Рабочая программа по литературе 7 класс 2020-2021 уч. год ФГОС
рабочая программа по литературе (7 класс)
Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl._literatura_na_2019-2020.docx | 51.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативные документы и методические материалы
Рабочая программа по литературе для 7 класса создана с учётом:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016;
-Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2017;
- образовательной программы МБОУ «ООШ № 15»;
- учебного плана на 2020-2021 учебный год;
- положения о рабочей программе ОУ;
- годового календарного графика на 2020-2021 учебный год.
Количество часов, отводимых на изучение данного курса, число часов в неделю.
Тематическое планирование по литературе в авторской программе и учебному плану школы составляет 70 часов, 2 часа в неделю. По рабочей программе учителя – 70 часов.
Главными целями изучения предмета «Литературы» являются:
-формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Планирование учебного материала
Введение | 1 ЧАС |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | 6 ЧАСОВ |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 2 ЧАСА |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА | 2 ЧАСА |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА | 27 ЧАСОВ |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА | 24 ЧАСА |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ | 1 ЧАС |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 6 ЧАСОВ |
Итоговый урок | 1 ЧАС |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС).
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ЧАСОВ).
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.Героический эпос: «Песнь о Ролланде»
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ЧАСА).
«Повесть временных лет». Отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ЧАСА).
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27 ЧАСОВ).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаило Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Поиск в балладах эпитетов и сравнений и определение их смысловой роли.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman” и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня», «Тоска». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (24 ЧАСА).
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Развитие понятия о литературном герое.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Песни на слова русских поэтов XX века
А.Н. Вертинский. «Доченьки». И. Гофф. «Русское поле». Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ ( 1 ЧАС).
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ЧАСОВ).
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. Краткий рассказ о поэте.
«Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Бредбери. Краткий рассказ о писателе.
«Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Развитие представлений о жанре фантастики.
Детективная литература.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во все ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при аналитике литературного произведения;
5)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
6)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
11)написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
12)понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
13)понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 « Б» классе
№ урока | Дата | Тема урока | |
По плану | По факту | ||
Введение (1 час). | |||
1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | ||
Устное народное творчество (6 часов). | |||
2 | Устное народное творчество. Предания. | ||
3 | Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». | ||
4 | Русские былины Киевского и Новгородского циклов (урок внеклассного чтения 1). | ||
5 | «Калевала» - карело-финский мифологический эпос (урок внеклассного чтения 2). | ||
6 | « Песнь о Роланде» (фрагменты). | ||
7 | Пословицы и поговорки. | ||
Из древнерусской литературы (2 часа). | |||
8 | Русские летописи. «Повесть временных лет». ( отрывок « Из похвалы князю Ярославу к книгам» ) | ||
9 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | ||
Из русской литературы XVIII века (2 часа). | |||
10 | М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). | ||
11 | Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». | ||
Из русской литературы XIX века (27 часов). | |||
12 | А.С. Пушкин. «Полтава» (отрывок). | ||
13 | А.С. Пушкин. «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»). | ||
14 | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». | ||
15 | А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. | ||
16 | А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека». | ||
17 | А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои. | ||
18 | М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов. | ||
19 | М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика. | ||
20 | М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». | ||
21 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. | ||
22 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. | ||
23 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (урок развития речи 1). | ||
24 | И.С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой. | ||
25 | И.С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа. | ||
26 | И.С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». | ||
