Конспект урока по литературе "В. Катаев. "Белеет парус одинокий"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Дедюкина Светлана Викторовна

Конспект урока по литературе "В. Катаев "Белеет парус одинокий" (по образовательной системе "Школа 2100")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_literature_v_kataev_beleet_parus_odinokiy.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 3

 города Аткарска Саратовской области

План-конспект

открытого урока по литературе

в 5 классе

( Образовательная система «Школа 2100»)

                                                                                                           Подготовил учитель

                                                                                                   русского языка

                                                                                                 и литературы

                                                                          Дедюкина

                                                                                                              Светлана Викторовна

                                                                                            1 категория

В. Катаев «Белеет парус одинокий».

Автор и герой художественного произведения.

Автор:  Дедюкина Светлана Викторовна

Учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ №3

Технологияпродуктивное чтение с использованием ИКТ

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Главная дидактическая цель урока:

-Формирование правильного типа читательской деятельности через изучение произведения В. Катаева «Белеет парус одинокий».

1.Образовательные:

-Научить  определять  и объяснять  своё эмоциональное состояние к прочитанному.

-Расширять знания детей о животном мире морского побережья.

-Совершенствовать технику чтения.

-Пополнять словарный запас детей.

2.Воспитательные:

-Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, уметь аргументировать свою точку зрения.

-Воспитывать умение вести диалог

-Воспитывать бережное  отношение к природе.

3. Развивающие:

-Развивать фантазию, образное представление детей.

-Развивать эмоциональное восприятие ребёнка.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята.

СЛАЙД 1 

 «Что за необычный памятник и кто эти мальчики?!» — иногда восклицают туристы, разглядывая композицию одесского скульптора Николая Степанова. А между тем это один из самых трогательных памятников города.

- Как вы думаете, кому он посвящён?   (Предположения ребят.)

СЛАЙД 2  

 - Посвящён  этот памятник героям знаменитой повести В. Катаева «Белеет парус одинокий».

     2.  Актуализация знаний учащихся.

СЛАЙД 3

- Дома вы прочитали несколько глав из этого произведения, познакомились с её героями.

- На предыдущем уроке мы с вами предположили, о чём может быть это произведение.

- Оправдались  ваши ожидания?  (Нет.)

- Насколько ваш вариант соответствует авторскому?

  ( Частично, так как в повести говорится не только  о мятежном корабле, о море, но и о дружбе двух мальчиков.)

- Из повести мы узнаём, что Петя и Гаврик дружат. А что объединяет этих героев?

(Оба они фантазёры и любители приключений. Их объединяют общие интересы и тайны. Оба мальчика жили на берегу моря.)

- Итак, ребята, мы видим, что многое объединяло этих мальчиков. Они оба тянулись к прекрасному и доброму. И эта тяга ощущалась в том, как мальчики любуются Чёрным морем. Не случайно  глава, с которой мы будем знакомиться, так и называется «МОРЕ».

- Какие ассоциации у вас возникают при слове «МОРЕ»?

(Простор, горизонт, сила, мощь, великолепие, богатство, тайна.)

- Морю посвящали свои произведения не только писатели и поэты, но и художники. Например, Куинджи и Айвазовский. У Айвазовского есть целый цикл картин, посвящённых морю.

СЛАЙД 4,5,6,7

- Посмотрите на них, пожалуйста.

СЛАЙД 6

- Обратите внимание на картину мастера «Девятый вал». Что вы здесь видите?

(Страшное бушующее море и терпящий бедствие корабль.)

- А теперь предлагаю прочитать вторую главу повести, которая называется «МОРЕ».

     3. Новая тема. Осмысление.

А) Работа с учебником.  Первичное  чтение с остановками.

СТОП 1

- Что значит море «горело, как магний»?

( Магний – порошок серого цвета, который хорошо горит. МОРЕ светилось, полыхало, горело, как пламя.  Оно «горело» от лучей утреннего солнца.)

- Как вы понимаете выражение: «Степь обрывалась сразу»?

(Резко, внезапно…)

СТОП 2

СЛАЙД 8

- Маслина – вечнозелёное южное дерево семейства маслиновых, с мелкими душистыми цветками и съедобными, видом напоминающие сливы плодами.

