Внеклассное мероприятие " Автор одной сказки" ( П. Ершов)
методическая разработка по литературе (5 класс)
Материалы этого мероприятия можно использовать как на уроках литературы, так и во внеурочнной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие по литературе. | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 г. Балашова Саратовской области»
Литературный вечер
(игровой вечер)
«Автор одной сказки…»
(внеклассное мероприятие,
посвященное П. П. Ершову)
Возрастная категория: 5 класс
Подготовила:
Буянова К.В., учитель русского языка и литературы.
Балашов .
Игровой вечер
«Автор одной сказки…»
Цель: закрепить и расширить знания детей о жизни и творчестве П.П.Ершова и его сказки «Конёк- Горбунок».
Задачи:
•развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, читательской памяти, внимания, творческого мышления;
•развивать у обучающихся умение инсценированного чтения;
•воспитания стремления к самостоятельному чтению, бережного и уважительного отношения к слову.
Планируемые результаты
Познавательные УУД:
- формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
- развитие навыков работы с различными источниками информации.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- способность высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- осуществлять совместную деятельность в рабочих группах.
Личностные УУД:
-освоение общекультурного наследия России;
- совершенствование имеющихся знаний и умений, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.
Регулятивные УУД:
- планирование в сотрудничестве с учителем и одноклассниками работу, решения, действовать по плану;
- контроль процесса и результатов деятельности;
- умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, выставка детских рисунков по сказке «Конёк-горбунок», грамоты.
Предварительная работа: подготовить сообщение о жизни и творчестве П.П.Ершова (индивидуальное задание). Прочитать сказку П.П.Ершова «Конёк - Горбунок». Сформировать две команды, придумать название. Выбрать и инсценировать отрывок из сказки. Подготовить костюмы, декорации, выставку рисунков по сказке.
2 слайд
«Автор одной сказки…»
Ход мероприятия
- Вступительное слово учителя
3 слайд
Добрый день, ребята. Наше сегодняшнее мероприятие посвящается замечательному сказочнику Петру Павловичу Ершову, которому в этом году исполнилось 200 лет. Нам предстоит разговор о его жизненном и творческом пути, и, конечно же, мы не оставим без внимания его замечательную сказку «Конёк-горбунок».
2. Сообщение о жизни и творчестве П.П.Ершова, подготовленное участниками игры.
4 слайд
Петр Павлович Ершов родился 6 марта 1815 г. в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии (ныне Тюменская область). Отец часто менял места службы, и Пётр успел пожить в Петропавловске (Казахстан), Омске, Берёзове (ныне посёлок Берёзово в Ханты-Мансийском автономном округе).
В детстве он слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал. Ершов очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал своих врагов – царя, бояр, купцов, попов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро.
5 слайд
В 1824 г. он поступил в гимназию в Тобольске. В 1830 г. отец добился перевода в Петербург, и Ершов стал студентом университета. Именно в годы учебы он впервые прочитал замечательные сказки А.С.Пушкина.
6 слайд
Петр Павлович тут же задумал написать своего «Конька-горбунка» - веселую сказку о смелом Иванушке – крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-горбунке. Многое взял Ершов для «Конька-горбунка» из старинных народных сказок.
Сказка была напечатана в 1834 году. А.С.Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о «Коньке-горбунке». Успех сказки был колоссален.
7 слайд
Когда из печати вышло четвертое издание сказки, Ершов писал: «Конек мой снова поскакал по всему русскому царству, счастливый ему путь!» Сказку узнала вся читающая Россия. Более того, сказка пошла в народ, её пересказывали, каждый по-своему, в разных местностях.
Слава пришла к поэту в 19 лет. Его охотно печатают, но всё, что выходит из-под пера, - лирические стихи, романтические поэмы, драматические повести - не идёт ни в какое сравнение с «Коньком-горбунком». Ершов был рождён сказочником.
