Виртуальная экскурсия «Образы помещиков» (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Исакова Наталья Николаевна

Цель экскурсии:

познакомить учащихся с героями произведения посредством виртуальной экскурсии.

 

Задачи экскурсии:

-помочь обучающимся увидеть приёмы раскрытия характеров героев произведения, мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме «Мёртвые души»;

-пробудить интерес к прочтению поэмы через организацию проблемных ситуаций;

-создать условия для выполнения домашнего задания на сравнение образов поэмы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект виртуальной экскурсии

Тема: Виртуальная экскурсия «Образы помещиков» (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).

Класс: 9 класс

Цель экскурсии: познакомить учащихся с героями произведения посредством виртуальной экскурсии.

Проблемы:

- Как хронология расположения образов помещиков в поэме раскрывает деградацию их характеров?

- Является ли ведение домашнего хозяйства отражением характеров помещиков?

- Как ответ на предложение Чичикова отражает их внутренний мир?

Задачи экскурсии:

-помочь обучающимся увидеть приёмы раскрытия характеров героев произведения, мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме «Мёртвые души»;

-пробудить интерес к прочтению поэмы через организацию проблемных ситуаций;

-создать условия для выполнения домашнего задания на сравнение образов поэмы.

Маршрут экскурсии:

1. Манилов

2. Коробочка

3. Ноздрёв

4. Собакевич

5. Плюшкин

Ход экскурсии

«Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»

Н.В.Гоголь

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся на экскурсию.

Слушают

Слайд 1

Как вы уже догадались, мы последуем маршрутом нашего главного героя – Чичикова – и вместе с ним побываем в гостях у помещиков. Тема нашей экскурсии «Галерея помещиков». Запишите, пожалуйста, тему себе в тетради.

Записывают тему урока

Слайд 2

Обратите внимание на эпиграф нашей экскурсии: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Так Николай Васильевич Гоголь сам охарактеризовал своих героев. Как вы думаете, с какими героями мы сегодня познакомимся – с положительными или отрицательными? (Дети самостоятельно должны сделать предположения, без комментариев учителя). Запишите эпиграф в свои тетради, к нему мы ещё вернёмся в конце нашей экскурсии.

Записывают эпиграф

Слайд 3

Наша экскурсия будет проходить по следующему маршруту: сначала мы посетим помещика Манилова, затем побываем у Настасьи Петровны Коробочки, потом заглянем к Ноздрёву, от него отправимся к Собакевичу и завершим нашу экскурсию визитом к помещику Плюшкину. На всём протяжении нашей экскурсии вы будете вести маршрутный лист, в котором будете отмечать те или иные характерные особенности каждого помещика. И в завершении вы должны будете сделать вывод.

И начнём мы свой путь с посещения помещика Манилова.

Слушают

Слайд 4

Перед вами портрет Манилова. Давайте прочитаем, как же описывает своего героя Николай Васильевич Гоголь.

Вопрос: Каковы основные черты характера Манилова? Какими словами можно охарактеризовать этого помещика? (Помещик Манилов – бесплодный мечтатель и фантазёр). Запишите в тетради.

Слушают

Находят в тексте и зачитывают портрет Манилова

Начинают составлять маршрутный лист. Запись в тетради

Слайд 5

А сейчас мы с вами посетим с деревню и дом Манилова.

По щелчку листаем иллюстрации, зачитываем фрагменты описания деревни и дома Манилова.

Комментарий учителя: Образом Манилова Гоголь начинает галерею помещиков. Перед нами возникают типические характеры. В каждом портрете, созданном Гоголем, по его словам, «собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Уже в описании деревни и поместья Манилова проявляется сущность его характера. Дом расположен на очень невыгодном, открытом всем ветрам месте. Деревня производит убогое впечатление, так как Манилов совсем не занимается хозяйством. Вычурность, слащавость раскрываются не только в портрете Манилова, не только в его манерах, но и в том, что покосившуюся беседку он называет «храм уединённого размышления», а детям даёт имена героев Древней Греции. Сущность характера Манилова - совершенная праздность. Лёжа на диване, он предаётся мечтам, бесплодным и фантастическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды. Его крестьяне живут в нищете, в доме царит беспорядок, а он мечтает о том, как хорошо бы построить через пруд каменный мост или от дома повести подземный ход. Обо всех он отзывается благосклонно, все у него препочтительнейшие и прелюбезнейшие. Но не потому, что он любит людей и испытывает к ним интерес, а потому, что ему нравится жить беззаботно и удобно. О Манилове автор говорит: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы». Таким образом, автор даёт понять, что образ Манилова типичен для своего времени.

