М. А. Шолохов «Судьба человека».
план-конспект занятия по литературе (9 класс)
Судьба человека и судьба народа в годы Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 9 классе
Тема урока: М. А. Шолохов «Судьба человека».
Судьба человека и судьба народа в годы Великой Отечественной войны.
Цели:
Образовательные:
- Познакомить обучающихся с творчеством М.А. Шолохова, ознакомить учащихся с историей написания рассказа, дать некоторые биографические сведения о писателе;
- Знать содержание рассказа «Судьба человека», обучать вдумчивому чтению, уметь вести беседу и анализировать произведение, выделять ключевые эпизоды;
- Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;
- Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны.
Развивающие:
- Развивать умение работать с художественным текстом;
- Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом;
- Развивать навыки анализа образов.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за нашу страну;
- Воспитывать гражданскую позицию обучающихся;
- Способствовать воспитанию духовно богатых людей, учить состраданию, любви к другим.
Ход урока
- Подготовка учащихся к восприятию материала. Объявление темы, эпиграфа урока.
Учитель:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
Евгений Евтушенко
Люди – хозяева своей судьбы.
Паскаль.
Наделяет нас достоинствами природа, а помогает их проявить судьба.
Ларошфуко.
Жизнь прожить, не поле перейти.
Пословица.
-Ребята, перед вами стихотворение и высказывания известных людей, а какая тема их объединяет? (Тема судьбы человека).
-Вы правы, и сегодня мы будем говорить о судьбе человека и судьбе народа в годы Великой Отечественной войны по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».
- Как вы считаете, какие перед нами могут быть поставлены цели?
Сегодня мы проведем урок литературы, и это будет не просто урок-исследование, а получение новых знаний и подготовка к предстоящему сочинению. И вся исследовательская работа должна быть отражена в маршрутных листах, которые лежат перед Вами на партах.
Вступительное слово учителя
Незабываемый след в истории многих народов оставила Вторая мировая война. В душе каждого человека остались раны, которые были страшнее, чем рана от пули или снаряда. Мать не дождалась сына, жена – мужа, дети – отца. А как больно было вернувшемуся с войны бойцу увидеть вместо родного дома глубокую воронку от бомбы или пустой двор, в котором никто его не встречал, потому что все погибли… Каждой семьи коснулось черное крыло войны: кто-то был ранен, кто-то погиб, кто-то вернулся с покалеченной душой. Тема войны нашла отражение и в творчестве известного русского писателя Михаила Шолохова.
О своей самой сокровенной писательской цели он говорил так: «Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою». Эти слова Шолохова и будут эпиграфом к нашему уроку.
- Формирование новых знаний, умений, навыков
- Сообщение подготовленных учеников о жизни и творчестве писателя.
Учитель: Я заранее предложила подготовить сообщения о жизни и творчестве писателя. Сегодня мы коснемся только некоторых эпизодов его творческого пути.
Ученик 1: Взросление Шолохова началось рано. Когда началась Великая отечественная война, писатель был уже опытным, повидавшим многое человеком. Еще с 15 лет началась его самостоятельная жизнь. Революция, гражданская война сделали его очень быстро взрослым. В 1922-м году на Дону, в родном крае писателя, было неспокойно, банды разоряли земли. И ему пришлось на донской земле воевать с бандитами.
Звучит музыка «Священная война».
Ученик 2: К 1941-му году у писателя уже огромное литературное наследие: романы «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы». В годы войны его перо продолжало работать – оно звало соотечественников вставать на защиту родной страны. Шолохов уходит на фронт: он и корреспондент, и боец. Пережил ранение. В 1942 году потерял 75-летнюю мать, которая погибла от разрыва бомбы. В годы войны были написаны публицистические произведения, рассказы «Русский характер», «Наука ненависти», немного позже – «Судьба человека», «Они сражались за Родину».
Учитель. В 1946 году во время охоты Шолохов встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком. Это была случайная, недолгая встреча. Он рассказал писателю, которого принял за шофера-фронтовика, историю своей жизни, навсегда оставшуюся у него в памяти. Долго Шолохов вынашивал мысль, планы, образы. И только через 10 лет в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека», который потряс многих. В редакцию, на радио, писателю посыпались письма. Писали люди, пережившие все ужасы плена, семьи погибших, врачи, ученые, друзья по перу (даже из-за границы – Хемингуэй, Ремарк). Многие люди хотели найти Андрея Соколова, низко поклониться ему, окружить его заботой, отдать ему свое тепло.
- Работа над содержанием.
Учитель. Вставал вопрос в любые времена
Что жизнь такое? Для чего она?
Раз есть она, то как её прожить?
Эти вопросы волнуют каждого живущего на земле. Действительно, во все времена человек спрашивал себя: «Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Вероятно, и писателя они не оставляли равнодушным. Давайте обратимся к содержанию «Судьбы человека».
-Кому и почему Шолохов посвятил рассказ?
(Реализация индивидуального задания).
Ученик 3: Евгении Григорьевне Левицкой, члену КПСС с 1903 года. Она прожила трудную, но славную жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу отдельно от судьбы народа и Родины.
