Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти в сказке-были «Кладовая солнца». Нелёгкая судьба детей войны.
план-конспект занятия по литературе (6 класс)
Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога (по Е.Л.Мельниковой1), которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные. На этапе рефлексии используется приём технологии развития критического мышления «Синквейн» как эффективный способ синтеза и обобщения полученных знаний, отражения личностного отношения обучающихся к изучаемой теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет, класс | Литература, 6 класс | ||||
УМК, автор программы | Под редакцией Коровиной В.Я., 6 класс. | ||||
Учитель | Балаба Оксана Денисовна, МОАУ «Гимназия №1». | ||||
Тема урока, № урока в рабочей программе | «Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти в сказке-были «Кладовая солнца». Нелёгкая судьба детей войны». | ||||
Цель урока | Сформировать чувство гордости, памяти перед подвигом народа, осознанность и сопричастность к великой истории своей страны посредством изучения текста художественной литературы. | ||||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные | ||
уметь отвечать на поставленные вопросы по прочитанному тексту; умение анализировать прочитанный текст; умение применять технику смыслового чтения; умение определять жанр прочитанного текста; умение принимать авторскую точку зрения и формировать своё отношение к ней; умение формулировать актуальность произведения и осознавать его вневременную ценность. | развивать умение взаимодействовать с другими учащимися; добиваться общей цели; умение вести диалог; формировать и развивать умение использовать информационно-коммуникационные технологии. | формировать представление о человеке в историческом контексте; развивать сочувствие, сопереживание, чувство благодарности, гордость за Отечество и героев страны, отдавших за Родину свою жизнь в годы Великой Отечественной войны.. | |||
Планируемые результаты урока | Предметные знания и умения | Личностные качества, метапредметные УУД | |||
Знать сказку-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца» Уметь анализировать характеры героев, поступки, особенности речи, противоречивость характеров, взаимоотношения с другими персонажами. | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | ||||
Методическое обоснование урока | Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога (по Е.Л.Мельниковой[1]), которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные. На этапе рефлексии используется приём технологии развития критического мышления «Синквейн» как эффективный способ синтеза и обобщения полученных знаний, отражения личностного отношения обучающихся к изучаемой теме. | ||||
ИОС урока | Учебно-методическое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ. | Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) | ||
Учебник под редакцией В.Я. Коровиной, рабочий лист. | Презентация, видеофрагмент. |
Организационная структура урока
Название этапа
| Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). | Представление эпиграфа сегодняшнего урока: «Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету…» Как вы понимаете это выражение М.М. Пришвина? Согласны ли вы с ним? Давайте порассуждаем на эту тему. Писатель очень зорок, он с любовью наблюдает за природой, она для него живая. Пришвин создавал произведения, в которых слились сказка и быль, проза и поэзия, природа и жизнь человеческая... Одно из таких произведений — «Кладовая солнца», которое автор определил как «сказку-быль». | Учащиеся обращаются к эпиграфу, предложенному учителем. Записываю его в тетрадь, осмысливают. Предлагают варианты понимания данной фразы, высказываю своё мнение. |
2. Актуализация и пробное учебное действие. | На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. | Отразилась ли на жизни Насти и Митраши потеря родителей? | Включаются в диалог, делятся своим мнением с учителем. Формулируют ответ на поставленный вопрос, записывают в тетрадь полученное определение жанра произведения. Обращаются к тексту, находят необходимый эпизод, прочитывают, анализируют. |
3. Выявление места и причины затруднения. | На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. | Наверняка отразилась, поскольку дети остались одни и были вынуждены выполнять всю работу по хозяйству вместо родителей. Для решения проблемы необходимо обращение к тексту. | Высказывают предположения, ищут пути решения затруднения. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. | На партах учащихся лежит небольшой раздаточный материал, содержащий краткие сведения о произведении и вопросы к нему: «Жанр произведения определяется как сказка-быль. Как вы полагаете, с чем связана специфика жанра данного произведения? Что в этом произведении имеет элементы сказки, а что были? Докажите, приводя аргументы из текста, что жанр определён не случайно. В центре произведения находятся два главных героя – Настя и Митраша. Что же о них рассказывает автор?» | Определяют цель урока. Предлагают примерный план решения проблемы. Обращаются к тексту, ищут возможные пути решения. Включаются в диалог. |
5. Этап первой ступени анализа произведения. | Пришвин никогда не относил себя к детским писателям, но так получилось, что большая часть его творчества посвящена рассказам о жизни детей. Не стало исключением и произведение, о котором мы сегодня с вами будет подробно говорить. Автор описывает детей послевоенного периода, которые стали сиротами. Давайте обратимся к тексту. «В районе города Переславля-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на войне». Ответьте на вопрос, что значит осиротели? Что же о них рассказывает автор? В этой сказке-были Пришвин раскрывает те трудности, невзгоды, с которыми пришлось столкнуться детям послевоенного времени. Война – страшное событие, которое уносило огромное количество жизней взрослых и детей, но не меньшее количество детей она оставила без заботы, поддержки и любви родителей. Подумайте, что позволяло детям выжить в это тяжелейшее время (и нашим героям тоже)? Сплоченность, взаимная помощь друг другу и, конечно же, любовь. Быть вместе, стремиться к тому, чтобы сообща преодолевать труднейшие испытания, - вот ключ к ответу на вопрос о том, что могло помочь детям, которые остались одни. | ||
