РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс)
Настоящая программа по литературе составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. (Приказ МО РФ от 17 декабря 2010г. №1897).
- Примерной программы по литературе основного общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2019 год).
- Авторской программы по литературе к предметной линии учебников Т.Ф.Курдюмовой («Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2019).
5. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ №37».
6. Учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2020-2021 учебный год.
Адресат
Программа рекомендована для обучения литературе в 6 классе общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по литературе общим объемом 102 часа изучается в течение учебного года согласно Базисному учебному плану ОУ.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для общеобразовательных учреждений РФ. Особое место данного курса обусловлено необходимостью воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как русский язык, история России, мировая художественная культура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021_lit-2-2.docx | 88.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
СОГЛАСОВАНО: Руководитель МО: ________ / С.С.Арбаева/ протокол № 1 от «27» 08 2020г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР: ________ /Л.Н.Буяева/ протокол № 1 от «28» 08 2020г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ОУ: __________ / М.В. Хамеруева/ приказ № _ от « 01» 09 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
6 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от «31» 082020г. | Составила: Гребенщикова Е.Б. Должность: учитель русского языка и литературы |
Улан-Удэ
2020
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. (Приказ МО РФ от 17 декабря 2010г. №1897).
- Примерной программы по литературе основного общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2019 год).
- Авторской программы по литературе к предметной линии учебников Т.Ф.Курдюмовой («Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2019).
5. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ №37».
6. Учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2020-2021 учебный год.
Адресат
Программа рекомендована для обучения литературе в 6 классе общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по литературе общим объемом 102 часа изучается в течение учебного года согласно Базисному учебному плану ОУ.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для общеобразовательных учреждений РФ. Особое место данного курса обусловлено необходимостью воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как русский язык, история России, мировая художественная культура.
Особенности программного материала
Компетентностный подходпланирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности обучающихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков, мультимедиа и т. д.
Предлагаемая программа построена на основе учебника «Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях» под редакцией Т.Ф. Курдюмовой с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Данный учебник полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя. Изучение материалов Государственного образовательного стандарта и данного учебника показало, что объем и качественное представление материала не входит в противоречие с типовой государственной программой.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
Обучение в дистанционной форме осуществляется по отдельным темам русского языка, при необходимости организации такого обучения (карантин, временная нетрудоспособность и т.п.), так и по всему комплексу тем.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:
- формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
- создание эффективного образовательного пространства;
- развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
С использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в 6 классе по русскому языку организуются такие формы учебной деятельности, как:
- уроки;
- лекции;
- семинары;
- практические занятия;
- контрольные работы;
- самостоятельные работы;
- консультации с преподавателями;
- e-mail;
- дистанционные конкурсы, олимпиады.
Самостоятельная работа включает организационные формы дистанционного обучения:
- работа с электронным учебником;
- просмотр видеолекций;
- прослушивание аудиокассет;
- компьютерное тестирование;
- изучение печатных и других учебных и методических материалов.
Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществлятъся в следующих режимах:
- тестирование онлайн;.
- консультации онлайн;
- предоставление методических материалов;
- сопровождение офлайн (проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации).
Основными принципами дистанционного обучения являются
- принцип uнmеракmuвносmu, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебной деятельности с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта, интернет-конференции, онлайн уроки, онлайн - олимпиады и др.);
- принцип адапmивносmи, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебной деятельности, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;
- прuнцип гибкости, дающий возможность участникам учебной деятельности работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время, а также в дни возможности непосещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям и дни, пропущенные по болезни или в период карантина;
- принцuпмодульносmи, позволяющий использовать обучающимся и преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
- принцuпопераmuвносmи и объекmuвносmиоцениванаяучебньrх достижений обучающихся.
В период длительной болезни обучающихся или карантина в классе (школе) возможность получать консультации преrrодавателей по соответствующей дисциплине через электронную почту, программу Skype, ViЬеr, WhatsApp, используя для этого возможные каналы выхода в Интернет.
