Рабочая программа по литературе (11 класс)
рабочая программа по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по учебному предмету
«Литература» 11 класс
Структура рабочей программы
1.Пояснительная записка 3-4
2.Содержание тем учебного предмета 4-7
3.Учебно-тематический план 8
4.Календарно-тематический план 8-15
5.Требования к уровню подготовки учащихся 15-16
7. Учебно-методический комплекс 16
Пояснительная записка
В основу содержания и структуры программы скорректированного (3 ч. в неделю) календарно-тематического планирования по литературе в 11 классе положена «Программа литературного образования в 10-11 классе для общеобразовательных учреждений» (базовый уровень) (автор: И.Н. Сухих). Программа реализуется на базе УМК: Сухих И.Н. Литература. 11 класс (базовый уровень). В 2-х ч. – М.: Издательский центр «Академия»; Белокурова С.П., Сухих И.Н. и др. Литература. 11 класс (базовый уровень): Книга для учителя: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что содержание курса на историко-литературной основе значительно расширен и составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их жанровой природы, нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. В качестве обзорных тем изучаются типологические разновидности литературы ХХ века: литература реализма, модернизма, постмодернистская литература (в форме лекции учителя с включением сообщений учащихся). Значительно расширяется список произведений, изучаемых по выбору учащихся. Историко-типологическое изучение литературы XX века сопровождается углубленным изучением основ теории литературы.
В планирование включены произведения авторов русского зарубежья (В.В. Набоков). Связь литературы с другими областями духовной жизни человечества реализуется через межпредметные связи: с курсом МХК (символисты, футуристы и русская живопись начала XX в. и т. п.), с историей религии (интерпретация сюжета в романе М.А. Булгакова, библейские образы у Андреева, образ Христа у АА. Блока и А.А. Ахматовой).
Большое место в учебном процессе занимает самостоятельная работа учащихся со специальной литературой, словарем литературоведческих терминов, конспектирование, тестирование. Письменные задания ориентированы на создание работ творческого характера, реализацию (по желанию учащихся) различных учебно-исследовательских проектов.
Данная программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю).
Дополнительные часы добавлены на изучение ведущих тем курса, а также на развитие речи учащихся, обучение учащихся анализу эпического, лирического, драматического текста, анализу эпизода. Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики историко-литературного процесса ХХ века в тесной связи и преемственности с литературой ХIХ столетия. В этом заключается новизна программы.
Рабочая программа имеет целью приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы и способствует решению следующих задач изучения: активизировать художественно- эстетические потребности выпускников, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Данная программа составлена для реализации курса литературы 11 класса, который является частью гуманитарного образования и разработан в логике преемственности изучения литературы в 5-8 классах, 10 класса.
Ключевая идея курса заключается в понимании литературы как величайшей духовно-эстетической ценности, освоении идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Специфика курса литературы требует особой организации учебной деятельности школьников в форме различных типов уроков (обзорные, семинары, консультации, уроки анализа художественного текста, дискуссии, беседы, урок-составление поэтической антологии и др.) Большое место в учебном процессе занимает самостоятельная работа учащихся со специальной литературой, словарем литературоведческих терминов, тестирование. Письменные задания ориентированы на создание работ творческого характера, реализацию (по желанию учащихся) различных учебно-исследовательских проектов
Гуманитарное образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества.
Практическая сторона литературного образования связана с формированием неутилитарных (образного мышления, монологической и диалогической речи) способов деятельности, духовная — с нравственно- этическим развитием человека.
Практическая полезность курса литературы обусловлена тем, что он формирует речевые компетенции, которые во многом определяют достижения школьника практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменившимся условиям современного мира.
Без базовой литературной подготовки невозможно стать образованным человеком, так как изучение литературы обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, развивает их память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение литературе даёт возможность развивать у учащихся высокие нравственные идеалы и эстетические потребности.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучений: интерпретация текста, методика «пристального (медленного) чтения», метод критического мышления, различные приемы: сопоставительный анализ текстов художественных произведений, а также синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста.