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Ребята, посмотрите на интерактивную доску. На ней представлены иллюстрации к произведению «Кладовая солнца».Какие чувства и эмоции вызывают у вас данные изображения? Схожи ли они с вашими личными представлениями о детях, с той характеристикой, какую даёт им автор в тексте? Ребята, перед вами лежат рабочие листы, предлагаю вам поработать в парах и заполнить их с помощью текста. Посмотрим, что у вас получилось? На слайде располагаются вопросы к тексту: 1) какое впечатление сложилось у вас при знакомстве с Настей и Митрашей? 2) Каким предстаёт перед нами Митраша? 2) Как описывает внешность Насти писатель? Запишите характеристику героев в рабочие листы. | Работают с интерактивной доской, рассматривают иллюстрации. Затем в парах работают с текстом, на основе которого заполняют рабочие листы, выделяя самые яркие черты главных героев. Ведут записи в рабочих листах. |
7. Физминутка. | Учитель читает стихотворение, которое включает в себя ряд небольших физических упражнений, направленных на разгрузку и краткосрочную смену деятельности. | Учащиеся реагируют на физическую минуту, выполняют определённые движения, записанные в форме шутливого стихотворения. | |
8. Этап второй ступени анализа произведения. | При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Обратимся к взаимоотношениям между героями. Какими они были между детьми? Как был устроен их быт? Как получилось, что дети остались без родителей и жили одни? (Война унесла жизнь отца). Что восхищает нас в детях, которые остались без родителей? | |
9. Работа с видеофрагментом. | Предлагается посмотреть фрагмент мультфильма «Кладовая солнца». Вопросы перед просмотром: каковы ваши впечатления от просмотра? Удалось ли режиссеру отразить всю глубину ситуации, в которой оказались дети послевоенного периода? Какие качества характера детей показывает нам режиссер? Почему дети не просят помощи у взрослых, живущих по соседству? | Смотрят видеоролик, тесно связанный с темой урока. Проводят аналогию с изучаемым произведением, находят общие и отличительные черты между фрагментом фильма и текстом. Ответы учащихся наполнены следующим содержанием: автор показывает детей самостоятельными, потому что война заставила их повзрослеть слишком рано. Дети брали пример со своих родителей: Настя была такой же хозяйственной, старательной и чуткой, как мама, а Митраша решительным и мужественным, как отец. | |
10. Работа с ранее изученными текстами похожей тематики | Вспомним, в каких ещё произведениях писатели или поэты показывают детей войны? В стихотворении К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» изображается ребёнок 10 лет, который пережил все тягостные моменты войны. Пожалуйста, вспомните, каким предстаёт перед нами главный герой? Учащиеся получают раздаточный материал с текстом произведения. Удалось ли автору, на ваш взгляд, в полной мере донести до читателей те чувства, которые испытывали дети войны? С помощью каких художественных средств делает это автор? Что объединяет и отличает эти произведения друг от друга? | Работают в группах, обращаются к тексту, применяя технологию чтения с остановками. Записывают необходимую информацию в рабочие листы. Обращаются к ранее прочитанным произведениям, проводят аналогии, делают вывод. | |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Учащимся предлагается написать небольшое сочинение-ассоциацию по фразе «Детское лицо войны». Учитель объясняет методические особенности этой работы. | Учащиеся называют ключевые слова ассоциации (основано на впечатлениях от урока), выделяют слово или сочетание слов, наиболее созвучное эмоциональному состоянию ученика. На основе этого пишут 6-7 предложений с этими ключевыми понятиями, далее зачитывают свои сочинения-ассоциации. Учитель работает вместе с учениками и в конце читает своё сочинение- ассоциацию. Идёт обсуждение. |
11. Информация о домашнем задании. | Даются разноуровневые задания | Для первой группы: рассмотреть и проанализировать конфликт Насти и Митраши. Для второй группы: проанализировать состояние природы в момент конфликта. Для обеих групп: подготовить выразительное чтение необходимых эпизодов, доказывающих верность ваших рассуждений. | Записывают информацию о домашнем задании. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система уроков по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"
Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста....
Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....
М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
Интегрированный урок по произведению Михаила Пришвина "Кладовая солнца" с применением ИКТ....
Урок литературы 6 класс " Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши в рассказе Пришвина " Кладовая солнца"
Урок с использованием технологии КРЧиП...
Разработка урока «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши». М. М.Пришвин. "Кладовая солнца"
Разработка урока. М.М. Пришвин. "Кладовая солнца"...
Презентация к уроку литературы "Особенности жанра сказки - были в "Кладовой солнца" М. Пришвина"
Данная презентация поможет в проведении заключительного урока по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца". На уроке учащиеся должны выяснить, каковы особенности сказки-были как...