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
- сделать урок наглядным, красочным, информативным;
- использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению;
- активизировать познавательную деятельность учащегося;
- повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
- развивать мышление и творческие способности детей.
Целевая установка
Целью прохождения настоящего курса является:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- развивать коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способность к творческой деятельности;
- развивать ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться;
- формирование знаний и умений по чтению и анализу художественных
- произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
- продолжить формирование основы гражданской идентичности.
Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых
При изучении курса для обучаемых предусмотрены возможности для самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы.
Формы организации учебного процесса
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
- коллективная.
Структура программы
Программа прорусскому языку для 6 класса включает следующие разделы (темы):
- Пояснительную записку.
- Планируемые результаты обучениялитературе.
- Содержание обучения литературе.
- Тематическое планирование
Итоговый контроль
Оценка достижений требований предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью устного сообщения, доклада, зачёта, сочинения, тестирования (с заданиями альтернативного типа, с заданиями на множественный выбор, на перегруппировку.на распознавание и т.п.)
Предполагаемый результат:
- умение применять на практике понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения;
- развитие умения читательской и литературно-творческой деятельности;
- развитие речеведческих, коммуникативных и культуроведческих компетенций.
Планируемые результаты освоения предмета «Литература»
К концу 6 класса обучающиеся должны овладеть следующимипредметными УУД:
- знать тексты, изученные в 6 классе, и понимать их идейно-художественное содержание;
- - уметь объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- - понимать роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- - знать теоретико-литературные понятия и уметь пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- - уметь анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- - владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
Предметные результаты:
- адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
- знание изученных текстов;
- обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
- знание основных теоретических понятий, связанных с героем (литературный герой, имя героя, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка).
Метапредметные результаты:
- овладение техникой составления разных типов плана;
- овладение различными способами пересказа;
- обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирования;
- умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;
- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.
Личностные результаты:
- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
- умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
- умение создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;
- осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.
Содержание учебного предмета «Литература»
Герой художественного произведения
Герой художественного произведения и его роль в сюжете. «Разновозрастный отряд» героев художественных произведений, знакомых ученикам. Подросток — герой художественных произведений. «Золотое детство» и «пустыня отрочества (Л. Толстой). По страницам автобиографических произведений.
Теория Беседа с учащимися о герое на страница художественного произведения.
Фольклор. Былины.
«На заставе богатырской». «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Три поездки Ильи Муромца». Былины и их герои. События на границах родной земли. Подвиг богатыря - основа сюжета былин. Илья Муромец - герой былин - защитник родной земли. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героя былин. Художественное совершенство былины.
Былины и их герои в живописи и музыке.
Теория. Былина. Сюжет былины. Гипербола.
А.Н.Островский. «Снегурочка» (сцены). А.Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка», по определению автоpa. Близость «весенней сказки» к фольклору. Идеальное царство берендеев. Герои сказки. Могучий мир природы и юная героиня - Снегурочка.
Теория. Пьеса-сказка в стихах. Главные герои сказки.
Литература XIX века
И. А. Крылов. «Два мальчика», «Волк и Ягненок». Школа жизни подростка в баснях Крылова («Мальчик и Змея», «Вороненок», «Два мальчика»). Федюша и Сеня в басне «Два мальчика», представляющие различные типы поведения. Осуждение эгоизма Федюши. Отсутствие чувства благодарности у этого героя. «Волк и Ягненок». Характер взаимоотношений в человеческом сообществе и его аллегорическое отражение в басне. Обличение несправедливости, жестокости и наглого обмана. Мораль басен Крылова.
Теория. Поступки героев и мораль басни.
В.А.Жуковский. «Лесной царь». Загадки в стихах. Трагические события баллады «Лесной царь». Жуковский — мастер перевода («Лесной царь» - перевод баллады Гёте). Стихотворные загадки поэта. Роль метафоры в загадках.
