Вечер поэзии, посвященный А.А.Ахматовой
методическая разработка по литературе
Общее представление о художественном мире Анны Ахматовой, различных гранях ее творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vecher_poezii_posvyashchennyy_a.a.ahmatovoy.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Жизнь и творчество А. А. Ахматовой.
Форма проведения: литературное кафе.
Цели данного урока: создать общее представление о художественном мире Анны Ахматовой, различных гранях ее творчества; показать Ахматову как личность сильную, талантливую, достойного гражданина своей страны; активизировать познавательную активность учащихся на уроке; развивать внимание к поэтическому слову; воспитывать интерес к поэзии.
Оснащение урока: (в зависимости от возможностей школы) м/м установка для показа презентации об А.Ахматовой, для воспроизведения музыки, портрет А.Ахматовой на столике, рядом подсвечник, раскрытая книга, эпиграф на доске.
Содержание урока.
1. Слово учителя. Постановка цели перед учащимися.
Эпиграфом к уроку я взяла слова, которые в 1941 году посвятил Анне Ахматовой поэт Сергей Спасский:
Ваш образ так оформлен славой,
Так ею властно завершен,
Что стал загадкою, забавой,
Навязчивой легендой он.
Сегодня и мы попытаемся создать на уроке образ поэтессы, помогут нам в этом ваши одноклассники.
Откройте тетради, запишите эпиграф, а в течение урока запишите слова, которые посчитаете ключевыми для характеристики образа поэтессы.
2. Ведущий.
Представьте себе не совсем обычное кафе, где собираются не для того чтобы поесть, а для того, чтобы поговорить, обсудить какие-то новости, новые произведения, где собираются поэты, художники, критики и прочие литературные деятели. В одном из таких кафе мы и окажемся сейчас.
В класс вбегают окололитературные сплетники (все в элегантных костюмах, с портфелями и папками в руках). Их беседа идёт в быстром темпе под музыку Прокофьева (начало VII симфонии) или Стравинского («Петрушка»).
-Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей?
-Правильно, они давно исписались.
-Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны.
-Да, вы правы, коллега, соцреализмом там и не пахнет.
- А в войну из блокадного Ленинграда сбежала. И ни одного стихотворения о наших воинах не написала.
-Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства, в колхозах работы невпроворот, а она про любовь…
-Правильно, правильно. Ахматова, что-то фамилия знакомая...
-Какая-то странная фамилия.
-Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова — фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки.
Толпа сплетников застывает. Около портрета Анны Ахматовой сидит девочка, она же и выступает от имени поэтессы в течение всего урока.
Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на Север — в Царское Село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самые сильные впечатления этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет.
Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама.
Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.
В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую я окончила в 1907 году.
Я поступила на Юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела.
Разговор за одним из столиков:
-Позвольте, говорят, Ахматова не приняла революцию.
-Конечно, декадентские настроения сказались...
Чтец.
(на фоне музыки Шуберта «Ave Maria»).
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя.
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.
Толпа окололитературных сплетников вновь оживает.
-К вашему сведению, у нас возникла поэтическая Академия символизма. Её возглавил Иванов. Блок, Мандельштам, Гумилёв и Ахматова вначале были с ним, а затем создали свой «Цех поэтов», своё поэтическое течение — акмеизм.
- Анна Ахматова вчера выступала в Академии. Успех полный.
-Да что она вообще собой представляет?!! Видел как-то: вся в чёрном, туфли столетней давности, но держится, я вам скажу…
-Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная, патрицианский профиль...
-Да что вы всё: Ахматова, Ахматова. Кто она вообще?
Под музыку Бетховена (соната «Патетическая») участница (от имени поэтессы).
Я — голос ваш, жар вашего дыханья,
Я — отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья —
Ведь всё равно я с вами до конца.
Вот отчего вы любите так жадно
Меня в грехе и в немощи моей,
Вот отчего вы дали неоглядно
Мне лучшего из ваших сыновей.
