Урок по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» «Испытание любовью: Евгений Базаров и Анна Одинцова»
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Данная разработка урока может быть использована на уроках литературы в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint_-_kopiya_-_kopiya.pptx | 689.81 КБ |
ispytanie_lyubovyu_ottsy_i_deti.docx | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И.С. Тургенев Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Образовательная - углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений; Воспитательная - воспитание культуры чувств, серьезного отношения к жизненным ценностям; Развивающая - развитие навыков сопоставления, работы с текстом, умений вести дискуссию, аргументировать сказанное, делать выводы. Цели урока
БАЗАРОВ И ОДИНЦОВА
Прошел ли Базаров испытание любовью? Каким же сердцем наделил Тургенев своего героя – страстным или «холодным и равнодушным»? «Унижает» автор или «возвышает» Базарова в любви? Прошла ли испытание любовью Одинцова? Как заканчивается для обоих это испытание? Проблемный вопрос
“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”; “И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”. “Свободно мыслят между женщинами только уроды” БАЗАРОВ
Вывод: Базаров отрицал любовь, но может потому и отрицал, что не знал, не любил по-настоящему Базаров до Одинцовой, Одинцова до Базарова
Базаров и Одинцова Первые встречи
до встречи они были похожи , оба неординарные личности, оба не испытали любви. Вывод
Базаров предстает перед нами, с одной стороны, теоретиком, а с другой стороны, - человеком, почувствовавшим себя романтиком. Он ощущает у себя чувство и понимает, что нигилист не должен испытывать подобных чувств, но сделать с собой ничего не может. В этом и заключается внутренний конфликт героя. Он понимает отступничество от своей теории как слабость, как жизненный крах, поэтому и ведет внутреннюю борьбу ВЫВОД
“Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”. “Сердце у него действительно так и рвалось”. “Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый” ТУРГЕНЕВ И.С.
"...Нет, – решила она наконец, – бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете..." "...Кто старое помянет, тому глаз вон, – сказала она, – тем более что, говоря по совести, и я согрешила тогда если не кокетством, так чем-то другим. Одно слово: будемте приятелями по-прежнему..." ОДИНЦОВА
Испытание любовью становится для Базарова решающим. Любовь заставила его иначе взглянуть на себя и на окружающий мир . Герой понял, что жизнь не подвластна его нигилистическим принципам. Благодаря любви родился новый человек – любящий и сильный. В любящем Базарове просыпается чувствующая душа, таящая бурю страстей. Он не только сломлен. Он сильный. Смерть дала возможность Базарову быть таким, не боящимся, умеющим любить. ВЫВОД
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение Московской области
«Одинцовский «Десятый лицей»
Разработка урока
по роману
И. С. Тургенева «Отцы и дети»
«Испытание любовью:
Евгений Базаров
и
Анна Одинцова»
10 класс
Автор: учитель русского языка и литературы
Пашинская И.Н.
Одинцово
2022
Любовь сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
И.С. Тургенев
Цели урока:
Образовательная - углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений;
Воспитательная - воспитание культуры чувств, серьезного отношения к жизненным ценностям;
Развивающая - развитие навыков сопоставления, работы с текстом, умений вести дискуссию, аргументировать сказанное, делать выводы.
Методы работы на уроке:
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- эвристический.
Материально-техническое оснащение:
· компьютер;
· мультимедийный проектор;
· презентация «Испытание Базарова любовью»
· фрагмент видеофильма “Отцы и дети”;
· информационные листы, тесты;
· тетради по литературе;
· стенд с фотографиями по творчеству писателя, иллюстрации к произведению;
Тип урока: урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).
Педагогическая технология: технология проблемного обучения, групповая технология, технология уровневой дифференциации обучения, игровые технологии.
Формы организации учебной деятельности:
-фронтальная;
-парная;
-индивидуальная
Ход урока
- Организационный момент.
- Слово учителя.
На доске записаны слова И.С. Тургенева (эпиграф). Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (Ответы детей)
Конечно, о любви. Любовь творит жизнь, любовь творит самого человека. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит», - слова апостола Павла. В Библии написано: «А теперь пребывают сии три: вера,надежда, любовь.
Тема любви в литературе всегда актуальна. Ведь это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось ещё с античных времён. Любовь одинакова всегда, любви все возрасты покорны, будь она в юношеском возрасте или в зрелом. Она не стареет никогда.
-Какое бы произведение на пьедестале любви вы поставили бы на первое место? (ответы детей) Да, это самая красивая история любви, которая увековечила её автора – Шекспира, история Ромео и Джульетты. Да, это произведения А.С. Пушкина. Это и произведения И.С. Тургенева. Мы сегодня на уроке тоже будем говорить о любви в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети».
