Вечер поэзии "Я лиру посвятил народу своему"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

В помощь учителям и учащимся с целью обобщить и систематизировать знания учащихся о поэтическом творчестве Н.А.Некрасова, осмыслить его творчество как «энциклопедию русской жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Вечер поэзии63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Утянская средняя общеобразовательная школа

«Я лиру посвятил народу своему…»,

Николай Алексеевич Некрасов

 190-летию со дня рождения

                                 

                                 

                                    Подготовила и провела

учителя русского языка и литературы

                                            Ткачёва Валентина Петровна

2011-2012 учебный год

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о поэтическом творчестве Н.А.Некрасова, осмыслить его творчество как «энциклопедию русской жизни»

Задачи:

- развитие навыков выразительного чтения поэтических текстов;

     - развитие навыков осознанного восприятия поэтического текста;

- развитие навыков публичного выступления;

- обогащение эмоциональной сферы учащихся.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, «Стихотворения. Поэмы» Н.А.Некрасова

Ход мероприятия:

Ведущий1:   В год 190 – летия со дня рождения Н.А.Некрасова мы ещё и ещё раз обращаемся к творчеству великого писателя, потому что его нельзя не любить, его нельзя не читать, о нём нельзя не помнить.

Сегодня мы послушаем лучшие стихотворения великого поэта, а жюри оценит выступления учащихся.

В состав жюри входят:

Ведущий2:   Поэзия Некрасова учит нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его, как самого себя, счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием. 

Ведущий1:    В редкой поэтической отзывчивости на чужую радость и чужую боль Некрасов и по сию пору исключительный и неповторимый поэт.

У поэта есть много стихотворений, которые он сам назвал песнями. Да и во многих его поэмах герои поют.

Нам бы очень хотелось, чтобы вам запомнился Некрасов не только как хрестоматийный поэт, которого вы обязаны изучать в школе на уроках, а и как человек, близкий своему народу, которому он посвятил лиру. А значит и нам с вами.

Ведущий2:        Я лиру посвятил народу своему,-

                  скажет он незадолго до смерти.-

                 Быть может, я умру, неведомый ему.

                 Но я ему служил. И сердцем я спокоен

Стихотворения поэта – это история. В них не только получила воплощение тема народных страданий, но и отразились в той или иной степени почти все стороны народного бытия и важнейшие стороны человеческого существования.

Ведущий1:    Основные темы творчества Некрасова:

- Тема Родины и народа 

- Тема поэта и назначения поэзии 

- Тема матери 

Ведущий2:        

- Тема природы 

- Тема города 

- Тема истории 

-  Тема детства 

-  Тема любви 

- Тема идеала общественного деятеля и гражданственного служения 

Ведущий1:    Некрасов стал поистине народным поэтом, сатириком, обличителем «верхов», заступником угнетённой деревни.                                          

Отрывок из стихотворения «Размышление у парадного подъезда»                  читает Надобных Иван       «Родная земля!                                                                                       Назови мне такую обитель…»                                                                                                                

Ведущий2:            Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Этот трагический образ увековечен Некрасовым в стихотворениях «Родина», «Мать», «Баюшки-баю», «Несчастные» и др.                         

Стихотворение «Мать» читает Шестакова Наталья

 Емельянова Татьяна « Внимая ужасам войны…»

Ведущий1:    Он научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам. Особенно горячее сочувствие вызывали в нем крепостные крестьянки:   Три тяжкие доли имела судьба,                                                                    и первая доля: с рабом повенчаться,                                                           Вторая — быть матерью сына раба,                                                             А третья — до гроба рабу покоряться,                                                             И все эти грозные доли легли                                                                   На женщину русской земли

Ведущий2:            Некрасов же вводит в свои стихи и поэмы новую героиню — крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянкам, и трудолюбие, стойкость, силу характера, которые формирует именно крестьянская среда.

Быстро увядает девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид. На лице некогда прекрасной девушки “появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг”.

