Конспект урока "По ершалаимским страницам романа "Мастер и Маргарита"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Мастер-класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по творчеству М.Булгакова | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Я не мог писать того Христа, которого у меня нет в душе.
(по ершалаимским страницам романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Цели урока: выявить художественные параллели между различными видами искусства (живописью и литературой), углубить восприятия выразительных средств литературы и живописи, раскрыть смысловую сторону произведения с помощью психологического портрета персонажей.
Оборудование: репродукция картины Н.Н.Ге «Что есть истина?»,
ватман, мультимедийный проектор, цветные мелки для рисования.
Ход урока:
Вы хорошо уже знаете, что портрет является одним из способов раскрытия характера героя. В нем отражается духовный мир, внутреннее состояние литературного персонажа. Давайте заглянем в великолепный дворец прокуратора Иудей Понтия Пилата, который «ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца Нисана» вошел в крытую колоннаду.
- Что вас поразило в облике Понтия Пилата?
- Что мы узнаем об этом человеке? (он бесстрашный воин - Всадник Золотое Копье, но он и «Свирепое чудовище»)
- Каким же он предстает перед читателями сейчас? (он беспомощен, он страдает от головной боли)
- Зачитайте отрывки, где говорится, как меняется выражение его лица? (Вспухшее веко поднялось...... Оба больные глаза тяжело глядели...... Он смотрел мутными глазами...)
- Почему этой детали автор уделяет так много внимания?
(«Глаза - зеркало души»)
- А какая душа у прокуратора? (Злобная? Черствая? Ранимая?
Мягкая? Он способен еще любить?)
- Почему же этот беспощадный человек, любящий только свою собаку, заинтересовался бродячим философом Иешуа Га - Ноцри? (потому что в глазах его не было страха, к которому так привык прокуратор. Он знает силу власти и потому удивлен смелостью арестанта)
- Посмотрим теперь на заключенного? Прочитайте отрывок, описывающий бродячего двадцатисемилетнего философа.
- У вас сложилось впечатление, что перед вами богочеловек? (Нет) А почему? (Демонстрируем репродукцию картины Н.Н.Ге «Что есть истина?» Христос и Пилат. 1890 год. Картина проецируется на чистый лист ватмана, расположенный вертикально на доске)
- Какое впечатление произвела на вас картина?
- Чем она отличается от сцены романа? (в ней нет красок, создается впечатление, что художник специально создал ее не в цвете, чтобы главный вопрос не ушел на второй план)
- Какой это вопрос? Зачитайте соответствующее место в романе («Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истин)', о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?»)
- Что же есть истина?
- Может, она в том, что перед прокуратором стоит богочеловек?
(Нет, на богочеловека он не похож, а вот на человекобога - да)
- Почему?
Мы уже нечто ' похожее читали у Л.Н.Толстого в романе «Анна Каренина»(учащийся читает отрывок: «Как удивительно выражение Христа! - сказала Анна... - Видно, что ему жалко Пилата...»)
- У вас не сложилось такое же мнение? («Твоя жизнь скудна, игемон,» - говорит Иешуа)
- Чем же наполнена жизнь прокуратора? (бременем власти, страхом перед императором, любовью к Банге и жутким одиночеством)
- А жизнь философа? (Верой в людей, в добро, в красоту и в торжество истины на земле. И постичь это прокуратором сможет только через 12 тыс. лун, когда сбудется его вещий сон)
- Почему же такой образ Христа создали художник и писатель? (Может быть, ответом станет фраза художника Михайлова из романа Анна Каренина: «Я не мог писать того Христа, которого у меня нет в душе»),
- Какой же Христос в душе писателя и художника?
В художественном полотне можно найти еще не одну легко читаемую аналогию, среди которых и яркая полоса света, в которой на картине стоит Понтий Пилат (сравним: «... прокуратор глядел на арестованного, затем на солнце, неуклонно подымающееся вверх...»). И этот свет сильнее оттенит контраст кровавого плаща прокуратора и голубого хитона Иешуа Га - Ноцри. Поэтому, следуя за текстом, мы предлагаем учащимся взять цветной мел и раскрасить репродукцию Н.Ге, которая спроецирована на ватман.
- Стала ли картина художника лучше?
- Почему же он не воспользовался красками?
(Потому что в этой ситуации важен не внешний эффект от картины, а ее внутреннее, философское содержание, заключающееся в диалоге двух людей, обреченных на бессмертие.)
Таким образом, ученики приходят к убеждению, что, несмотря разные приемы изображения героев, главным для художника и писателя становится внутренний мир героя, его психологический портрет, идея, носителем которой он становится.
Убедившись, что цели урока достигнуты, в качестве домашнего задания просим учеников сравнить образ Иешуа Га - Ноцри и Иуды в романе М.Булгакова с образами Христа и Иуды Искариота из рассказа Л. Андреева «Иуда Искариот».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Ершалаимские главы в романе "Мастер и Маргарита"
Один из уроков по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Основные проблемы - выявить основные философско-этические проблемы романа и показать как развивается тема совести на страницах глав о Понти...
урок литературы в 11 классе на тему "Философско - этическиеческие проблемы "ершалаимских глав"романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа
Данная работа была представлена на «Ярмарку инноваций в образовании-2010». по гуманитарному направлению. Тема урока: «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа Михаила Афана...
Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....
Конспект урока по роману "Мастер и Маргарита"
Подробная разработка урока...
Ершалаимские главы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Урок литературы в 11 классе....
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "гЕРОИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ!"
ЗАНЯТИЕ ПОСТРОЕНО В ВИДЕ ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ,КТОРАЯ СОСТОИТ ИЗ 3 ЧАСТЕЙ: ДРЕВНЯЯ РУСЬ, "ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА", Великая Отечественная война 1941-1945 гг....