Технологическая карта урока по теме "Проблема вечных ценностей в ершалаимских главах романа Булгакова "Мастер и Маргарита"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Для аттестации нужно составить технологическую карту урока. Думаю, для анализа урока карта необходима, а для проведения намного удобнее конспект. Урок литературы - это все-таки звучащее слово. Разве может оно прозвучать в схеме? Понятно, что форма записи урока в виде технологической карты дает возможность детализировать его, оценить рациональность выбранных форм, методов. средств. Но конспект отражает творческие мысли учителя, способ активизировать деятельность учащихся на творческое усвооение знаний. В обобщенно-графическом сценарии урока, к сожалению, самые волнующие моменты потерялись.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
Тема урока: Проблема вечных ценностей в ершалаимских главах романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Ф.И.О. учителя: Хоменко Клара Петровна
Предмет: литература
Класс: 11
Дата: февраль 2020 г.
Тип урока: комбинированный (урок-исследование, урок-дискуссия, урок применения знаний)
Методы и приёмы: лекция учителя с элементами беседы, реализация индивидуальных сообщений, исследовательская работа в группах, сильные вопросы, обобщение.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Используемые технологии: элементы проблемного, дифференцированного обучения, приём составления синквейна, основанного на технологии развития критического мышления, проектно-исследовательская технология
Цели урока:
Образовательные:
- показать исторические и евангельские основы романа, углубить представление учащихся об основах литературного творчества, о способности писателя переосмыслить библейский текст, не совершая нравственных ошибок;
Развивающие:
- развитие мыслительных способностей учащихся, умений находить, осваивать новую информацию, сопоставлять факты и явления, обобщать и делать самостоятельные выводы; овладение культурой ведения дискуссий;
- развитие умения определять собственную нравственную позицию;
Воспитательные:
- определение системы нравственных ценностей, утверждаемых М. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита»;
- воспитание нравственных отношений между людьми, понимания ценности человеческой личности и ответственности человека перед Богом и совестью за каждый свой шаг,
- приобщить учащихся к миру этических и эстетических переживаний.
Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, экран, мультимедийный проектор), презентация к уроку, тексты романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита", запись темы и эпиграфа урока на доске, репродукция картины Тивадара Костка Чонтвари «Старый Рыбак».
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся смогут называть и правильно показывать нефтяные бассейны; смогут объяснять понятия: образование нефти, продукты переработки нефти, свойства, способы добычи, экологический мониторинг, бюджет, смогут работать с информационным материалом, статистическими данными, технологической картой, контурными картами и таблицами.
Личностные результаты: сопоставить личные читательские впечатления с замыслом и мировоззрением автора; увидеть чёткую и ясную авторскую позицию и её воплощение в романе, задуматься о собственном личностном нравственном выборе
Метапредметные результаты: Смогут самостоятельно определять цели своего обучения. Смогут учиться работать вместе для достижения результата занятия. Приобретут навыки формирования и развития ИКТ- компетентности.
