"Она была поэтом" (литературный вечер по творчеству А.А. Ахматовой)
методическая разработка (9 класс) на тему
Литературный вечер, посвященный творчеству Анны Андреевны Ахматовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_vecher_po_tvorchestvu_akhmatovoy.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Она была поэтом.
( литературный вечер, посвященный творчеству А.А. Ахматовой)
Салдаева Г.В., учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ пос. Коммунарский мр Красноярский Самарской области
( В зал вбегают окололитературные сплетники)
- Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей?
- Правильно, они давно исписались.
- Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны.
- Да, вы правы, коллега, соцреализмом там и не пахнет.
- А в войну из блокадного Ленинграда сбежала. И ни одного стихотворения о наших воинах не написала.
- Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства, в колхозах работы невпроворот, а она про любовь…
- Правильно, правильно. Ахматова, что-то фамилия знакомая…
- Какая-то странная фамилия.
-Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова – фамилия прабабки, Анны Андреевны, татарки.
Голос из темноты:
Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на Север- в Царское село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем и там подружилась с морем. Самые сильные впечатления этих лет – древний Херсон, около которого мы жили. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первые стихи написала, когда мне было 11 лет.
Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова. Поэму « Мороз, Красный нос» с детства знаю наизусть.
Училась я в Царскосельской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.
В 1905 году мои родители расстались и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира в Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в гимназии, которую я окончила в 1907 году. Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна. Когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела.
( Разговор за одним из столиков):
- Позвольте, говорят, Ахматова не приняла революцию.
- Конечно, декадентские настроения сказались.
( Голос из темноты на фоне музыки Шуберта « Ave Maria»).
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час.
Но в мире нет людей бесслезней
Надменнее и проще нас.
- К вашему сведению, у нас возникла поэтическая Академия символизма. Ее возглавил Иванов. Блок, Мандельштам, Гумилев, Ахматова вначале были с ним, а затем создали свой « Цех поэтов», свое поэтическое течение – акмеизм.
-Анна Ахматова вчера выступала в Академии. Успех полный.
- Да что она вообще собой представляет? Видал как-то: вся в черном, туфли столетней давности, но держится, я вам скажу…
- Простите, а что она читала?
- « Русалку». Ну помните: « У пруда русалку кликаю…»
( Голос из темноты)
Я пришла сюда, бездельница,
Все равно мне, где скучать.
На пригорке дремлет мельница,
Годы можно здесь молчать.
Над засохшей повиликою
Мягко плавает пчела.
У пруда русалку кликаю,
А русалка умерла.
Затянулся ржавой тиною
Пруд широкий, обмелел,
Над трепещущей осиною
Легкий месяц заблестел.
Замечаю все как новое,
Влажно пахнут тополя.
Я молчу. Молчу, готовая
Снова стать тобой, земля.
- Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная, патрицианский профиль…
- Да что вы всё: Ахматова, Ахматова. Кто она вообще?
( Под музыку Бетховена, соната « Патетическая» звучит голос из темноты):
Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я- отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья.
Ведь все равно я с вами до конца.
Вот отчего вы любите так жадно
Меня в грехе и в немощи моей.
Вот отчего вы дали неоглядно
Мне лучшего из ваших сыновей.
Вот отчего вы даже не спросили
Меня ни слова никогда о нем,
И чадными хвалами задымили
Мой навсегда опустошенный дом.
И, говорят, нельзя теснее слиться,
Нельзя непоправимее любить,
Как хочет тень от тела отделиться,
Как хочет плоть с душою разлучиться
Так я хочу теперь – забытой быть.
( Появляется человек в военной форме).
- Забытой? Никогда! Разрешите представиться: Евгений Добин, в прошлом военный журналист, сейчас- литературовед.
В начале 1943 года по пути к фронту я и один писатель-моряк застряли на 3 дня в Ташкенте. Спеша на вокзал, мы проходили тенистой малолюдной улочкой. Из-за угла появились две женщины. Мы столкнулись. В одной я узнал ( по портретам) Анну Ахматову. Вытянуться в струнку, отдать честь было делом одной секунды. В тот момент я действовал безотчетно. Два года спустя в библиотеке ленинградского Дома писателя Ахматова зорко вглядывалась в меня и припомнила эту встречу: « Я шла с Фаиной Раневской, мы поравнялись с двумя флотскими офицерами. Один из них громко сказал: « Это Ахматова». Раневская, кажется, была чуточку уязвлена: « В первый раз узнают не меня, а тебя».