Смотрят

Обсуждают увиденное и прочитанное

Слайд 6

А теперь покинем дом Манилова и отправимся к помещице Коробочке. Перед вами портрет Коробочки. Давайте прочитаем, как же описывает эту помещицу Николай Васильевич Гоголь.

Вопрос: каковы основные черты характера Коробочки? Какими словами можно охарактеризовать эту помещицу? («дубинноголовая»). Запишите в тетради.

Смотрят

Находят в тексте и зачитывают портрет Коробочки

Продолжают составлять маршрутный лист. Запись в тетради

Слайд 7

А сейчас мы с вами посетим с деревню и дом Коробочки.

Комментарий учителя: Следующий образ в галерее помещиков — это образ Коробочки. Если Манилов — это помещик-расточитель, бездеятельность которого ведет к полному разорению, то Коробочку можно назвать накопительницей, так как накопительство — это её страсть. Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нём имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. В её доме всё устроено по старинке. Она аккуратно хранит свои вещи и копит деньги, складывая их в мешочки. Всё у неё идёт в дело. В этой же главе автор большое внимание уделяет поведению Чичикова, акцентируя внимание на том, что Чичиков с Коробочкой ведёт себя проще, развязнее, чем с Маниловым. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене купли-продажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: «вдруг мёртвые и самой ей в хозяйстве пригодятся?». И снова автор подчёркивает типичность этого образа: «Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка». Оказывается, тупость Коробочки, ее «дубинноголовость» не такое уж редкое явление. В каждом из помещиков автор подмечает нравственное уродство. Манилов в своей праздности и лени доходит до крайности. В результате скупости Коробочка становится дубинноголовой.

Смотрят

Обсуждают уви-денное и прочи-танное

Слайд 8

А теперь отправимся к помещику Ноздрёву. Перед вами портрет Ноздрёва. Давайте прочитаем, как же описывает этого помещика Николай Васильевич Гоголь.

Вопрос: каковы основные черты характера Ноздрёва? Какими словами можно охарактеризовать этого помещика? («исторический человек»). Запишите в тетради.

Смотрят

Находят в тексте и зачитывают портрет Ноздрёва.

Продолжают составлять маршрутный лист. Запись в тетради

Слайд 9

А сейчас мы с вами посетим с деревню и дом Ноздрёва.

Комментарий учителя: Следующий в галерее помещиков — Ноздрёв. Кутила, картёжник, пьяница, врун и скандалист — вот краткая характеристика Ноздрёва. Это человек, как пишет автор, который имел страсть «нагадить ближнему, причём вовсе без всякой причины». Гоголь утверждает, что Ноздрёвы типичны для русского общества: «Ноздрёвы долго ещё не выведутся из мира. Они везде между нами...» Беспорядочная натура Ноздрёва отражается и в интерьере его комнат. Часть дома ремонтируется, мебель расставлена кое-как, но хозяина всё это мало волнует. Он показывает гостям конюшню, в которой две кобылы, жеребец и козёл. Потом хвалится волчонком, которого неизвестно зачем держит дома. Обед у Ноздрёва приготовлен плохо, но зато спиртного в избытке. Попытка купить мёртвые души едва не заканчивается для Чичикова трагично. Вместе с мёртвыми душами Ноздрёв хочет продать ему жеребца или шарманку, а потом предлагает сыграть в шашки на мёртвых крестьян. Когда Чичиков возмущается нечестной игрой, Ноздрёв зовет слуг, чтобы те избили несговорчивого гостя. Только появление капитана-исправника спасает Чичикова.

Смотрят

Обсуждают увиденное и прочитанное

Слайд 10

Мы в гостях у помещика Собакевича. Перед вами портрет Собакевича. Давайте прочитаем, как же описывает этого помещика Николай Васильевич Гоголь.

Вопрос: каковы основные черты характера Собакевича? Какими словами можно охарактеризовать этого помещика? («Он был похож на средней величины медведя…Кулак! Да ещё и бестия в придачу»). Запишите в тетради.

Смотрят

Находят в тексте и зачитывают портрет Собакевича

Продолжают составлять маршрутный лист. Запись в тетради

Слайд 11

А сейчас мы с вами посетим с деревню и дом Собакевича.

