Урок литературы в 7 классе «А. Платонов «Юшка». Юшка – незаметный герой с большим сердцем»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок знакомит учащихся ещё с одним произведением из художественного наследия писателя. Это небольшой рассказ о человеке с большим, добрым сердцем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_platonovu_._yushka._7_klass.docx | 42.83 КБ |
4bd7124f7c2bc325b2bad1e5d42fc0f2.pptx | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 7 классе
Учитель: Курпанова Татьяна Петровна
Предмет: литература
Класс: 7 А класс
Тема: «А. Платонов «Юшка». Юшка – незаметный герой с большим сердцем» (1 урок)
Дата проведения: 5.03.2015
Тип урока: открытие новых знаний.
Технологии: технология критического мышления, ИКТ.
Формы работы: групповая, фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Продолжительность урока: 40 минут
Оборудование: Литература. 7 класс. Учеб. – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2./ Авт. – сост. В.Я. Коровина. – 10-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2003. ; раздаточный материал с таблицей; Толковый словарь, ноутбук, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация.
Цели образовательные:
- продолжить знакомство с творчеством А. Платонова;
- способствовать совершенствованию умения давать характеристику герою, определять тему и идею рассказа
цели развивающие:
- создание условий для развития навыков парной и групповой работы,
- способствовать развитию навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
- создать условия для развития умения строить связное высказывание, выражать собственную аргументированную точку зрения на героев, соглашаясь или не соглашаясь с точкой зрения автора и других участников беседы
цели воспитательные:
- способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, умеющей сострадать;
- создать условия для воспитания уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Ход урока.
- «Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь...»
Антуан де Сент-Экзюпери.
2. «Сердце в людях бывает слепое».
А. Платонов.
- Оргмомент.
Ребята, здравствуйте. Сегодня нам предстоит сложная, но очень интересная работа. Мы с вами будем анализировать прочитанный вами дома рассказ А. Платонова «Юшка». Дадим характеристику главному герою. Я думаю, каждый из вас, знакомясь с этим произведением, уже составил какое-то представление и о главном герое, и о его поступках, и о тех людях, которые его окружали, и, наверное, даже об авторе рассказа.
- Стадия «Вызов». Прием «мозговой штурм».
- Работа в парах. Записывают все, что знают об А. Платонове и его творчестве. Обсуждают записанное, добавляют, исправляют.
- Озвучивают записанное.
- Мы с вами вспомнили все, что знали о творчестве А. Платонова. А что бы вы хотели узнать о нем? Запишите, пожалуйста.
Знал | Хочу узнать | Узнал |
- А теперь посмотрим небольшую презентацию (Приложение1), рассказывающую о биографии писателя и его творческом пути. По ходу рассказа заполните, пожалуйста, вторую графу таблицы.
2. Обсуждение записанного.
- Чем интересен портрет писателя, его личность? На все ли интересующие вас вопросы ответили?
- Ребята, тема нашего урока: « Юшка – незаметный герой с большим сердцем». Как вы понимаете слово «герой»? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? Давайте составим кластер, помогающий понять значение слова «герой».
бесстрашный Смелый
совершает ГЕРОЙ
подвиг отважный
главное действующее сильный духом
лицо лит -ого произведения
Вывод. У этого слова как минимум 2 значения :
ГЕРО́Й
Мужской род
Выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги.
"Герои Великой Отечественной войны"
Главное действующее лицо литературного произведения.
"Г. трагедии"
- А как вы понимаете метафору « большое сердце»? Какой человек может иметь такое сердце? (Сердце, любви которого хватит на всех людей, на всё человечество. Это человек, обладающий талантом, даром любить, сострадать, быть милосердным. Говорят «большое сердце» о том, кто способен на сильное и искреннее чувство.)
Запишите это себе в тетрадь.
- Найдите в толковом словаре лексическое значение слов:
МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ.
Запишите в тетрадь. Именно эти качества всегда ценились человечеством.
Обратимся к тексту рассказа «Юшка».
- Стадия осмысления.
- Беседа по вопросам.
- Понравился рассказ?
- Почему он называется «Юшка»?
- Работа с текстом по группам. Чтение эпизодов, характеризующих главного героя. По ходу чтения составляется таблица. У каждой группы раздаточный материал в виде незаполненной таблицы. Каждая группа заполняет свой столбик цитатами из текста.
Портрет героя | Поступки героя | Отношение Юшки к людям | Отношение односельчан к Юшке | Отношение Юшки к природе |
После заполнения таблицы каждая группа читает свой текст, обмениваются найденными цитатами.
- Беседа по вопросам.
- Нарисуйте портрет героя, героической личности.
- Похож ли Юшка внешне на героя? (У него совсем не геройская внешность, он простой человек.)
- А на что мы должны обратить внимание, читая о Юшке? (На поступки Юшки: он помогает сироте, отдает все деньги на ее содержание и образование, не афишируя это в селе.)
- Что вас удивило в поведении Юшки? (Отношение к людям, которые его обижали). Сможете ли вы объяснить его поведение, читая эпизод, рассказывающий, как относился Юшка к природе? (Он любил каждого человека не за что-то, а просто так, бескорыстно. Этот помогает понять его благоговейное отношение к природе. А человек – часть всего живого на Земле.)
- Можно ли его назвать его поступки геройскими?
- Хуже или лучше стало жить людям после смерти Юшки, не понятого, обиженного их жестокостью, изменились ли они? (Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей… )
- Каким чувством переполнено сердце Юшки? (Любовью)
- Как вы думаете, почему односельчане не разглядели в Юшке героя? Ответьте словами Юшки. («Сердце в людях бывает слепое»)
- Определите тему рассказа. О чем он? ( Тема милосердия, сострадания)
- Какова главная идея рассказа? (Платонов утверждает в своём рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку.)
