. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
В. В. МАЯКОВСКИЙ
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Цели:
- познакомить с личностью поэта; с его ранней лирикой В. Маяковского, с особенностями творчества;
- продолжить развитие навыков анализа лирического произведения.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Слово о поэте.
Творчество Маяковского с полным правом можно назвать самобытным, это поиски собственного голоса в искусстве, своей темы, которой можно посвятить жизнь. Он стал символом советской эпохи, оратором революции, превратив слово в орудие пролетариата, наполнив поэтический мир оригинальным восприятием действительности.
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я,
Весь
Боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души…
В ранней лирике Маяковский пытается открыть человеку другой мир, красочный, волшебный, пытается поднять человека над бытом, будничной жизнью, открыть душу для мечты, разум - для полета и творчества. Это попытка объяснить свою исключительность, обусловленную поэтическим даром, сопоставить себя с обывателями. Ранний Маяковский - романтик по мироощущению
- Лирический герой раннего Маяковского:
способность к глубоким и сильным чувствам и одиночество,
любовь к людям и противопоставление себя толпе
бунтарство, ненависть к мещанству и мечта
Черты, характеризующие раннее творчество:
Гиперболичность (преувеличение)
пластика стиха (лестничное построение, акцентностьна каждом смысловом отрезке)
дерзкая метафоричность
- Чтение статьи учебника (стр.31-38). Составление плана с последующей проверкой.
План.
1.Автобиография - коротенькие главки.
а) «Я поэт- и этим интересен»;
б) Семья;
в) Детские годы.
г) Смерть отца и переезд в Москву.
2. Революционная деятельность.
3. Аресты.
4. Первый литературный опыт.
5. Училище живописи.
6 Знакомство с Давидом Бурлюком. «Гениальный поэт».
- Вопросы учебника №1,2 на стр. 38.
V. Выразительное чтение стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»
- Анализ стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (Восприятие, истолкование, оценка)
-Чем стихотворение показалось непохожим на те, которые вы читали прежде?
-Найдите в стихотворении неологизмы(новообразования слов)
Ветром опита
Клёшить штаны
Не вмешивал в вой
Ржанула
-Поясните значение этих слов.
VI. Записать под диктовку анализ стихотворения.
Ощущение боли и тоски вызывает стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Слышим шум улицы с её грохотом, злым смехом. Улица эта бездушна, «льдом обута». Ощущение боли усиливается с падением лошади. Это стихотворение об одиночестве в толпе, о невозможности сочувствия.
В основе сюжета лежит случай. Но этот случай Маяковским переосмысливается. Речь идёт о «хорошем» отношении не только к лошадям, но и к людям.
Основная тема стихотворения заключается в словах:
…все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошади.
Стихотворение начинается с описания общей картины мира: на Кузнецком мосту, в Москве, помещалось кафе «Питтореск», где часто выступал Маяковский. А в кафе и на улице масса праздношатающихся: те самые зеваки, которых упоминает поэт.
…за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал…
Далее описывается случай, который увидел Маяковский. Заканчивается стихотворение описанием тех мыслей, чувств, ощущений, которые испытал поэт.
Кульминационный момент стихотворения:
Подошёл и вижу –
за каплицей каплица
по морде катится,
прячется в шерсти…
Стихотворение метафорично.
В самом названии содержится ирония.
Метафора «льдом обута» передаёт восприятие лошади: улица обута льдом, улица(а не лошадь) скользит.
Мир, описываемый поэтом, страшен: « били копыта», «ветром опита», «льдом обута». Звуки передают мерный, тяжёлый осторожный шаг старой лошади по скользкой, звонкой, льдистой мостовой. Паузы в конце каждой строки позволяют читателю почувствовать, как нарастает напряжение. Грубые предостерегающие звуки: «Грабь, гроб, груб,»-словно предвещают близящуюся опасность. Толпа не принимает ни страданий лошади, ни страданий героя. Он пытается успокоить своё сердце. Слова:
и стоило жить,
и работать стоило,- соединяют ощущение лошади и лирического героя. Конфликт между миром развязался. Образ жеребёнка оставляет надежду на спасение.
Это стихотворение даёт возможность поразмышлять о воззрении Маяковского о смысле жизни, о смысле бытия. «Я люблю всё живое. Моя душа и сердце обнажены, чтобы горе сделать своим,»- писал Маяковский. В стихотворении продолжается тема толпы, поэта и мира людей.
-ЕЩЁ РАЗ ВЫРАЗИТЕЬНО ПРОЧИТАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ.
Вывод:
Да, человеку нужно только доброе слово сочувствия. Стихотворения Маяковского актуальны и в наши дни. Ведь человек готов горы свернуть, может встать на ноги, осознать свою надобность только за одно «ласковое, доброе, человечье» слово.
- Подведение итогов. Оценки.
- Домашнее задание.
Вопрос №3 на стр.41 письменно.
Стр.42-49. Прочитать. Ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 7 классе по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"
Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...
В. Маяковский "Хорошее отношение к лошадям"
Конспект урока с презентацией...
Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".
В данном материале мы знакомимся с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;показываем бессердечие ме...
"Человек милосердный",мир человеческих чувств и отношений,тема гуманизма в стихотворении В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).
К теме общения человека с "братьями нашеми меньшими" обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет бол...
Открытый бинарный урок «Тема милосердия в русской и английской поэзии (На примерах стихотворений В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Р.Бёрнса «Новогодний привет старого фермера его старой лошади»)»
Основной задачей учителя является стимулирование познавательной деятельности учащихся. И в этом очень важная роль нестандартных форм обучения, одной из которых является проведение бинарных уроков....