Комментарий учителя: Образ Собакевича занимает достойное место в галерее помещиков. «Кулак! Да ещё и бестия в придачу» — такую характеристику дал ему Чичиков. Собакевич, бесспорно, помещик-накопитель. Деревня у него большая, обустроенная. Все постройки хоть и неуклюжи, но прочны до крайности. Сам Собакевич напомнил Чичикову средней величины медведя — большой, неуклюжий. В портрете Собакевича совсем нет описания глаз, которые, как известно, являются зеркалом души. Гоголь хочет показать, что Собакевич настолько груб, неотёсан, что в теле его «совсем не было души». В комнатах Собакевича все такое же неуклюжее и большое, как он сам. Стол, кресло, стулья и даже дрозд в клетке, казалось, говорили: «И я тоже Собакевич». Просьбу Чичикова Собакевич воспринимает спокойно, но требует за каждую мёртвую душу по 100 рублей, да еще и нахваливает свой товар, как купец. Говоря о типичности подобного образа, Гоголь подчёркивает, что люди, подобные Собакевичу, встречаются везде — и в провинции, и в столице. Ведь дело не во внешности, а в натуре человека: «нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь». Грубый и неотёсанный Собакевич — властелин над своими крестьянами. О людях он придерживается строго определённого мнения: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».

Смотрят

Обсуждают увиденное и прочитанное

Слайд 12

Последняя наша остановка - дом помещика Плюшкина. Перед вами портрет Плюшкина. Давайте прочитаем, как же описывает этого помещика Николай Васильевич Гоголь.

Вопрос: каковы основные черты характера Плюшкина? Какими словами можно охарактеризовать этого помещика? («прореха на человечестве»). Запишите в тетради.

Смотрят

Находят в тексте и зачитывают портрет Плюшкина.

Продолжают составлять маршрутный лист. Запись в тетради

Слайд 13

А сейчас мы с вами посетим с деревню и дом Плюшкина.

По щелчку листаем иллюстрации, зачитываем фрагменты описания деревни и дома Плюшкина.

Комментарий учителя: Последним в галерее помещиков стоит Плюшкин. Гоголь отводит ему это место, поскольку Плюшкин являет собой результат праздной жизни человека, живущего за счет чужого труда. «У этого помещика тысяча с лишком душ», а выглядит он как последний нищий. Он стал пародией на человека, и Чичиков даже не сразу понимает, кто стоит перед ним — «мужик или баба». А ведь были времена, когда Плюшкин был бережливым, состоятельным хозяином. Но ненасытная страсть к наживе, к приобретательству приводит его к полному краху: он утратил реальное представление о предметах, перестал отличать нужное от ненужного. Он губит зерно, муку, сукно, но бережёт кусок чёрствого кулича, который давным-давно привезла дочь. На примере Плюшкина автор показывает нам распад человеческой личности. Куча хлама посреди комнаты символизирует жизнь Плюшкина. Вот чем он стал, вот что значит духовная смерть человека.

Крестьян Плюшкин считает ворами и мошенниками, морит их голодом. Ведь разум давно уж не руководит его действиями. Даже к единственному близкому человеку, к дочери, у Плюшкина нет отцовской привязанности.

Смотрят

Обсуждают увиденное и прочитанное

Итак, сегодня мы с вами побывали в гостях, и перед нами предстала целая галерея помещиков. Кто из помещиков вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему? Посмотрите внимательно на свой маршрутный слайд и вспомните эпиграф нашей экскурсии. Давайте сделаем вывод – верно ли, что один за другим следуют у Гоголя герои, один пошлее другого? Обоснуйте свой ответ.

Обсуждение увиденного и прочитанного, вывод

В качестве домашнего задания предлагается заполнить таблицу (пользуясь заполненным на уроке маршрутным листом и сведениями, полученными в ходе виртуальной экскурсии) «Чичиков и помещики». На основании этой таблицы предлагается ответить на вопрос: кого из героев поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» можно назвать положительным?