- Что значит «вела зигзагами вниз»?

Тропинка была очень извилистая, со множеством поворотов.)

- Э, будь что будет! – Что хотел подчеркнуть этими словами автор?

(Состояние мальчика. Он спешил встретиться с морем, поэтому «ноги бежали сами собой», «он закричал и очертя голову ринулся вниз».)

Каролино – Бугаза – пляж в 60-и километрах от Одессы.

ГИРЛО – (укр. происхождения) – название рукава или протоков в дельтах крупных рек, впадающих в Чёрное и Азовское моря.

СТОП 3

- Почему В. Катаев сравнил своего героя с Робинзоном Крузо?

 ( В этот утренний час Петя был один наедине с природой.)

СТОП 4

- Что значит «читал следы, как книгу Майн Рида»?

(Майн Рид – автор приключенческой литературы. С интересом, увлечением, внимательно.)

СТОП 5

- Что такое «ШТИЛЬ»?    

 (Штиль – полное безветрие на море, когда поверхность воды гладкая)

- Почему море светилось «грустной голубизной»?

(Выражается настроение мальчика. Он пришёл  попрощаться с морем, так как уезжал с отцом домой.)

- Кто знает, из какого стихотворения эти строки?

 - Кто автор?

 - Чем море могло заинтересовать Петю?

СТОП 6

- Какую тайну может хранить оно в своих  пространствах?

СТОП 7

- Почему появление взбунтовавшегося корабля  было тоже тайной?

(Этот корабль никто не видел.  В основном о нём только говорили.)

СТОП 8

 - Почему писатель сравнивает море с пустыней?

(На первый взгляд, такое же бескрайнее и безжизненное, как и пустыня, но вмещающее в себя много тайн и загадок.)

СТОП 9

 - Объясните значение слова «мятежник».

(Мятежник - ,революционер, бунтарь, инсургент, смутьян; участник мятежа, восстания.)                                                                                              

- Для чего В. Катаев так подробно описывает  вид мятежного корабля?

( Катаев указывает нам на то, что первым этот корабль ранним утром заметил мальчик. Автор подчёркивает неожиданность этого события, так как раньше «мятежника» никто не видел, а теперь этот корабль можно было хорошо рассмотреть. Это событие было не только неожиданным, но и запоминающимся.)

СТОП 10

- Какая жизнь могла обнаружиться в «морщинах песка»?

Давайте посмотрим, что говорит об этом автор.

СТОП 11

-  Как вы понимаете слово «УПОЕНИЕ»?

(Упоение – воодушевление, восторг.)

- Что было «упоением» для Пети?

(Для него упоением являлась встреча с морем; ему нравилось купаться в его водах, нырять)

СТОП 12

- Почему мальчик не испугался старого краба?

(Мальчик вырос на море и умел их ловить.)

СТОП 13

 - Что может доставить человеку радость?

- Почему стайка морских коньков взволновала Петю?

- Давайте прочитаем ответ на этот вопрос в тексте и проверим, насколько справедливо наше предположение.

СТОП 14

- Для чего писатель так подробно описывает занятия мальчика?

(Подчёркивает его тягу к приключениям и любознательность.)

- Почему мальчик не торопится к отцу?

(Ему не хотелось  расставаться с тем местом, где ему так понравилось отдыхать. Именно поэтому мальчик примчался  к морю перед отъездом, чтобы последний раз насладиться встречей с ним и попрощаться.)

- Как мальчик относится к морю?

(Эта глава знакомит нас с одним из главных героев повести, вводит в обстановку, предшествовавшую грозным событиям, а также позволяет остановиться на картинах моря.

 Мы видим, что Петя любил море,  любовался им,  разгадывал  его тайны. Он чувствовал упоение, когда нырял в его волнах. Именно море подарило мальчику запоминающуюся встречу с кораблём – «мятежником». Герой чувствует непреодолимое желание проникнуть во все его  тайны.)

 СЛАЙД 9  ФИЗ. МИНУТКА.

Б) Работа с тетрадью на печатной основе.( стр. 23-24)

- Ребята, вероятно многие из вас видели море, любовались им.

- Чем оно вас поразило? Что вы чувствовали тогда?