Теория. Баллада. Герои и события баллады. Загадка в стихах.
Незабываемый мир детства и отрочества
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». Багров-внук в гимназии. Герой произведения как читатель. «Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе XIX в. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия.
Теория. Герой литературного произведения как читатель. Пейзаж в прозаическом произведении.
В. Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши» |«Пестрые сказки»).Различные жанры прозы, объединенные в сборнике. Дневник Маши. Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор. Герои и героини дневника пи.
Теория.Дневник как жанр художественного произведения.
Возможен конкурс на лучший дневник |«Журнал») среди желающих учеников с последующей выставкой и обсуждением.
А. С. Пушкин. «К сестре», «К Пущину», «К Юдину», «Товарищам». Годы учения великого поэта. Лицей. Учителя и товарищи отроческих лет.
Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие год Послания близким друзьям и родным. Радостное чувство общения с близкими людьми. Совершенство и легкость формы пушкинских посланий. Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе.
Теория. Гимн. Послание.
М. Ю. Лермонтов. «Утес», «Н а севере диком стоит одиноко...», «Три пальмы», «Панорам Москвы», эпиграмма. Тема одиночества в стихтворениях Лермонтова. «Три пальмы» - баллада о красоте, беззащитности мира живой природы. «Панорама Москвы» - патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта. Эпиграмма как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов (решение вопроса об эгоизме).
Теория. Место и роль пейзажа в художественном произведении. Эпиграмма.
И. С. Тургенев. «Бежин луг», «Певцы». Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника. Павлуша, Илюша, Костя, Ванечка и Федя - герои рассказа. Мастерство портретных характеристик. Особенности диалога в рассказе. Речевая характеристика героев. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. Поэтический мир народных поверий в их рассказах: сказки, преданья, былички и их различие. Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков.
«Певцы» - роль искусства в жизни деревни. Песня вид народного творчества. Герои рассказа и типы исполнителей народных песен. Тонкость и точность психологических характеристик героев.
Теория.Былички. Сравнительная характеристика героев. Герой литературного произведения и описание его внешности. Приемы, которые использует автор при создании портрета. Автор о своем герое.
Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Школьник», «Мороз, Красный нос». Тема детства в произведениях Некрасова. Яркость изображения крестьянских детей. Их жизнерадостность, любознательность и оптимизм. Крестьянская семья и дети. Тяга к знаниям и упорство как черта характера героя стихотворения «Школьник». «Мороз, Красный нос» - изображение крестьянского труда. Образ русской женщины. Фольклорные мотивы в произведении.
Теория. Сюжет в лиро-эпическом произведении. Речевая характеристика героев. Роль имени героя в художественном произведении. Трехсложные размеры стиха.
Л. Н. Толстой. «Отрочество» (главы). «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. «Пустыня отрочества», сменяющая в трилогии картины «золотого детства». Отрочество Николеньки Иртеньева. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.
Теория. Автобиографическая трилогия.
Ф.М.Достоевский. «Мальчики» (фрагмент романа «Братья Карамазовы»). Герои эпизода и трагизм их судеб. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев.
Теория. Эпизод в художественном произведении.
Н.Г.Гарин-Михайловский. «Детство Темы» (главы ♦ Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
Теория. Диалог в прозе. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.
А. П. Чехов. «Xамелеон», «Толстый и тонкий», «Каникулярные работы институтки Наденьки N». Юношеские рассказы Чехова. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков рассказов. Сатира в
творчестве Чехова. Особенности композиции. Герои сатирических рассказов. Говорящие фамилии героев. Художественная деталь в рассказах. Рассказы о подростках. «Каникулярные работы институтки Наденьки N». Комментарий к творчеству Наденьки. Творческие состязания учеников с ровесницей Наденькой.
Теория. Герой и сюжет. Поступок героя и характер. Герой и его имя.