Содержание программы
Введение
Русская литература на рубеже веков. Многообразие литературных течений.
Литература XX века.
И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Мотивы и образы лирики И. А. Бунина. Поэзия «остывших усадеб» в прозе Бунина («Антоновские яблоки). Образ закатной цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в творчестве Бунина.
А. И. Куприн. Жизнь и творчество (обзор). Проблема человека и цивилизации, человека и природы в творчестве А. И. Куприна. Утверждение любви как высшей ценности в повести Куприна «Гранатовый браслет». Композиция сочинения-рассуждения.
М. Горький .Жизнь и творчество М. Горького. Особенности раннего творчества. Романтический идеал М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Тема босячества в творчестве М. Горького (на материале рассказа «Челкаш»). Обращение Горького к драматургии. История создания и постановки пьесы «На дне». Социальный конфликт в пьесе. Образы ночлежников. Образ Луки. Развитие философского конфликта. Новаторство Горького-драматурга.
Л. Андреев. Жизнь и творчество Л. Андреева. Тематика ранних реалистических рассказов. Черты модернизма в рассказе «Красный смех». Экспрессивность стиля Андреева. Традиции Достоевского в повести «Иуда Искариот». Образ Иуды и проблема любви и предательства.
«Серебряный век» русской поэзии. Модернизм в русской литературе начала века. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».
Символизм. Истоки русского символизма. Понимание символа символистами. Идея «творимой легенды».
В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Культ формы в лирике Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии.
К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор). Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый. Жизнь и творчество (обзор). Интуитивное постижение действительности. Тема Родины, боль и тревога за судьбы России.
Акмеизм. Истоки акмеизма. Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев. Жизнь и творчество (обзор). Героизация действительности в поэзии Гумилева. Романтические традиции в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А. Ахматова. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…» Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием», особенности жанра и композиции поэмы. Тема личной и исторической памяти в поэме.
Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого слова», приоритет формы над содержанием.
И. Северянин. Жизнь и творчество. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина. Оригинальность его словотворчества.
В. Хлебников. Жизнь и творчество (обзор). Поэтические эксперименты Хлебникова . Хлебников как поэт-философ.
В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Стихотворения «Послушайте!», «»Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского. Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии. Сатирические образы в лирике Маяковского. Поэма «Облако в штанах». Темы любви, искусства, религии в поэме Маяковского.
А. А. Блок. Жизнь и творчество. Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Фабрика», «Скифы», «Рожденные в года глухие…». Мотивы и образы ранней поэзии. Излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Тема Родины в лирике Блока. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и в стихотворении «Скифы». Старый и новый мир в поэме «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Образ Христа, многозначность финала поэмы.
М. И. Цветаева. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения : «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Роландов Рог». Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Особенности стиля Цветаевой.
Крестьянская поэзия. Н. А. Клюев. Крестьянская тематика, изображение жизни и быта деревни. Неприятие городской цивилизации.
С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Не жалею, не зову, не плачу…» Традиции Пушкина и Кольцова в лирике Есенина. Есенин и имажинизм. Тема Родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Поэма «Анна Снегина», проблематика, своеобразие композиции и системы образов.
Б. Пастернак. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Февраль! Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем эпического и лирического начал. Система образов. Образ Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.
М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита». История создания. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Библейские мотивы в романе. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
И. Э. Бабель. Жизнь и творчество. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия».
Е. И. Замятин. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Мы» как роман-антиутопия. Проблематика и система образов, центральный конфликт романа.
А. П. Платонов. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Котлован». Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Утопические идеи «общей жизни». Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
Рассказ «Песчаная учительница». Умение понять традиции другого народа.
М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. История создания романа «Тихий Дон». Широта эпического повествования. Система персонажей. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Изображение Гражданской войны как общенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Язык прозы Шолохова.
В. В. Набоков. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Машенька». Тема России в творчестве Набокова. Описания эмигрантской среды . Образ Машеньки.
Н. А. Заболоцкий. Жизнь и творчество (обзор). Утверждение непреходящих нравственных ценностей в творчестве Заболоцкого. Тема природы в поэзии Заболоцкого.
