план-конспект урока по литературе (7 класс) 2020 г.
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Соколова Светлана Ивановна

Урок литературы по рассказу "Кусака" с использованием проблемной технологиии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5a_urok_problemnaya_tehnologiya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемная технология.

Урок литературы в 7 классе  по рассказу Л.Андреева «Кусака»

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Цель: Закрепить умения учащихся анализировать произведения, обучать ведению диалога-рассуждения, воспитывать потребность оберегать и защищать всё живое на земле.

Оборудование: Портрет Л. Андреева, музыкальное сопровождение Вивальди «Времена года».

        Эпиграф:

        Всё живое на земле имеет одну        

        и ту же душу, всё

        живое страдает одними

        и теми же страданиями.

        (Л. Андреев)

Ход урока.

Проблемный вопрос: над чем побуждает задуматься рассказ «Кусака»?

Беседа по вопросам: (учащиеся рассажены группами (3 по 4 человека).

-Посмотрите на эпиграф к сегодняшнему уроку и скажите, как вы понимаете слова писателя Л. Андреева? Согласны ли вы с ним?

-А сейчас подумайте и скажите, что на ваш взгляд будет темой сегодняшнего урока?

-Открывается надпись на доске со словами темы урока. Поясняю, что это слова из повести писателя  А. дэ Сент Экзюпери «Маленький принц»

-А теперь подумайте и скажите, какие цели вы поставите на сегодняшнем уроке?

-А я вам предлагаю следующие цели урока: Задуматься о взаимоотношениях людей и животных, об ответственности за тех, кого мы приручаем, попробовать разобраться в человеческих поступках и поступках своих товарищей, уметь правильно излагать свои мысли и выслушивать мнение товарищей.

-Итак, рассказ «Кусака» написал Л. Андреев.

Дополните предложения.

-Л.Андреев писатель, который………….

-Он любил…………….

-Л.Андреев помогал…………

-Я знаю такие рассказы Андреева……………..

А сейчас вспомните, что вы чувствовали, когда читали рассказ «Кусака»

-Какова композиция рассказа?

-Кто является главным героем рассказа?

-В какой период жизни мы встречаемся с собакой? Как звали её сначала?   Почему?

-Какой видит читатель собаку в начале рассказа?

Исследовательское задание:

Выпишите из первой главы ключевые слова, которые характеризуют собаку.

(работа в группах)

(учащиеся выписывают слова и делают вывод о том, что собака озлобленная и не доверяет людям)

-Где же собака нашла пристанище?

Роль пейзажа.

-Зачитайте описание  пейзажа в конце первой части. Каким настроением он пронизан? Какие выразительные средства использует автор?

-Что изменилось в жизни собаки весной?

Работа над пересказом.

Пересказать близко к тексту  эпизод знакомства собаки с дачниками.

-Почему автор называет слово «Кусака» не кличкой, а именем?

-Как вы понимаете слова, «всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?

-Какой это литературный приём?

Исследовательское задание:

-Выпишите из третьей части ключевые слова, показывающие, какой стала собака?

-Сравните сделанные записи (учащиеся сравнивают записи и отмечают, что собака изменилась внешне ,но страх не выпарился из неё до конца)

-Почему же страх не выпарился из неё до конца?

Найдите и зачитайте отрывок из третьей главы, в котором говорится о том, как дети играли с собакой.

Посовещайтесь и напишите (или расскажите), о чём могла бы просить собаки?

Роль пейзажа.

-А сейчас зачитаем описание пейзажа четвёртой главы. Сравнить с описанием пейзажа в первой главе и ответить на вопрос, для чего автор вводит этот пейзаж?

-Какая же беда подстерегала собаку?

Чтение по ролям «Разговор Лели и матери»

-Почему не заплакала Леля?

-Как она простилась с собакой?

Работа в группах.

Подумайте и ответьте на вопрос. Какая же Леля и как бы вы поступили на её месте?

Сейчас внимательно послушайте пятую часть. Какие иллюстрации вы могли бы нарисовать к этой части?

-Что же ожидает Кусаку в будущем?

-Ещё раз посмотрите на эпиграф. Прав ли автор?

        Работа в группах.

-О чём я задумался после сегодняшнего урока?

Выводы.

Рассказ побуждает задуматься о взаимоотношениях людей и животных, об ответственности за тех, кого мы приручаем, попробовать разобраться в человеческих поступках и поступках своих товарищей.

Рефлексия.

-Итоги урока. Оценка. Что понравилось?         Что вызвало несогласие?

Домашнее задание:

Написать мини-сочинение «Мои мысли после прочтения рассказа «Кусака».

Вопросы-помощники:

1.Что понравилось в рассказе?

2.Как бы я поступил(а) на месте Лели?

3.Как нужно относиться к животным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"

Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....

План-конспект открытого урока по литературе

"Скорблю и плачу" К 180-летию со дня гибели А.С. Пушкина .Урок-воспоминание...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...