Урок – концерт «Золотая флейта России» по творчеству Сергея Есенина.
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Урок – концерт
«Золотая флейта России»
по творчеству Сергея Есенина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – концерт
«Золотая флейта России»
по творчеству Сергея Есенина.
Урок провела : Кужугет О.Б.
учительница русского языка
и литературы
Заключительный урок – концерт в 11 классе
по творчеству Сергея Александровича Есенина
«Золотая флейта России»
Цель урока: - закрепление знания о творчестве поэта;
- развитие выразительного чтения;
- пропоганда литературы среди сельского населения;
- воспитание любви к поэзии, эстетическое воспитание.
Межпредметная связь: музыка, психология.
Наглядность и ТСО: «История русской советской литературы» - М., «Высш. Школа» 1986г. книги С.Есенина; «Три века русской поэзии» - М. Просвещ., 19790г. портрет Есенина, А.Дункан, матери поэта; компьютер, проектор, видеокамера, гитара, баян, диск песен Надежды Кадышевой; кассеты песен на стихи С.Есенина.
На урок приглашаются администрация школы, учителя, родители , старшеклассники.
Ход урока.
1.Организационная часть.
1.1. Приветствие учителя.
1.2. Знакомство с целью урока.
2. Вступительное слово учителя.
-Ребята, мы имеем с вами счастливую возможность знакомства с творческим наследием великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, чье творчество высоко ценится у любителях поэзии.
Если Маяковского называют трубой революции, то Есенина – ее золотою флейтой. Голос Есенина всегда будет звучать для читателей будущего. И не случайно мы назвали свой урок «Золотой флейтой Росси»
-Скажите , пожалуйста, почему Сергея Есенина называют «Золотой флейтой?»
- золотая – в значении «ценное»
Флейта - в значении «певец»
- А ведь он не певец, а поэт?
_ Обычно в литературе всех поэтов называют певцами.
-Скажите, пожалуйста, чем отличается поэзия С.Есенина от других»
(лиричностью, напевностью, простотой, любовью к Родине, природе…)
В своем автобиографическом очерке «О себе» поэт писал: «… В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину»
Что касается остальных автобиографических сведений – они в моих стихах…»
Поэтому не знал о творческой и личной жизни поэта мы не сможем до конца понять красоту и загадочность поэзии С.Есенина.
Кроссворды по творчеству поэта (используется по выбору)
1. | Р | У | С | Ь | |||||||
2. | Н | А | П | Е | В | Н | О | С | Т | Ь | |
Н | А | Б | О | Р | |||||||
4. | Ш | А | Г | А | Н | Э | |||||
5. | П | Е | Т | Р | О | Г | Р | А | Д | ||
6. | А | Й | С | Е | Д | О | Р | А |
1.Любимая страна поэта.
2.Своеобразие его поэзии.
3.Кличка поэта среди друзей
4. Кавказская красавица, чьем именем названо одно стихотворение.
- В каком городе поэт встретился с Блоком.
- Имя жены Есенина.
4. | |||||||||
К | 5. | ||||||||
О | Р | 6. | |||||||
Н | А | Ш | |||||||
3. | С | Д | У | ||||||
1. | С | Т | У | Ш | |||||
Г | 2. | Н | А | Н | У | ||||
Е | С | Е | Н | И | Н | ||||
Р | У | Г | Т | Ц | |||||
М | Р | И | И | А | |||||
А | И | Н | Н | ||||||
Н | К | А | О | ||||||
И | О | В | |||||||
Я | В | О |
- Одна из стран, где побывал поэт с женой.
- Какой кружок посещал Есенин в Москве?
- Фамилия главной героини известной поэмы Есенина.
- Родное село поэта.
- Название первого сборника.
- Название старомодной одежды матери.
- Практическая часть урока.
- Есенин , в основном, писал лирические стихи. Одно из сильнейших качеств его лирики – это
1) глубокое чувство любви к Родине. Он умеет передать не только богатство и красоту русской природы, и свою сыновнюю любовь русского человека к родной земле.
(Выразительное чтение 2 стихотворения о Родине)
2)Есенин приветствовал ОКТЯБРЬ. Его волновала судьба русских крестьян. Но когда он понял, что революция не может восстановить страну счастливой крестьянской жизни , в стихах поэта начали звучать тревожные ноты- ноты драматизма.