Обзор русской литературы второй половины ХХ века. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в литературе. Новое понимание истории страны. Влияние «оттепели» 60-х г.г. на развитие литературы. «Лагерная» тема.
А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся жизнь в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…» Исповедальный характер лирики Твардовского. Тема памяти. Роль некрасовской традиции в лирике Твардовского.
В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия». История создания книги «Колымских рассказов», своеобразие раскрытия «лагерной темы».
А. И. Солженицын. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Архипелаг «Гулаг». Отражение в романе трагического опыта русской истории. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Рассказ «Матренин двор». Образ праведника, носителя народной нравственности.
В. М. Шукшин. Жизнь и творчество (обзор). Рассказы «Верую!», «Алеша Бесконвойный». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах.
«Лейтенантская проза». Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Быков, В. Астафьев.
В. Некрасов. «В окопах Сталинграда». Правда о войне в изображении В. Некрасова.
В. Кондратьев. Проблематика повести В. Кондратьева «Сашка».
Г. Бакланов. «Навеки- девятнадцатилетние» Высокий гуманистический пафос повести.
Литература второй половины 20 века. Обзор литературных течений.
Поэзия второй половины 20 века. Белла Ахмадулина. Своеобразие поэтического языка.
И. Бродский. Основные мотивы лирики Иосифа Бродского.
А. Тарковский . Творчество Арсения Тарковского. Основные темы.
Б. Окуджава. Особенности «бардовской» поэзии 60-х г.г.
Драматургия второй половины 20 в. А. Вампилов. «Старший сын». Проблематика пьесы. «Вечные ценности» в пьесе Вампилова.
Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции современного литературного процесса.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Общая характеристика эпохи. Литература в 20 век | 2 |
2 | Серебряный век: лики модернизма | 27 |
4 | Советский век: две русские литературы или одна? Литература 1920 - 1930 гг. | 43 |
5 | Советский век: на разных этажах. Литература 1940 -1980 гг. | 27 |
6 | Литературная ситуация рубежа 20-21 вв. | 1 |
7 | Повторение и обобщение изученного | 2 |
8 | Итого | 102 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 - 2 | Введение. «Настоящий Двадцатый век». Литература и культура в XX веке | 2 | |
3 | Серебряный век: лики модернизма. Происхождение и смысл определения Серебряный век. Типология литературных направлений: от реализма к модернизму | 1 | |
4 | Символизм. Теория и практика. Старшие символисты: Д. Мережковский, К.Бальмонт | 1 | |
5 | В. Брюсов – «конструктор» русского символизма («Творчество», «Скитания», «Юному поэту») | 1 | |
6 | Младшие символисты. Роль А.Блока, Андрея Белого, Вяч. Иванова в эволюции символизма | 1 | |
7 | Акмеизм. Н. Гумилев – теоретик и практик акмеизма («Капитаны», «Жираф», «Мои читатели», «Заблудившийся трамвай») | 1 | |
8 | Футуризм как модернистское течение Серебряного века | 1 | |
9 | Судьбы нового реализма в эпоху Серебряного века. А.Куприн – беллетрист чеховской школы. «Гранатовый браслет» - повесть о безответной любви | 1 | |
10 | Трагедия и мелодрама в повести «Гранатовый браслет» | 1 | |
11 | Л. Андреев – на грани реализма и модернизма. «Иуда Искариот» - трансформация вечных тем: предательство как подвиг | 1 | |
12 | А.А.Блок: жизнь поэта как роман в стихах. Лирика Блока как «трилогия вочеловечения». «Стихи о Прекрасной Даме»: любовь как служение («Вхожу я в темные храмы…») | 1 | |
13 | От Прекрасной Дамы к Незнакомке: город как страшный мир («Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане») | 1 | |
14 | Р/Р Анализ стихотворения «Незнакомка» | 1 | |
15 | Образ Родины: история и современность («На поле Куликовом», «Россия») | 1 | |
