Контрольно-измерительные материалы по литературе за 6 класс
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Контрольно-измерительные материалы по литературе за 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kimy_lit-ra_6_klass.docx | 39.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительные материалы по литературе
для учащихся 6 класса (под редакцией В.Коровиной).
2016-2017 учебный год
Составитель: Кривилева Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина (тест). (6 класс)
Цель: проверить знания учащихся биографии и творчества А.С.Пушкина, умение анализировать прочитанный текст с точки зрения нравственных проблем; развивать навыки самостоятельной работы.
Вариант 1.
1. Укажите годы жизни А.С.Пушкина: а) 1799-1837; б) 1769-1844.
2. Сколько лет было Пушкину, когда он поступил в Царскосельский лицей?
А) 10; б) 11; в) 12.
3. Сколько лет обучался будущий поэт в Царскосельском лицее?
А) 6; б) 7; в) 8.
4. Кто был первым директором лицея?
А) Н.Ф.Кошанский; б) В.Ф.Малиновский; в) А.П.Куницын.
5. Когда праздновали лицеисты День лицея? Что вы знаете об И.И.Пущине?
А) 1 сентября; б) 19 октября; в) 25 октября.
6. К кому из лицейских друзей Пушкин обращался со словами:
«Мой первый друг, мой друг бесценный…»?
А) К Кюхельбекеру; б) к Пущину; в) к Дельвигу.
7. Какой прием использует Пушкин в стихотворении «Зимнее утро», рассказывая сначала о сегодняшней погоде, а затем вспоминая вчерашнюю?
А) Олицетворение; б) лексический повтор; в) антитеза.
8. Как называется двусложный размер стиха с ударением на первом слоге?
А) хорей; б) ямб.
9. Каким размером написаны строки: «Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!»
А) хореем; б) ямбом.
10. Какое изобразительное средство используется в строках:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
А) метафора; б)эпитет; в) аллегория.
11. Жанр произведения А.С.Пушкина «Дубровский»:
А) рассказ; б) повесть; в) роман.
12. Композиция – это:
А) построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов;
Б) последовательность и связь событий в художественном произведении.
В) большое повествовательное произведение со множеством действующих лиц.
13. Кто из перечисленных героев романа «Дубровский» является второстепенным?
А) Дубровский; б) Троекуров; в) Антон Пафнутьич; г ) Маша Троекурова.
14. О ком говорится в этом эпизоде: «Странное готовилось ему пробуждение. Он чувствовал сквозь сон, что кто-то тихонько дергал его за ворот рубашки…»?
А) О Дефорже; б) об Антоне Пафнутьиче; в) о заседателе Шабашкине.
15. Почему Дубровский отказался от мести Троекурову?
А) Со временем простил ему смерть отца;
Б) Не захотел причинить душевную боль любимой девушке.
16. Почему Маша отказалась от помощи Дубровского в конце романа?
А) Успела полюбить князя Верейского;
Б) Связала себя узами брака с князем перед Богом, а от этого отречься нельзя;
В) Не захотела ослушаться отца.
17. Каким представлен Дубровский в романе:
А) Благородным и справедливым;
Б) Жестоким и злым;
В) Трусливым и покорным.
18. Почему в конце романа Дубровский покидает шайку разбойников и уезжает?
А) Его ничто не держит здесь более: имение сгорело, отец умер, любимая девушка вышла замуж;
Б) Решил сменить место разбоя, так как его преследуют власти;
В) Достаточно награбил, чтобы начать жизнь в другом месте.
Вариант 2.
1. Назовите год рождения А.С.Пушкина:
А) 1744; б) 1769; в) 1799.
2. Где находился Лицей, в котором учился А.С.Пушкин?
А) в Москве; б) в Царском Селе; в) в Михайловском.
3. Назовите дату торжественного открытия Лицея?
А) 1 сентября 1812 г.; б)19 октября 1911 г. в) 25 ноября 1810 г.
4. Кто из друзей Пушкина первым посетил его в Михайловской ссылке?
А) Пущин; б) Дельвиг; в) Кюхельбекер.
5. Какое из стихотворений Пушкина было написано им во время кишиневской ссылки? Что вы знаете об И.И.Пущине?
А) «И.И.Пущину»; б) «Узник».
6. В стихотворении «Зимнее утро» используется:
А) антитеза; б) аллегория.
7. Как называется двусложный размер стиха с ударением на втором слоге?
А) хорей; б) ямб.
8. Каким размером написаны строки: «Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…»?
А) хореем; б) ямбом.
9. Какое изобразительное средство используется в строках :
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела…
А) метафора; б) эпитет; в) сравнение.
10. Изображение зимнего пейзажа в стихотворении «Зимнее утро» представляет собой:
А) описание; б) повествование; в) рассуждение.
