М.А.Шолохов. «Судьба человека»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: М.А.Шолохов. «Судьба человека»
Цели урока:
Познакомить учащихся с военной тематикой в произведениях советских писателей на примере рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».
Развивать навыки самостоятельно работать с художественным текстом, умения высказывать и аргументировать свое мнение.
Воспитывать любовь к Родине, уважение к ее нелегкой истории, любовь к родному языку и литературе.
Оборудование: слайды, кубики, иллюстрации, мультимедийный проектор
Ход урока
І Организационный момент
Активизировать класс
Психологический настрой
Дорогие ученики, уважаемые гости! Сегодня у нас очередной урок русской литературы.
Обратите внимание на доску. Здесь написаны слова и словосочетания. Прочитайте и вычеркните лишние слова, а потом объясните, почему вы это сделали.
Война, золотой век, Симонов, Чаадаев, модернизм, романтизм, серебряный век, «Жди меня», «В Сибирь», «Огонек».
Слово учителя:
Ребята, вы, наверное, догадались, что сегодня мы с вами продолжим говорить о военной литературе. А урок мы проведем в необычной форме.
Сегодня урок проведем в виде телепередачи «Выход есть». У нас в студии сегодня гости –это историки, литераторы и аналитики то есть психологи. Добро пожаловать в нашу студию, уважаемые гости!
Сегодня в передаче:
- «Тайна слов»-определение значения слов война и судьба.
Судьба - 1)Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий (по суеверным представлениям - воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни). 2) Участь, доля, жизненный путь.
Война - раздор и ратный бой между государствами, международная брань.
- «Кубик-рубик»-по методу кубизма группа историки рассказывают об истории создания рассказа, а литераторы-содержание рассказа «Судьба человека».
- «Плюс и минус»-заполняют таблицу одна группа пишут события со знаком минус, другая-события со знаком плюс.
События со знаком + | События со знаком - |
? | ? |
- «Аквариум» дебаты-здесь каждый занимает свою позицию. По ПОПС-формуле они проводят дискуссию. После этого дается слово психологам. Они анализируют и подводят итоги дебата.
- «Реклама»-это небольшое отступление от темы. Здесь рбята выдумывают и делают свою рекламу на карандаш.
- «Карусель»-даются картинки, передавая их по кругу, ученики пишут свои комментарии.
Сектор «Шанс»- это самые легкие вопросы для тех, кто мало участвовал на уроке. Например:
1.В каком году родился М.Шолохов?
Какие еще произведения Шолохова ты знаешь?
2.На какие части можно разделить рассказ?
Кто главный герой рассказа «Судьба человека»?
3.Опиши его жизнь до войны?
Что меняет жизнь главного героя?
4.Что случилось с Соколовым на войне?
Что изменило жизнь Андрея Соколова после войны?
5.Были ли у Соколова друзья?
Чем закончился рассказ?
Протолковать высказывания, которые подобрали учащиеся о человеке, о
смысле его жизни, о его назначении, о его выборе, о его определении.
Домашнее задание: написать сочинение на тему: “Человек - самая слабая в природе тростинка, но это тростинка мыслящая”
- Подведение итогов урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.А.Шолохов. Судьба человека
презентация к уроку...
Михаил Шолохов "Судьба человека"
В судьбе Андрея Соколова воплотилась жизнь, трудная и тяжёлая, всех солдат, вставших на защиту своего Отечества, но сохранивших в себе человечность....
Разработка урока по литературе "М.Шолохов "Судьба человека". 11 класс
Разработка урока по литературе "М.Шолохов "Судьба человека"...
Шолохов "Судьба человека"
Урок был предназначен для помощи в подготовке к написанию итогового сочинения. Рекомендуется на уроке показать фрагменты одноименного фильма...
М.Шолохов "Судьба человека"
Презентация по рассказу М.Шолохова "Судьба человека"...
М. А. Шолохов «Судьба человека».
Судьба человека и судьба народа в годы Великой Отечественной войны....