Некрасов с болью в сердце говорит о суровой доле женщины-труженицы, женщины-матери, женщины-страдалицы. Одно из самых маленьких, пожалуй, стихотворений Некрасова «Вчерашний день…», но с каким глубоким смыслом.. Угнетённая, порабощённая крестьянка, но какая сила духа в ней…Это и восхищает поэта, восхищает это и нас.                                                                 

Стихотворение читает Казаринова Алина

 «Вчерашний день часу в шестом..»

Сусоева Ольга  «Зрелище бедствий»

Ведущий1:    Особенно  тяжелым был труд женщины-крестьянки в летнее время: нещадно жжет солнце, но молодая крестьянка-мать жнет рожь, а у соседней полосы заходится от крика грудной ребенок. Таков мотив стихотворения “В полном разгаре страда деревенская...”

Читают:      Симоненко Татьяна                                                                                Куцыкова Юлия                                                                                Ткачёва Галина

Ведущий2:            Тем не менее, нельзя сказать, что русская женщина показана в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки. Есть в поэзии Некрасова и другой тип - тип, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, румяной, живой, трудолюбивой, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

Характер героини закаляется именно в тяжелых испытаниях. Это - женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. Не имея других источников радости и способов отдыха, она умеет найти их в работе, умеет выискать кусочек счастья и в своей обделенной судьбе.

Ведущий1:    Умеет русская женщина в трудную минуту, сбросив с себя повседневные заботы, и отдохнуть, повеселиться, песню душевную спеть, а во время работы она ловка, сильна и собрана. Такая женщина "и голод, и холод выносит".

Отрывок из поэмы «Мороз Красный нос»  «Есть женщины в русских селеньях» читают:                                                

Атанов Евгений                                                                

Болотнова Анна                                                                                       Капустина Наталья 

Ведущий2:            Никто, кроме Некрасова, не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя

Стихотворение «Соловьи» читают:

 Бычкова Марина

Куцыкова Инна

Ведущий1:    Читая стихотворения Некрасова, мы чувствуем в них не только жалость к страдающим, но и восхищение…Всё, о чём бы ни писал Некрасов, пронизывает мысль о народе, о его судьбе. В «Железной дороге» (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа.

Всё претерпели вы, божие ратники,                                                                Мирные дети труда.

Отрывок из поэмы читает:    Скорых Владимир                                                                                Гончаров Артём

Ведущий2:           Особое место в своём творчестве поэт отводит детям. Всем известно стихотворение «Крестьянские дети» Однажды в студёную зимнюю пору….

С утра до ночи приходилось работать крестьянским детям: наравне со взрослыми они трудились на полях,  фабриках и заводах. С каким искренним сочувствием поэт пишет об этом.

Стихотворение «Плач детей»

читают Бекетова Марина , Нарыкова Людмила.

Ведущий1   Одна из  школ для крестьянских детей была открыта Некрасовым в Аббакумцеве (4 км. от Грешнева). Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней. Он стал попечителем школы и в этом качестве отвечал за отопление, освещение, ремонт и паем прислуги. Известно, что он закупал несколько раз книги для библиотеки. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных деревень. Ученики освобождались от всякой платы за обучение. Вот такому крестьянскому мальчику-ученику и было посвящено стихотворение «Школьник».

Встреча этим голодным и оборванным школьником на пустынной дороге напомнила Некрасову судьбу Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Изучил физику, химию, металлургию, другие науки и стал знаменитым русским учёным, академиком.

Стихотворение «Школьник» читают Юдин Вася и Власова Наташа

Ведущий2:         Никто, кроме Некрасова, не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя.

Стихотворение «Гробок» читает Симоненко Виталий

Ведущий1: Никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства, столько крупных мужественных характеров (Дарья, Матрёна Тимофеевна, Савелий – Богатырь Светорусский, Ермил Гирин), не убитых веками рабства.