27 | Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». | ||
28 | Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения (урок внеклассного чтения 3). | ||
29 | А.К. Толстой. «Василий Шибаев» и «Михайло Репнин» как исторические баллады. | ||
30 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | ||
31 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик» (урок внеклассного чтения 4). | ||
32 | Л.Н Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | ||
33 | Л.Н Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир. | ||
34 | Литературный ринг на тему: «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого» (урок развития речи 2). | ||
35 | А.П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа. | ||
36 | А.П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа. | ||
37 | А.П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» (урок внеклассного чтения 5). | ||
38 | «Край ты мой, родимый край!» (обзор). В.А. Жуковский. «Приход весны»; И.А. Бунин. «Родина»; А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…» (урок развития речи 3). | ||
Из русской литературы XX века (24 часа). | |||
39 | И.А. Бунин. «Цифры». | ||
40 | И.А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 6). | ||
41 | М. Горький. «Детство» (главы): тёмные стороны жизни. | ||
42 | М. Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни. | ||
43 | М. Горький «Старуха Изергиль»(«Легенда о Данко»). | ||
44 | Л.Н. Андреев. «Кусака». | ||
45 | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | ||
46 | В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». | ||
47 | А.П. Платонов. «Юшка»: незаметный герой с большим сердцем | ||
48 | А.П. Платонов. «Юшка»: нравственные проблемы рассказа | ||
49 | А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» (урок внеклассного чтения 7). | ||
50 | Классное контрольное сочинение (урок развития речи 4). | ||
51 | Л.Б.Пастернак«Июль», «Никого не будет в доме…». | ||
52 | А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…», «На дне моей жизни…». | ||
53 | На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А. Ахматовой, К.М.Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского и других поэтов. (урок внеклассного чтения 8). | ||
54 | Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». | ||
55 | Е.И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). | ||
56 | Е.И.Носов. «Живое пламя», «Радуга» | ||
57 | Ю.П. Казаков. «Тихое утро». | ||
58 | Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы). | ||
59 | М.М.Зощенко. «Беда» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 9). | ||
60 | «Тихая моя родина». Стихи В.Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, Н.А. Заболотского и других поэтов | ||
61 | Песни на слова русских поэтов XX века. А.Н. Вертинский. «Доченька». И. Гофф. «Русское поле». Б.Ш. Окуджава. «По смоленской дороге…». | ||
62 | Письменная контрольная работа. Тестирование. (урок развития речи 5) | ||
Из литературы народов России (1 час). | |||
63 | Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…»(из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине», «Мой Дагестан», « В горах джигиты ссорились, бывало…» | ||
Из зарубежной литературы (6 часов). | |||
64 | Р. Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения (урок внеклассного чтения 10). | ||
65 | Дж.Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!...», «Душа моя мрачна…». | ||
66 | Японские хокку (трёхстишия). | ||
67 | О. Генри. «Дары волхвов». | ||
68 | Р. Д. Брэдбери. «Каникулы». | ||
69 | Детективная литература (урок внеклассного чтения 11). | ||
Итоговый урок (1 час) | |||
70 | Итоговый урок .Игра-путешествие «По стране Литературии 7 класса» Урок развития речи 6 | ||
Итого: 70 часов из них: - уроков внеклассного чтения: 11 - уроков развития речи: 6 |
Лист корректировки рабочей программы
№ п\п | № урока /тема согласно рабочей учебной программе | Тема с учетом корректировки | Сроки корректировки | Примечание |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение рабочей программы
№ п/п | Предмет | Класс | Учебник | Программа | Методическое пособие | КОМ |
8 | Литература | 7 | Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.– М.: Просвещение, 2013 г. | «Литература. «Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной 5-9 классы», - М.: Просвещение, 2016г. | Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций /Н.В. Беляева. – М.: Просвещение, 2017 г. | Н.В. Беляева «Литература Проверочные работы 5-9: пособие для учителей общеобразоват. учреждений», - М.: Просвещение, 2010 г., |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс 2020-2021 уч. год ФГОС
Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....
Рабочая программа по русскому языку 7 класс 2020-2021 уч. год ФГОС
Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....
Рабочая программа по литературе 5 класс 2020-2021 уч. год ФГОС
Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....
Рабочая программа по родной литературе 7 класс 2020-2021 уч. год ФГОС
Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....
Рабочая программа по родной литературе 8 класс 2020-2021 уч. год ФГОС
Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....
Рабочая программа по родному языку 5 класс 2020-2021 уч. год ФГОС
Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....
Рабочая программа_10 класс_2020-2021
Рабочая программа_10 класс_2020-2021...