Разработка урока по литературе "М.Шолохов "Судьба человека". 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Ооржак Милана Ивановна

Разработка урока по литературе "М.Шолохов "Судьба человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sholohov_m._sudba_cheloveka.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Образ настоящего человека в произведении М. Шолохова «Судьба человека» 
Цель: Через восприятие содержания рассказа ученики осознают истинное назначение человека и смысл человеческого бытия.

Задачи:

1.Ученики узнают значения новых 
слов,познакомятся с новым 
произведением, осмыслят его идею. 
2. Ученики будут анализировать, 
рассуждать, сравнивать. 
3.Ученики, работая в группе, будут 
учиться взаимоуважению и 
взаимопониманию 

Оценка: 
1.Ответы на разноуровневые вопросы 
2.Дневник Двойной Записи, составление ассоциативной карты 
3. Наблюдение за работой в группах 

Методы: трёхэтапный урок, работа в группах, разноуровневые вопросы, ДДЗ, ассоциативная карта

Материалы: интерактивная доска, учебник, тетрадь, иллюстрации 
О. Верейского и Б. Алимова к рассказу, фотокадры из фильма С. Бондарчука «Судьба человека», отрывок из фильма С. Бондарчука «Судьба человека»

Ход урока 
I.Организационный момент: учащиеся поделены на группы. 
II. Побуждение 
1. Слово учителя. 
Послушайте, пожалуйста, притчу: 
Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище! Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!» Дедушка не выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы его только что назвали.» «А это уже не ваше дело»,- сказала женщина и пошла прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил: «Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что значит быть настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже родилась. Она – человек?» «Нет» «Надо родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей на человека, значит человек?»... 
А как бы вы ответили на это вопрос? Обсудите в группах. 
Выслушивание ответов 
(Составление ассоциативной карты к словосочетанию «Настоящий человек») 
Слайд №1 
А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим» 
Слово учителя: Многие писатели обращались к этому вопросу в разное время и каждый по-своему изображал настоящего человека. Толстой, Горький, Полевой... А каким изобразил его М. Шолохов , мы узнаем открыв страницы его рассказа «Судьба человека» (Слайд №2) 
Откройте тетради и запишите число, слово «Тема». Саму тему мы сформулируем в конце урока. Эпиграфом являются слова В.Гёте. Почему именно эти слова? Подходит ли этот эпиграф к нашей теме? 
На эти вопросы мы ответим в конце урока. 
(Слайд № 3)

Невозможно 
всегда быть героем, 
но можно всегда 
оставаться человеком 
Гёте

ІІІ. Реализация 
1.Слово учителя: послушайте историю создания рассказа. (Заранее подготовленный ученик рассказывает историю создания рассказа) 
2. Словарная работа: (Слайд № 4) 
Неизбывная- не проходящая 
Спорится –удаётся 
Подлючность- подлость 
Закипела слеза-стало жаль до слёз 
Засеменил- пошёл мелкими шагами 
3. Беседа 
- Кто является главным героем рассказа? 
- От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова? (Слайд № 5 «Всреча с автором») 
- Кому он поведал историю своей жизни? 
-Весь ли рассказ ведётся от лица Андрея Соколова? Когда появляется автор? 
-Как называется такой композиционный приём? (Рассказ в рассказе, кольцевая композиия) 
Как вы думаете, для чего этот прием использован? 
-Что поразило автора во внешности Андрея? Найдите и прочитайте. 
(Слайд №6 «Глаза словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской...») 
Почему автору стало «не по себе»? О чём они говорят? 
-Давайте и мы вслед за автором проследим за судьбой Андрея Соколова 
- На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни? 
(На три: до войны, во время войны и после войны)

4. Анализ эпизода «Мирная жизнь» (Слайд № 7: «Семейное счастье») 
- Как жил наш герой до войны? 
-Как вы думаете, был ли Андрей Соколов Счастлив? Почему? 
-Какие слова употребляет он, рассказывая о своей семье? 
Работа над ДДЗ (Слайд № 8): в левую колонку уч-ся выписывают важные слова и выражения, в правой колонке объясняют почему эти слова важны.

Важные слова Почему? 
работа кипела в руках, 
Не хуже других, 
Дети радовали, 
Чего ещё надо, 
всё в порядке 

Чтение ДДЗ. 
-Как можно озаглавить эту часть? Обсудите в группах. 
Выслушивание ответов. 
( Семейное счастье)

5. Анализ эпизода «Война» 
Слово учителя: В бережно и любовно построенный мир врывается война. Как сложилась дальнейшая судьба Андрея? 
-Как начинается его фронтовая жизнь? 
-Какие письма он шлёт своей семье? Почему? Найдите слова подтверждающие это. 
-Как относится он к своим товарищам? В каких словах выражается отношение А.Соколова к человеческому долгу?