( Голос из зала):
- Большая радость: узнали! Уехала из блокадного Ленинграда, и ни одного патриотического стихотворения.
- Неправда. ( Под музыку Бетховена « Лунная соната»)
Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои.
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.
Постучи кулачком, я открою,
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышу стона,
Хлеба ты у меня не просил,
Принеси же мне ветку клена,
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
- Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг – он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне.
Как из недр его вопли « Хлеба!»
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь,
И глядит из всех окон – смерть.
- Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем, навеки!
- ( Голос из темноты):
- Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву.
До мая 1944 года я жила в Ташкенте., жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое « в палящий жар древесная тень и звук воды». А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград. Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мю с ним встречу в прозе. ( А. Розенбаум « На дороге жизни»).
- Простите. Все спорят-спорят о чем-то, а я так и не пойму, какой она была Ахматова?
- А что вас интересует: внешность или стихи?
- Все. Впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной.
- Она была поэтом.
- Итак, вы хотите знать, какой была Ахматова?
- Характерный рот с резко выраженной верхней губой. Тонкая и гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей. В царскосельской купальне она прекрасно плавалаи ныряла. Она казалась русалкой, случайно заплывшей в темные и недвижные воды царскосельских прудов.
- У Ахматовой наметилась одна главная черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, а именно величавость.
( Столик, ученик за печатной машинкой).
Я писатель Виленкин, был, не скажу другом, хорошим знакомым Анны Андреевны. Общение с ней всегда было нелегким. Трудность эта всегда переходила в какую-то тяжесть. В ее беседах полностью отсутствовала болтовня и чувствовалась какая-то невольная ответственность за свои слова. В свои миры впускала с большой осторожностью, только на мгновение. А знаете, какой у нее был постоянный тост? Выпьем за то, что мы опять сидим вместе, что мы опять встретились.
( Голос из темноты):
- Я пью за разоренный дом,
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоем,
И за тебя я пью.
За ложь, меня предавших губ,
За мертвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб,
За то, что бог не спас.
( Писатель продолжает свои воспоминания):
- А знакомство с Ахматовой у меня состоялось на одном званом обеде. Анна Андреевна вошла в столовую, и мы встали ей навстречу. Первое, что запомнилось, это ощущение легкость маленькой узкой руки, протянутой явно не для пожатия, но при этом удивительно просто, совсем не по- дамски: сначала мне померещилось, что она в чем-то нарядном, но то что я было принял за оригинальный выходной костюм, оказалось черным шелковым халатом с какими-то вышитыми дракончиками, и очень стареньким. В этом своем странновытом халате Анна Андреевна, по-видимому, чувствовала себя среди нас, парадно выходных, как в самом элегантном туалете. Всегда, когда Ахматова приходила в гости, она спрашивала: « А музыка будет?» Ей было все равно, что ставили. Но все же больше всего любила Стравинского, Прокофьева, Моцарта, Бетховена. Часто под музыку сочиняла стихи.
- В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся,
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле,
И пела, словно первая гроза,
Иль будто все цветы заговорили.
- Ахматова всегда была горделиво прекрасна.
- Да, говорят, что даже мертвая, она вызывала чувство преклонения.
- Наверное, главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким.
- Да, она умела не только глубоко любить, но и выразить это чувство в стихах
.
Сжала руки под темной вуалью…
« Отчего ты сегодня бледна?»
-Оттого, что терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: « Шутка
Все что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко,
И сказал мне: « Не стой на ветру».
- Я и плакала и каялась,
Хоть бы с неба грянул гром !
Сердце темное измаялось
В нежилом дому твоем.
Боль я знаю нестерпимую,
Стыд обратного пути…
Страшно, страшно к нелюбимому
Страшно к тихому войти.
А склонюсь к нему нарядная,
Ожерельями звеня,
Только спросит « Ненаглядная!
Где молилась за меня?»
- Проводила друга до передней.
Постояла в золотой пыли
С колоколенки соседней
Звуки важные текли.
Брошена ! Придуманное слово –
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо.
- А ты думал - я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.
Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе страшный подарок-
Мой заветный душистый платок.
Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом
Чудотворной иконой клянусь.
И ночей наших пламенных чадом-
Я к тебе никогда не вернусь.
Чтец:
- Ахматова Написала самую короткую в мире балладу « Сероглазый король»
Сама она эту балладу не любила. Почему ? Неизвестно. Первым эти стихи положил на музыку А.Вертинский. Он выступал на фоне черного бархатного занавеса, на котором были изображены две скрещенные руки.