-Назовите любовные линии в романе? (ответы детей: Павел Петрович и Фенечка, Павел Петрович и княгиня Р., Николай Петрович и Фенечка, Аркадий и Катя, Базаров и Одинцова)
Да, в романе любовных линий несколько (их больше четырех).
- Какая, на ваш взгляд, из перечисленных любовных линий самая интересная? Почему? (ответы детей: Базаров и Одинцова)
Итак, запишем теперь тему нашего урока: «Испытание любовью: Евгений Базаров и Анна Одинцова».
3) Проблемная технология
Способность глубоко любить И.С.Тургенев считал одним из важнейших качеств человека. Почти все тургеневские герои проходят «испытание любовью». А как вы понимаете смысл этого выражения? Что значит испытание? (ответы детей)
-Что же проверяется в человеке любовью, какие качества? ( Дух, сила воли, жизнеспособность, характер...)
Сегодня мы поговорим о том, как любовь воздействует на человека. Нам предстоит раскрыть отношения героев друг к другу, понять причину перемен, происходящих в душе Базарова, проследить, как герой проходит это испытание, как проходит это испытание Одинцова.
-Что предстоит нам сегодня выяснить на уроке? (ответы детей) Какую роль сыграла любовь в жизни главного героя?)
-Какой проблемный вопрос решить? (ответы детей)
Моя подсказка: обратите внимание на тему урока.
Из содержания урока мы должны сделать вывод: Прошел ли Базаров испытание любовью? Каким же сердцем наделил Тургенев своего героя – страстным или «холодным и равнодушным»? «Унижает» автор или «возвышает» Базарова в любви? Прошла ли испытание любовью Одинцова? Как заканчивается для обоих это испытание?
-Кому принадлежат слова?
“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;
“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.
“Свободно мыслят между женщинами только уроды”(слайд)
4)Посмотрим, как развивались отношения Базарова и Одинцовой
(Работа в группах) Вам предстоит ответить на вопросы и сделать вывод(можно здесь применить элемент игры, выбрав руководителя группы, который вытянет карточку с заданием)
Группа 1. Базаров до Одинцовой, Одинцова до Базарова.
- Каково отношение Базарова к любви до встречи с Одинцовой? (7 гл.)
Он отрицал любовь, но может потому и отрицал, что не знал ее? Как, не зная, отрицал и Пушкина?
Базаров считал, что любовь никак не должна влиять на жизнь.
- Как вы считаете, в чем Базаров прав, а в чем заблуждается?
Прав в том, что, несмотря на неудачи, нельзя раскисать и падать духом, как П.П.Кирсанов, но совсем отрицать любовь тоже нельзя, т.к. любовь – это светлое чувство, которое очищает душу. Базаров отрицал любовь, т.к. до встречи с Одинцовой никогда не испытывал этого чувства, никогда не любил по-настоящему.
-Как относилась к любви Анна Сергеевна Одинцова? (ответы детей)
Вывод:
Базаров отрицал любовь, но может потому и отрицал, что не знал, не любил по-настоящему
Группа 2. Базаров и Одинцова. Первые встречи.
- Когда и где впервые увидел Базаров Одинцову?
На балу у губернатора.
- Найдите в тексте описание А.С.Одинцовой (восприятие Аркадия)
- Какие черты характера сразу можно определить, слушая это описание? (Спокойствие, благородство, изящество)
- Какое впечатление произвели друг на друга Базаров и Одинцова?
Базаров увидел не только красоту, но и отличие Одинцовой от остальных женщин дворянского круга. Это все и пробудило интерес Базарова к Анне Сергеевне.
- А Анна Сергеевна почувствовала непохожесть и необычность Базарова? Да, она внимательна и наблюдательна. Ею движет любопытство, желание узнать, что это за человек, как он себя поведет, что будет говорить.
- Мы уже знаем, что представляет собой Базаров. А что нам известно об Одинцовой? Именно в прошлом Анны Сергеевны кроется ключ к пониманию её характера.
- В чем же особенность её жизни до встречи с Базаровым?
Основа её жизни – обеспеченность. Ей свойственны ум и самостоятельность, холодность и незнание любви, отсутствие друзей и интересных людей.
- Как вы думаете, что объединяет этих героев и в чем их различие?
1. Оба неординарные личности.
2. Оба не испытали любви.
3.Именно в прошлом Анны Сергеевны кроется ключ к пониманию её характера. Основа её жизни – обеспеченность. Ей свойственны ум и самостоятельность, холодность и незнание любви, отсутствие друзей и интересных людей.
