Контрольная работа по творчеству Сергея Есенина
методическая разработка по литературе (11 класс)

Тихомирова Светлана Анатольевна

Стихотворения и поэма "Анна Снегина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_po_tvorchestvu_s.a._esenina_1.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПИСЬМО МАТЕРИ

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось, –

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

(С.А. Есенин, 1924)

1. Автор использовал слова, выходящие за пределы литературной нормы («саданул», «шибко», «воротился»). Как называются такие слова? Какова их роль в стихотворении.

2. Назовите средство художественной выразительности, которое предполагает нарушение прямого порядка слов в предложении. («Слишком раннюю утрату и усталость// Испытать мне в жизни привелось»).

3. Выпишите из стихотворения пример анафоры. Укажите её роль.

4. Укажите вид тропа.

А) Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Б) Пусть неровные луга

Обо мне поют крапивой…

В) Тихо льётся с клёнов листьев медь…

Г) Есть тоска весёлая в алостях зари. (2 тропа)

5. Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

Вспомните строки другого поэта Серебряного века, с которыми перекликается эта строфа из стихотворения Есенина. Что их объединяет?

1)

«Гой ты, Русь моя родная…»

2)

«Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

3)

«Не жалею, не зову не плачу…»

4)

«Песнь о собаке»

6. Стихотворение С.А. Есенина «Отговорила роща золотая…» по своей тематике близко такому произведению автора, как

Сформулируйте тему.

7. Объясните значение выделенных слов согласно контексту.

1)Пою и взываю:

Господи, отелись!

2) Полюбил я мир и вечность

Как родительский очаг.

Все в них благостно и свято,

Все тревожное светло.

Плещет рдяный мак заката

На озерное стекло.

И невольно в море хлеба

Рвется образ с языка:

Отелившееся небо

Лижет красного телка.

8. Какую известную историю напоминают стихотворения Сергея Есенина «Письмо матери» и Николая Гумилёва?  Чем схожи лирические герои?

НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ (отрывок)

И в горечи сердце находит усладу:
Вот сад, но к нему подойти я не смею,
Я помню… мне было три года… по саду
Я взапуски бегал с лисицей моею.

Я вырос! Мой опыт мне дорого стоит,
Томили предчувствия, грызла потеря…
Но целое море печали не смоет
Из памяти этого первого зверя.

За садом возносятся гордые своды,
Вот дом — это дедов моих пепелище,
Он, кажется, вырос за долгие годы,
Пока я блуждал, то распутник, то нищий.

Там празднество: звонко грохочет посуда,
Дымятся тельцы и румянится тесто,
Сестра моя вышла, с ней девушка-чудо,
Вся в белом и с розами, словно невеста.

За ними отец… Что скажу, что отвечу,
Иль снова блуждать мне без мысли и цели?
Узнал… догадался… идет мне навстречу…
И праздник, и эта невеста… не мне ли?!

9. Иду голубою дорожкой

И вижу – навстречу мне…

Из поэмы «Анна Снегина». Объясните, в каком значении употребляется выделенное слово? Почему дорожка голубая?

10. Сопоставьте отрывки поэмы «Анна Снегина» Выпишите слова и строки, которые изменились. Объясните причину изменений.

По-старому с шубой овчинной
Иду я на свой сеновал.
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Состарившийся плетень.
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие, милые были.
Тот образ во мне не угас...
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас.

По-прежнему с шубой овчинной
Иду я на свой сеновал.
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень.
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет.
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество Сергея Есенина

Презентация к урокам по изучению творчества С. Есенина....

Разработка урока "Жизнь и творчество Сергея Есенина"

Данный урок проводится в 11-м классе. Он знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Урок сопровождается презентацией  в Power Point....

Урок – концерт «Золотая флейта России» по творчеству Сергея Есенина.

Урок – концерт«Золотая флейта России»по творчеству Сергея Есенина....

Занятие-беседа "Эстетическое воспитание учащихся на примере творчества Сергея Есенина"

В материале раскрывается роль творчества Сергея Есенина в эстетическом воспитании обучающихся творческого объединения....

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...