Однако юный возраст мешал разобраться в себе, в природе собственного таланта. Окружающая среда также сыграла свою роль. Тяжёлым ударом стал и негативный отзыв В.Г.Белинского. Было и ещё два обстоятельства. Во-первых, сказка далась Ершову легко, писалась «на одном дыхании»; он и сам не понимал значения этого сочинения. Во-вторых, до «Конька» поэт не связывал будущую жизнь с литературным трудом; он был страстным патриотом родного края, его тянуло к просветительской деятельности в Сибири.
В 1834 г. Ершов подал прошение о назначении учителем в Тобольскую гимназию, которое было удовлетворено в 1836 г. В этот период он пробует себя в лирике («Молодой орёл», «Русская песня» и др.), в модном жанре романтической баллады («Сибирский казак»), пишет драматическую повесть в стихах «Фома-кузнец», «Суворов и станционный смотритель». Все эти произведения сейчас уже забыты. А «Конек-горбунок», появившись много лет назад, по-прежнему остается одной из любимых сказок нашего народа.
В 1836 г. Ершов уехал в Тобольск, где прожил до конца жизни. Здесь написана поэма «Сузге», многие лирические и юмористические стихотворения, цикл рассказов «Осенние вечера», эпиграммы.
Пётр Павлович вёл большую просветительскую и воспитательную работу в Тобольске. Он замечательный русский сказочник, талант редкостный, яркий, «волшебный».
8 слайд
Умер 30 августа 1869 г. Похоронен на Тобольском Завальном кладбище. Надпись на памятнике гласит: «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек-Горбунок».
«Конёк-Горбунок» - сказка в стихах. Она насыщена волшебными героями: Жар-птица, огромная рыба и другие. В сказке встречаются устаревшие слова, интуитивно понятные, придающие особый колорит произведению. Сказку Конёк-Горбунок читать одно удовольствие! В ней и юмор, и философия, и, конечно же, чудеса...
- Инсценировка
- Викторина
1 тур «Биография Петра Павловича Ершова»
9 слайд
1. Где и когда родился Пётр Павлович Ершов? (6 марта 1815 г. в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии)
10 слайд
2. В каком году была напечатана сказка? (В 1834г)
11 слайд
3. Где и кем работал Ершов после окончания университета? (Много лет был учителем гимназии города Тобольска).
12 слайд
4. Сколько лет было Петру Павловичу, когда к нему пришла слава? (19 лет)
13 слайд
5. Когда умер и где похоронен Ершов? (Умер 30 августа 1869 г. Похоронен на Тобольском Завальном кладбище).
2 тур «Начинает сказка сказываться»
14 слайд
1. Сколько сыновей было у старика? (Три сына)
15 слайд
2. Продолжите строки:
У старинушки три сына…
(Старший умный был детина,
Средний сын и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак).
16 слайд
3. Продолжите строки:
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе…
(Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить).
17 слайд
4. Как звали старшего брата? (Данило)
18 слайд
5. Как звали второго брата? (Гаврило)
19 слайд
6. Какой откуп даёт «кобылица молодая» Ивану за свободу? (Два коня и конька)
20 слайд
7. Что старшие братья решили сделать с «двумя золотогривыми конями»?
(«Отведём-ка их в столицу,
Там боярам продадим,
Деньги ровно поделим».)
21 слайд
8. Где Иван прятал коней? (В пастушьем балагане)
22 слайд
9. Кто докладывает царю о том, что в «конном ряду» есть два замечательных коня? (Городничий)
23 слайд
10. На что Иван менял коней на базаре? («Два-пять шапок серебра»)
24 слайд
11. Как Иван оказался на службе во дворце? (Царь предложил Ивану эту службу, т.к. кони никого к себе не подпускали).
25 слайд
12. Что стало с братьями Ивана после продажи коней?
(Оба враз они женились,
Стали жить да поживать,
Да Ивана поминать).
3 тур «Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается».
26 слайд
1. Кто является верным помощником Ивана в течение всей сказки? (Конек-горбунок)
27 слайд
2. Кто ворует у Ивана перо Жар-птицы? (Спальник)
28 слайд
3. Царь узнал о том, что у Ивана есть перо Жар-птицы. Какой приказ отдаёт царь Ивану и сколько времени даёт на его выполнение? (Ивану нужно достать Жар-птицу и не больше, чем через три недели, доставить её во дворец).