16 | Призвание поэта («Балаган», «О, я хочу безумно жить…» | 1 | |
17 | «Музыка революции» и «голоса улицы» в поэме «Двенадцать». Фабула, сюжет и композиция. Культурный контекст: от лозунга и частушки до раннего кинематографа. | 1 | |
18 | «Блоковское» в поэме: от Прекрасной Дамы до Катьки. «Двенадцать» как символистская поэма. Проблема финала: образ Христа и его интерпретации | 1 | |
19 | И.А.Бунин: судьба реалиста в модернистскую эпоху. Лирика: «Листопад», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Одиночество») | 1 | |
20 | «Уходящая Русь» в прозе Бунина («Антоновские яблоки», «Чистый понедельник») | 1 | |
21 | Россия и Запад, природа и цивилизация в прозе Бунина (рассказ-притча «Господин из Сан-Франциско») | 1 | |
22 | Метафизика любви и смерти в прозе Бунина («Чистый понедельник», «Темные аллеи») | 1 | |
23 | А.М.Горький. Три судьбы Максима Горького: писатель, культурный организатор, общественный деятель. Основные этапы творчества. | 1 | |
24 | Романтические рассказы Горького»Макар Чудра», «Старуха Изергиль» (повторение и обобщение) | 1 | |
25 | Ранняя проза Горького и обращение к драматургии. От комедии рока» (Чехов) к социально-философской драме. Поэтика названия: от «На дне жизни» - к «На дне» | 1 | |
26-27 | Система персонажей и конфликт пьесы. Спор о человеке, проблема горькой правды и сладкой лжи. | 2 | |
28 | Литературность драмы: босяки как философы, афористичность языка. Общественное значение пьесы | 1 | |
29 - 30 | РР Классное сочинение по творчеству А.М.Горького | 2 | |
31 | Советский век: две русские литературы или одна? (1920 – 1930-е годы). Общая характеристика. Литература и революция, литература и власть. | 1 | |
32 | Стилистические тенденции в прозе 1920-х годов. Неореалистическая антиутопия Е.Замятина «Мы» | 1 | |
33 | Метафорические новеллы И.Бабеля. Жанр и герой М.Зощенко. «Фасеточное зрение» В.Набокова | 1 | |
34 | В.В.Маяковский. Судьба поэта: трагедия горлана-главаря. Маяковский как футурист (эпатаж, борьба со старым искусством) и как новатор (акцентный стих, новая рифма, живописность, метафорические ряды). | 1 | |
35 | Маяковский как лирик: мотивы одиночества, любви, смерти («Послушайте», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!») | 1 | |
36 | Маяковский и революция («Левый марш»). Сатира Маяковского («Прозаседавшиеся») | 1 | |
37 | Новый образ лирического героя: «поэт-мастак» («Юбилейное»). Маяковский и Есенин | 1 | |
38 | Противоречивость и художественное единство мира Маяковского («Во весь голос») | 1 | |
39 | С. А. Есенин. Драматическая судьба Есенина: «Я последний поэт деревни…». Есенин и крестьянская поэзия. Есенин и имажинизм. Есенин и революция | 1 | |
40-41 | Темы и мотивы лирики Есенина: Русь старая и Русь советская, деревня и город, Россия и Восток, человек и природа, любовь и смерть. | 2 | |
42 | Р/Р Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» | 1 | |
43 | М.А.Шолохов. Загадка судьбы: Шолохов и «Анти-Шолохов». «Тихий Дон» как роман-эпопея | 1 | |
44 | История в «Тихом Доне»: мировая война, революция, Гражданская война. | 1 | |
45-46 | «Война и семья»: семейство Мелеховых и трагедия казачества | 2 | |
47 | Образ Григория Мелехова: казачий Гамлет под колесом истории | 1 | |
48 | Поэтика романа: роль пейзажа, язык, фольклорные и литературные традиции. Споры о «Тихом Доне»: злободневное и сущностное | 1 | |
49 | О.Э.Мандельштам. Судьба Мандельштама: «Мне на плечи кидается век-волкодав…». Мандельштам и символизм. Мандельштам и акмеизм. Поэтика Мандельштама | 1 | |
50 | Петербургская тема у Мандельштама: история и современность. Мандельштам и власть | 1 | |
51 | Р/Р Любовная тема у Мандельштама. Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» | 1 | |
