Рабочая программа по литературе 7 кл по учебнику Коровиной
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)

Хаустова Надежда Васильевна

Рабочая программа по литературе 7 кл по учебнику Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr-ma_lit-ra_7_kl.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями  основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г.), на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и  учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2009г.). Учебники соответствуют Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 31.03 2014г. № 253 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 21.04.2016г. № 459

Предмет литература   реализуется в учебном плане школы исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ  в количестве 70   часов за один год обучения в 7 классе, в неделю – 2 часа.         

        Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - изложение с элементами сочинения;

     - устные и письменные сочинения-характеристики героев;

     - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

     - развитие художественной фантазии у детей;  

     - прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

     - придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

       Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

     

Программа призвана обеспечить:

-   приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Задача курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

        Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

        

Планируемые результаты изучения курса литературы

Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности  в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные  результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
  • Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIвека, русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
  • Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
  • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.

Содержание тем учебного курса

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления) 

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).

На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

А.Н. Вердинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.

Дмитрий  Сергеевич Лихачев.   «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Михаил . Зощенко. Рассказ «Беда».   Смешное и грустное в рассказах

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра

Тематическое планирование

                                                                                               

п/п

Тема урока

Домашнее задание

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Творческое задание с.6

2

Понятие о приданиях. Предания об Иване Грозном и о Петре I

Пересказ одного из преданий

3

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович»

Вопросы и задания рубрики «Проверь себя» (с.15), прочитать былину «Илья Муромец и Соловей- разбойник».  Проект с.23«Незаслуженно забытые слова. Выразительное чтение былины

4

Анализ былин «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муровец и Соловей-разбойник»

Прочитать былину «Садко», подготовить характеристики героев этой былины

5

Былина «Садко»

Задания рубрики «Проект» (с.37), прочитать статью «Карело-финский эпос «Калевала» (с38-45)

6

Карело-финский эпос «Калевала»

Творческое задание (с.45), прочитать «Песнь о Роланде»

7

«Песнь о Роланде»

Задание рубрики «Размышлением о прочитанном» (с.67), подобрать пословицы и поговорки на одну из тем: труд, знание, времена года, сила и храбрость воинов, ценность дружбы, семейные отношения

8

Пословицы и поговорки

  Одно из «Творческих заданий» по выбору(с.62, 67, 68), задания рубрики «Проект» (с.68)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

9

Древнерусская литература. «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»

Задание 2 рубрики «Размышляем о прочитанном», «Творческое задание» (с.73)

10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Составить план пересказа «Повести…», вопросы  задания 6 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.82), рубрики «Фонохрестоматия» (с.83)

11

Гимн любви и верности в«Повести о Петре и Февронии Муромских»

«Творческое задание» (с.82), задание 3 рубрики «Проверьте себя» (с.86)

12

М.В. Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)

Ответить на вопрос «Каковы особенности жанра оды?», выразительное чтение отрывка. По выбору – в.1 с.87

13

Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку», «Признание»

Подготовить чтение наизусть одного из стихотворений Держа-

вина. Подготовиться к тесту по литературе XVIII века

14

История в произведениях А.С.Пушкина

Вопросы и задания 2 рубрики «Учимся читать выразительно» ( с.97, 100)

15

А.С. Пушкин  «Медный всадник»

Подготовить   выразительное  чтение  вступления к поэме

«Медный всадник» наизусть.

16

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Подготовить выразительное чтение баллады наизусть. Письменно ответить на вопрос «В чём смысл противопоставления Олега и кудесника?".

17

А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре

Из текста первого монолога Пимена составить словарик слов и

словосочетаний, характерных для речи летописца.

Прочитать повесть Пушкина «Станционный смотритель».

18

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение маленького человека

Подготовиться к тесту по творчеству А.С. Пушкина. Задания рубрик «Учимся читать выразительно», «Проекты» (с.35). Прочитать  «Песню про…купца Калашникова»  

19

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Проблематика и поэтика

«Творческое задание», задание рубрики «Учимся читать выразительно» (с. 158, 159)

20

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива..», «Ангел», «Молитва»

 «Творческое задание», задание рубрики «Учимся читать выразительно» (с. 165)

21

Подготовка к сочинению на тему  «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова»

Написать сочинение  на тему «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Прочитать материалы о Н.В.Гоголе (с.167-170)

22

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».  Эпоха и герои

Составить рассказ о Тарасе Бульбе по главе I. Найти в повести эпизоды, где проявляются вера, патриотизм, товарищество, вольность

23

Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба»

Подготовить выразительное чтение и пересказ близко к тексту эпизодов: «Пляска запорожцев», «Пир запорожцев», «Гибель казаков в бою», финала повести