29 слайд
4. Что берёт с собой Иван, когда отправляется в путь за Жар-птицей? (корыто, пшено, заморское вино)
30 слайд
5. Где прятался Иван, когда поджидал Жар-птицу? (Под корытом)
31 слайд
6. Каким было второе задание царя? (Достать Царь-девицу)
32 слайд
7. Царь-девица готова выйти замуж за царя, если тот выполнит первое задание. Какое это задание?
(«..доставь ты мне в три дня
Перстень мой из окияна!»)
4 тур «Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал».
33 слайд
1. Кто в сказке лежал поперек моря-окияна? (Чудо-юдо Рыба-кит)
34 слайд
2. За что был наказан кит? (он «проглотил среди морей три десятка кораблей»)
35 слайд
3. Кто помог Ивану достать перстень Царь-девицы? (Кит)
36 слайд
4. Сколько лет было Царь-девице? (15)
37 слайд
5. Царь-девица не хочет выходить замуж за старика и предлагает царю омолодиться. Каким способом? (Поставить три котла: «с водой студёной, с водой варёной, с молоком». Необходимо окунуться в каждом)
38 слайд
6. Что происходит с царём в конце сказки?
(«Царь велел себя раздеть,
Два раза перекрестился, -
Бух в котёл – и там сварился!»)
39 слайд
7. Каков финал сказки? (Иван женится на Царь-девице и становится царем).
5 тур. «Кому принадлежат слова»?
40 слайд
1. «Эй, хозяин, полно спать!
Время службу исполнять!» (Конёк-горбунок)
41 слайд
2. «А такая в том нужда,
Что не выйду никогда
За дурного, за седого,
За беззубого такого!» (Царь-девица)
42 слайд
3. «Чем вам, други, услужить?
Чем за службу наградить?»
43 слайд
4. «Поезжай на окиян;
В окияне том хранится
Перстень, слышь ты, Царь-девицы». (Царь)
44 слайд
5. «Надо, царь, мне два корыта
Белоярова пшена
Да заморского вина». (Иван)
6 тур. «Продолжи фразу»
45 слайд
1. «В долгом времени аль вскоре … (Приключилося им горе»)
2. «Всю я ноченьку не спал;
На моё ж притом несчастье,
Было страшное … (Ненастье»)
3. «Братья двери отворили,
Караульщика впустили,
Стали спрашивать его: (Не видал ли он чего?»)
4. «Но, сказать тебе по дружбе,
Это – службишка, (не служба»)
- Подведение итогов викторины, награждение победителей.
В конце мероприятия учащимся демонстрируется мультфильм «Конёк-горбунок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Путешествие в сказку"
Вспомнить сказочных героев, познакомиться с новыми. привить любовь к сказкам....
Внеклассное мероприятие "Путешествие в сказку"
чтение и развитие речи, коррекционая школа- интернат VIII вида Цели: -расширять и закреплять представления о сказках А.С.Пушкина -развивать концентрацию и устойчивость внимания, пространств...
Внеклассное мероприятие. Сценарий новогодней сказки
Новогодняя сказка "Father Frost" предназначена для постановки в начальной школе в школах с углубленным изучением англ. языка....
Внеклассные мероприятия как одна из форм развития творческих способностей детей.
Бессмысленно превращать человека в мешок по сбору информации, считают детские психологи. Знания в определённых областях, безусловно, важны. Но всегда ли дают они понимание мира, пом...
Внеклассные мероприятия как одна из форм развития творческих способностей детей.
Воспитать всесторонне развитую личность, вырастить ребёнка самостоятельным, готовым к самореализации во взрослой жизни родителям помогают учреждения дополнительного образования детей. Но массово...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Выставка одной картины»
Методическая разработка является разработкой конкретного внеклассного мероприятия, но даёт и большие возможности для педагога по оценке психоэмоционального состояния обучающихся. Поэтому м...
Внеклассное мероприятие "Истрия одной награды"
История Российсих наград...