52 | А.А.Ахматова. Судьба поэта: «Мы ни единого удара не отклонили от себя…». «Я научила женщин говорить…»: лирическая героиня Ахматовой («Сжала руки под темной вуалью…», «Песня последней встречи») | 1 | |
53 | Ахматова в 1920-е годы: общественная позиция и гражданская лирика («Не с теми я , кто бросил землю…», «Мне голос был. Он звал утешно…») | 1 | |
54 | «Реквием» - общественный и гражданский подвиг Ахматовой. Трагедия народа и материнская трагедия. Фольклорные и религиозные мотивы в поэме «Реквием» | 1 | |
55 | Поздние стихи; мотивы творчества, красоты, смерти. Историзм Ахматовой. («Мне ни к чему одические рати…», «Приморский сонет», «Северные элегии», «Родная земля», «Поэма без героя») | 1 | |
56 | М. А.Булгаков. Судьба художника: противостояние эпохе. Творческий путь: от «Грядущих перспектив» к «роману о дьяволе» | 1 | |
57 | Жанровая и композиционная структура «Мастера и Маргариты»: роман-миф и три сюжета (роман мастера, московская дьяволиада, роман о мастере) | 1 | |
58 | Булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры | 1 | |
59 | Роман мастера; проблема добра, предательства, трусости, верности. Евангелие от Михаила и каноническое Евангелие | 1 | |
60 | Роман о любви и творчестве: биографическое и метафизическое | 1 | |
61 | Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф. | 1 | |
62-63 | Р/Р Классное сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» | 2 | |
64 | М. И.Цветаева. Судьба Цветаевой: «С этой безмерностью в мире мер…». Цветаева – поэт вне направлений: индивидуальность пути, оригинальность стиля | 1 | |
65 | Лирическая героиня: исповедальность, одиночество, предельность эмоций, любовь и ненависть | 1 | |
66 | Цветаева как гражданский поэт: от «Лебединого стана» до «Стихов к Чехии» | 1 | |
67 | Б.Л.Пастернак. Судьба поэта: «Когда я с честью пронесу несчастий бремя…». Два Пастернака: от «понятной сложности» - к»неслыханной простоте». «Сестра моя – жизнь»: мотивы любви, природы, творчества | 1 | |
68 | Роман «Доктор Живаго» в творчестве Пастернака: взгляд на русскую историю, образ главного героя | 1 | |
69 | Христианские мотивы в романе, проза и стихи, герой и автор | 1 | |
70 | Цикл «Когда разгуляется»: природа, искусство, будущее. Пастернак в советской культуре | 1 | |
71 | А.П.Платонов. Судьба писателя: «В поисках смысла отдельного и общего существования». Три этапа эволюции Платонова: социальная утопия, самокритика утопии, поиски «земного» героя, «сокровенного» человека | 1 | |
72 | «На заре туманной юности». Сюжет и композиция рассказа, образ центральной героини: судьба на фоне истории | 1 | |
73 | Советский век: на разных этажах (1940 – 1980-е). Общая характеристика. Литература и Великая Отечественная война: народная трагедия и единство нации (лирика К.Симонова, С.Гудзенко). послевоенные надежды и катастрофы: судьба Ахматовой и Зощенко | 1 | |
74 | «Оттепель» (шестидесятые годы): восстановление прерванных традиций и появление нового литературного поколения. Ведущая роль поэзии (Е.Евтушенко, Р.Рождественский | 1 | |
75 | Восьмидесятые годы: «возвращенная литература», отмена цензуры. Девяностые годы: поиски новых путей. Конец советской литературы | 1 | |
76 | А.Т.Твардовский. Судьба поэта: драма веры. Лирика Твардовского: крестьянская тема, повествовательность, прозаизмы, разговорная интонация | 1 | |
77 | Великая Отечественная война в судьбе и творчестве Твардовского («Василий Теркин»: эпос Твардовского как идеальный образ советской истории, Василий Теркин как народный герой) | 1 | |
78 | Тема памяти и ответственности перед прошлым («В тот день, когда окончилась война…», «Я знаю, никакой моей вины…») | 1 | |
79 | А.И.Солженицын. Судьба писателя: пророк в своем отечестве. Культурное и литературное открытие писателя: лагерная тема и народный характер | 1 | |
