Разработка урока по литературе "М.Шолохов "Судьба человека". 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Разработка урока по литературе "М.Шолохов "Судьба человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sholohov_m._sudba_cheloveka.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Образ настоящего человека в произведении М. Шолохова «Судьба человека»
Цель: Через восприятие содержания рассказа ученики осознают истинное назначение человека и смысл человеческого бытия.
Задачи:
1.Ученики узнают значения новых
слов,познакомятся с новым
произведением, осмыслят его идею.
2. Ученики будут анализировать,
рассуждать, сравнивать.
3.Ученики, работая в группе, будут
учиться взаимоуважению и
взаимопониманию
Оценка:
1.Ответы на разноуровневые вопросы
2.Дневник Двойной Записи, составление ассоциативной карты
3. Наблюдение за работой в группах
Методы: трёхэтапный урок, работа в группах, разноуровневые вопросы, ДДЗ, ассоциативная карта
Материалы: интерактивная доска, учебник, тетрадь, иллюстрации
О. Верейского и Б. Алимова к рассказу, фотокадры из фильма С. Бондарчука «Судьба человека», отрывок из фильма С. Бондарчука «Судьба человека»
Ход урока
I.Организационный момент: учащиеся поделены на группы.
II. Побуждение
1. Слово учителя.
Послушайте, пожалуйста, притчу:
Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище! Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!» Дедушка не выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы его только что назвали.» «А это уже не ваше дело»,- сказала женщина и пошла прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил: «Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что значит быть настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже родилась. Она – человек?» «Нет» «Надо родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей на человека, значит человек?»...
А как бы вы ответили на это вопрос? Обсудите в группах.
Выслушивание ответов
(Составление ассоциативной карты к словосочетанию «Настоящий человек»)
Слайд №1
А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим»
Слово учителя: Многие писатели обращались к этому вопросу в разное время и каждый по-своему изображал настоящего человека. Толстой, Горький, Полевой... А каким изобразил его М. Шолохов , мы узнаем открыв страницы его рассказа «Судьба человека» (Слайд №2)
Откройте тетради и запишите число, слово «Тема». Саму тему мы сформулируем в конце урока. Эпиграфом являются слова В.Гёте. Почему именно эти слова? Подходит ли этот эпиграф к нашей теме?
На эти вопросы мы ответим в конце урока.
(Слайд № 3)
Невозможно
всегда быть героем,
но можно всегда
оставаться человеком
Гёте
ІІІ. Реализация
1.Слово учителя: послушайте историю создания рассказа. (Заранее подготовленный ученик рассказывает историю создания рассказа)
2. Словарная работа: (Слайд № 4)
Неизбывная- не проходящая
Спорится –удаётся
Подлючность- подлость
Закипела слеза-стало жаль до слёз
Засеменил- пошёл мелкими шагами
3. Беседа
- Кто является главным героем рассказа?
- От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова? (Слайд № 5 «Всреча с автором»)
- Кому он поведал историю своей жизни?
-Весь ли рассказ ведётся от лица Андрея Соколова? Когда появляется автор?
-Как называется такой композиционный приём? (Рассказ в рассказе, кольцевая композиия)
Как вы думаете, для чего этот прием использован?
-Что поразило автора во внешности Андрея? Найдите и прочитайте.
(Слайд №6 «Глаза словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской...»)
Почему автору стало «не по себе»? О чём они говорят?
-Давайте и мы вслед за автором проследим за судьбой Андрея Соколова
- На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни?
(На три: до войны, во время войны и после войны)
4. Анализ эпизода «Мирная жизнь» (Слайд № 7: «Семейное счастье»)
- Как жил наш герой до войны?
-Как вы думаете, был ли Андрей Соколов Счастлив? Почему?
-Какие слова употребляет он, рассказывая о своей семье?
Работа над ДДЗ (Слайд № 8): в левую колонку уч-ся выписывают важные слова и выражения, в правой колонке объясняют почему эти слова важны.
Важные слова Почему?
работа кипела в руках,
Не хуже других,
Дети радовали,
Чего ещё надо,
всё в порядке
Чтение ДДЗ.
-Как можно озаглавить эту часть? Обсудите в группах.
Выслушивание ответов.
( Семейное счастье)
5. Анализ эпизода «Война»
Слово учителя: В бережно и любовно построенный мир врывается война. Как сложилась дальнейшая судьба Андрея?
-Как начинается его фронтовая жизнь?
-Какие письма он шлёт своей семье? Почему? Найдите слова подтверждающие это.