Межпредметные связи: живопись, музыка
Опорные понятия, термины: вечные ценности, добро, зло, нравственность.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД Формы | Результат взаимодействия |
I. Организационный момент урока. Мотивация учебной деятельности. | Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха (успех уже в том, что задание учителя – выполнено) На данном этапе необходимо вызвать у учащихся заинтересованность в обсуждении достаточно серьёзных и сложных вопросов. В качестве мотивационного приема предлагаю небольшую презентацию по теме «Христианские мотивы в мировой культуре»: Г.Р. Державин: «Христа нашедши – всё находим!» А.С. Пушкин: Не напрасно, не случайно/ Жизнь от Бога мне дана,/ А. Ахматова: В каждом древе распятый Господь, В каждом колосе тело Христово, И молитвы пречистое слово Исцеляет болящую плоть. И демонстрируются картины: Рафаэль «Сикстинская мадонна», «Явление Христа народу». Антонио Корреджо «Святая ночь». | Готовят рабочее место. Личностные (удовлетворенность от проделанной работы к уроку) Для создания презентации ученики выполняли по группам задание: найти доказательства того, что поэты, художники, композиторы в своем творчестве обращаются к образу Христа. Знакомятся с поэтическими строками о Боге, сравнивают произведения живописи на общую тематику. Делают вывод: Известные поэты, писатели, художники в своем творчестве неоднократно обращались к образу Христа. | Коммуникативные. Регулятивные (волевая саморегуляция). 1.Регулятивные: уметь мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности». 2.Личностные: сформирована учебная мотивация. 3.Коммуникативные: участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества. | Результатом взаимодействия стала презентация |
Положительный эмоциональный настрой (неожиданность для обучающихся: найденные ими доказательства вошли в презентацию, с просмотра которой начат урок) | ||||
II. Целеполагание. | Проблемный вопрос: - Как вы думаете, почему такое повышенное внимание многих великих писателей и художников к полулегендарной личности Христа? Почему на протяжении двух тысячелетий Новый Завет оказывается источником вдохновения? | Отвечают на вопросы учителя. Ответ на главный вопрос: образ Иисуса – высший нравственный идеал. Он несет вечную ценность – добро и милосердие. Называют ключевые понятия: НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ, ДОБРО, ЗЛО и МИЛОСЕРДИЕ, ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ. | Регулятивные УУД 1. Формулировать ключевые понятия, связанные с образом Бога. 2. Определять характер деятельности 3.Уметь удерживать учебную задачу, владение правильной речью | Нахождение ключевых слов, на которых будет построен весь урок Выстроен ассоциативный ряд |
Формулирование темы урока. Постановка проблемы. | - Мы продолжаем знакомиться с произведением М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Предположите предмет нашего разговора. О чем же мы поговорим сегодня? Сообщается тема урока: проблема вечных ценностей в романе. - Давайте обратимся к эпиграфу, который вы видите: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Работа над смыслом эпиграфа - Как понимаете эпиграф? - Что можете сказать по этому поводу? | Формулируют тему урока. Что есть истина, добро и зло? В чем смысл человеческой жизни? Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии? Вот вопросы, которые ставит Булгаков в ершалаимских главах. | Регулятивные УУД 1. Формулировать тему урока, цель 2. Определять характер деятельности (П) 3.Уметь удерживать учебную задачу (Л), владение правильной речью (М) | Определяют тему и цель урока. |
III. Актуализация знаний обучающихся. 1.Установка познавательной задачи | - Вернёмся к роману Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита", попробуем выяснить, на каком уровне взаимодействуют у него понятия добра и зла, что мы наблюдаем в романе: борьбу или взаимодействие. - Чем является евангельский сюжет в романе? 1.Сопоставление ершалаимских глав романа с библейским первоисточником. Какие начала несут эти герои, как мы, читатели, определяем их принадлежность к свету или тьме? Чтобы ответить на этот вопрос, нам самим нужно определиться, какие конкретно ассоциации, образы, понятия связаны у нас с этими абстрактными категориями ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. | Определяют, что евангельский сюжет – это идейный центр романа. Он связан со многими проблемами произведения. Доказывают эту мысль: 1. Роман начинается с диалога о Христе. 2. Незнакомец тоже говорит о Боге. 3. Проблема добра и зла во всем романе. | 1.Коммуникативные: уметь строить речевое высказывание 2.Регулятивные: формировать и реализовывать умения включаться в разные виды учебной деятельности, применять знания, полученные на предыдущем уроке в рамках созданной учителем учебной ситуации, реализовывать навыки решения практической задачи индивидуальным образом. | |
