Роль учителя русского языка и литературы в гражданско-патриотическом воспитании учащихся
статья по литературе

Роль учителя русского языка и литературы в гражданско-патриотическом воспитании учащихся

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchitelya_russkogo_yazyka_i_literatury.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учителя русского языка и литературы

в гражданско-патриотическом воспитании учащихся

Еще, не будучи президентом, В.В.Путин с сожалением писал о том, что слово «патриотизм» подчас используется в ироническом и даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Утратив патриотизм, связанные с ним  национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.          

Общеизвестно, что приоритетным в воспитании подрастающего поколения остается гражданское патриотическое воспитание.

Задача любого учителя- не только вооружить ученика знаниями, но и воспитать из него личность, активного человека с сознательным отношением к общественному долгу, самостоятельно мыслящего, любящего свою Родину, свой народ.

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы начинается с воспитания любви к русскому слову, русской речи. Как говорил К.Г.Паустовский: «Истинная любовь к  своей стране немыслима без любви к своему языку». Система уроков на темы: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык», «Русский язык – один из развитых языков мира», «Язык живет вместе с жизнью народа» заставляет учащихся задуматься о богатстве и красоте русского языка, о его месте среди языков народов мира.

Анализируя художественно-изобразительные средства языка в поэтических и прозаических текстах, учащиеся делают шаг к постижению яркости, меткости, точности, задушевности родного слова.

Много текстов в учебниках русского языка, текстов изложений и диктантов, которые имеют гражданско-патриотическую направленность. Определяя основную мысль, стиль, тип речи, ученики задумываются и о своем отношении к родной природе (тексты-пейзажи), и о смысле жизни (очерки-портреты ученых, писателей, художников). Формируется чувство гордости за своих талантливых предков (тексты публицистического стиля о памятниках русского зодчества, русской культуры).

Воспитание любви к малой родине, к матери – неотъемлемая часть в воспитании патриота. Работа учащихся над изложением «Мещерский край» (по К.Паустовскому) заканчивается сочинением-миниатюрой «Что можно увидеть и услышать в родном крае?

На уроках литературы на духовный мир формирующей личности сильное впечатление оказывает знакомство с биографией писателя.

Жизнь многих художников слова – пример гражданского служения Отечеству. При изучении творчества А.С.Пушкина учащиеся самостоятельно готовят доклады о жизни поэта, постигают пушкинское чувство гордости за свой народ, чувство любви и заботы о них, приобщаются к великому пушкинскому подвигу – «призыву» проявить «милость к падшим», Чувство собственного достоинства, верность служению поэзии, а не силе власти в годы, когда «царь взял его на службу», мужество поэта, когда он защищает свою честь своей семьи на дуэли – эти качества А.С.Пушкина – человека-гражданина называют учащиеся в беседе после прослушивания доклада или лекции.

В процессе анализа художественных произведений ребята приобщаются к высокой духовности русского человека: его совести, благородству, мужеству, милосердию. Это уроки по изучению русского фольклора, система уроков по теме «Родная природа в стихотворениях поэтов-классиков, поэтов современников, поэтов-земляков», уроки внеклассного чтения на тему «Великая Отечественная война в творчестве Б.Васильева, В.Распутина, В.Быкова.

В связи с изменением идеологи и изменились мы, изменилась жизнь. Как воспитывать детей? На мой взгляд, очень важно учителю русского языка и литературы в программном произведении найти то, что наиболее близко, полезно для современного читателя. Почему восьмиклассники не замечают ограниченности взглядов Гринева? Потому что для них это не важно. Главное, что он человек слова и дела, он покоряет  их самоотверженностью, мужеством, верностью долгу. Учащиеся постигают пушкинское утверждение «Самостоянье человека – залог величия его».

На уроках литературы в старших классах учитель продолжает учить детей самостоятельно мыслить, критически оценивать свои поступки  и поступки других людей, никогда не превращаться в бездумного исполнителя чужой воли. Оставаться всегда и везде личностью.

В 11 классе учащиеся стоят на пороге взрослой жизни. Их трудно заинтересовать простым сопоставлением: плохое – хорошее, честь – бесчестье. Создание такой атмосферы на уроках, когда ученикам хочется высказать свои мысли, поделиться своим открытием, очень важно для учителя-воспитателя. Проблемные ситуации при анализе произведения, индивидуальные домашние задания, рефераты - все это развивает стремление к познанию, потребность творчески трудиться.

Одиннадцатиклассники должны задумываться над такими важнейшими философскими вопросами, как человек и государство, личность и общество, свобода и вседозволенность.

Очень интересен для ребят роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Анализируя первые главы об Иешуа и Понтии Пилате, задаю им вопрос: «Почему во время допроса Иешуа держится уверенно несмотря на физическую боль, а прокурор выглядит больным и усталым человеком? Учащиеся приходят к выводу, что Иешуа внутренне свободен, он не боится говорить правду о власти, о том, что в мире нет злых людей, что честным быть легко и просто. Наблюдая за авторскими ремарками и репликами Понтия Пилата, ребята обнаруживают в нем и человеческое соучастие к Иешуа,  и интерес к его пророчествам и определяют его окончательное чувство – страх, страх человека власти, который руководствуется ближайшей государственной пользой, а не своими нравственными ориентирами. Понтий Пилат подписывает приговор о смертной казни для Иешуа и погибает вместе с ним: две тысячи лун он будет мучиться укорам и совести, потому что «трусость – один из самых страшных пороков». Вместе с учителем учащиеся приходят к осмыслению того, что только человек ответственен за добро и зло, и не важно, кто он: простой гражданин или представитель власти. Связывая события романа с жизнью, учащиеся утверждают, что очень трудно быть гражданином, вспоминают и Александра Сергеевича Пушкина, и декабристов, и Дмитрия Холодова, приобщаются на пороге самостоятельной жизни к их мужеству, к их служению «делу, а не лицам», к их активной жизненной позиции.

Хочется верить, что наши учащиеся вырастут достойными гражданами своего Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников

В последнее время мы замечаем снижение интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы,  падение интереса к чтению, а значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному оп...

Важность роли учителя русского языка и литературы.

Новая языковая ситуация в обществе вполне естественно ставит новые задачи и перед всей системой обучения русскому языку и его изучения в школе.Не нуждается в обосновании факт, насколько важна правильн...

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы "Использование ИКТ при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе"

В докладе дан краткий обзор Интернет ресурсов, помогающий учителям качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации....

Система работы учителя русского языка и литературы по формированию культуроведческой компетенции учащихся

Система работы учителя русского языка и литературы по формированию культуроведческой компетенции учащихся...

Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.

Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...

Роль учителя русского языка и литературы в подготовке к ОГЭ.

Данная презентация рассматривает роль учителя и виды работы для успешной подготовки к ОГЭ....

доклад "Роль учителя русского языка и литературы в формировании нравственных смыслов и духовных ориентиров воспитанников".

Учителю поручена высокая духовная миссия: на своем месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души уче...