Мир путешествий и приключений
Далекое прошлое человечества на страницах художественных произведений (беседа по материалам самостоятельного чтения как указанных ниже, так и других книг). Интерес читателей к событиям и приключениям в жизни героев прошедших времен. Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения. Обзор произведений, прочитанных на уроках истории и на уроках внеклассного чтения (Ж. Рони-Старший.«Борьба за огонь»; Д. Эрвил«Приключения доисторического мальчика и др.). Природа и человек в произведениях о доисторическом прошлом.
Теория. Богатство литературы для детей и юношества Жанры прозы: повесть, роман, рассказ.
Т. X. Уайт. «Свеча на ветру». Жизнь короля Артура и его рыцарей в зарубежной литературе. «Король былого и грядущего» ТеренсаХенбери Уайта - одна из популярных книг о легендарном короле. «Свеча на ветру» как часть этой тетралогии. Ее герои - король Артур и Ланселот (в ней Ланселот — подросток). Сочетание в произведении сказки и реальной истории, живого юмора и трагических событий. Решение нравственной проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости. Решение вопроса о роли Красоты в жизни человека.
Теория. Тетралогия.
Марк Твен. «Приключения ГекльберриФина». Марк Твен и его автобиографические повести, приключения Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования. Странствия Гека и Джима по полноводной Миссисипи. Гек и Том стали старше: становление и изменение характеров. Диалог в повести. Мастерство Марка Твена-юмориста. Природа на страницах повести.
Теория. Юмор.
Ж. Берн. «Таинственный остров». Жюль Верн и 65 романов его «Необыкновенных путешествий». «Таинственный остров» - одна из самых популярных «робинзонад». Герберт - юный герой среди взрослых товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. Названия романов игероев.
Теория.Научно-фантастический роман. Жюль Верн как создатель жанра научно-фантастического романа.
О.Уайльд. «Кентервильское привидение». Рассказы и сказки О. Уайльда. Рассказ «Кентервильскоепривидение» как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. Ирония и веселая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений. Юные герои и воинствующее кентервильское привидение, их забавный поединок и победа юных героев. Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории.
Теория. Пародия.
А. де СентЭкзюпери. «Маленький принц». Герой сказки и ее сюжет. Ответственность человека за свою планету. Философское звучание сказки.
Теория. Философское звучание романтической сказки.
Литература XX века
XX век и культура чтения
Юный читатель XX—XXI вв. Чтение и образование. Роль художественной литературы в становлении характера и взглядов подростка. Литература XX в. и читатель XX века. Любимые авторы. Путь к собственному творчеству. М. Эндэ«Бесконечная книга» - путешествие мальчика Бастиана по стране под названием Фантазия. «Бесконечная книга» в багаже читателя. «Бесконечная книга» и чтение.
А. Блок. «Ветер принес издалека...», «Полный месяц встал над лугом». Отражение высоких идеалов в лирике поэта.
И. А. Бунин. «Детство», «Первый соловей». Мир воспоминаний в процессе творчества. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках стихов.
К.Д.Бальмонт. «Золотая рыбка». Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам. Лирика Бальмонта и ее воплощение в музыке многих композиторов.
Б. Л. Пастернак.«И ю л ь». Необычность мирав стихах поэта.
Теория.Творчество читателя как исполнителя поэзиии прозы.
А.Т.Аверченко. «Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги, читатель о судьбе африканского охотника и реальность. Посещение цирка и встреча с цирковыми артистами. Разочарования увлеченного любителя приключенческой литературы. Эпилог рассказа. Смысл заголовка.
Теория. Эпилог. Название произведения.
М. Горький. «Детство» (фрагмент). Изображение раннего мира подростка. Активность авторской позиции
Теория. Авторская позиция.
А. С. Грин. «Гнев отца». Преданность сына отцу-путешественнику. Как возник сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.
Теория. Слово в рассказе.
К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни», «Гардемарин», «Как выглядит рай»). Далекие годы» как первая из шести частей «Повести о жизни». Глава «Гардемарин». Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина.