24

Художественные особенности   повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Задания 6 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.236), рубрики «Проект» (с.237)

25

Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба»

Написать сочинение. Прочитать материалы об И.С. Тургеневе (с.238-240)

26

Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»

«Творческое задание», вопросы и задания 1,2 рубрики «Размышляем о прочитанном», 3 рубрики «Совершенствуем свою речь», (249, 250

27

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача»

Выучить наизусть одно из стихотворений в прозе. «Творческое задание»  (с.252) ), 2 рубрики «Размышляем о прочитанном» (253). Прочитать статью о Н.А.Некрасове (с.254, 255) 

28

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта.   Историческая основа поэмы «Русские женщины»

Вопросы и задания рубрик «Учимся читать выразительно» (с.271), «Фонохрестоматия» (с.272, 273). Ответить на вопрос «Считаете  ли вы поступок княгини Трубецкой подвигом?».

29

Сюжет, композиция, герои поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»

Творческое задание (с.272)

30

Стихотворения Н.А. Некрасова  «Вчерашний день в часу шестом», «Размышления у парадного подъезда»  

Выразительное чтение стихотворения наизусть. Прочитать статью об А.К. Толстом (с279-280)

31

А.К. Толстой. «Василий Шибанов»,  «Князь Михайло Репнин»

Подготовить выразительное чтение наизусть фрагмента одной

из баллад А. К. Толстого. Прочитать статью о М.Е.Сатыкове-Щедрине (с.289-290)

32

М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Составить цитатный план «Повести…». Вопросы и задания рубрик «Учимся читать выразительно» (с.301), «Фонохрестоматя» (с.302)

33

Герои «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил»

Прочитать сказку  «Дикий помещик». Вопросы и задания рубрик «Читаем самостоятельно» (с.301)

34

В/ч Обличение социальных пороков в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

«Творческое задание» (с.303). Прочитать статью о Л.Н.Толстом(с.305-306)

35

Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство».  Взаимоотношения детей и взрослых

Составить план стать и о Л.Н.Толстом, «Творческое задание» (с.322). », вопросы и задания  4 рубрики «Размышляем о прочитанном» (322), 2 рубрики «Обогощаем  свою речь», (324)

36

 Нравственный смысл поступков в повести  Л.Н. Толстого  «Детство»

Задания  рубрики «Совершенствуем свою речь», (322), прочитать материалы о А.П.Чехове(с.325-328), прочитать рассказ «Хамелеон»

37

А.П. Чехов «Хамелеон». Картина нравов в  рассказе

 Составить устную характеристику одного из героев рассказа. Подготовить краткий пересказ рассказа

38

 Художественные особенности рассказа А.П.Чехов «Хамелеон»

Прочитать рассказы Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» , подготовить вопросы к рассказам

39

В/ч А.П. Чехов «Размазня», «Злоумышленник», «Тоска» 

«Творческое задание»(с.340), прочитать раздел «край ты мой, родимый край» (с.341-345), задания рубрики»Проверь себя» (342)

40

«Край ты мой, родимый край..». Стихи русских поэтов XIX века о родной природе

Письменно проанализировать стихотворение о Родине и род-

ной природе (см.: «Творческое задание».  Прочитать рассказ И. А. Бунина «Цифры».

41

 И.А. Бунин «Цифры»

 Вопросы и задания рубрик «Проверь себя» (с.7), подготовить пересказ глав 2 и 3 от лица мальчика, а затем от лица повзрослевшего мальчика, вспоминающего этот эпизод, прочитать рассказ «Лапти»

42

В/ч И.А. Бунин «Лапти» и другие рассказы

Задание  рубрики «Учимся читать выразительно» (с.18, 19),   прочитать  материалы о М.Горьком (с.20-22), перечитать  главы повести «Детство»

43

 М. Горький  «Детство»

Выполнить задание 1-3  рубрики  «Совершенствуем свою речь»

44

М.Горький  «Старуха Изергиль» (легенда о Данко)

Задание рубрики «Учимся читать выразительно» (с.90),прочитать материалы об Л.Н.Андрееве (с.91,92),прочитать рассказ «Кусака»

45

Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л.Н. Андреева « Кусака»

«Творческое задание»(с.101),подготовить выборочный пересказ на тему «История Кусаки»

46

В.В. Маяковский. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Выучить отрывок из стихотворения

Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть

47

Два взгляда на мир в стихотворениях В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть. Прочитать статью

об А.П.Платонове (с.116,117), рассказ  «Юшка»