11. Жанр произведения А.С.Пушкина «Дубровский»:
А) рассказ; б) повесть; в)роман.
12. Сюжет – это:
А) построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов;
Б) последовательность и связь событий в художественном произведении.
В) большое повествовательное произведение со множеством действующих лиц.
13. Кто из героев романа является главным:
А) Егоровна; б) Владимир Дубровский; в) кузнец Архип.
14. Какова причина ссоры Дубровского и Троекурова:
А) несносный характер Троекурова;
Б) обида Дубровского на неуважительную реплику слуги Троекурова.
15. О ком говорится в этом эпизоде: «…понравился Кириле Петровичу своей приятной наружностью и простым обращением. Он представил … свои аттестаты и письмо от одного из родственников Троекурова…»?
А) О Дефорже; б) об Антоне Пафнутьиче; в) о заседателе Шабашкине.
16. Какое обстоятельство заставило Дубровского стать разбойником?
А) Нежелание служить в полку;
Б) Возможность быстро разбогатеть;
В) Потеря отца и дома, желание восстановить справедливость.
17. Почему Маша отказалась от помощи Дубровского в конце романа?
А) Успела полюбить князя Верейского;
Б) Связала себя узами брака с князем перед Богом, а от этого отречься нельзя;
В) Не захотела ослушаться отца.
18. Каким представлен Дубровский в романе:
А) Благородным и справедливым;
Б) Жестоким и злым;
В) Трусливым и покорным.
Ответы
№ | 1 вариант | 2 вариант |
1 | А | В |
2 | Б | Б |
3 | А | Б |
4 | Б | А |
5 | Б | Б |
6 | Б | Б |
7 | В | Б |
8 | А | А |
9 | Б | В |
10 | Б | А |
11 | В | В |
12 | А | Б |
13 | В | Б |
14 | Б | Б |
15 | Б | А |
16 | Б | В |
17 | А | Б |
18 | А | А |
Контрольная работа по рассказу «Конь с розовой гривой».
Цель: проверить знания учащимися текста рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»; развивать навыки самостоятельной работы с текстом; пробудить интерес к изучению художественной литературы.
Задания с выбором ответом
1. Мечтой всех деревенских ребятишек был:
а) поход на рыбалку вместе со взрослыми в) настоящий армейский конь
б) калач с изображением розового коня г) пряник в виде коня
2. Повествование в рассказе ведётся от лица:
а) главного героя – мальчика в) бабушки
б) автора г) соседского паренька
3. Действие рассказа происходит:
а) в деревне в) на море
б) в городе г) в посёлке
4. Сосед, дядя Левонтий, работал:
а) пастухом в) заготовщиком леса
б) трактористом г) лесником
5. Какие ягоды собирали ребята:
а) клубнику в) малину
б) землянику г) смородину
6. Имя бабушки главного героя:
а) Мария в) Анна
б) Екатерина г) Варвара
7. Название, какой реки упоминается в рассказе:
а) Енисей в) Обь
б) Иртыш г) Волга
8. Что такое шаньга:
а) пирожок с картошкой в) булочка с повидлом
б) булочка с творогом г) пирожок с капустой
9. Что такое туесок:
а) пояс в) корзина для сбора ягод
б) деревянная посуда для окрошки г) сеть для ловли рыбы
10. Мальчик в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» обманул бабушку, потому что:
а) не любил бабушку в) решил, что всё обойдётся
б) поддался на уговоры деревенских ребят г) не хотел собирать землянику
11. Мальчик расплакался на кухне, потому что:
а) считал себя незаслуженно обиженным в) ему было стыдно за своё поведение
б) ему не подарили розового коня г) он понял, что его никто не любит
12. Что символизирует подаренный бабушкой пряник:
а) стремление бабушки загладить вину в) искреннюю заботу о мальчике
б) обыкновенный знак внимания г) мудрое умение любить и прощать
Задания с кратким ответом
1.Узнайте героя рассказа по описанию.
«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами ».
2. Из чего делали свистульки левонтьевские ребята?
3. Санька утверждал, что видел в пещере. Кого?
4. Куда поехала бабушка продавать землянику?
5. Какой художественным приёмом использует Астафьев в приведённом отрывке.
«По скоблённому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».
6. Что больше всего на свете любил и ценил дядя Левонтий?
7. Как называются слова бабушки: «У них самих в кармане – вошь на аркане»?
8. Как соседи называли бабушку?
9. Что такое рушник?
10. Что описывает В. П. Астафьев в данном отрывке. Как называется такой фрагмент?
«День был ясный, летний. Сверху пекло … клонились к земле рябенькие кукушкины слёзки. На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики …».