2. Прием «Мозговой штурм» | На доске выписаны слова "Добро" и "Зло", «Милосердие». «Ценности». К ним называются ассоциации. В результате этой работы мы имеем записанные на доске столбики слов, среди которых, как показывает опыт проведения подобного урока, будут, помощь, сострадание, дружба, любовь, нравственные ценности. И ложь, ненависть, жадность, предательство. Итоговый вопрос: Что являются ценностью? | Здесь крайне важно обратить внимание ребят на то, что они имели в виду прежде всего человеческие качества.: для нас и для автора "Мастера и Маргариты" добро и зло - это в первую очередь то, что присуще миру людей. А присущи ли эти черты характера героям романа? | 4. Коммуникативные: Может сотрудничать с другими людьми; умение выражать свои мысли; умеет вступать в диалог. | |
3.Сравнительный анализ | Библия. Иисус Христос. 33 Сын Божий.Родился в семье плотника Иосифа. Знает и обит мать Марию. Верит в Божественное происхождение. Отца небесного зовет своим отцом. Окружен ореолом славы. Его знали в Палестине, Иерусалиме. При последнем въезде в город вел себя как мессия. | Мастер и Маргарита М. Булгаков. Иешуа Га-Ноцри. 27Отец – сириец. Мать – женщина сомнительного поведения. Родителей не помнит. Нищий бродячий философ. Никто не знает его в Ершалаиме. Иуда не ученик, а предатель. | Это реализация индивидуальных и групповых домашних заданий. Познавательные (поиск и выделение необходимой информации). | Сравнивают образ Иисуса Христа из библейского первоисточника с Иешуа из романа Булгакова по критериям: возраст, происхождение, ученики, известность. |
4. Беседа по содержанию ершалаимских глав | «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». - Каким человеком предстает в этом фрагменте Пилат? На протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости, из которых самым ярким будет самая скрываемая ото всех - трусость перед более высокой властью. Судьба дает ему шанс. Приговоренного к смертной казни Иешуа приводят к Понтию Пилату. Он должен утвердить приговор. -Что проповедует Иешуа? Пилат задает вопрос, который не должен задавать на суде: «Что есть истина?» - Что ответил Иешуа? Что бы вы ответили на этот вопрос? Истина оказалась человеческим понятием («болит голова»). Боль действительно прошла. Но Пилату трудно поверить, человека может спасти просто человеческое УЧАСТИЕ, СО-СТРАДАНИЕ. - Почему, несмотря на сочувствие, Пилат приговаривает Иешуа к казни? «Трусость – самый тяжкий порок». Согласны с этим? Можно трусость считать предательством? Как наказан Пилат? | Ученики отвечают на вопросы. Перед нами значительный человек, наделённый властью, не лишённый государственной мудрости, вызывающий страх и трепет (плащ с «кровавым подбоем») Выразительное чтение в лицах эпизода 2 гл. романа. Ученики в выразительном чтении передают напряженный диалог, в котором сталкиваются два мировоззрения, два мира. Один – мир зла, другой – мир добра. Запись в тетрадях: СО-страдание избавило от страдания. Размышления учащихся о трусости. Трусость наказана страшными муками совести. СОВЕСТЬ и ТРУСОСТЬ – ассоциации нравственных понятий. | Дети подводятся к правильной нравственной оценке поступков героев. 1.Регулятивные: формировать и реализовывать умения включаться в разные виды учебной деятельности, применять знания, полученные на предыдущем уроке в рамках созданной учителем учебной ситуации, реализовывать навыки решения практической задачи индивидуальным образом. | |
IV.Рассматривание репродукции картины Гё «Что есть истина?» | На картине образ Понтия Пилата, отвечающего за порядок и сохранение существующего устройства общества. Он гордо держит голову, пытаясь укорить Христа, объяснить ему, что образ проповедника лжив и смешон. Христос и Пилат не выясняют, что есть истина, так как первый собеседник знает это, а второй, облаченный в мантию, наделенный властными полномочиями, боится услышать правду. Необычен образ Христа. Автор подчеркивает: человек красив не внешними, а внутренними достоинствами. | Реализация индивидуального домашнего задания | Сообщение обучающегося. | |
Карты-задания: кто и при каких обстоятельствах произносил данные слова?