Поэт осуждал долготерпение, пассивность большей части крестьянства

(«Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел»?).

Особое место в поэме «Кому на Руси жить хорошо» занимает образ Гриши Добросклонова, в котором воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала свободы. Он слагает песни о народе, а в них вся жизнь.

«Ты и убогая,                                                                                         Ты и обильная,                                                                                         Ты и могучая,                                                                                 Ты и бессильная,                                                                         Матушка-Русь!».

Отрывки из поэмы читают: Чубарых Сергей                                                                                        Казаринов Алексей                                                                                Шестаков Дмитрий

Ведущий2:        Стихотворение из любовной лирики Некрасова прочтёт Юдина Галина «Горящие письма»

Стихотворение Некрасова «Перед дождём» прочтёт Попова Ольга

Ведущий1:

И в заключении конкурса шуточное стихотворение «Генерал Топтыгин» прочитают Цуцура Александр, Куценко Николай, Скорых Андрей

Подведение итогов

Награждение

Грамоты

Номинации

«Утверждаю»                                                                                                   «Рассмотрено»

Директор МОУ Утянская СОШ                                                       Заместитель директора по ВР

Пищулов А.С. ___________                                                               Бычкова О.И.__________

                                         ПОЛОЖЕНИЕ

О проведении конкурса чтецов стихотворений «Я лиру посвятил народу своему…»

Конкурс чтецов проводится в рамках конкурса, посвящённого 190-летию со дня рождения поэта Николая Алексеевича Некрасова

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о поэтическом творчестве Н.А.Некрасова, осмыслить его творчество как «энциклопедию русской жизни»

Задачи:

- развитие навыков выразительного чтения поэтических текстов;

     - развитие навыков осознанного восприятия поэтического текста;

- развитие навыков публичного выступления;

- обогащение эмоциональной сферы учащихся.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, «Стихотворения. Поэмы» Н.А.Некрасова

Участники: 5-11  классов, учителя

Содержание конкурса чтецов:

          1. Вступительное слово.

          2. Выступление ведущих: поэзия Некрасова учит нас чувствовать духовную красоту          

             и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет

             обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его, как самого себя,

             счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием.

        3. Основные темы творчества Некрасова

          4. Выступления учащихся: чтение стихотворений

          5. Подведение итогов, объявление победителей

          6. Награждение

Сроки проведения конкурса чтецов:    февраля 2012 года, в 14.00

Ответственные  за проведение конкурса чтецов: Куцыкова Светлана Юрьевна

                                                                                   Ткачёва Валентина Петровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я лиру посвятил народу своему Литературная гостиная к 190-летию Н.А.некрасова

Сценарий Литературной гостиной, посвященной 190-летию со дня рождения Н.А.некрасова с презентацией....

Открытый классный час на тему: «Я лиру посвятил народу своему…» (к 185 – летию со дня рождения Н.А.Некрасова)

Разработка открытого мероприятия (классного часа), посвященного 185-летию со Дня рождения Н.А.Некрасова ...

"Я лиру посвятил народу своему" Некрасов Н.А.

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Я лиру посвятил народу своему". Некрасов Н.А....

Конкурс чтецов "Я лиру посвятил народу своему..."

Сценарий общешкольного мероприятия по литературе для 5-9 классов, посвящённого 190-летнему юбилею великого русского поэта Н. А. Некрасова....

Конкурс "Я лиру посвятил народу своему"

Сценарий общешкольного конкурса чтецов, посвящённого творчеству Н. А. Некрасова...

Материалы для конкурса чтецов "Я лиру посвятил народу своему"

В папке содержится материалы для проведения  конкурса чтецов, посвященного 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова "Я лиру посвятил народу своему": сценарий, протокол, форма грамоты....

Я лиру посвятил народу своему

Этот материал в виде литературной игры посвящён творчеству великого русского поэта - Н.Некрасова. Думаю, что он будет интересен многим учителям....