Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Цели урока:
- Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.
- Формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы.
- Воспитывать любовь к отечественной литературе, интерес к изучению творчества Н.В.Гоголя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazy_pomeshchikov.docx | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Цели урока:
- Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.
- Формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы.
- Воспитывать любовь к отечественной литературе, интерес к изучению творчества Н.В.Гоголя.
Оформление:
- Портреты Чичикова и помещиков.
- Текст поэмы “Мёртвые души”.
- Презентация “Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”.
- Фрагменты видеофильма “Мёртвые души”. (DVD серия “Русская классика”)
ХОД УРОКА
I. Оргмомент (приветствие).
Слайд 1.
Сообщение темы урока, целеполагание.
II. Вступительное слово учителя.
Крупным планом в поэме “Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, этих “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа.
Какие же они, хозяева жизни? Для анализа образов помещиков предлагается план. Слайд 2
III. Анализ образа Манилова.
- Кого из помещиков Чичиков навещает первым? Слайд 3
- Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым? Просмотр видеофрагмента “Чичиков у Манилова”
Задание: используя план-памятку, расскажите о Манилове. Выступление 1-й группы учащихся.
- Какая деталь в описании героя является преобладающей?
Тема сахара и сладости, автор своими сравнениями добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению
- Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?
Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.
- С помощью каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей?
Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.
- Какова отличительная черта Манилова?
Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.
- К каким выводам автор приводит читателей?
Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него препочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”.
Вывод. Слайд 4
Вместо настоящего чувства - у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.
IV. Анализ образа Коробочки.
Слайд 5
- Рассказать кратко содержание 3-й главы.
- Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?
Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. “Ну, баба, кажется, крепколобая!”
Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.
Просмотр видеофрагмента “Диалог Коробочки и Чичикова”
- Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?
Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.
- Каково положение крестьян у Коробочки?
Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.
- Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки.
Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.
- Что сделало Коробочку такой?
Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.
Задание: используя план-памятку, расскажите о Коробочке. Выступление 2-й группы учащихся
Вывод: Слайд 6
“Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.
Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.
V. Анализ образа Ноздрёва.
Слайд 7
Авторская характеристика Ноздрёва
Состоит из отдельных фрагментов, в которых рассказывается о привычках героя, эпизодах из его жизни, манерах и поведении в обществе. Каждая из этих зарисовок представляет собой сжатый рассказ, раскрывающий ту или иную черту его характера: пьяный разгул, страсть всё менять, пристрастие к игре в карты, пустые пошлые разговоры, сплошное враньё.
- Как разоблачается желание Ноздрёва приврать?
В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.
- Какова речь героя?
Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.
- Каковы жизненные цели Ноздрёва?
Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него – только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: “фетюк”, “подлец”, “дрянь”
Задание: используя план-памятку, расскажите о Ноздрёве Выступление 3-й группы учащихся
Вывод. Слайд 8
В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.
Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.
VI. Анализ образа Собакевича.
Слайд 9
- Какие детали- вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?
Описание господского дома: “…виднелся деревянный дом с мезонином… “…Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.
Греческие герои на картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами.
- Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?
В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек “неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож “на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово “медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.
Словами Чичикова автор высказывает своё заключение: “Родился ли ты уж так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь…”
- Что поражает в портрете Собакевича?
В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: “..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”;
“Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…”
“Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”
- Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?
Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул.
“Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”.
Задание: используя план-памятку, расскажите о Собакевиче Выступление 4-й группы учащихся
Вывод: Слайд 10
Автор подчёркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.
Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.
Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.
VII. Анализ образа Плюшкина.
Слайд 11
Тема нравственного падения, духовной смерти “хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину.
Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.
- Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечество”?
- Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?
- Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?
Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.
- Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества.
Найти в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.
Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…
Задание: используя план-памятку, расскажите о Плюшкине. Выступление 5-й группы учащихся
Вывод. Слайд 12
Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки.
- Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?
Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков.
Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения.
Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.
Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества.
В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен.
Гоголь с горечью восклицал: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.
VIII. Сходство Чичикова и помещиков.
Слайд 13
Помещик, его отличительная черта | Как эта черта проявляется у Чичикова |
Манилов – слащавость, приторность, неопределённость | Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях |
Коробочка – мелочная скаредность | В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны |
Ноздрёв - самовлюблённость | Желание и умение всем нравиться |
Собакевич – грубая прижимистость и цинизм | Нет “…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич” |
Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хранение | Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик |
Слайд 14
Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.
IX. Кроссворд. Слайды с 15 по 24
X. Подведение итогов.
XI. Домашнее задание.
1. Заполнить таблицу по плану:
- краткая характеристика помещика;
- описание усадьбы помещика;
- описание совместной трапезы;
- как помещики реагируют на предложение Чичикова;
- дальнейшие действия помещиков.
2. Написать сочинение – миниатюру “Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как грустна наша Россия..." ( урок - суд над помещиками по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Обобщающий урок по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души", где на уроке используется рассказ В.Шукшина "Забуксовал", в котором герой задается вопросом: "Кого же мчит птица- тройка?"....
Презентация к уроку литературы 9 класс по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
Данный материал предназначен для проведения урока литературы в 9 классе....
Презентация к уроку литературы: "Образ города в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" 9 класс.
Презентация к уроку...
«… как грустна наша Россия…» (урок-суд над помещиками из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)
Цели урока:дать характеристику образам помещиков, показать их роль в раскрытии идейного замысла поэмы;учить сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы;развивать монологическую речь учащихся;в...
Презентация урока литературы в 10 классе "Поэма Е.Евтушенко "Бабий Яр", разработанная учителем русского языка и литературы МБОУ"Школа №44", Калаковой Ириной Викторовной
Презентация представляет собой биографию поэта Евгения Евтушенко , историю написания поэмы "Бабий Яр"...
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме: "Мертвые души" – история создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики"
Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатк...
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ :ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Задания на соотнесение героев поэмы Гоголя с их портретными характеристиками, отношениями с Чичиковым ...