80 - 81 | «Один день Ивана Денисовича». Образ Ивана Денисовича и литературная традиция. Сказовая манера и ее функция | 2 | |
82 | От лагерной повести – к литературной эпопее («Архипелаг ГУЛАГ») | 1 | |
83 - 84 | Р/Р Классное сочинение по творчеству А.И.Солженицына | 2 | |
85 | В.М.Шукшин. Судьба писателя: «Прорваться в будущую Россию». Шукшин как писатель, актер, режиссер | 1 | |
86 | Рассказы «Срезал», «Забуксовал», «Верую!», «Сураз», «Крепкий мужик». Поэтика рассказа: анекдотизм, характеристический диалог, открытый финал. Конфликт чудика и крепкого мужика, поиски смысла жизни и веры | 1 | |
87 | РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказам В.Шукшина «Тема города и деревни. История и судьба России» | 1 | |
88 | Н.М.Рубцов. Судьба поэта: «Я умру в крещенские морозы». Рубцов и «тихая» лирика. Элегия как главный жанр творчества | 1 | |
89 | Темы любви, памяти, смерти в лирике Рубцова | 1 | |
90 | В.С.Высоцкий. Судьба поэта: «Мой отчаяньем сорванный голос». Высоцкий как голос времени | 1 | |
91 | В.Высоцкий и авторская песня | 1 | |
92 | Ю. В.Трифонов. Судьба писателя: путешествие в себя. Городские повести Трифонова и их значение в 1970-е – 1980-е годы | 1 | |
93 | Трифоновский рассказ: философская и историческая проблематика, диалогичность, образ повествователя, деталь и лирический период | 1 | |
94 | Человек и история в прозе Трифонова («Время и место», «Старик») | 1 | |
95 | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ю.В.Трифонова | 1 | |
96 | С.Д.Довлатов. Судьба писателя: жизнь, превращенная в литературу. Довлатов как «рассказчик». «Псевдодокументализм» как художественный принцип. | 1 | |
97 | Довлатовский герой: автопсихологизм, система ценностей, литературные традиции. Смех и слезы в прозе Довлатова | 1 | |
98 | И.А.Бродский. Судьба поэта: от «тунеядца» до Нобелевского лауреата. Основные лирические мотивы: пространство и время, изгнание, одиночество, память | 1 | |
99 | Стиль Бродского: роль прозаизмов и переносов. Бродский и традиции философской поэзии | 1 | |
100 | А.В.Вампилов. Судьба Вампилова: драма драматурга. «Провинциальные анекдоты». Поэтика вампиловской драмы: сочетание анекдота и притчи, конкретное и общечеловеческое, экспериментальность ситуаций, обновление театральных штампов, мастерство языковых характеристик | 1 | |
101 | Проблематика драмы: ложное прозрение в «Случае с метранпажем», диалектика добра и зла в «Двадцати минутах с ангелом» | 1 | |
102 | Заключение. Русская литература в новом веке: постмодернизм, новый реализм и массовая литература | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
- Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.
- Тексты художественных произведений.
- Сюжет, особенности композиции.
- Типическое значение характеров главных героев произведения.
- Основные понятия по теории литературы.
- Изобразительно-выразительные средства языка.
- Элементы стихотворной речи.
Учащиеся должны уметь:
- Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.
- Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
- Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.
- Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
- Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.
- Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
- Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.
- Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.
- Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.
- Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.
- Пользоваться словарями различных типов, справочниками.
Учебно – методический комплекс
Учебник. Сухих И.Н. Литература. 11 класс (базовый уровень). В 2-х ч. – М.: Издательский центр «Академия».2018
Сухих И. Н. Литература. Практикум. 11 класс. Москва. Академия. 2016.
Тексты художественных произведений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...