Методические материалы по литературе. 10-11 классы
учебно-методический материал по литературе (10, 11 класс)

Баздырева Наталья Викторовна

Методические материалы содержат различные рекомендации по подготовке к устному высказыванию,по подготовке к ЕГЭ, к итоговому сочинению ,по составлению тестовых заданий и проведению тестового контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_materialy._literatura_10-11_kl.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области»

Методические материалы

Литература

10-11 класс

                                                                                                         Составитель:

                                                                                      учитель русского языка и литературы

                                                                                                         Баздырева Н.В.

Щигры, 2020 г

1.Рекомендации по подготовке к  устному высказыванию

1. Подумайте, с какой целью вы будете говорить.

2. Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания.

3. Соберите или отберите необходимый материал.

4. Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (пове-
ствование, описание, рассуждение). Почему?

5. Определите возможный стиль вашего высказывания (разговорный, пуб-
лицистический, научный, официально-деловой).

6. Составьте план.

7. Проговорите свое высказывание перед зеркалом, следя за тоном, логиче-
скими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами, мимикой.

8. Попросите кого-нибудь из друзей или взрослых послушать вас, учтите их
замечания. Используйте магнитофон: прослушивание записи поможет вам

 усовершенствовать свое высказывание

2.Рекомендации по подготовке к ЕГЭ

Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе  включают 7 этапов:

  • Советы психологов выпускникам.
  • Структура контрольных измерительных материалов.
  • Список художественных текстов в соответствии с различными литературными эпохами.
  • Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С1, С2, С3, С4).
  • Памятки анализа эпического, драматического и лирического произведений.
  • Критерии проверки и оценки выполнения части С5 (С5.1, С5.2, С5.3 на выбор экзаменующегося).
  • Рекомендации к сочинению-рассуждению части С5.

Часть 1

Советы психологов выпускникам

Как подготовиться к сдаче ЕГЭ

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты – "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Готовясь к экзамену, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах

2.Структура контрольных измерительных материалов по литературе

Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуется распределить время на выполнение работы следующим образом: на части 1, 2 – не более 2 часов, на часть 3 – 2 часа. Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического (или драматического) произведения и лирическое произведение). Задания направлены на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с произведениями других авторов. Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова или сочетания слов, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1–С2), требующие написания ответа в объеме 5–10 предложений. Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развернутым ответом (С3–С4) в объеме 5–10 предложений. Выполняя задания С1–С4, нужно постараться сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик. Для экономии времени при выполнении заданий с кратким ответом необходимо пропускать те из них, которые вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время. Приступая к выполнению заданий части 3, придется выбрать один из трех предложенных проблемных вопросов и дать на него письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объеме не менее 200 слов). За каждый правильный ответ в зависимости от уровня сложности можно получить один и более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Нужно постараться выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Часть 3

Список художественных текстов в соответствии с различными литературными эпохами

Часть 4

Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С1, С2, С3, С4)

Задания типа С1 – С4 относятся к заданиям повышенного уровня сложности – это вопрос, на который нужно дать краткий (ограниченно развернутый) связный ответ. Выполнение заданий С1 – С4 предполагает выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи курса.

Оценка выполнения заданий С1 и С3

Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют.

3

Оценка выполнения заданий С2 и С4

Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не менее двух произведений одного или разных писателей, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д. (2 и более позиций сопоставления), и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют.

3

Часть 5

Памятки анализа эпического, драматического и лирического произведений

Анализ эпического и драматического произведения

  1. Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения;
  2. Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторских отступлений);
  3. Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются;
  4. Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности;
  5. Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью;
  6. Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается;
  7. Тема и проблема произведения, которое получили здесь своё развитие, значение эпизода для раскрытия идеи произведений, выражения авторской позиции.

