Оценивание образовательных результатов обучающихся на уроках литературы в рамках ФГОС ОО
методическая разработка по литературе

Халбанова Эльвира Михайловна

Федеральный государственный образовательный стандарт ООО определяет требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения, которые должны быть достигнуты в процессе реализации основной образовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie_obrazovatelnyh_rezultatov_obuchayushchihsya.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

Оценивание образовательных результатов обучающихся

на уроках литературы в рамках ФГОС ОО

Федеральный государственный образовательный стандарт ООО определяет требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения, которые должны быть достигнуты в процессе реализации основной образовательной программы.

Ориентация стандарта на деятельностный подход превращает систему оценивания в важнейшее условие формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся. Оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно становится механизмом обратной связи, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования.

Новая система оценивания должна включать проверку формирования таких элементов, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля и самооценки. Формируемая модель оценки результатов освоения образовательных программ предполагает создание такой системы оценивания, которая бы естественным образом оказалась «встроенной универсальной системой» в образовательный процесс школы.

Согласно новым стандартам, оценивание становится одним из средств управления всем процессом обучения учащихся для достижения запланированных образовательных результатов. Оценка достижения выступает одновременно как цель и элемент содержания и как средство обучения и учения. С другой стороны, система оценивания позволяет получать дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы. В какой форме это происходит?

Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. В рабочей программе прописаны нормы оценки предметных результатов учащихся. Они призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по предмету. Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках литературы мы оцениваем устные и письменные ответы учащихся.

Для каждого вида работ есть свои нормы оценивания. Данные результаты оцениваются по пятибалльной системе. Данные отметки выставляются в журнал и дневник ребенка. Стартовая диагностика, промежуточная и итоговая диагностики оцениваются по уровням: высокий, средний, низкий, критичный; достаточный, недостаточный. Каждый уровень соответствует определенной отметке по пятибалльной системе. Данные заносятся в мониторинговые таблицы, в которые прописаны все проверяемые умения и навыки. По таблицам можно проанализировать динамику индивидуального роста каждого ученика по овладению планируемыми результатами.

Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся по литературе

I. Нормы оценивания устной работы по литературе

Общие требования к устному ответу по литературе

1. Соответствие ответа формулировке темы.

2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.

3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.

4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.

5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.

6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

Критерии оценивания устного ответа:

Высокий уровень (Отметка «5») оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно - эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Допускается одна-две неточности в ответе.

Базовый уровень (Отметка «3») оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Низкий уровень (Отметка «2») оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно - эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2.Сообщение

Критерии:

Высокий уровень (Отметка «5») оценивается сообщение, соответствующий критериям:

1.Соответствие содержания заявленной теме

2. Умение логично и последовательно излагать материалы доклада.

3. Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения.

4. Свободное владение монологической литературной речью.

5. Наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.

Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается сообщение, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы сообщения, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, не владеет монологической речью.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

3.Пересказ текста (подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный)

Критерии:

Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если содержание работы полностью соответствует теме и заданию;

-фактические ошибки отсутствуют;

-содержание излагается последовательно;

-работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

-достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если содержание работы в основном соответствует теме и заданию(имеются незначительные отклонения от темы); содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы и задания; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; допущены отдельные нарушения последовательности изложения; беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если работа не соответствует теме и заданию; допущено много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления; нарушено стилевое единство текста.

4. Выразительное чтение наизусть

Критерии выразительного чтения

Баллы

1.

Правильная постановка логического ударения

1

2.

Соблюдение пауз

1

3.

Правильный выбор темпа

1

4.

Ссоблюдение нужной интонации

1

5.

Безошибочное чтение

1

«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);

«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);

«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).

5.Инсценирование

Критерии

Баллы

1.

Выразительная игра.

1

2.

Четкость произношения слов.

1

3.

Выбор костюмов

1

4.

Музыкальное сопровождение.

1

5.

Самостоятельность выполнения задания.

1

II. Нормы оценивания письменных работ по литературе

1. Сочинение (сочинение, развернутый ответ на проблемный вопрос, характеристика героя, отзыв и др.);

создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказы, стихотворения);

2. Тестирование;

3. Контрольная работа;

4. Проект;

5. Создание иллюстраций, их презентация и защита;

6. Составление таблиц.

1. Сочинение

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4 Сочинение по литературе оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

-правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

-точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Критериями оценивания учащихся по русскому языку».

Высокий уровень (Отметка «5») ставится за сочинение: глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится за сочинение:

-достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

-логичное и последовательное изложение содержания;

-написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится за сочинение, в котором:

-в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

-материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

-обнаруживается владение основами письменной речи;

-в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится за сочинение, которое:

-не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

-характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

-отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

2. Тестирование

Высокий уровень (Отметка «5») Выполнено 90-100% заданий теста.

Повышенный уровень (Отметка «4») Выполнено 70-89% заданий теста.

Базовый уровень (Отметка «3») Выполнено 50-69% заданий теста.

Низкий уровень (Отметка «2» Выполнено менее 50% заданий теста.

3. Контрольная работа (состоит из теста и краткого ответа на один из проблемных вопросов (по выбору ученика).

Высокий уровень (Отметка «5») ставится за правильное выполнение 100% заданий тестовой части. и ответ на один из проблемных вопросов, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, стройный по композиции, логичный и последовательный в изложении мыслей; написанный правильным литературным языком и стилистически соответствующий содержанию.