Приложение 1

Маршрутный лист

Помещик

Черты характера

Ведение хозяйства

Отношение к предложению Чичикова

Вывод

Манилов

Коробочка

Ноздрёв

Собакевич

Плюшкин

Приложение 2

Сравнительная таблица «Чичиков и помещики» (домашнее задание)

заполняется учащимися самостоятельно

Помещик, его отличительная черта

Как эта черта проявляется у Чичикова

Манилов – слащавость, приторность, неопределенность

Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях

Коробочка – мелочность, скупость, педантичность

В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны

Ноздрёв - самовлюблённость

Желание и умение всем нравиться

Собакевич – грубая прижимистость и цинизм

Нет “…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич”

Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик

Список Интернет-ресурсов:

Слайд 1

https://i.otzovik.com/2014/08/25/1267955/img/17769745.jpg

слайд 2

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1900370/pub_5cf4ce3092695500af757b58_5cf4dbff9a90a100ae054421/scale_1200

Слайд 3

http://900igr.net/up/datai/123571/0003-001-.jpg

https://3.bp.blogspot.com/-NwU5YGhxqYo/VYQTlISh-1I/AAAAAAAAHEk/1rXkPmnBXPk/s1600/Korobochka-Hudozhnik-P-Boklevskij-1874.jpg

https://tvercult.ru/wp-content/uploads/2019/03/awydlzgs.jpg

https://pbs.twimg.com/media/D3I7DtoWAAUqCco.jpg:large

https://24smi.org/public/media/person/2018/01/24/kshwifu010od-pliushkin.jpg

Слайд 4

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0ad8/000ec45f-4782509f/hello_html_e2d1503.jpg

https://i.pinimg.com/originals/db/9b/57/db9b57160132b28b8fdb98f29e90362f.jpg

Слайд 5

https://fb.ru/misc/i/gallery/24824/705508.jpg

Слайд 6

https://lh6.ggpht.com/YkFLLxk6Rnx_ijE7C8f8wJArPcIVKPjE9CHtYGpR4l5Fi6CXh14Qme8Bdrm80dYlc3o=h800

http://900igr.net/up/datai/130845/0013-008-.jpg

Слайд 7

https://litrekon.ru/wp-content/uploads/2019/04/dom.jpg

https://heaclub.ru/tim/a026a45cbf5bb98769d8e77d6069a0d8/dvor.jpg

Слайд 8

https://220110.selcdn.ru/upload-6a8baf907f9b3e0a7bf168a6e11e8412/iblock/397/397d15033aba1e4944518e4bce78e865/8a0f817a6da68dc60b9cf60aa861a844.png

http://www.proznanie.ru/photo/image1314989171.jpg

Слайд 9

https://www.booksite.ru/usadba_new/world/images/5_84.jpg

http://900igr.net/up/datai/125821/0019-019-.jpg

https://fhd.multiurok.ru/e/f/7/ef7423204fd02796afb261b2a1550faa831203a0/img7.jpg

Слайд 10

http://www.domgogolya.ru/upload/iblock/d51/d51dafacfdceb350a4bd8281c66e9fba.jpg

https://mtdata.ru/u30/photo750B/20727259091-0/original.jpg

Слайд 11

https://1.bp.blogspot.com/-yhMXD_eeQdc/VXnVym9-gfI/AAAAAAAAG8Q/jKsXW4VVofk/w1200-h630-p-k-no-nu/derevnja-sobakevicha-Hudozhnik-A-Laptev.jpg

https://4.bp.blogspot.com/-Qd8o6vr-Nmc/VXoJUXD8kJI/AAAAAAAAG8o/JQ4r66jyD5k/w1200-h630-p-k-no-nu/Dom-Sobakevicha-Hudozhnik-A-Laptev-Mertvye-dushi.jpg

http://mail.pereprava.org/uploads/posts/1316505635_sobakevi4_larg.jpg

Слайд 12

https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2018/02/12/regnum_picture_1518426956575777_normal.jpg

http://feb-web.ru/feb/gogol/pictures/l58-842-.jpg

Слайд 13

https://litrekon.ru/wp-content/uploads/2019/04/usadba.jpg

http://900igr.net/up/datai/123569/0016-033-.jpg

http://900igr.net/up/datai/216347/0032-048-.png

Слайд 14


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Характерные черты помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"...

"Как грустна наша Россия..." ( урок - суд над помещиками по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Обобщающий урок по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души", где на уроке используется рассказ В.Шукшина "Забуксовал", в котором герой задается вопросом: "Кого же мчит птица- тройка?"....

Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...

«… как грустна наша Россия…» (урок-суд над помещиками из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)

Цели урока:дать характеристику образам помещиков, показать их роль в раскрытии идейного замысла поэмы;учить сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы;развивать монологическую речь учащихся;в...

Технологическая карта урока литературы в 9 классе: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души".

Заключительный урок по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души»: «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Цели урока: Образовательные: формирование у обучающихся...

«Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь» (обобщающее значение образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).

Данный урок проводится после изучения поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души".Образовательные цели урока:- обобщить характеристику образов гкроев;- вынести решение по отношению к героям поризведения...