4. Кто донес на Гринева? /Швабрин/

5. Чей это портрет: «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»? /императрица/

6. Как называется изобразительное средство: «бедная сирота», «гнусный бунт», «милая капитанская дочка»? /эпитет/

7. Какой оборот речи использован в предложении «… заставляло часто смеяться от чистого сердца»? /фразеологизм/

8. Какова главная идея романа «Капитанская дочка»? /утверждение идеалов чести/

9. Как звали родителей Марии Мироновой и Петра Гринева? /Иван Кузьмич и Василиса Егоровна; Андрей Петрович и Авдотья Васильевна/

3. Стадия «Рефлексия» /3 мин/

- Составим синквейны

Ключевые слова: семья, любовь

Например,        Семья                                                                       Любовь

               дружная, счастливая                                            вечная, родительская

             благословит, поможет, выручит                поддержит, порадует, пожертвует

             Семья есть благо                               Чем больше любишь, тем больше страдаешь

              взаимопонимание                                                      дружба

- Как вы думаете, на каких жизненных принципах строилась семья Петра и Маши Гриневых?

- Верно, на тех самых принципах, которые были заведены еще их родителями. И я думаю, что и вы многое почерпнете из этого урока, когда будете создавать свои собственные семьи, где главным будет любовь, верность и все, что связано с добром.



Предварительный просмотр:

      Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.

      Марья Ивановна принята была моими родителями с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить. Моя любовь уже не казалась батюшке пустою блажью; а матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке.

    Слух о моем аресте поразил все мое семейство. Марья Ивановна так просто рассказала моим родителям о странном знакомстве моем с Пугачёвым, что оно не только не беспокоило их, но еще заставляло часто смеяться от чистого сердца. Батюшка не хотел верить, чтобы я мог быть замешан в гнусном бунте, коего цель была ниспровержение престола и истребление дворянского рода. Он строго допросил Савельича. Дядька не утаил, что барин бывал в гостях у Емельки Пугачева, и что-де злодей его таки жаловал; но клялся, что ни о какой измене он и не слыхивал. Старики успокоились и с нетерпением стали ждать благоприятных вестей. Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию.

     Ответы на задания необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

1. Что решила предпринять Марья Ивановна, чтобы спасти Гринева? ________________________________________________________________________________

2. Какие национальные черты русской женщины воплощает в себе Мария Ивановна?

________________________________________________________________________________

3. Почему Гринев не мог оправдаться? ______________________________________________

4. Кто донес на Гринева? __________________________________________________________

5. Чей это портрет: «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»? ______________________________

6. Как называется изобразительное средство: «бедная сирота», «гнусный бунт», «милая капитанская дочка»? _____________________________________________________________

7. Какой оборот речи использован в предложении «… заставляло часто смеяться от чистого сердца»? ________________________________________________________________________

8. Какова главная идея романа «Капитанская дочка»? ________________________________________________________________________________

9. Как звали родителей Марии Мироновой и Петра Гринева? ________________________________________________________________________________

Сравнительная таблица

Семья Гриневых

Семья Мироновых

достаток

воспитание детей

глава в доме

отношения в семье, главные жизненные принципы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Урок литературы в 8 классе "Русские семейства Мироновых и Гриневых" (по роману "Капитанская дочка") Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители – пример ему. Себастьян Брант

Слайд 3

СЕМЬЯ ЛЮБОВЬ

Слайд 4

Семейство Гриневых Что мы знаем о семье, в которой воспитывался Петруша Гринев?

Слайд 5

Семейство Мироновых Каким был дом другой семьи – Мироновых?

Слайд 6

Сравнительная таблица Семья Гриневых Семья Мироновых достаток 300 тыс. душ, дворянская усадьба Крестьянская изба, из крепостных – девка Палашка воспитание детей В модных, типичных для того времени традициях По-видимому, Маша воспитывалась только своей матерью и отцом глава в доме Андрей Петрович Василиса Егоровна отношения в семье, главные жизненные принципы Доброта, честность, любовь, взаимопомощь, верность домочадцам и присяге, сохранение чести мундира Доброта, честность, любовь, взаимопомощь, верность домочадцам и присяге, сохранение чести мундира

Слайд 7

Используемые источники Фон http :// desktopwallpapers.org.ua / pic /201203/640x480/desktopwallpapers.org.ua-13605.jpg Подпись http :// davaiknam . ru / texts /1090/1089055/1089055_ html _ m 7 be 56 d 73. jpg Портрет http :// www . pravoslavie . ru / sas / image /100377/37749. p . jpg ?0.2270472028648976 Пушкин и Натали http :// img - fotki . yandex . ru / get /3303/ ole 060953.0/0_1 aaf 0_39257 f 53_ XL . jpg Чернильница с пером http://ibm.bmstu.ru/wp-content/uploads/2013/10/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BE_%D0%B8_%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-300x177.png

Слайд 8

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт h ttp://linda6035.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."

Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные. Класс однодольные. Семейство Лилейные. 6 класс

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные.Класс однодольные. Семейство Лилейные. Многообразие растений семейства сложноцветных.Роль в природе и жизни человека.Почти 25000 видов растений отн...

Модульный урок . Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные

Цель: изучить характерные признаки семейства Крестоцветные, Розоцветные, хозяйственное значение растений этого семейства; научиться определять растения по определительным карточкам и находить их в при...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

Урок подготовки к домашнему сочинению по русскому языку и литературе в 9 классе. «Характеристика литературного героя. Марья Ивановна Миронова.» (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Очень часто говорится о том, что наши ученики, выполняя задание С по русскому языку на ЕГЭ, показали неумение приводить аргументы. Сейчас многие учителя ищут пути решения данной проблемы. Предлагаю ва...

Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».

Тема:  «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные»....