Прав ли автор, утверждая, что « жалость оставляет в душе горький осадок»? Игра героя в свой флот. Глава «Как выглядит рай» в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы как этапы рассказа о становлении характера.
Теория. Роль пейзажа в прозе.
Ф. А. Искандер. «Детство Чика» (глава «Чик и Пушкин»). Герой цикла рассказов по имени Чик. Увлекательная игра со словом в прозе Искандера (имя героя, название города детства и др.). Важность главы «Чик и Пушкин» как описания пути юного читателя к постижению тайны собственного творчества. Поединок тщеславия и творчества радости от игры на сцене. Яркость изображения характера героя. Герой и автор.
Теория. Инсценировка.
Методика. Возможно активное использование инсценировок при обращении к изучению произведений, близких по мировосприятию читателя-школьника. Важно не забывать о том, что в центре курса этого класса стоит герой-ровесник.
Великая Отечественная война в лирике и прозе
Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах в годы Великой Отечественной войны, в том числе о подвигах подростков: Б.Лавренев. «Разведчик Вихров»; В.Катаев. «Сын полка»; К.М.Симонов. «Мальчишка на лафете», «Сын артиллериста»; Е. К. Винокуров. «В полях за Вислой сонной...»; песни военных лет: «Моя Москва» (стихи М. Лисянского, музыка И. Дунаевского) (чтение произведений по выбору учителя и учащихся).
Теория. Быстрота отклика искусства на события жизни. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.
Обобщение изученного
Герой художественного произведения и автор.
Тема защиты природы в литературе нашего века. Произведения М. М. Пришвина и В. В. Бианки. Книга Б. Андерсена «Простите, где здесь природа?», созданная по письмам ребят Дании.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Дата | ||||
контр. работ | развитие речи | лабор., практ. работ | план. | факт. | ||||
Герой художественного произведения (2 часа) | ||||||||
1 | Введение в литературу. По страницам любимых книг. | 1 | ||||||
2 | Герой художественного произведения. Герои-подростки в литературе. | 1 | ||||||
История человечества в произведениях литературы (7 часов). | ||||||||
3 | Былины-богатырский эпос русского народа | 1 | ||||||
4 | На заставе богатырской». События на краю роднойземли | 1 | ||||||
5 | На заставе богатырской». Герои былин | 1 | ||||||
6 | «На заставе богатырской». Художественное совершенство былины | 1 | ||||||
7 | А.Н. Островскийкак создатель русского национального театра.«Снегурочка» - «весенняя сказка». | 1 | ||||||
8 | А.Н. Островский. «Снегурочка». Идеальное царство берендеев и юная героиня этой пьесы. | 1 | ||||||
9 | А.Н. Островский. «Снегурочка». Предания и обряды | 1 | ||||||
ЛитератураXIXвека (39 ч. +8ч) | ||||||||
10 | И.А. Крылов «Два мальчика». Два типа поведения в басне | 1 | ||||||
11 | И.А. Крылов «Два мальчика». Осуждение эгоизма и отсутствия чувства благодарности | 1 | ||||||
12 | И.А. Крылов. Басня «Волк и Ягнёнок». Два типа характера в басне | 1 | ||||||
13 | Баллада как жанр литературы. В.А. Жуковский. | 1 | ||||||
14 | В.А. Жуковский. «Лесной царь». Особенности повествования. | 1 | ||||||
15 | В.А. Жуковский. «Лесной царь». Трагические события баллады | 1 | ||||||
16 | С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». Герой как рассказчик. | 1 | ||||||
17 | С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». Читатель-подросток а произведении | 1 | ||||||
18 | С.Т. Аксаков. «Буран». Описание стихийного бедствия. | 1 | ||||||
19 | С.Т. Аксаков. «Буран». Человек и стихия | 1 | ||||||
20 | Р.р. Подготовка к анализу эпизода «Стихийное бедствие» | 1 | 1 | |||||
21 | Р.р.Анализ эпизода «Стихийное бедствие». | 1 | 1 | |||||