« Я последний поэт деревни», « Грусть за уходящее, милое , родное»
- В таком подавленном и мрачном состоянии Есенин писал произведения, составившие сборник. «Москва кабацкая». В этих стихах есть мотивы ухода от жизни, тоски и упадка. В этих стихах звучит самообвинение, называет себя «озорным гулякой», « забулдыгой», «хулиганом», «пропащим».
(Исполняется песня « Я московский озорной гуляка»)
- В 20-е годы в творчестве поэта происходят весьма заметные перемены. Новые настроения находили все более определенное выражение в творчестве Есенина. В этой перемене известную роль сыграла поездка Есенина в заграницу вместе с женой Айседорой Дункан. (Фотография)
Многие стихи поэта написаны на тему любви. И мы сейчас послушаем не только на русском языке , но и в переводе на тувинский язык.(Выразительное чтение стихов учащимися, переводы Монгуш Доржу)
5) Раскрытие собственных переживаний через образы родной природы вело Есенина к очеловечиванию самой природы. Есенинские поэтические образы формируются на этой основе и приобретают неповторимый колорит: «Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», « Где-то на поляне клен танцует пьяный».
(Звучит песня «Отговорила роща золотая» в исполнении заслуженной артистки России Надежды Кадышевой, перед звучанием песни учащимся раздаются листы для игры «Нарисуй под музыку свое настроение»)
- У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Цвет играл большую роль в творчестве поэта. Особенно встречаются синий и голубой цвета, они – цвета земной атмосферы, воды. Синий цвет для поэта – цвет покоя и тишины. («Синий вечер», «Синий сумрак»)
Голубой цвет- ощущение радости, широты, простора. («Голубая Русь», «Голубая звезда», « Май мой синий! Июнь голубой!»
Алый цвет – символизирует в поэзии Есенина девственную чистоту, непорочность. «Выткался на озере алый свет зари» , «Есть тоск4а веселья в алостях зари…»)
Розовый цвет выражает в поэзии Есенина незабываемую картину настроения (« Проскакал на розовом коне…»,
« На закат ты розовый похожа…»)
- Лирика Есенина своеобразна напевностью, она пронизана песенной стихией.
- «Засосал меня песенный плен» - писал о себе поэт. «Степным пеньем» назвал свое творчество Сергей Есенин. И не случайно многие его стихи переложены на музыку. (Исполняется песня «Не жалею, не зову, не плачу» ансамблем девушек 11 кл.)
- Заключение.
–Итак, о чем же писал в своей поэзии Сергей Есенин? Что же , по Есенину, включает в себя понятие «Жизнь»?
- Любовь к Родине;
-Любовь ко всему живому.
- А вы, ребята, не задумывались над тем, почему молодежь так любит поэзию С.Есенина?
-Хотя он прожил всего 30 лет, он оставил для будущего Росси золотое наследие литературы, остался в памяти вечно молодым, красивым (Стихотворение « Сергей Есенин» поэта Петра Орешина)
Сказка это, чудо ль, Дождичек весенний
Или это – бред: Окропил наш сад
Отзвенела удаль Песенник Есенин,
Разудалых лет. Синеглазый брат.
Песня отзвенела Вековая просинь
Над родной землей Наша сторона
Что же ты наделал, Если Пушкин – осень,
Синеглазый мой?... Ты у нас – весна!
- Домашнее задание.
1). Повторить трехсложный размер стихосложения.
2). Лингвистический анализ одного стихотворения по выбору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Жизнь и творчество Сергея Есенина"
Данный урок проводится в 11-м классе. Он знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Урок сопровождается презентацией в Power Point....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-330164-1383160067.jpg)
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/07/picture-105650-1496831735.jpg)
Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"
Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...
Урок-композиция по творчеству Сергея Есенина
Цель- познакомить с жизнью и творчеством поэта, развивать личностные качества...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/25/picture-983205-1577302104.jpg)
Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"
Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/12/picture-1148920-1560334448.jpg)
Урок по теме «Творчество Сергея Есенина»
Урок по теме «Творчество Сергея Есенина»Формы, приемы, методыФормы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре, групповая,работа с учебником, работа у доски.Методы: частично-поисковый, исс...