план-конспект урока по литературе (7 класс) 2020 г.
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок литературы по рассказу "Кусака" с использованием проблемной технологиии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5a_urok_problemnaya_tehnologiya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемная технология.
Урок литературы в 7 классе по рассказу Л.Андреева «Кусака»
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Цель: Закрепить умения учащихся анализировать произведения, обучать ведению диалога-рассуждения, воспитывать потребность оберегать и защищать всё живое на земле.
Оборудование: Портрет Л. Андреева, музыкальное сопровождение Вивальди «Времена года».
Эпиграф:
Всё живое на земле имеет одну
и ту же душу, всё
живое страдает одними
и теми же страданиями.
(Л. Андреев)
Ход урока.
Проблемный вопрос: над чем побуждает задуматься рассказ «Кусака»?
Беседа по вопросам: (учащиеся рассажены группами (3 по 4 человека).
-Посмотрите на эпиграф к сегодняшнему уроку и скажите, как вы понимаете слова писателя Л. Андреева? Согласны ли вы с ним?
-А сейчас подумайте и скажите, что на ваш взгляд будет темой сегодняшнего урока?
-Открывается надпись на доске со словами темы урока. Поясняю, что это слова из повести писателя А. дэ Сент Экзюпери «Маленький принц»
-А теперь подумайте и скажите, какие цели вы поставите на сегодняшнем уроке?
-А я вам предлагаю следующие цели урока: Задуматься о взаимоотношениях людей и животных, об ответственности за тех, кого мы приручаем, попробовать разобраться в человеческих поступках и поступках своих товарищей, уметь правильно излагать свои мысли и выслушивать мнение товарищей.
-Итак, рассказ «Кусака» написал Л. Андреев.
Дополните предложения.
-Л.Андреев писатель, который………….
-Он любил…………….
-Л.Андреев помогал…………
-Я знаю такие рассказы Андреева……………..
А сейчас вспомните, что вы чувствовали, когда читали рассказ «Кусака»
-Какова композиция рассказа?
-Кто является главным героем рассказа?
-В какой период жизни мы встречаемся с собакой? Как звали её сначала? Почему?
-Какой видит читатель собаку в начале рассказа?
Исследовательское задание:
Выпишите из первой главы ключевые слова, которые характеризуют собаку.
(работа в группах)
(учащиеся выписывают слова и делают вывод о том, что собака озлобленная и не доверяет людям)
-Где же собака нашла пристанище?
Роль пейзажа.
-Зачитайте описание пейзажа в конце первой части. Каким настроением он пронизан? Какие выразительные средства использует автор?
-Что изменилось в жизни собаки весной?
Работа над пересказом.
Пересказать близко к тексту эпизод знакомства собаки с дачниками.
-Почему автор называет слово «Кусака» не кличкой, а именем?
-Как вы понимаете слова, «всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?
-Какой это литературный приём?
Исследовательское задание:
-Выпишите из третьей части ключевые слова, показывающие, какой стала собака?
-Сравните сделанные записи (учащиеся сравнивают записи и отмечают, что собака изменилась внешне ,но страх не выпарился из неё до конца)
-Почему же страх не выпарился из неё до конца?
Найдите и зачитайте отрывок из третьей главы, в котором говорится о том, как дети играли с собакой.
Посовещайтесь и напишите (или расскажите), о чём могла бы просить собаки?
Роль пейзажа.
-А сейчас зачитаем описание пейзажа четвёртой главы. Сравнить с описанием пейзажа в первой главе и ответить на вопрос, для чего автор вводит этот пейзаж?
-Какая же беда подстерегала собаку?
Чтение по ролям «Разговор Лели и матери»
-Почему не заплакала Леля?
-Как она простилась с собакой?
Работа в группах.
Подумайте и ответьте на вопрос. Какая же Леля и как бы вы поступили на её месте?
Сейчас внимательно послушайте пятую часть. Какие иллюстрации вы могли бы нарисовать к этой части?
-Что же ожидает Кусаку в будущем?
-Ещё раз посмотрите на эпиграф. Прав ли автор?
Работа в группах.
-О чём я задумался после сегодняшнего урока?
Выводы.
Рассказ побуждает задуматься о взаимоотношениях людей и животных, об ответственности за тех, кого мы приручаем, попробовать разобраться в человеческих поступках и поступках своих товарищей.
Рефлексия.
-Итоги урока. Оценка. Что понравилось? Что вызвало несогласие?
Домашнее задание:
Написать мини-сочинение «Мои мысли после прочтения рассказа «Кусака».
Вопросы-помощники:
1.Что понравилось в рассказе?
2.Как бы я поступил(а) на месте Лели?
3.Как нужно относиться к животным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....
План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"
Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе «Живое пламя» по рассказу Е.И.Носова Обучение целостному анализу эпического произведения.
конспект урока...
План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе «Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
конспект урока...
План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе ««Одно есть только в мире счастье – весь Божий свет душой любить!» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Тема урока: Одно есть только в мире счастье – весь Божий свет душой любить!» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)Цели урока: Познакомить учащихся с художественным миром про...