На предыдущем уроке мы узнали, как относился к морю Гаврик. Сегодня мы пытались понять, как к морю относится Петя.

- Давайте посмотрим на  два описания моря в повести Катаева ещё раз.

Выполнение задания № 1.

- Одинаково   мальчики к нему относятся?   (Нет.)

- Почему?

Выполнение задания № 2.

- Так почему же Петя и Гаврик по-разному видят море? ( вывод на стр. 24)

В) Сравнительный анализ.

- Морем восхищается не только герой повести Петя, но и сам писатель.

- Какие краски использует писатель для изображения моря? (Сообщение учащегося)

СЛАЙД 10,11

 Рисуя море, Катаев тонко и живописно передает игру его красок (светло-голубое... ярко-синее... темно-индиговое... малахитовое). Он одухотворяет море, наделяя его свойствами живого существа. Оно может быть ласковым, может сердиться, гневаться. В хорошую погоду море играет барашками; в шторм — взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина.

- О чём свидетельствует такое описание?

( О том , что писатель был очень внимателен в изображении моря, об умении передавать свои чувства и переживания.)

- В своей повети писатель использует много пейзажных зарисовок.

- А что такое пейзаж?

СЛАЙД 12

(Пейзаж - 1. Общий вид какой-н. местности. Волжский п.

  1. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание

природы в литературном произведении. Пейзажи русских художников.

П. в романах Тургенева.)

- Для чего писатель включает в своё произведение  пейзажные зарисовки?

(Пейзаж помогает писателю не только рассказать о месте и времени изображаемых событий, но и глубже понять переживания героев. Так, прощаясь с морем, Петя грустит. Он вспоминает стихотворение Лермонтова:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом...

Эти строки раскрывают печальную взволнованность мальчика, его нежелание покинуть полюбившиеся места.)

- Как вы думаете, чьё восприятие моря ближе к авторскому?

(Гаврика, так как писатель сам родился и вырос в Одессе на берегу моря; он каждый день наблюдал за тяжёлой работой рыбаков, которые вынуждены были много трудиться, чтобы прокормить семью. Но  переживания Пети ему тоже были близки, потому что Катаев умел радоваться тем тайнам, которые дарило море.)

СЛАЙД 13

- Что общего в изображении моря Катаевым и Айвазовским?

(У них общий сюжет.  Катаев  и Айвазовский изображают разное море)

- Итак, мы видим, что каким бы не изображали море писатели и художники: спокойным или бушующем, меняющимся каждый час или темнеющим каждую минуту, но, без сомнения, каждый из них старался подчеркнуть в нём какую-то тайну и очарование.

4.  Итог урока и оценивание.

- Нет сомнения, что картины Айвазовского помогают нам представить то, что изобразил В. Катаев в своём произведении, что ощущал он и его герои.

- Каким было море у В. Катаева?  ( Разное)

- Какая картина Айвазовского , на ваш взгляд, раскрывает чувства Катаева, помогает понять состояние его души?  (Варианты ответов учащихся.)

          5. Рефлексия.

- Итак, мы завершаем наш разговор о море, о чувствах автора и героев, о красках, используемых для изображения моря.

Я предлагаю вам продолжить мысль:

СЛАЙД 14

- Я узнал(а), что …(автор может через героев предавать свои чувства)

- Я открыл(а) для себя, что …(море бывает разным)

- Я понял(а), что …(пейзаж помогает передать состояние героя)

6. Домашнее задание.

 Прочитать главы 5, 7, 8,15, 16. Ответить на вопросы: 3,4, 5 стр. 126.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе "Алые паруса" А. Грин

С этим конспектом урока  я участвовала в районом конкурсе "Поиск. Опыт. Мастерство" и заняла 3 место....

Конспект урока по литературе в 6 классе по феерии А.Грина "Алые паруса"

Конспект урока по литературе в 6 классе по феерии А. Грина " Алые паруса"...

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: А.Грин "Алые паруса"

Конспект урока по произведению А.Грина "Алые паруса" с использованием приёмов театральной педагогики...

Конспект урока по литературе "М.Ю.Лермонтов "Парус"

Конспект урока по литературе для 6 класс по теме "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Парус"...