Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта открытого урока по русскому языку | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор разработки: Суслопарова Лариса Ивановна
Тема: «Образы помещиков в поэме «Мёртвые души»
Учебник: Литература, 9 класс, под редакцией Меркина.
Необходимые ТС и материалы для проведения урока: ноутбук, оформленная доска, портреты помещиков, карточки для индивидуальной и парной работы, толковый словарь, тексты произведения, таблицы.
Тема урока: «Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока: способствовать созданию условий для анализа образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» и понимания содержания произведения..
Задачи: 1. Совершенствовать навыки обучающихся по анализу текста, лексического значения слова;
2. Формировать умение составлять связное высказывание, языковую компетенцию учеников;
3. Воспитывать нравственные качества личности (душевность, доброту, отзывчивость, ум, деловитость, способность
Планируемые результаты:
Предметные: знают приёмы и способы анализа текста, используют их при анализе текста, образов.
Метапредметные:
Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества.
Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; владеют основами смыслового чтения художественных текстов; строят рассуждения.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию.
Форма урока: путешествие.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Дидактическая задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке. |
| |
Вступительное слово учителя. Дидактическая задача: заинтересовать обучающихся, наметить план урока.
Итак, в добрый путь! | Записывают в тетради число, классная работа. Отвечают на вопросы. | Самоопределение, смыслообразование(О) Целеполагание Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация опорных знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Станция «Лексическая» Дидактическая задача.: формировать любовь к слову. |
| |
Учитель организует работу обучающихся по выяснению лексического значения слова «душа». Предлагает обсудить в каком значении употреблено слово душа в песне, фразеологизме, словаре, применимо лексическому значению: | Слушают песню В. Высоцкого «Я не люблю…» Высказывают предположения, совершают экскурс в историю, вспоминают о ревизских душах. 2 учащихся получают индивидуальное задание – выяснить значение слова душа по толковому словарю. Делают вывод о лексическом значении слова душа, объясняют смысл этого слова в словосочетании «мёртвые души». | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения(Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
III. Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы и формулирование цели урока. Станция «Проблемная» Дидактическая задача этапа: сформулировать проблему урока . |
| |
1.Учитель подытоживает сказанное: слово душа многозначное, оно имеет ключевое значение для понимания поэмы. Слово душа имеет прямую связь со словом человек, т. е. душа бессмертна. Задаёт вопрос – в чём проблема? *задаёт вопрос, какова же цель нашего урока. 2. Активизация творческой деятельности учащихся. Станция «Маршрутная» Дидактическая задача урока: установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки. Учитель задаёт вопросы: кто главный герой, какую аферу задумал. Задание: восстановить маршрут путешествия Чичикова по усадьбам помещиков с указанием причин изменения маршрута. На данном этапе проверяется знание текста. Учитель ставит новую проблему: случайно ли автор отправляет Чичикова таким маршрутом? Станция «Портретная» Учитель предлагает викторину. На доске портреты помещиков. Зачитывает описание каждого помещика. Физкультминутка | Формулируют проблему(поэма называется «Мёртвые души») Ставят цель: выяснить, кто же на самом деле «мёртвые души» Поисковая деятельность. Восстанавливают маршрут, выполняя задания в парах. Выступают с итогами исследования. Обсуждают в группах три точки зрения: современную, традиционную, точку зрения Ю. Манна. Делают выводы. Берут карточки с фамилиями и прикрепляют на магнит к портрету. Две группы, побеждает та группа, которая выполнит задание первой | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Обобщение и систематизация Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию. Дидактическая задача: организовать и направить к цели познавательную и исследовательскую деятельность учащихся. |
| |
Станция «Визитная карточка» Задание (опережающее). План :помещик, портрет, интерьер, способ ведения хозяйства, отношение к предложению Чичикова, ключевая черта характера. Станция «Зри в корень» Дидактическая задача: установить, усвоен или нет обучающиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей; устранить обнаруженные проблемы. Предлагает ответить на вопрос. Есть ли в поэме герой, совмещающий все основные черты характеров помещиков? Станция «Поисковая» Дидактическая задача: установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей; устранить обнаруженные проблемы. | Выполняли задание дома (опережающее задание). Представляют образы помещиков, выступают с сообщениями по плану. Делают записи в тетрадях. Выполняют задания по индивидуальным карточкам. Сдадут в конце урока тетради на проверку. По необходимости получают консультацию учителя или сильного ученика. Работают в парах, представляют свои ответы. Выполняют кейс-вопросы.
| Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения(К) |
V. Итог урока (рефлексия деятельности) Станция «Рефлексивная» Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Дидактическая задача: подвести итоги урока. |
| |
Заканчивается наше виртуальное путешествие по усадьбам помещиков, но реальная жизнь продолжается. Я хочу, чтобы вам встречались только хорошие люди.
Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру «Портрет одного гоголевского помещика» от 1лица или нарисовать портрет помещика. | Подводят итоги своей деятельности, отвечают на вопрос, заявленный в теме урока: «Кто же они , «мёртвые души»? Пишут на листочках, какая черта характера помещиков и Чичикова больше всего им не понравилась? Анализируют работу на уроке через самооценку. Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Характерные черты помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"...
Образы помещиков в поэме "Мёртвые души"
Справочная таблица поможет наглядно представить характеристики помещиков из поэмы Н. В.Гоголя "Мёртвые души"...
Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...
Технологическая карта урока литературы в 9 классе: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души".
Заключительный урок по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души»: «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Цели урока: Образовательные: формирование у обучающихся...
Конспект урока по теме Образы помещиков в поэме Мертвые души
Данный конспект урока можно использовать при изучении творчества Н.В. Гоголя в 9 классе...
«Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь» (обобщающее значение образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).
Данный урок проводится после изучения поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души".Образовательные цели урока:- обобщить характеристику образов гкроев;- вынести решение по отношению к героям поризведения...
Презентация к уроку литературы в 9 классе "Образ помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Представленная презентация к уроку литературы в 9 классе "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" подготовлена к итоговому уроку....