- Слава тебе, безысходная боль !
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой вернувшись, спокойно сказал:
« Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву, такой молодой
За ночь одну она стала седой.»
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку свою я сейчас разбужу,
В серый глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
« Нет на земле твоего короля…»
- Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, поэта Николая Гумилева.
- Кажется, что все стихи Анна Ахматова пишет о себе и о Гумилеве.
- Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объединить все африканские племена, создать для них общий язык. Три путешествия в Африку Гумилев предпринял на собственные средства.
- Поэт был обвинен в принадлежности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Остались его стихи. Многие из них посвящены Анне Ахматовой.
Застонал я от сна дурного
И проснулся тяжко скорбя;
Снилось мне- ты любишь другого
И что он обидел тебя.
Я бежал от моей постели,
Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей.
Ах, наверно, таким бездомным
Не блуждал ни один человек
В эту ночь по улицам темным
Как по руслам высохших рек.
Вот стою перед дверью твоею,
Не дано мне иного пути,
Хоть и знаю, что не посмею
Никогда в эту дверь войти.
Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,
Но я все-таки умираю
Перед твоим закрытым окном.
- У Анны Андреевны остался сын Лев.
- Да, его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей, все-таки выжил.
( Голос из темноты):
Легкие летят недели,
Что случилось, не пойму,
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели.
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком и о смерти говорят.
- Как-то Анна Ахматова стояла в длинной очереди к тюремному окошку, чтобы передать сыну теплые вещи и продукты. Какая-то женщина с синими губами спросила ее: « Говорят, Вы стихи пишете? О вот об этом Вы могли бы написать?»
- Да. Я знаю, Ахматова ответила, что могла бы.
( Голос из темноты):
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
- « Реквием». Долгие годы Анна Ахматова хранила эту поэму в памяти. Чтобы в стихах, полных страдания, прозвучал измученный, но требовательный материнский голос, необходимо было все мужество поэтессы
Трагическая исповедь, лирическое заклинание, горестный вопль обретают эпический характер. « Посвящение» написанное в марте 1940 года, рассказывает о судьбе матери, у которой отняли сына.: « Звезды смерти стояли над нами, и безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами «черных марусь»». Горе матери беспредельно, и гнев матери беспределен. Но трагедия развертывается в истории, и оттого остается надежда, ибо преступления влекут за собой неминуемое Возмездие.
( Голос из темноты):
Ни сына страшные глаза-
Окаменелое страданье,
Ни день когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,
Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук-
Слова последних утешений.
( Корреспондент):
- О, госпожа Ахматова! Думаете ли Вы, что после революции люди стали счастливее?
- Я не очень компетентна в том, что касается счастья, но об этом надо еще кого-нибудь спросить. Но одно знаю: у нас люди научились теперь гораздо больше помогать друг другу, чем прежде.
- Да что вы кричите: Ахматова, Ахматова …
- Ерунда, ничего особенного.
- Стих неплохой. Но мысли, мысли маловато.
- Это все для слезливых.
- Да кем она вообще-то была, Ахматова?
( Голос из зала):
- Она была поэтом !
( Под музыку «Ave Maria»).
- А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем – не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов,
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание « черных марусь».
Забыть, как постылая хлопала дверь,
И выла старуха, как загнанный зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит,
И тихо идут по Неве корабли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основные темы творчества А.А. Ахматовой" программа элективного курса
Программа «Основные темы творчества А. Ахматовой» применима при организации занятий, ориентированных на подготовку одиннадцатиклассников не только к выпускному экзамену по литературе, но и к вступител...
Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству А.А.Ахматовой
Внеклассное мероприятие по литературе (11 класс)«Творчество А.А.Ахматовой. Ранняя лирика» Цель вечера:продолжить знакомство с жизнью и ранним периодом творчества А.А.Ахматовой; проникнуть в поэт...
Урок по творчеству Анны Андреевной Ахматовой.
Дается характеристика первых сборников поэта, введется рассказ о детстве и юности А. Ахматовой...
Литературный вечер, посвященный творчеству А,А, Ахматовой
Литературный вечер, посвященный творчеству А,А, Ахматовой...
Литературный вечер, посвящённый 125-летию Анны Ахматовой
Сценарий мерприятия по литературе, посвящённый юбилею Анны Андреевны Ахматовой....
Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса
Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.Творчество А.А.Ахматовой рассматривается...
Вечер поэзии, посвященный А.А.Ахматовой
Общее представление о художественном мире Анны Ахматовой, различных гранях ее творчества....