Учитель литературы:
-Что вы можете сказать о композиции этого произведения? (Автор пользуется особым композиционным приёмом – рассказ в рассказе. Это позволяет познакомиться с исповедью А. Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный).
Учитель литературы. Рассказ имеет кольцевую композицию. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками – Андреем Соколовым и Ванюшей – завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведется от имени главного героя, что позволяет проследить за событиями его жизни, его нелегкой судьбой.
-Какие основные этапы жизни Андрея Соколова мы можем выделить? (Довоенная жизнь, война и послевоенная жизнь).
Довоенная жизнь
- Какой была довоенная жизнь А. Соколова? (Работа с текстом).
Учитель.
- Как Шолохов рисует жизнь героя до войны? (выделяет наиболее важное в жизни, создает обобщенные картины: «придешь с работы…», «Приходится выпивать…», «Такие кренделя выписываешь…». Отобранными штрихами и черточками рассказывает об изменениях в жизни героя: «Вскорости у нас дети пошли…», «В двадцать девятом завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на грузовой…» и так далее. Глаголы в основном, прошедшего времени).
- А почему именно так? (да потому что это простое человеческое счастье, и А. Соколов был счастлив; был счастлив в прошлом. Перед нами эпический план изображения).
Уход на фронт и прощание с семьей. Война.
- Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание, как писатель говорит об этом? (А тут вот она, война).
- Чем эта фраза отличается от предыдущих? (Внезапность, трагичность, прошедшее время уступает место художественному настоящему времени. Эпический план изображения переходит в драматический).
- Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьей.
- В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? (Помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..)
- Какое изобразительное средство использовал здесь автор и почему? (Градация – для создания особого эмоционального накала в передаче переживаний героя – и тех, которые он испытывает сейчас, и тех, которые были в прошлом, и тех, которые до конца жизни будут сопутствовать ему).
Плен.
Учитель. Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний – фашистский плен.
- Как Соколов попал в плен? (Текст).
- Как ведет себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства).
- В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа – всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.
- Почему Соколов решается на побег? (Целеустремленный, мужественный человек, настоящий мужчина).
Фильм. Сцена с комендантом Мюллером.
- Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победит в начатой Мюллером игре. Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: в чем символическое значение этого эпизода? (Фильм. Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)
- А о чем говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать все возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность Отечеству – эти качества издавна присущи были русскому солдату).
- Какие черты характера А. Соколова мы запишем в тетради и на доске? (Стойкость, дух товарищества, преданность Отечеству).
Гибель семьи.
Учитель. Еще одно испытание – гибель семьи. (Работа с текстом).
- И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется каким принципом поведения? («На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза – лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), охватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне подчеркивал, что «жертвы, принесенные во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа»).
Учитель. Эта мысль отразилась и в финале рассказа. В нем утверждается идея органической преемственности поколений.
Встреча с Ванюшкой, ставшим ему сыном.
Просмотр отрывка из кинофильма «Судьба человека».
- Почему Соколов решается усыновить Ванюшу? Что общего в их судьбах?
- Сможет ли Андрей вырастить из Ванюши достойного гражданина?
- Найдите в тексте слова подтверждающие данное высказывание. (Около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина).
- Как вы понимаете слово судьба?
А теперь посмотрите в электронном словаре толкование слова судьба.
Ученик 1 посмотрит в энциклопедии «Кирилла и Мефодия». (Складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий все, что происходит в жизни).
Ученик 2 посмотрит в толковом словаре Ожегова. (Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий).
- Как судьба главного героя соотносится с судьбой всего народа? (А. Соколов – часть целого народа, который выстоял в тяжелейшей борьбе с врагом).
- Чем поучительна для вас история А. Соколова? (Беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие, способность к самопожертвованию, защита смысла и правды человеческого существования).
- Какая основная тема рассказа «Судьба человека?» (Человек на войне).
- Идея рассказа? (Пройдя через самые тяжелые испытания, он сохранил главное – свое человеческое достоинство, любовь к жизни, отзывчивую чуткую душу, человечность).
- Какую проблему поднимает автор в произведении? (Нравственного выбора человека).
Давайте вернемся к эпиграфу: «Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою».
- Как вы думаете, удалось ли М. Шолохову воспеть народ-труженик, народ-строитель, народ-герой в рассказе «Судьба человека»?
Рефлексия.
А сейчас попрошу вас написать синквейн, в котором вы сумеете выразить свое отношение к уроку.
Выставление оценок.
Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Андрей Соколов -главный герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека»».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Михаил Шолохов "Судьба человека"
В судьбе Андрея Соколова воплотилась жизнь, трудная и тяжёлая, всех солдат, вставших на защиту своего Отечества, но сохранивших в себе человечность....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/03/picture-760506-1727948508.jpg)
Разработка урока по литературе "М.Шолохов "Судьба человека". 11 класс
Разработка урока по литературе "М.Шолохов "Судьба человека"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/08/picture-827603-1475952257.jpg)
Шолохов "Судьба человека"
Урок был предназначен для помощи в подготовке к написанию итогового сочинения. Рекомендуется на уроке показать фрагменты одноименного фильма...