. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Шустова Лариса Владимировна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_stihotvoreniya_v.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

В. В. МАЯКОВСКИЙ

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Цели:

- познакомить с личностью поэта; с  его  ранней лирикой В. Маяковского, с особенностями творчества;

 - продолжить развитие навыков анализа лирического произведения.

                                                    Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Слово о поэте.

Творчество Маяковского с полным правом можно назвать самобытным, это поиски собственного голоса в искусстве, своей темы, которой можно посвятить жизнь. Он стал символом советской эпохи, оратором революции, превратив слово  в орудие пролетариата, наполнив поэтический мир оригинальным восприятием действительности.

Грядущие люди!

Кто вы?

Вот – я,

Весь

Боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души…

В ранней лирике Маяковский пытается открыть человеку другой мир, красочный, волшебный, пытается поднять человека над бытом, будничной жизнью, открыть душу для мечты, разум - для полета и творчества. Это попытка объяснить свою исключительность, обусловленную поэтическим даром, сопоставить себя с обывателями. Ранний Маяковский - романтик по мироощущению

  1. Лирический герой раннего Маяковского:

     способность к глубоким и сильным чувствам и одиночество,

     любовь к людям и противопоставление себя толпе

     бунтарство, ненависть к мещанству  и мечта

                Черты, характеризующие раннее творчество:  

    Гиперболичность (преувеличение)

    пластика стиха (лестничное построение, акцентностьна каждом  смысловом отрезке)

    дерзкая метафоричность

  1. Чтение статьи учебника (стр.31-38). Составление плана с последующей проверкой.

План.

1.Автобиография - коротенькие главки.

а) «Я поэт- и этим интересен»;

б) Семья;

в) Детские годы.

г) Смерть отца и переезд в Москву.

2. Революционная деятельность.

3. Аресты.

4. Первый литературный опыт.

5. Училище живописи.

6 Знакомство  с Давидом Бурлюком. «Гениальный поэт».

- Вопросы учебника  №1,2 на стр. 38.

V. Выразительное чтение стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»

  1. Анализ стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (Восприятие, истолкование, оценка)

-Чем стихотворение показалось непохожим на те, которые вы читали прежде?

-Найдите в стихотворении неологизмы(новообразования слов)

Ветром опита

Клёшить штаны

Не вмешивал в вой

Ржанула

-Поясните значение этих  слов.

VI. Записать под диктовку анализ стихотворения.

Ощущение боли и  тоски вызывает   стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Слышим  шум улицы с её грохотом, злым смехом. Улица эта бездушна, «льдом обута». Ощущение боли усиливается с падением лошади. Это стихотворение об одиночестве в толпе, о невозможности сочувствия.

   В основе сюжета лежит случай. Но этот случай Маяковским переосмысливается. Речь идёт о «хорошем» отношении не только к лошадям, но и к людям.

   Основная тема стихотворения заключается в словах:

                            …все мы немножко лошади,

                            каждый из нас по-своему лошади.

Стихотворение начинается с описания общей картины мира: на Кузнецком мосту, в Москве, помещалось кафе «Питтореск», где часто выступал Маяковский. А в кафе и на улице масса праздношатающихся: те самые зеваки, которых упоминает поэт.

                           …за зевакой зевака,

                           штаны пришедшие Кузнецким клёшить

                           сгрудились,

                           смех зазвенел и зазвякал…

   Далее описывается случай, который увидел Маяковский. Заканчивается стихотворение описанием тех мыслей, чувств, ощущений, которые испытал поэт.

   Кульминационный момент стихотворения:

                            Подошёл и вижу –

                            за каплицей каплица

                            по морде катится,

                            прячется в шерсти…

Стихотворение метафорично.

В самом названии содержится ирония.

Метафора «льдом обута» передаёт восприятие лошади: улица обута льдом, улица(а не лошадь) скользит.

  Мир, описываемый поэтом, страшен: « били копыта», «ветром опита», «льдом обута». Звуки передают мерный, тяжёлый  осторожный шаг старой лошади по скользкой, звонкой, льдистой мостовой. Паузы в конце каждой строки позволяют читателю почувствовать, как нарастает напряжение. Грубые предостерегающие звуки: «Грабь, гроб, груб,»-словно предвещают близящуюся опасность.  Толпа не принимает ни страданий лошади, ни страданий героя. Он пытается успокоить своё сердце. Слова:

                          и стоило жить,

                          и работать стоило,- соединяют ощущение лошади и лирического героя. Конфликт между миром развязался. Образ жеребёнка оставляет надежду на спасение.

   Это стихотворение даёт возможность поразмышлять о воззрении Маяковского о смысле жизни, о смысле бытия. «Я люблю всё живое. Моя душа и сердце обнажены, чтобы горе сделать своим,»- писал Маяковский. В стихотворении продолжается тема толпы, поэта и мира людей.

-ЕЩЁ РАЗ ВЫРАЗИТЕЬНО ПРОЧИТАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ.

Вывод:

Да, человеку нужно только доброе слово сочувствия. Стихотворения Маяковского актуальны и в наши дни. Ведь человек готов горы свернуть, может встать на ноги, осознать свою надобность только за одно «ласковое, доброе, человечье» слово.

  1. Подведение итогов. Оценки.
  2. Домашнее задание.

Вопрос №3 на стр.41 письменно.

Стр.42-49. Прочитать. Ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"

Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...

В. Маяковский "Хорошее отношение к лошадям"

Конспект урока с презентацией...

Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".

В данном материале мы знакомимся с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;показываем бессердечие ме...

"Человек милосердный",мир человеческих чувств и отношений,тема гуманизма в стихотворении В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).

К теме общения человека с "братьями нашеми меньшими" обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет бол...

Открытый бинарный урок «Тема милосердия в русской и английской поэзии (На примерах стихотворений В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Р.Бёрнса «Новогодний привет старого фермера его старой лошади»)»

Основной задачей учителя является стимулирование познавательной деятельности учащихся. И в этом очень важная роль нестандартных форм обучения, одной из которых является проведение бинарных уроков....