- Различия? Базаров не верит в любовь, а Одинцова стремится к ней.
- Что же увидела Одинцова в Базарове?
Ум, силу, отсутствие пошлости. Затем любопытство переросло в заинтересованность. Поэтому она пригласила его навестить её в имении.
Вывод: До встречи они были похожи, оба неординарные личности, оба не испытали любви.
Группа 3. Базаров и Одинцова в Никольском
- Как Базаров отреагировал на приглашение?
Поклонился и, как отметил Аркадий, покраснел.
- Что ведет Базарова в дом Одинцовой?
Её красота, новое возникшее чувство, которое он еще для себя не обозначил. Таким образом, после свидания в гостинице интерес Базарова и Одинцовой друг к другу усилился.
Итак, Базаров и Аркадий приезжают в Никольское.
- Какая мысль промелькнула у Базарова во время разговора с Аркадием у портрета мужа Одинцовой? («Аль удрать?») Чего испугался Базаров? Зачитайте.
Он познакомился с порядками, царящими в Никольском, и понимает, что приехал в чуждый для него мир и боится погрузиться в этот мир Одинцовой.
- Сколько дней проведет Базаров в Никольском?
15 дней.
- Изменилось ли за эти дни поведение Базарова?
Да, он много говорит, перестает работать. Стал легко раздражаться. Говорил нехотя, глядел сердито. Базарова и тянет к ней, и раздражается, и в то же время испытывает чувство злобы.
- В чем причина такого поведения Базарова?
Чувство, внушенное Базарову Одинцовой. Чувство, которое его мучило и бесило. Одинцова ему нравилась, но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил.
- Как он ведет себя с Одинцовой, а как думает наедине?
В разговорах с Анной Сергеевной он высказывал равнодушие ко всему романтическому, а, оставшись наедине, с негодованием сознавал романтика в самом себе.
Сколько раз он был в Никольском?
Вывод (записываем в тетрадь): Базаров предстает перед нами, с одной стороны, теоретиком, а с другой стороны, - человеком, почувствовавшим себя романтиком. Он ощущает у себя чувство и понимает, что нигилист не должен испытывать подобных чувств, но сделать с собой ничего не может. В этом и заключается внутренний конфликт героя.
Он понимает отступничество от своей теории как слабость, как жизненный крах, поэтому и ведет внутреннюю борьбу.
Группа 4.
Индивидуальные задания (заранее дается юноше и девушке)
Подготовить рассказ об Одинцовой и Базарове (девушка от лица Одинцовой, юноша от лица Базарова)
Учитель:
“Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.
“Сердце у него действительно так и рвалось”.
“Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”(слайд)
4)К какому моменту истории Базарова и Одинцовой мы с вами подошли?
(к признанию)
- Какой эпизод является кульминацией любовной истории?
Игровая технология
- Прочитайте объяснение Базарова и Одинцовой по ролям (18 гл.)
(Юноша и девушка читают по ролям объяснение).
Беседа
- Как ведет себя в этой сцене Одинцова и почему?
Она не может разобраться в своих чувствах и провоцирует Базарова на признание в любви.
- Почему она останавливается "то перед окном, то перед зеркалом"?
(Окно символизирует готовность отдаться чувству, в зеркале мы видим себя, думаем о себе, рассматриваем себя; зеркало, по мнению Л.Н.Толстого, делает нас эгоистами) Значит, Одинцова выбирает: отдаться ли ей любви, выбрать путь и радости, и страдания, или остаться прежней, самой собой, выбрать комфорт, спокойствие, прежний образ жизни.
- Что же выбирает Одинцова?
Она выбирает зеркало, а значит - покой: "Спокойствие все-таки лучше всего на свете". То равнодушие, холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.
- Почему Анна Сергеевна решила «не шутить этим»?
Ответы:
- Она испугалась, поняв, что приключение для неё опасно, т.к. она в конце концов может влюбиться в Базарова. А любовь-страсть Базарова разрушительна, потому что своей злобой на себя Базаров всё равно уничтожит эти отношения.
- По социальному положению Базаров – выходец из низов, бедняк, будущий лекарь. Даже если бы полюбила, она не пошла бы за ним в горькую жизнь.
- Найдите в тексте и зачитайте внутренний монолог Анны Сергеевны. Что же она выбирает?
Спокойствие.
- Как описывает Тургенев поведение Базарова в момент объяснения?
Тургенев передает психологическое состояние героя: отвернулся, стал спиной, уперся лбом в стекло. Он хочет избежать объяснения, объясняется, не глядя на Одинцову - испытывает злость на себя.
- Чем же это признание в любви стало для Базарова?