Анализ лирического произведения

  1. Автор, заглавие;
  2. Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь, миниатюра, письмо);
  3. Основная тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество, поэт и поэзия);
  4. Сюжет, композиция, проблема.
  5. Мотив создания: что послужило источником написания, вдохновения;
  6. Лирический герой;
  7. Место автора в произведении;
  8. Эмоции, чувства, возникающие при чтении стихотворения;
  9. Художественные средства (портретные зарисовки; речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма; диалоги; монологи);
  10. Языковые средства (фонетические, лексические, тропы, морфологические, синтаксические);

Часть 6

Критерии проверки и оценки выполнения части С5 (С5.1, С5.2, С5.3 на выбор экзаменующегося)

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе

Баллы

Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения; фактические ошибки отсутствуют.

3

2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями.

 

Экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных приемов.

3

3. Обоснованность привлечения текста произведения.

 

Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.).

3

4. Последовательность и логичность изложения.

 

Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов.

3

5. Следование нормам речи.

3

Максимальный балл

15

Часть 7

Рекомендации к сочинению-рассуждению части С5

Как писать сочинение?

Композиция сочинения:

Вступление

Основная часть

Заключение

1. Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Во вступлении может:

  • содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
  • представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”);
  • содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;
  • сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.

В основной части следует избегать:

  • Пересказа литературного произведения;
  • Изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме;

В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли;

Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема.

3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на самое главное.

Заключительная часть должна быть:

  • Короткой, но емкой;
  • Органически связанной с предыдущим изложением.

В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части

3. Рекомендации по составлению тестовых заданий и проведению тестового контроля

При  разработке тестов или использовании готовых необходимо придерживаться определенных принципов:

  • определение значимости проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний;
  • взаимосвязь содержания и формы;
  • содержательная правильность тестовых заданий (каждое задание теста опирается, как правило, на факт, правило, теорему, норму, закон или на апробированный в практике метод);
  • полнота и достаточность числа заданий;
  • соответствие содержания теста уровню современного состояния науки;
  • комплексность и сбалансированность содержания теста (итоговый тест не строится на содержании одной темы);
  • системность содержания (формулирование содержания тестовых заданий, отвечающего требованиям системности);
  • вариативность содержания (множество вариантов заданий одного и того же теста, которые примерно равны по трудности, имеют сходные показатели вариации тестовых баллов испытуемых).

Составляя тесты для учеников, необходимо учитывать:

  1. возрастной уровень учащихся;
  2. уровень подготовки школьников;
  3. значимость выбираемых тем;
  4. процесс усвоения данных тем учащимися.

В зачётную работу необходимо включать те задания. в которых школьниками допускается наибольшее количество ошибок и которые составляют большую значимость.

          Проводя в классе тестирование,  учитель должен соблюдать простые правила:

  • предусмотреть время (лучше с 9.00 до 12.00) и продолжительность (не более одного урока, т.к. при однообразной работе снижается внимание);
  • предусмотреть характер деятельности учащихся до тестирования;
  • дать чёткую инструкцию перед началом выполнения работы;
  • не пользоваться бездумно готовыми тестами (учитывать уровень подготовки класса, возраст детей,  адаптировать - готовые тесты, прогнозировать результат);
  • проводить анализ результатов тестирования оперативно;
  • анализ результатов должен носить диагностический характер, раскрывать причины возникновения ошибок, быть эффективным средством корректирования.

4.Рекомендации по подготовке к итоговому сочинению

 Инструкция представляет собой пошаговые рекомендации участникам итогового сочинения, в ней отражены требования, в соответствии с которыми выпускники должны строить свои сочинения, а эксперты ‒ оценивать их работы. Осуществляя подготовку обучающихся к написанию итогового сочинения в выпускных классах, учитель должен использовать задание, представленное в инструкции. Основные требования к итоговому сочинению:

Соответствие теме. (В сочинении раскрыты понятия, входящие в формулировку темы и выражающие поставленную в нём проблему.)

Наличие основной мысли. (Решена поставленная в формулировке проблема.)

Доказательность основной мысли. (В основной части дается разве рнутая аргументация своей позиции с привлечением текста художественного произведения: выдвинутые положения подтверждаются текстом.)

