Конспект урока литературы в 5 классе "Литературные и фольклорные черты в сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Сорокина Юлия Валерьевна

Конспект урока литературы в 5 классе по программе В.Я. Коровиной "Литературные и фольклорные черты в сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatyrnie_i_folklornie_cherti_v_ckazke_jukovskogo.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЧЕРТЫ В СКАЗКЕ В.А.ЖУКОВСКОГО «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА».

Цель  урока - выявить своеобразие авторской сказки вообще и стихотворной сказки Жуковского в особенности, объяснить учащимся, почему автор может себе позволить отступление от народных поэтических традиций.

  1. Организационный момент
  2. Рассказ учителя о писателе. 

Василий Андреевич Жуковский, замечательный русский поэт, переводчик, родился в 1783 году в Тульской губернии. Отец его Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец с. Мишенского; мать, турчанка Сальха, привезённая в Мишенское и подарена Бунину одним из его крепостных, участником русско-турецкой войны. В.А. Жуковский получил хорошее образование, учился сначала в частном пансионате, а затем в лучшем учебном заведении тогдашней России - Благородном пансионе при Московском университете, где начал писать стихи. В 1802 году в журнале «Вестник Европы» он помещает свое произведение «Сельское кладбище», являющееся переводом из английского поэта Томаса Грея. Именно с этого произведения начинается длинный ряд блистательных переводов Жуковского. Василий Андреевич был дружен со многими деятелями литературы, в том числе и с А.С.Пушкиным. Пушкин был на 16 лет моложе Жуковского, что не помешало им сблизиться и стать друзьями. Еще в лицее Жуковский отметил талантливого юношу. Особенное сближение поэтов относится к 1831 году: оба они по причине летом этого года жили продолжительное время в Царском Селе. Здесь у них затеялось что-то вроде литературного турнира; оба поэта, взяв за основу один фольклорный сюжет, записанный Пушкиным со слов Арины Родионовны, его няни, пишут каждый по сказке -  Жуковский "Сказку о царе Берендее", Пушкин – «Сказку о царе Салтане». Тогда же Жуковский напишет и «Спящую царевну» - сказку, с которой мы будем работать сегодня на уроке.

  1. Беседа по содержанию сказки.

Понравилась вам сказка? Чем? Какие-нибудь произведения вам эта сказка напомнила? (Cказка бр. Гримм «Шиповник», Ш.Перро «Красавица, спящая в лесу»). Жуковский знал обе эти сказки, но при создании своего произведения он пользовался именно немецким текстом.

А русские народные сказки «Спящая красавица» вам не напоминает?  Какой тип народной сказки напоминает «Спящая красавица»? (Волшебные сказки) А почему именно их? (Есть чудо.) С какими чудесами мы встречаемся в сказке Жуковского? (колдовство, чудесное рождение, наличие среди действующих героев-чародеек и т.д.).

         Что ещё роднит сказку Жуковского и русские народные сказки? Называете и доказываете примерами из текста. (Зачин, сказочные формулы, «магические» числа, концовка, постоянные эпитеты)

  1. Сопоставление сказки фольклорной и литературной. (См.приложение 1)

Составим таблицу, в  которую запишем все, что вы сейчас назвали с примерами.

А что отличает эту сказку от уже изученных нами народных? (Стихотворная форма.)

Что меняется от того, что сказка написана стихами? (Закрепленный текст; украшенность рифмой, особый склад).

Что ещё отличает сказку Жуковского от народных?  Обратите внимание, что занимает большую часть сказки? (Описание того, как засыпает, а потом просыпается царский дом.) Встречаемся ли мы с такими подробностями в народной сказке? В чём же отличие сказки Жуковского от народных сказок? (Наличие подробного описания, замедления действия.)

Скажите, а зачем поэту столь подробное описание? (Ему интересно представлять, как это происходит.) Значит, еще одной чертой авторской сказки является описательность, обилие деталей

Давайте с вами прочитаем эти фрагменты. Какие эмоции у вас вызвали эти описания? (Заставили улыбнуться). Раз у вас эти описания вызвали улыбку, что еще появляется в сказке, чего не было в народной? (Юмор, комизм.) А кто привносит в сказку юмор? (Автор.) Верно, значит еще одной чертой данной сказки, которую мы запишем в правый столбик, будет присутствие автора, и как следствие у Жуковского шутливая интонация повествования.

  1. Подведение итогов.

        Как же, на ваш взгляд, автор, в данном случае Жуковский, относится к народной сказке, фольклорным традициям? (Фольклор – это материал, который Жуковский использует, преобразует, выражает с помощью него свое отношение к действительности.)

Приложение 1.

Черты фольклорной сказки.

Черты литературной сказки.

  1. Зачин:

жил-был добрый царь Матвей…

  1. Сказочные формулы:

что ни в сказке рассказать, ни пером описать

  1. «магические числа»:

12, 3 века

  1. Постоянные эпитеты:

дикий бор, дремучий лес…

  1. Концовка:

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.

  1. Стихотворная форма.
  2. Неизменность.
  3. Описательность.

(подробное описание, как засыпает и просыпается царский дом)

  1. Присутствие автора  Шутливый тон повествования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....

Конспект урока литературы по теме "Маленький принц" как философская сказка-притча. 6 класс

Тема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.Тип урока: комбинированный.Цель урока: познакомить учащихся с понятием философская сказка-притча на основе произведения А. де Сент-Экзюпери «Мал...

Конспект урока литературы для 6 класса "Образ детей в сказке-были "Кладовая солнца"

Конспект урока содержит материал для проведения урока в 6 классе по теме "Образ детей в сказке-были "Кладовая солнца"...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Художественный мир сказки "Царевна-лягушка". Иван-царевич, его помощники и противники" УМК В.Я. Коровина

Подробный план-конспект урока литературы в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Тема урока "Художественный мир сказки "Царевна-лягушка". Иван-царевич, его помощники и противники"....

Конспект урока литературы «Добро и зло в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Цели урока.Содержательная.  Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст  сказки. Развивать навыки монологической, ...

Конспект урока литературы Для 5 класса По теме: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов».

Конспект урока литературы  Для 5 класса  По теме: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов»....