- Задание группам. Можно ли Юшку назвать героем с большим сердцем? Почему? Напишите ответ на вопрос в тетради, обратите внимание на эпиграфы к уроку.
(Юшку с полным правом можно назвать героем с большим сердцем. Он не обладает героической внешностью, не умирает, спасая кого-то. Но его подвиг – это духовный подвиг. Он обладает талантом любить бескорыстно все живое. Юшка жил по человеческим законам и смог своим добром победить зло. Он верил, что люди его тоже любят, но «сердце в людях бывает слепое», поэтому они и творят зло. Я думаю, что А. Платонов преподал всем нам урок доброты и милосердия, рассказав историю Юшки.)
Читает выводы каждая группа.
- Рефлексия.
- Составьте синквейн, помогающий обобщить все сказанное о Юшке, дать ему краткую характеристику.
Юшка
Незаметный, добрый
Помогает, любит, не держит зла
«Сердце в людях бывает слепое»
Герой
Слово учителя.
Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро - вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия.
Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое, помогать всему, что живет на земле, - таков урок этого произведения.
Ребята, будьте добры к тем, кто вас окружает. Будьте добрыми и человечными, пусть от вас исходит душевное тепло и человеческая доброта.
- Домашнее задание.
- Написать отзыв о рассказе.
- Прочитать рассказ А. Платонова «В прекрасном и яростном мире..»
- Выписать незнакомые слова, дать им толкование.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Андрей Платонович Климентов, которого читатель знает под фамилией Платонов, родился 28 (16) августа 1899 года. Однако традиционно его день рождения принято отмечать 1 сентября. Фамилию он сменил в 1920-х годах, образовав ее от имени отца, Платона Фирсовича Климентова, слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямской города Воронежа. Мать А. Платонова, Мария Васильевна, дочь часового мастера, была домохозяйкой. Несмотря на хроническую нужду, она обладала незлобивым, кротким характером и вносила в семейные отношения доброту и сердечность.
Учился Андрей сначала в церковно-приходской школе, затем в городском училище, а трудиться начал уже с тринадцати лет. "У нас семья была ... 10 человек, а я старший сын - один работник, кроме отца. Отец же ... не мог кормить такую орду", - писал он впоследствии в своих воспоминаниях. В малолетстве он испытал и тяжесть нищенской сумы, и горечь безвозвратных утрат ( голодной смертью умерли младшие братья и сестры), участвовал в гражданской войне и строительстве новой деревни. Все эти «университеты» и образовали душу и разум Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию. « Я жил и томился, - писал А Платонов в 1922 году жене и другу М.А.Платоновой, - потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности.»
В 1918 году пошел учиться в Воронежский политехникум. Он работал инженером, мелиоратором, журналистом. Но учебу прервала Гражданская война, на которую он ушел в 1919 году. Тогда же Платонов начал писать. Первая его книга - сборник очерков "Электрификация", где утверждалась мысль, что "электрификация есть такая же революция в технике, с таким же значением, как Октябрь 1917 года."
В 1922 г. увидела свет его вторая книга — сборник стихов «Голубая глубина». В 1926 г. Платонов переехал в Москву. В 1927 г. книга « Епифанские шлюзы» сделала писателя известным. В 1928 г. были изданы сборники :« Луговые мастера» и «Сокровенный человек».
С лета 1942 года Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». Подолгу бывал Андрей Платонов на передовой, устраиваясь в блиндажах с командирами рот или батальонов. Изучал фронтовой быт, солдатский язык, окопные песни, частушки, шутки. Вот что писал о нем сослуживец: « Во внешности Платонова было что-то от мастерового, рабочего человека, в силу необходимости ставшего солдатом, чтобы защитить свою Родину. Был он мягок и прост в обращении, умел найти слово для каждого – будь то генерал, солдат, старуха- крестьянка или ребенок. Говорил глуховатым, низким голосом, спокойно и ровно.
Но порою бывал и резок, колюч, всегда абсолютно нетерпим к фальши и хвастовству. Особенно душевно умел Платонов разговаривать с солдатами – тружениками войны… Когда случалось останавливаться на ночлег в крестьянской хате, Платонов проникался заботами хозяев: запросто нарубит дровец, подберет на дворе не у места брошенную лопату, достанет воды из колодца…»
Памятник на родине писателя в городе Воронеже Умер Платонов 5 января 1951года от туберкулеза в московской квартире на Тверском бульваре, 25. А. Платонов – самобытный писатель. Уже при жизни он выпустил 23 книги, некоторые из них были известны во всем мире.
Книги А.П.Платонова для детей
http://5klass.net/zip/literatura/Biografija-Platonova.zip http://www.book.magazinplus.ru/ http://optima485.imobilco.ru/ http://m.slovari.yandex.ua/ http://900igr.net/zip/literatura/Platonov-tvorchestvo.html Интернет- ресурсы: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/platonov-a-p
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 9 классе. Роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Данная презентация поможет учителю в проведении урока по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"...
Урок литературы в 9 классе"М.Ю.Лермонтов.Роман "Герой нашего времени".Повесть "Тамань".
Анализ повести "Тамань"....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Урок литературы в 10 классе по теме "Музыка как герой романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Урок литературы в 10 классе с использованием Интернет-ресурсов. музыкальных фрагментов....
Юшка – незаметный человек с большим сердцем. (по рассказу А. Платонова «Юшка»).
Цель:Составить образ человека с большой буквы на примере героя рассказа А. Платонова «Юшка».Задачи:Образовательные: раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображен...
Урок литературы 8 класс М.Ю. Лермонтов Мцыри - романтический герой.
Тип урока: закрепление материала.Цели:1) проанализировать поэму, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащи...