Методическая разработка киноурока по литературе на материале мультфильма "Большой друг"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок литературы в 5 классе по теме "Дружба Васи, Валека и Маруси" на материале мультфильма "Большой друг".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kinourok.docx | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Неугодникова Евгения Геннадьевна,
Учитель русского языка и литературы
Филиал МАОУ «Байкаловская СОШ»- «Булашовская ООШ»
с. Булашово, Тюменской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КИНОУРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
НА МАТЕРИАЛЕ МУЛЬТФИЛЬМА «БОЛЬШОЙ ДРУГ»
РЕЖИССЕРОВ МИХАИЛА АЛДАШИНА, МАРИИ МАТУСЕВИЧ
Класс 5 | |||
Тема урока | Дружба Васи, Валека и Маруси | ||
Тип урока | Урок изучения нового материала | ||
Цели урока | |||
Личностная умение определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности. | Метапредметные формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно; умение планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию; формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других. | Предметные умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы; умение вести диалог. | |
Задачи | |||
1. Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас. 2.Развивающие: развитие творческих способностей обучающихся (построение ассоциативного ряда, составление синквейнов); коммуникативных и аналитических навыков, креативности; обогащение словарного запаса учащихся. 3. Воспитательные: воспитание уважения к личности человека независимо от его социальной принадлежности и материального достатка, воспитание толерантности, сострадания и доброты. | |||
Основные понятия | Дружба, «дурное общество» | ||
Межпредметные связи | Русский язык , биология | ||
Ресурсы: основные, дополнительные | Учебник, компьютер, проектор, карточки со словами, рабочий листы с заданием | ||
Технология | ИКТ, приёмы сингапурской технологии , коллективного обучения, приём технологии здоровьесбережения | ||
Методы | Интерактивные | ||
Формы организации познавательной деятельности | Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Структура и ход урока
Этап урока | Средства и задания | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
1.Организационно-мотивационный Цели: задать нужный настрой, проверить готовность к уроку. | Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, соседу справа или слева от вас – улыбнитесь, а соседу прямо- подмигните. Удачи вам, новых знаний! | Задает тон урока, проверяет готовность учащихся | Говятся к уроку | ||||
II. Актуализация знаний | Внимание на экран. Предлагаю посмотреть мультфильм «Большой друг» https://zeroplus.tv/film/bolshoy-drug - Понравился ли вам мультфильм? - О чём он? - Можно ли их назвать настоящими друзьями? - Какой момент мультфильма доказывает, что слон и паучок настоящие друзья? - Что вам показалось странным, возможно, невероятным в их дружбе? - Какую дружбу можно назвать настоящей? | Предлагает посмотреть мультфильм и задаёт вопросы Составляет на доске кластер «Настоящая дружба» | Смотрят, отвечают на вопросы. Рассуждают, что такое настоящая дружба | ||||
III. Формулирование темы урока, постановка цели Цели: Научить обобщать, делать выводы, формулировать тему и цель работы | - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о дружбе в рассказе Короленко «В дурном обществе») - Какова будет тема нашего урока? («Дружба Васи, Валека и Маруси») -А цель нашего урока? (Пронаблюдать, как началась и развивалась дружба между детьми) - А также мы должны понять, почему между детьми разных слоёв общества возникла настоящая дружба, выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями «дурного общества» | Задаёт вопросы классу и корректирует тему и цель урока
| Ответы учащихся. | ||||
IV. Новый материал
| 1. Беседа -Дружба, действительно, делает людей счастливыми, она духовно обогащает. У Васи есть всё то, чего нет у героев «дурного общества», но именно дружба между Васей, Валеком и Марусей помогла Васе из бродяжки превратиться в верного, настоящего друга. 2. Работа с текстом Задание 1 группы: 1. Найти и выписать эпитеты, сравнения, характеризующие Марусю. 2. Ответить на вопрос: Почему Вася стал сравнивать Марусю со своей сестрой? Задание 2 группы: 1. Чем Валек и Маруся не похожи на других детей? 2. Почему Вася не понял смысл слов Валека: «серый камень высосал из неё всю жизнь»? Задание 3 группы: 1. Приготовиться к чтению по ролям 5 главы. 2. Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие и воры? 3. Выступление групп
- Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Вывод: Серый камень- символ жестокости, несправедливости.
- А как решает эти проблемы Вася? Какой нравственный выбор стоит перед мальчиком? Вывод: Серому камню противопоставляется человеческое сердце. - Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? - Как вы думаете, чему научило Васю общение с Валеком и Марусей? | Беседует
Предлагает поработать в рабочих листах и пронаблюдать за развитием дружбы между детьми Слушает и задаёт вопросы Вешает на доску картинку серого камня Задаёт вопросы На доску крепит картинку сердца |
Слушают учителя Работают в группах, у каждой группы свой рабочий лист с заданием. Выступают и отвечают на вопросы учителя Записывают на листочках свои ассоциации и соединяют с картинкой и делают вывод. Отвечают на вопросы и делают вывод Записывают на листочках свои ассоциации | ||||
V. Итог Цели: Обобщить знания. | Задание: На столах лежат карточки с цитатами из текста. Разложите карточки по порядку, наблюдая за тем, как развивалась дружба между детьми. 1. Я отправился к часовне, наполнив карманы яблоками и лакомствами, которые сберегал всегда для своих новых друзей. 2. Она не любит играть… серый камень высосал из нее жизнь… я тоже присмирел… умерил свою резвость… Мы собирали цветы, ловили бабочек, смотрели в небо, рассказывали Марусе сказки или беседовали друг с другом. 3. Эти беседы закрепляли нашу дружбу, которая росла… 4. Я совсем соскучился … Не видеть Валека и Марусю стало для меня большим лишением… Я горько плакал… 5. Я дрожал при мысли, что отец узнает о моем знакомстве с дурным обществом, но изменить Валеку и Марусе я был не в состоянии 6. Тут я был нужен… Валек обнимал меня, как брата… В моей груди подымалась жгучая любовь к тем, кто меня пригрел в старой часовне… -Прошёл ли Вася испытания дружбой, и чем судьба его за это отблагодарила?(наладил отношение с отцом) | Даёт задание и проверяет
Задаёт вопрос | Раскладывают карточки по порядку, зачитывают, что у них получилось Отвечают на вопрос | ||||
VI. Рефлексия | Приём КОНЕРС В кабинете в каждом углу находится высказывание. - Посмотрите все высказывания и выберите то высказывание, которое, вы считаете, больше всего сегодня подходит к нашему уроку.
- Подумайте и объясните: почему вы выбрали именно это высказывание? - А я вам желаю, чтобы у вас всегда рядом был настоящий друг, как Вася или маленький паучок из мультфильма «Большой друг». Ведь совсем неважно, какой ты: маленький или большой, бедный или богатый, красивый или смешной, дружба всегда возможна, если у человека есть сердце. |
Предлагает выбрать одно из высказываний и подойти к нему, объяснить свой выбор
|
Выбирают высказывания, образуют 4 группы, обсуждают и высказывают свой выбор. | ||||
VII. Домашнее задание
| Задание на выбор: 1. Сочинить продолжение повести. 2. Написать сочинение на тему «Что для меня «настоящий друг» | Проговаривает домашнее задание | Учащиеся записывают. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии"Будь природе другом"
Данная разработка содержит методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия по экологии в свете требований ФГОС....
Методическая разработка конспекта занятия по теме "Еда - наш друг, еда - наш враг"
Цель: формировать у воспитанников 8 класса первоначальные навыки правильного выбора продуктов питания с учётом требований ЗОЖ на занятии, проведённом в форме тренинга. Задачи: - актуализировать з...
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .
____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...
Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».
знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...
Методическая разработка психокоррекционного занятия "Живи в согласии с другими" для обучающихся 6 класса (ЗПР)
Целью данного занятия является формирование коммуникативных навыков у обучающихся путем взаимодействия и сотрудничества в малых группах...
Методическая разработка урока по литературе "Из литературы народов России. Поэт Габдулла Тукай". Стихотворения "Родная деревня", "Книга".
В процессе урока учащиеся знакомятся с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем, постигают богатство и многообразие национальной литературы. Анализ стихотворений "Родная деревня" и "...