Вот отчего вы даже не спросили
Меня ни слова никогда о нём
И чадными хвалами задымили
Мой навсегда опустошённый дом.
И говорят — нельзя теснее слиться.
Нельзя непоправимее любить…
Как хочет тень от тела отделиться,
Как хочет плоть с душою разлучиться,
Так я хочу теперь — забытой быть.
Появляется человек в военной форме.
-Забытой? Никогда...
Разрешите представиться: Евгений Добин, в прошлом военный журналист, сейчас — литературовед. В начале 1943 года по пути к фронту я и один писатель-моряк застряли на три дня в Ташкенте. Спеша на вокзал, мы проходили тенистой малолюдной улочкой. Из-за угла появились две женщины. Мы столкнулись. В одной я узнал (по портретам) А. Ахматову. Вытянуться в струнку, отдать честь по всем правилам было делом одной секунды. В тот момент я действовал безотчётно.
Два года спустя в библиотеке ленинградского Дома писателя Ахматова зорко вгляделась в меня и припомнила эту встречу.
Голоса из зала.
-Большая радость: узнали! Уехала из блокадного Ленинграда, и ни одного патриотического стихотворения.
-Неправда.
Друг за другом из-за столиков встают чтецы — звучат стихотворения из цикла «Ветер войны» (под «Лунную» сонату Бетховена). «Щели в саду вырыты...», «Победителям», «Птицы смерти в зените стоят...», «Клятва», «Мужество» и т. д.
Участница (от имени поэтессы).
Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолёте в Москву. До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А ещё я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.
В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград. Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе.
Звучит песня А. Розенбаума «На дороге жизни». Разговор за одним из столиков.
-Простите. Все спорят-спорят о чём- то, а я так и не пойму, какой же была Ахматова?
-А что вас интересует: внешность или стихи?
-Всё. Впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной.
-Она была поэтом.
-Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, поэта Гумилёва.
-Кажется, что все стихотворения А. Ахматова пишет о себе и о Гумилёве.
-Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объединить все африканские племена, создать для них общий язык. Три путешествия в Африку Гумилёв предпринял на собственные средства.
-Поэт был обвинён в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Остались его стихи. Многие из них посвящены Ахматовой.
Чтец.
Застонал я от сна дурного
И проснулся, тяжко скорбя;
Снилось мне — ты любишь другого
И что он обидел тебя.
Я бежал от моей постели,
Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей.
Ах, наверно таким бездомным
Не блуждал ни один человек
В эту ночь по улицам тёмным.
Как по руслам высохших рек.
Вот стою перед дверью твоею.
Не дано мне иного пути,
Хоть и знаю, что не посмею
Никогда в эту дверь войти.
Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,
Но я всё-таки умираю
Перед твоим закрытым окном.
Разговор за столиком.
-У Анны Андреевны остался сын Лев.
-Да, его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей,
все-таки выжил.
Участница (от имени поэтессы).
Лёгкие летят недели.
Что случилось, не пойму,
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоём кресте высоком
И о смерти говорят.
Продолжается разговор за столиком.
-Как-то Ахматова стояла в длинной очереди к тюремному окошку, чтоб передать сыну тёплые вещи и продукты. Какая-то женщина с синими губам спросила её: «Говорят, Вы стихи пишете? А вот об этом Вы могли бы написать?»
-Да, я знаю, Ахматова ответила, что могла бы.
Ведущий.
«Реквием». Долгие годы Анна Ахматова хранила эту поэму в памяти. Чтобы в стихах, полных страдания, прозвучал измученный, но требовательный материнский голос, необходимо было всё мужество поэтессы. Трагическая исповедь, лирическое заклинание, горестный вопль обретал эпический характер. «Посвящение», написанное в марте 1940 года, рассказывает о судьбе матери, у которой отняли сына. Горе матери беспредельно. И гнев матери беспределен. Но трагедия развёртывается в Истории, и оттого остаётся Надежда, ибо преступления влекут за собою неминуемое Возмездие.