48

 А.П. Платонов «Юшка»: незаметный герой с большим сердцем

Составить план рассказа. Вопросы и задания 2, 3 рубрика и «Размышляем о прочитанном» (с.126). Подобрать материалы дл характеристики Юшки

49

Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П. Платонова «Юшка»

Прочитать рассказ Платонова «В прекрасном и яростном мире». Выполнить задания рубрики «Читаем самостоятельно» (с.126)

50

 В/ч А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

Подобрать материалы к сочинению на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадания»

51

Подготовка к  сочинению на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадания»

Написать сочинение. Задание 1 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.146). Подготовить сообщение о детстве и юности Б. Л. Пастернака, портретах поэта и памятниках ему с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (см.: http://pro100-mica.livejournal. com/40023.html?thread=981847, http://www.dompasternaka.ru/forum/ index.php?PAGE_NAME=read&FID=6&TID=6, http://newtambov.gpor. ru/news/society/29460/).

52

Стихотворение «Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака

Подготовить чтение наизусть одного из стихотворений. Прочитать материалы об А.Т.Твардовском (с.148-151). Вопросы и задания рубрики «Размышляем о прочитанном» (с 151)

53

А. Т. Твардовский  «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…».

Подготовить  выразительное чтение наизусть одного из стихотворений. Прочитать статью «Час мужества» (с.155-162)

54

В/ч Час мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне

Выучить наизусть стихотворение о войне. Прочитать статью о Ф.А. Абрамове (с.165, 166). Прочитать рассказ  «О чём плачут лошади»

55

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе

Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям или краткий, выборочный, художественный пересказ эпизодов рассказа. Прочитать рассказ Е. И. Носова «Кукла». Творческое задание (с.176)

56

 Е.И. Носов «Кукла»

Творческое задание (с.182).Прочитать рассказ  Е. И. Носова «Живое пламя». Подготовить выразительное чтение рассказа

57

Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»

 Прочитать материалы о Ю.П. Казакове (с.186,187), рассказ  «Тихое утро»

58

Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»

Задания рубрики «Совершенствуем свою речь» (с.201), «Творческое задание»(с.201, 202). Прочитать статью о Д.С. Лихачеве (с.203, 204)

59

Д.С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная»

Задание рубрики «Проект» (с.210), «Творческое задание» (с.305). Прочитать статью о М.М.Зощенко (с.211,213), «Беда»

60

Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда»

Вопросы и задания рубрик «Учимся читать выразительно» (с.217), «Размышляем о прочитанном» (с.219), подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения о родной природе

61

В/ч  Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова

Задание 3 рубрики «Фонохрестоматия»(с.221), 2  «В творческой лаборатории писателя» (с.225), «Проект» (с.230)

62

Песни на стихи русских поэтов XX века А.Н. Вердинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.

Прочитать раздел «Из литературы народов России» (с.238-240), вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.240)

63

Представления народа о справедливости и честности «Честная бедность» Роберта Бернса

Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.  Прочитать раздел»Джордж Гордон Байрон». Задания рубрики «Проверь себя» (с.247)

64

Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Дж. Г. Байрона

Задания рубрик «Учимся читать выразительно», «Читаем самостоятельно»(с.247).Прочитать раздел «Японские трехстишия» (с.248-254)

65

Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года

Подготовить  выразительное  чтение наиболее понравившихся хокку.«Творческое задание» (с.254). Прочитать статью об О.Генри (с.255), рассказ «Дары волхвов»

66

Сила любви и преданности. О. Генри «Дары волхвов»

 Прочитать материалы о Р.Бредбери (с264-268) рассказ «Каникулы»

67

Фантастические рассказы Р. Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. «Каникулы»

«Творческое задание» (с.277). Прочитать статью «Детективная Литература» (с.278, 279)

68

Детективная литература

Итоговые вопросы и задания (с.280-282)

69

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

Рабочая программа по литературе 7 класс.Учебник В.Я.Коровиной

Программа с пояснительной запиской,УМК....

Рабочая программа по литературе.8 класс.Учебник В.Я.Коровиной

Рабочая программа составлена на основе  авторской  программы основного общего  образования В.Я. Коровиной.Рассчитана на 68ч +2ч резерв....

Рабочая программа по литературе 7 класс, учебник Коровиной

Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и  рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часо...

Рабочая программа по литературе. 6 класс. учебник В. Коровиной

Рабочая программа рассчитана на изучение тех произведений и предусматривает то количество часов (по разделам), которые указаны в Федеральном стандарте. Федеральный стандарт определяет количество часов...

рабочая программа по литературе 7 класс учебник Коровиной

Программа содержит пояснительную записку ( цель и задачи изучения предмета, общая характеристика предмета, место предмета и проч.), учебно-тематический план, содержание, календарно-тематическое планир...