"…трусость, несомненно, один из самых страшных пороков <…> (Понтий Пилат) | Вопросы раздаются по одному на парту, отвечает, таким образом, пара. Четыре группы: 1. Понтий Пилат 2. Мастер и Маргарита 3. Воланд и его свита 4. Иешуа. Доказывают принадлежность своего героя к силам добра или зла, опираясь на текст романа. | 1. Личностные: ученик может делать нравственный выбор 2. Познавательные: Может создавать устные и письменные высказывания; Умение выражать свои мысли, строить высказывания. | Высказывают свое мнение, аргументируют свою точку зрения. | |
IV. Подведение итогов | Выводы формулируют учащиеся после дискуссии. Выводы: Со злом необходимо бороться, по мысли автора, так как главное зло в людях, которые живут во власти догм и стереотипов, подлости, лжи, приспособленчества. Воланд и его свита - воплощение торжества справедливости, неотвратимости наказания и разоблачения, но всё это не делает людей добрыми: симпатии писателя не на стороне Воланда. Люди должны научиться творить чудо человечности, как Иешуа, как Маргарита. Чтобы добро побеждало зло, люди должны помнить о высшей справедливости и научиться быть милосердными. | Выводы записывают в тетрадь. Критерии для самооценки:
(Отдельно могут быть выставлены оценки за работу с интерактивным тестом). | 1.Регулятивные: формировать и реализовывать умения, включаться в разные виды учебной деятельности. 2. Личностные: ученик может делать нравственный выбор; умеет адекватно реагировать на трудности. 3. Познавательные: Может создавать устные и письменные высказывания; Умение выражать свои мысли, строить высказывания. 4. Коммуникативные: умеет решать учебные проблемы; умеет слушать и слышать; может осуществлять продуктивное взаимодействие | Выводы записаны в тетрадь, сделан нравственный выбор |
V. Рефлексия Дискуссия | - Как вы думаете, можно ли победить зло? Если можно, то как? Вопросы: а) Есть ли борьба добра и зла в романе? б) Чего в мире больше по Булгакову? в) Нужно ли бороться со злом и можно ли победить зло насилием? | Отвечают на вопрос | 1.Личностные: уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректиро вать их. | Рассуждают, отвечая на вопрос: «Как можно победить зло?» |
VI.Домашнее задание | 1.Подготовить творческие проекты (используя информационные технологии) по темам: 2. Как рассматривается проблема добра и зла в творчестве других писателей. 3. Говорят мудрые (продумать вопросы для обсуждения) 4. Составить синквейн (по желанию). Например: Пилат, Иешуа | Записывают домашнее задание | 1.Познавательная: уметь использовать разные источники информации, находить в них ответы на вопросы, использовать информацию, полученную на уроке. 2.Регулятивная: уметь осуществлять самоконтроль и самопроверку 4. Познавательная: уметь ориентироваться в своей системе знаний. | Запись домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы в 11 классе на тему "Философско - этическиеческие проблемы "ершалаимских глав"романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа
Данная работа была представлена на «Ярмарку инноваций в образовании-2010». по гуманитарному направлению. Тема урока: «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа Михаила Афана...
Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"" с методическими пояснениями
Технологическая карта к уроку литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"" разработана как вариант записи данного урока в свете требований...
Конспект урока "По ершалаимским страницам романа "Мастер и Маргарита"
Мастер-класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...
Ершалаимские главы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Трагедия личности Понтия Пилата.
Вашему вниманию предлагается конспект урока литературы по теме: "Ершалаимские главы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Трагедия личности Понтия Пилата" и раздаточный материал для конкретной р...
Московские главы романа "Мастер и Маргарита". Художник и власть
Вопросы для домашнего задания...
Методическая разработка: технологическая карта урока "Семья – хранитель духовных ценностей".
Методическая разработка: технологическая карта урока "Семья – хранитель духовных ценностей"....
Технологическая карта урока "СЕМЬЯ -ХРАНИТЕЛЬ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ".
Технологическая карта урока "Семья- хранитель духовных ценностей"...