Задания для работы с текстом
- В. П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой» использует диалектные слова, т. е. те, которые употребляются только в данной местности, замените их общеупотребительными.
Диалектные
Общеупотребительные
увал
туесок
бадога
заполошная
заимка
поскотина
яр
- Герои рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» употребляют в своей речи просторечные слова, которые характерны для необразованного человека, прочтите их и замените общеупотребительными.
Малой –
Старшой –
Спокинул –
Супротив села –
Слободу люблю –
Привечали –
Шурунёт –
Напластали лука-батута –
Жратва –
Ёрзаешь –
- Спиши отрывок из рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова. Сверь свой вариант ответа с текстом рассказа.
Вот с орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник. Парнишки …………….. , ………………….., ……………….. друг в друга посудой, …………………….. подножки, раза два ………………….., ……………………….,………………….. По пути они ………………. в чей-то огород, и, поскольку там еще ничего ……………………, …………………… беремя луку-батуна, ………………………. до зеленой слюны, остатки ………………… . Оставили несколько перышек на свистульки. В обкусанные перья они …………….., …………………, под музыку шагалось нам весело, и мы скоро ………………. на каменистый увал. Тут все …………………………….., …………………………..по лесу и ……………………….. землянику.
Слова для справок: начали брать, бросали, вольничали, боролись, ставили подножки, заскочили, принимались драться, рассыпались, наелись, пищали, приплясывали, плакали, дразнились, ничего не поспело, напластали, пришли, побросали, перестали баловаться.
Ответы
Задания с выбором ответа
- г) пряник в виде коня
- а) главного героя – мальчика
- г) в посёлке
- в) заготовщиком леса
- б) землянику
- б) Екатерина
- а) Енисей
- б) булочка с творогом
- в) корзина для сбора ягод
- б) поддался на уговоры деревенских ребят
- в) ему было стыдно за своё поведение
- г) мудрое умение любить и прощать
Задания с кратким ответом
- Санька.
- Лук-батут.
- Домовой.
- Город.
- Сравнение.
- Свободу.
- Пословица.
- Петровна.
- Полотенце.
- Пейзаж.
Задания для работы с текстом
Диалектные
Общеупотребительные
увал
Пологий холм
туесок
Берестяная корзина для сбора ягод и грибов
бадога
Длинные поленья
заполошная
Суетливая
заимка
Земельный участок вдали от села
поскотина
Пастбище
яр
Крутой край оврага
2.
Малой – младший
Старшой – старший
Спокинул – оставил, покинул
Супротив села – напротив села
Слободу люблю – свободу люблю
Привечали – принимали, встречали
Шурунёт – прогонит
Напластали лука-батута – наелись
Жратва – еда
Ёрзаешь – крутишься, вертишься
3.
Вот с орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник. Парнишки вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород, и, поскольку там еще ничего не поспело, напластали беремя луку-батуна, наелись до зеленой слюны, остатки побросали. Оставили несколько перышек на свистульки. В обкусанные перья они пищали, приплясывали, под музыку шагалось нам весело, и мы скоро пришли на каменистый увал. Тут все перестали баловаться, рассыпались по лесу и начали брать землянику.
Итоговая контрольная работа (тест).
Цель: проверить уровень усвоения программы по литературе за курс 6 класса.
Итоговая контрольная работа по литературе.
Ф.И ученика________________________________________________класс: 6
Часть А (задания с выбором ответа)
I. Древнерусская литература
1. Летописание на Руси началось: а) в X веке; б) в XI веке; в) в XII веке.
2. Первым летописцем был монах: а) Никон; б) Нестор; в) Сильвестр.
II. Русская литература XIX века.
1. Размер, которым написано стихотворение «И.И Пущину»: а) ямб; б) хорей; в) дактиль.
2. А.С. Пушкин «Дубровский»: а) рассказ; б) роман; в) повесть.
3. Человек, о котором поведал М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Парус», стремился:
а) полной испытаний и трудностей жизни;
б) спокойной жизни без проблем;
в) одиночеству.
4. Кто является автором произведения «Бежин луг»?
а) Л.Н.Толстой; б) А.П.Чехов; в) И.С.Тургенев.
5. Н.А. Некрасов «Железная дорога». Тема стихотворения: а) любовь к Родине; б) быт и
нравы крестьян; в) тяжёлый труд крепостных.
6. Н.С.Лесков «Левша». Честь и славу русской нации составляет: а) простой труженик;
б) знаменитый полководец; в) император.
7. А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» бывшего акцизного: а) Жеребкин; б) Лошаков;
в) Овсов.
8. Смех в рассказе «Лошадиная фамилия» А.П.Чехова: а) добродушный;
б) уничтожающий; в) снисходительный.