Появляется английский корреспондент.
-О, госпожа Ахматова. Думаете ли вы, что после революции люди стали счастливее?
Участница (от имени поэтессы).
Я не очень компетентна в том, что касается счастья, об этом надо ещё кого- нибудь спросить. Но одно знаю. У нас люди научились теперь гораздо больше помогать друг другу, чем прежде.
Из-за столиков шумно поднимаются окололитературные сплетники.
-Да что вы кричите: Ахматова, Ахматова.
-Ерунда, ничего особенного.
-Стих неплохой, но мысли, мысли маловато.
-Это всё для слезливых.
- Да кем она вообще была-то, Ахматова?
Ведущий.
Она была поэтом.
Сплетники замирают в лучах прожектора. Под музыку «Ave Maria» звучат стихи.
Участница (от имени поэтессы).
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество.
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание чёрных марусь.
Забыть, как постылая хлопала дверь.
И выла старуха, как раненый зверь,
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слёзы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
3.Заключительный этап урока.
Ведущий.
В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия в связи с пятидесятилетием поэтической деятельности и выходом в Италии сборника избранных произведений Ахматовой. В Риме в советском посольстве был дан прием в ее честь. В том же году Оксфордский университет принял решение присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы. В 1964 году Ахматова побывала в Лондоне, где состоялась торжественная церемония ее облачения в докторскую мантию. Анна Ахматова стала всемирно признанным поэтом, чья литературная слава была безмерной. К ней стремились попасть и маститые, и начинающие поэты, ее оценок ждали. К ней приезжали советские и зарубежные исследователи, изучавшие ее поэзию, историю русской литературы XX века. Ее авторитет был непререкаем.
До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. Поэзия Анны Ахматовой, ее судьба, ее облик – прекрасный и величественный – олицетворяет Россию в самые трудные, трагические годы ее тысячелетней истории. Она бессмертна, как бессмертно русское слово.
4.Слово учителя.
Итоги урок, благодарность за работу.
Сегодня на уроке с помощью стихов, биографических сведений, известных портретов мы попытались представить образ Анны Ахматовой как Поэта.
- Какой же образ останется у вас в памяти? Вы записывали ключевые слова, которые помогут вам охарактеризовать Анну Андреевну.
Вариант записи: Ахматова. Величавая, непризнанная. Переживала, испытала, взволновала. Сохранила великое русское слово. Международная поэтическая премия, степень почетного доктора литературы. Стала всемирно признанным поэтом…. Поэт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Камерный вечер поэзии.
Камерный вечер поэзии для участникрв разных возрастов....
Вечер поэзии "Я лиру посвятил народу своему"
В помощь учителям и учащимся с целью обобщить и систематизировать знания учащихся о поэтическом творчестве Н.А.Некрасова, осмыслить его творчество как «энциклопедию русской жизни»...
"Она была поэтом" (литературный вечер по творчеству А.А. Ахматовой)
Литературный вечер, посвященный творчеству Анны Андреевны Ахматовой...
Вечер поэзии, посвященный выходу в свет сборника "Я верну утраченное имя"
Я хочу познакомить вас с поэтическим сборником, стихи которого написаны осуждёнными. Сборник кадый год выходит при поддержке попечительского Совета Уголовно-исполнительной системы....
Презентация по литературе "Тема поэта и назначения поэзии в лирике А.Ахматовой" 11 класс
Презентация раскрывает особенности темы поэта и назаначения поэзии, пушкинские традиции в творчестве А.Ахматовой....
Литературный вечер, посвящённый 125-летию Анны Ахматовой
Сценарий мерприятия по литературе, посвящённый юбилею Анны Андреевны Ахматовой....
Методическая разработка сценария творческого вечера "Литературно - музыкальный вечер поэзии о любви"
Сценарий предназначен для обучающихся 10 - 11 классов...