Работа над ДДЗ 
Важные слова Почему? 
Не охотник на жалобных струнах играть, 
Вся держава на них держится, 
На то ты и солдат 
Я должен проскочить

Чтение ДДЗ. 
Озаглавливание части 
(Верность долгу)

6. Анализ эпизода «Плен» (Слайд № 9) 
Слово учителя: 
-Как А.Соколов попадает в плен? 
По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь. Что происходит ночью в церкви? 
-С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде? 
Работа в группах –заполнение ДДЗ (Каждая группа выписывает слова, характеризующие отдельного героя) 
1 –доктор, 
2- Крыжнёв 
3-А.Соколов

Важные слова Почему? 
1- товарищ, ты не ранен, 
Я-военврач, он и в плену выполнял своё великое дело... 
2- Я первый укажу на тебя, своя рубашка..., товарищи остались за линией фронта 
3-озноб колотит от подлючности, хотелось руки помыть, 
мордастый, 
пойдём товарищ

Чтение ДДЗ 
Беседа: 
-Какими эпитетами характеризует А.С. Крыжнёва и молодого лейтената? 
-Как называется такой художественный приём? 
-Что такое антитеза? 
Слово учителя: Какова же жизненная позиция А.Соколова?

В любых условиях оставаться самим собой, не изменить долгу, ни покорности, ни противопоставления своей жизни другим 
Озаглавливание части (Плен)

7.Анализ эпизода «Поединок с Мюллером» (Слайд № 10 «Поединок с Мюллером»)

Слово учителя: Следующий эпизод, в котором раскрываются черты характера А.С. – это эпизод с Мюллером. 
Беседа: 
-Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколов? 
-Какую сцену видит Соколов? 
-Что предложил ему Мюллер? 
-Как повёл себя наш герой? Почему? 
Чтение по цепочке (Стр.210) 
-Кто же победил в данном поединке? 
Озаглавливание части (Победа) 
Беседа: 
-Смирился ли А.Соколов с участью пленного? 
-Что ожидало его после плена? 
-Найдите слова, которые раскрывают его душевное состояние (стр.214) 
(Слайд № 11«Потеря близких»)

8. Анализ эпизода «Встреча с Ваней» (Слайд № 12-14 «Встреча с Ваней») 
Беседа: 
-Почему А.Соколов решает уехать из Воронежа? 
-Кого он встречает в Урюпинске? 
Просмотр видео ( http://www.youtube.com/watch?v=9aGDhembtyg) 
(Психологическая пауза) 
Беседа. 
-Какие чувства вы испытывали, когда смотрели данный эпизод? Почему? 
Озаглавливание части 
(Вновь обретённое счастье)

9. Анализ финала рассказа (Слайд № 15 «Прощание с героями»)

Выразительное чтение эпизода учителем 
Беседа: 
-Как вы думаете, выдюжит ли А.Соколов? 
-Какое время года изображено в начале и в конце рассказа? Как выдумаете, почему? 
-Что их ждёт впереди?

IV.Рефлексия 
1.Возвращение к ассоциативной карте: 
-В начале урока говорили о том, каким должен быть настоящий человек? 
-Можно ли Андрея Соколова назвать настоящим человеком? Почему? 
-Как вы думаете, почему этот рассказ называется «Судьба человека»? 
2.Формулирование темы урока. 
3.Возвращение к эпиграфу урока, объяснение эпиграфа. 
4.Возвращение к притче. 
5.Заключительное слово учителя 
-Урок хотелось бы закончить словами...

V. Домашнее задание: 
написать эссе на тему «Кто он – настоящий человек?» 
VI. Комментированное выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока с презентацией для 4 класса "Образ человека Древней Греции".

Тема: «Образ художественной культуры Древней Греции.                      ...

Разработка урока по экологии в 5 классе на тему: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов».

Разработка урока по экологии в 5 классе на тему: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов».  Формат Word (ZIP-архив, размер 300 Кб)Задачи: Развивать инте...

Методическая разработка урока нетрадиционной техники в 6 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» По теме: «Пейзаж – настроение. Природа и человек».

Цели:Расширить знания учащихся о пейзаже, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; познакомить с многообразием форм и красок  окружающ...

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

Разработка урока "Свобода в деятельности человека" 11 класс

Урок -   самостоятельное исследование с элементами технологии критического мышдения и решением проблемных задач. Рассматриваются вопросы  о свободе выбора и ответственности, о внутренней и ...

Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».

Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро", рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи ...

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»

Методическая разработка  (Технологическая карта)  урока по биологии в 5 классе  Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в  технологии развития критическ...