Повышенный уровень (Отметка «4»)ставится за правильное выполнение 90% заданий тестовой части и ответ на один из проблемных вопросов, достаточно полно и убедительно раскрывающий тему, обнаруживающий хорошее знание литературного материала, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанный правильным литературным языком, стилистически соответствующий содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится за правильное выполнение 65%- 90% заданий тестовой части.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится за правильное выполнение менее 65% заданий тестовой части.

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся, таких умственных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. Она может проводиться в ходе различных процедур, однако основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

4.Проект

Критерии

Предметные результаты (максимальное значение – 3 баллов)

1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта

2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения

3.Знание источников информации

Метапредметные результаты (максимальное значение –7баллов)

1.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность

2.Умение формулировать цель, задачи

3.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы

4.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами

5.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью

6.Умение находить требуемую информацию в различных источниках

7.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью

Таблица перевода оценки индивидуального проекта

Уровень

%

Баллы

Отметка

3 – высокий

2 - повышенный

1 – базовый

0–ниже среднего

90-100%

66-89%

50 -65 %

Менее 50%

9-10 баллов

7-8 баллов

5-6 баллов

4 и менее баллов

5

4

3

2

5. Создание иллюстраций, их презентация и защита

Критерии

Баллы

Красочность. Эстетическое оформление

1

Соответствие рисунка содержанию произведения

1

Можно ли понять сказку по иллюстрациям без предварительного чтения

1

Самостоятельность выполнения задания

1

Качество презентации и защиты иллюстрации

1

«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);

«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);

«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).

6. Составление таблиц

Критерии

Критерии

Баллы

Правильность заполнения

1

Полнота раскрытия материала

1

Наличие вывода

1

Эстетичность оформления

1

Самостоятельность выполнения задания

1

«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);

«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);

«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).

Результаты мониторинга можно отслеживать при помощи оценочных листов, т. к. вовлечение учащихся в оценочную деятельность – важный фактор, позволяющий ученикам приобретать навыки и привычку к самооценке и самоанализу.

Основной целью этапа рефлексии является фиксация соответствия результатов деятельности поставленной цели.

Удачные приемы для эмоциональной самооценки учащихся:

  • Закончи предложение.
  • Плюс – минус – интересно
  • Рисуем настроение
  • Инсерт

Прием «Пометки на полях» («ИНСЕРТ») технология критического мышления

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке или самостоятельно. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом напротив выполняемого задания на полях рабочей тетради или в тетради для работы в классе и дома. Помечать следует отдельные определения, предложения,

задания в рабочей тетради или тетради конспекта урока.

Общепризнанные знаки:

«v» - если информация известна;

«+» - информация, которая услышана впервые;

«-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;

«!» - сведения, которые вызвали интерес

«?» - то, что осталось непонятным.

Этот прием актуален и в период изучения темы на уроке, когда ученикам приходится самостоятельно разбирать материал учебника. При составлении краткого конспекта учащиеся делают пометки на полях или обводят такие знаки в овал или выделяю цветом, кому как удобно. Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

Такие приемы также способствуют формированию познавательных, личностных, коммуникативных УУД.

Оценочный лист Ф.И. ученика Тема:

Метапредм

етные и

предмет

ные

умения и

навыки

постановка

проблемы

целеполагание

и планирование

поиск

представление информации

через схемы

умение

составлять

планы, тезисы,

конспекты

умение

применять

полученные

знания

умение вести диалог

умение работать в парах

создание проектов

оценка результатов

Регулятивные

Коммуникативные

Учебно –познавательные

1 балл – знания и умения не сформированы;

балла – знания и умения частично сформированы;

3 балла –знания и умения полные

Примеры оценочных листов, используемых на уроках литературы

1.Оценочный лист. Оцени свою работу на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) ____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) ____________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать _________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало _____________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше __________________

6. Осталось непонятным _________________________________________________

2.Лист самооценки ФИ ученика_________________

1. На уроке я работал активно, пассивно

2. Своей работой на уроке я … доволен,- не доволен

3. Урок для меня показался коротким , длинным

4. Материал урока мне был понятен, полезен, интересен /не понятен ,бесполезен, скучен

7. Домашнее задание мне кажется легким, интересным, трудным, не интересным

3.Лист самооценки (заполняется по результатам выполнения проверочной работы)

1.Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что _________

2.Наиболее трудным мне показалось _________________________________________

3.Я думаю, это потому, что _________________________________________________

4.Самым интересным было ___________

5.Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал _______________________

6.Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал ______________

7.Я бы хотел попросить своего учителя ____________________________

Предложенная система оценивания предусматривает и обеспечивает постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы, что обеспечивает системный подход к формированию учебного процесса.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды, а ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, что ему еще предстоит преодолеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация требований ФГОС ООО к образовательным результатам обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности

В этом материале собраны работы учителя  по изучению и внедрению Федерального Государственного Образовательного стандарта ООО...

Контроль и оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС

Контроль и оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОСОценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. Уч...

Система оценивания образовательных результатов обучающихся

В данной статье учитель делится опытом работы по оцениванию образовательных результатов обучающихся....

Статья "Использование интернет - технологий для оценивания образовательных результатов обучающихся"

В статье рассмотрены интернет - технологии, позволяющие эффективно и быстро осуществлять формирующее оценивания в современной школе....

Модель перевода образовательной организации в эффективный режим развития, основанная на использовании современных подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся

Статья - Инновационная модель перевода образовательной организации в эффективный режим развития, основанная на использовании новых подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся...

Система оценивания образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлен опыт работы по системе оценивания образовательных результатов (предметных , метапредметных и личностных) на уроках русского языка и литературы....

Приемы оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках литературы

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-...