Поражением. К его сожалению, он оказался тонко организованной натурой; испытывает трепет, муки, страсть. Ведь он всю жизнь ломал себя, отказывался от традиционного, и вдруг всё, как у всех.
- Какие новые черты характера героя открываются в этих сценах?
Он стал лучше, сердечнее, человечнее.
5)Финал романа.
Учитель:
Конечно, нельзя окончить разговор без последней встречи умирающего Базарова с Одинцовой.
- Состоялось последнее объяснение (Опять при свете лампады).
- Одинцова приехала к умирающему Базарову. Садится в опасной близости от него, целует его.
Давайте зачитаем этот отрывок.
Может быть она, любила его по-настоящему? Несмотря на то, что Базаров вынес ей вердикт: «Вы не можете полюбить»? Или?
«Базаров умолк и стал ощупывать рукой свой стакан. Анна Сергеевна подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша»
-О чем говорят эти детали?
Как прошло испытание? Как ведет себя Базаров? (Он решителен, мужествен. Но силы покидают, и Евгений это ощущает. Все испытания выдерживает с честью. Теперь не нужно притворяться. Он просит задуть свечу и подарить прощальный поцелуй.)
- Чем был по сути поцелуй Одинцовой? (Поцелуй в лоб. Прощание с покойником).
Дуньте на умирающую лампаду, пусть она и погаснет.
- Зачем Тургенев испытывает Базарова любовью?
(Он хочет показать, что все теории его терпят крах перед вечным чувством).
6. Заключение
Перед нами единственное произведение И.С.Тургенева, в котором мужчина и женщина меняются местами. Раньше герой был слаб, пассивен и нерешителен, героиня же тверда и бескомпромиссна. Теперь же герой способен к сильной и самоотверженной любви, а героиня боится жизненных тревог и осложнений.
- Могли ли иначе сложиться отношения Базарова и Одинцовой?
Нет.
7) Индивидуальные задания (литературные критики) Что говорят критики о Базарове и Одинцовой?
Учитель: Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.
8.Вывод.
Как считаете вы? Выдерживает ли Базаров испытание любовью?
( И да, и нет)
-Как нигилист – нет!
-Как человек – да! Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем.
Выдерживает ли испытание любовью Одинцова? (Как помещица – барыня – да! Как женщина – нет! Предпочла любви спокойствие, уют, комфорт, порядок...)
Осуждаете ли вы Одинцову за то, что для нее «спокойствие все-таки лучше всего на свете»? (Толстой назовет спокойствие «душевной подлостью")
Почему Базаров оказался «выше» Одинцовой? (Сумел полюбить искренне, умирал, как будто «совершая подвиг» (Писарев)).
ВЫВОД (в тетрадь)
Испытание любовью становится для Базарова решающим. Любовь заставила его иначе взглянуть на себя и на окружающий мир. Герой понял, что жизнь не подвластна его нигилистическим принципам.
Благодаря любви родился новый человек – любящий и сильный. В любящем Базарове просыпается чувствующая душа, таящая бурю страстей. Он не только сломлен. Он сильный. Смерть дала возможность Базарову быть таким, не боящимся, умеющим любить.
9)Развернутый ответ на вопрос (по выбору):
1)Каким же сердцем наделил Тургенев своего героя – страстным или «холодным и равнодушным»?
2)«Унижает» автор или «возвышает» Базарова в любви?
10)Домашнее задание:
Что нового я открыл для себя в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
Использованная литература:
- Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в.10 класс1-е полугодие. Изд. Обновленный комплект уроков. М. «ВАКО», 2005. 336с.
- Д.Н. Мурин. Русская литература II половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования, С-П., СМИО Пресс, 2000 г.
- Г.А. Иоффе. Русская литература II половины XIX века, 10 класс. Методическое пособие, С-П. «Паритет»,2003 г.
- Горская А.Я., Зорина М.В. Русская литература в вопросах и ответах. С-П. «Специальная литература», 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" в форме заседания PR-агентства
Урок в такой необычной форме приближает нас к десятиклассникам, к их интересам, кругозору....
Урок по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" в форме заседания PR-агентства
Урок в такой необычной форме приближает нас к десятиклассникам, к их интересам, кругозору....
Система уроков по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"
Система уроков по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети...
Конспект урока литературы в 10 классе "Испытание любовью: Евгений Базаров и Анна Одинцова"
Урок рассчитан на 2 часа....
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Испытание любовью: Евгений Базаров и Анна Одинцова"
Урок рассчитан на 2 часа....
Урок по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Урок по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" .В материале содержатся 2 конспекта уроков по роману, опорная схема и тест...
Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети". Испытание любовью.
На уроке используются приемы технологии творческих мастерских....