-Как относится он к своим товарищам? В каких словах выражается отношение А.Соколова к человеческому долгу?
Работа над ДДЗ
Важные слова Почему?
Не охотник на жалобных струнах играть,
Вся держава на них держится,
На то ты и солдат
Я должен проскочить
Чтение ДДЗ.
Озаглавливание части
(Верность долгу)
6. Анализ эпизода «Плен» (Слайд № 9)
Слово учителя:
-Как А.Соколов попадает в плен?
По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь. Что происходит ночью в церкви?
-С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде?
Работа в группах –заполнение ДДЗ (Каждая группа выписывает слова, характеризующие отдельного героя)
1 –доктор,
2- Крыжнёв
3-А.Соколов
Важные слова Почему?
1- товарищ, ты не ранен,
Я-военврач, он и в плену выполнял своё великое дело...
2- Я первый укажу на тебя, своя рубашка..., товарищи остались за линией фронта
3-озноб колотит от подлючности, хотелось руки помыть,
мордастый,
пойдём товарищ
Чтение ДДЗ
Беседа:
-Какими эпитетами характеризует А.С. Крыжнёва и молодого лейтената?
-Как называется такой художественный приём?
-Что такое антитеза?
Слово учителя: Какова же жизненная позиция А.Соколова?
В любых условиях оставаться самим собой, не изменить долгу, ни покорности, ни противопоставления своей жизни другим
Озаглавливание части (Плен)
7.Анализ эпизода «Поединок с Мюллером» (Слайд № 10 «Поединок с Мюллером»)
Слово учителя: Следующий эпизод, в котором раскрываются черты характера А.С. – это эпизод с Мюллером.
Беседа:
-Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколов?
-Какую сцену видит Соколов?
-Что предложил ему Мюллер?
-Как повёл себя наш герой? Почему?
Чтение по цепочке (Стр.210)
-Кто же победил в данном поединке?
Озаглавливание части (Победа)
Беседа:
-Смирился ли А.Соколов с участью пленного?
-Что ожидало его после плена?
-Найдите слова, которые раскрывают его душевное состояние (стр.214)
(Слайд № 11«Потеря близких»)
8. Анализ эпизода «Встреча с Ваней» (Слайд № 12-14 «Встреча с Ваней»)
Беседа:
-Почему А.Соколов решает уехать из Воронежа?
-Кого он встречает в Урюпинске?
Просмотр видео ( http://www.youtube.com/watch?v=9aGDhembtyg)
(Психологическая пауза)
Беседа.
-Какие чувства вы испытывали, когда смотрели данный эпизод? Почему?
Озаглавливание части
(Вновь обретённое счастье)
9. Анализ финала рассказа (Слайд № 15 «Прощание с героями»)
Выразительное чтение эпизода учителем
Беседа:
-Как вы думаете, выдюжит ли А.Соколов?
-Какое время года изображено в начале и в конце рассказа? Как выдумаете, почему?
-Что их ждёт впереди?
IV.Рефлексия
1.Возвращение к ассоциативной карте:
-В начале урока говорили о том, каким должен быть настоящий человек?
-Можно ли Андрея Соколова назвать настоящим человеком? Почему?
-Как вы думаете, почему этот рассказ называется «Судьба человека»?
2.Формулирование темы урока.
3.Возвращение к эпиграфу урока, объяснение эпиграфа.
4.Возвращение к притче.
5.Заключительное слово учителя
-Урок хотелось бы закончить словами...
V. Домашнее задание:
написать эссе на тему «Кто он – настоящий человек?»
VI. Комментированное выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока с презентацией для 4 класса "Образ человека Древней Греции".
Тема: «Образ художественной культуры Древней Греции. ...
Разработка урока по экологии в 5 классе на тему: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов».
Разработка урока по экологии в 5 классе на тему: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов». Формат Word (ZIP-архив, размер 300 Кб)Задачи: Развивать инте...
Методическая разработка урока нетрадиционной техники в 6 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» По теме: «Пейзаж – настроение. Природа и человек».
Цели:Расширить знания учащихся о пейзаже, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; познакомить с многообразием форм и красок окружающ...
Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».
Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...
Разработка урока "Свобода в деятельности человека" 11 класс
Урок - самостоятельное исследование с элементами технологии критического мышдения и решением проблемных задач. Рассматриваются вопросы о свободе выбора и ответственности, о внутренней и ...
Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».
Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро", рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи ...
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»
Методическая разработка (Технологическая карта) урока по биологии в 5 классе Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в технологии развития критическ...