Полнота, глубина и самостоятельность раскрытия темы. (В со чиненииобучающ егосяпоказано знание текста художественного произведения, умение отбирать литературный материал применительно к данной теме.)

Связность, последовательность, логичность изложения. (Каждое новое положение сочинения, развивающее основную мысль, является следствием предыдущего; вывод – следствие рассуждений.)

Стройность композиции сочинения. (Соблюдается соразмерность частей сочинения: вступления, основной части, заключения; прослеживается логическая связь между частями сочинения: вступление связано с основной частью, заключение проистекает из доказательства в основной части соответствует вступлению).

Стилевое единство, выразительность повествования. (Для сочинения характерна простота изложения, в нём отсутствуют словесные штампы, стилистически окрашенная лексика, достигнута эмоциональность речи.)

Фактическая точность. (Отсутствуют искажения литературных и исторических фактов.)

Речевая грамотность. (Точный подбор слов для выражения своих мыслей, целесообразное употребление лексических и синтаксических средств.)

При оценке итогового сочинения особое внимание уделяется критерию No 1 «Соответствие теме», который нацеливает на проверку содержания сочинения, и критерию No 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала», который позволяет оценить умение использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Если при проверке сочинения по этим критериям учащийся получает «незачёт», то «незачёт» ставится за всё сочинение.

Организуя подготовку учащихся 11 класса к экзамену, учитель может рекомендовать следующий алгоритм написания сочинения:

1) Обдумывание темы, определение её границ, выявление содержания. Чтобы точно определить тему, необходимо в её формулировке найти ключевые слова, помогающие выявить проблему.Выпускник может выбрать свой путь осмысления предложенной темы (отвечать на вопрос, поставленный в теме, или размышлять над предложенной проблемой, или строить высказывание на основе связанных с темой тезисов).

2). Формулировка основной мысли (идеи) сочинения.

3). Подбор аргументов для доказательства основной мысли и подтверждение их текстом выбранного произведения (выбранных произведений) отечественной или мировой литературы.

 4). Подбор фактического и литературного материала для убедительного обоснования тезисов.

5). Составление плана сочинения. План поможет написать стройную по композиции работу, избежать повторов, отклонений от темы. В каждом пункте плана можно указать примеры из текста и цитаты, необходимые для раскрытия темы.

6). Написание текста сочинения.

7). Проверка сочинения. Надо выработать у учащихся привычку внимательно читать свою работу.

При первом чтении проверяется содержание сочинения. При повторном чтении осуществляется проверка его композиции и логики изложения материала. Наконец, выпускник проверяет речевую и языковую грамотность текста.

Сочинение является результатом систематической работы, осуществляемой на уроках литературы на протяжении всех лет обучения. В практике школьного преподавания литературы следует увеличить количество специальных уроков для обучения написанию сочинений и уроков, посвящённых аналитическим разборам письменных творческих работ учащихся. Рекомендуется также включать в учебную работу контрольные сочинения на основе художественных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по литературе

Здесь представлены методические материалы по литературе (статьи, карточки, опорные схемы), накопленные за годы работы в школе. Взяты они различных журналов, книг. Надеюсь, что кому-то из вас, уважаемы...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

методические материалы по литературе. 11 класс

данные материалы помогут школьникам лучше освоить произведения Блока и Куприна...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе на тему «Портрет литературного героя» (на материале глав из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Структура урока соответствует современным требованиям к уроку. Урок способствует формированию духовных ценностей, нравственных законов, по которым живут герои художественного произведения, понима...

Контрольно-измерительные материалы по литературе за 6 класс

Контрольно-измерительные материалы по литературе за 6 класс...

Контрольно-измерительные материалы по литературе за 7 класс

Контрольно-измерительные материалы по литературе за 7 класс...

программно-методические материалы по литературе для 5-11 классов

Программы под ред. Т.Ф. Курдюмлвой, под ред. А.Г. Кутузова, для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев под реда. М.Б. Ладыгина....