III. Русская литература XX века.
1. Кто является автором произведения «Неизвестный цветок»?
а) В.П. Астафьев; б) АП. Платонов; в) Л.Н.Толстой.
2. М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Жанр произведения: а) повесть; б) сказка;
в) сказка-быль.
3. В произведении «Кладовая солнца» описываются события: а)времён первой мировой войны; б) после Великой Отечественной войны.
4. В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Бабушка, купив внуку пряник, проявила:
а) жалость; б) бесхарактерность; в) доброту.
5. В.Г.Распутин «Уроки французского» Действие происходит: а) перед войной; б) во время войны; в) после войны.
Часть В
1. Определите жанры следующих произведений:
• Зимой и летом одним цветом..
_____________________________________
• Висит груша – нельзя скушать.
_____________________________________
• Любишь кататься – люби и саночки возить.
_____________________________________
• «Во поле береза стояла…»
_____________________________________
• «Красная шапочка»
______________________________________
• «…… о блудном сыне»
______________________________________
• «…….. о Белгородском киселе»
______________________________________
2. Определите тему и основную мысль стихотворения А.С.Пушкина «И.И. Пущину».
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Определите размер стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Мороз и солнце! День чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…
__________________________________________
4. Определите основную мысль стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Определите основную мысль сказа «Левша» Н.С.Лескова. За что осуждает русского мужика автор?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Назовите сказочные и реалистические черты (или детали) в сказке – были «Кладовая солнца» М.И. Пришвина.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Из 2-х произведений, прочитанных в курсе литературы 6 класса, назовите положительных героев, обоснуйте свою точку зрения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы.
Часть А (задания с выбором ответа)
I. Древнерусская литература
1. а)
2. б)
II. Русская литература XIX века.
1. а) ямб.
2. б)
3.а)
4 в)
5. в)
6. а)
7. в)
8. а)
III. Русская литература XX века.
1. б).
2. в).
3. б).
4. в).
5. в).
Часть В
1. Определите жанры следующих произведений:
• Зимой и летом одним цветом..
поговорка
• Висит груша – нельзя скушать.
пословица
• Любишь кататься – люби и саночки возить.
пословица
• «Во поле береза стояла…»
народная песня
• «Красная шапочка»
сказка
• «…… о блудном сыне»
притча
• «…….. о Белгородском киселе»
сказание
2.Тема дружбы. Основная мысль- показать, как важна поддержка друзей в трудной жизненной ситуации
3.ямб
4 Основная мысль- показать тяжелый труд простого народа.
5. Основная мысль- показать талант и самобытность русского народа. Автор осуждает русского мужика за терпение и смирение со своим положением.
6 Сказочный зачин (брат и сестра пошли за ягодами и заблудились герои стоят перед выбором пути-испытания у камня: хороший или плохой путь выбрать. присутствие врага героя: в рассказе это волк, елочки-старушки, черный ворон. есть предмет-помощник – это компас. природа предостерегает о приближении опасности (елочки пугают героя, вороны и сороки трещат, предчувствуя наживу, природа хмурится, наблюдая за ссорой сестры и брата. добро побеждает зло, и в рассказе все заканчивается благополучно.
В начале рассказа писатель рисует голодную, трудовую, сиротливую послевоенную жизнь русских людей. Называет реально существующий город Переяславль-Залесский и торфяное месторождение, где работают геологи. В простой и ясной форме Пришвин рассказывает о серьезных естественнонаучных открытиях: «Солнце отдает свое тепло растениям, умершие и упавшие в болото, они скапливают эту энергию и образуют горючее вещество – торф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-измерительные материалы по литературе 10 класс
Тесты использовать для промежуточной аттестации по литературе...
Контрольно-измерительные материалы по литературе 7 класс
Проверить знания учащихся в конце года...
Контрольно - измерительные материалы по литературе (6 класс)
Назначение работы – оценить уровень подготовки учащихся по...
Контрольно - измерительные материалы по литературе (10 класс)
Назначение работы – оценить уровень подготовки учащихся по...
Контрольно-измерительные материалы по литературе. 5 класс Учебник Т.Ф.Курдюмовой
В соответствии с требованиями ФГОС (ов) учителя должны приложить к рабочим программам КИМы. Предлагаю тесты по таким темам : " Мифы", "Фольклор", "Руслан и Людмила", "Муму","Васюткино озеро", итоговые...
Контрольно -измерительные материалы по литературе 6 класс.
1 Назначение – оценить уровень достижений учащихся по темам....
Контрольно-измерительные материалы по литературе (7 класс)
Дидактические материалы можно использовать на уроках литературы в 7 классе. Они позволяют определить уровень овладения учебным материалом....