22 | В.Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши. Сюжет и особенности повествования | 1 | ||||||
23 | В.Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Дневник и его автор | 1 | ||||||
24 | В.Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Герои и героини дневника Маши | 1 | ||||||
25 | Р.р. Подготовка к творческой работе. Создание дневника | 1 | 1 | |||||
26 | Р.р. Творческая работа. Создание дневника. | 1 | 1 | |||||
27 | А.С. Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта. «К сестре» | 1 | ||||||
28 | А.С. Пушкин. Особенности жанра | 1 | ||||||
29 | А.С. Пушкин.Тема юношеской дружбы в ранней лирике.« К Пущину», «Послание к Юдину» | 1 | ||||||
30 | А.С. Пушкин.«Товарищам». Послание как гимн дружбе | 1 | ||||||
31 | М.Ю. Лермонтов. Ранняя лирика. Мотив одиночества в лирике «Утес», «На севере диком». Чтение и комментарий | 1 | ||||||
32 | М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Эпиграмма. Средства художественной выразительности | 1 | ||||||
33 | М.Ю.Лермонтов «Панорама Москвы»- патриотическая картина родной столицы | 1 | ||||||
34 | Р.р.Подготовка к комплексному анализу стихотворения (на выбор) | 1 | 1 | |||||
35 | Р.р. Комплексный анализ стихотворения (на выбор) | 1 | 1 | |||||
36 | И.С. Тургенев. Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника».«Бежин луг- один из самых популярных рассказов сборника. | 1 | ||||||
37 | И.С. Тургенев. «Бежин луг».Герои рассказа. Мастерство портретных характеристик. | 1 | ||||||
38 | И.С. Тургенев. «Бежин луг». Поэтический мир народных поверий в рассказах мальчиков у костра. | 1 | ||||||
39 | И.С. Тургенев. «Бежин луг». Картины природы и их связь с рассказами мальчиков | 1 | ||||||
40 | Р.р. И.С. Тургенев. «Бежин луг». Речевая характеристика одного из героев. | 1 | 1 | |||||
41 | Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Тема детства в лирике | 1 | ||||||
42 | Н.А.Некрасов. «Школьник». Тяга к знаниям и упорство как черта характера подростка | 1 | ||||||
43 | Л.Н. Толстой. «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя | 1 | ||||||
44 | Л.Н. Толстой. «Отрочество». Отрочество Николеньки Иртеньева | 1 | ||||||
45 | Л.Н. Толстой. «Отрочество». Формирование взглядов подростка | 1 | ||||||
46 | Ф.М.Достоевский. «Мальчики» из романа «Братья Карамазовы». Герои фрагмента | 1 | ||||||
47 | Ф.М. Достоевский. «Мальчики» из романа «Братья Карамазовы». Образы героев | 1 | ||||||
48 | Ф.М. Достоевский. «Мальчики» из романа «Братья Карамазовы». Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев | 1 | ||||||
49 | А.П. Чехов. «Хамелеон». Смысл заголовка.Герой и сюжет.Особенности композиции | 1 | ||||||
50 | А.П.Чехов. «Толстый и тонкий».Герои произведения.Роль деталей в рассказе | 1 | ||||||
51 | А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Смысл заголовка. | 1 | ||||||
52 | Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» как рассказ о детстве и отрочестве. «Иванов», «Ябеда». Нравственная атмосфера в гимназии. | 1 | ||||||
53 | Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы». Годы учёбы как череда тяжких испытаний в жизни подростка | 1 | ||||||
54 | Н.Г.Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Глава «Экзамены». Поступок героя и характер | 1 | ||||||
55 | Р.р. Творческая работа. Характеристика литературного персонажа. | 1 | 1 | |||||
56 | Контрольная работа по произведениям писателей XIX века о подростках | 1 | 1 | |||||
Мир путешествий и приключений (15 ч. +1ч) | ||||||||
57 | Т.Х. Уайт. «Свеча на ветру». Герои произведения. Решение нравственной проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости | 1 | ||||||
58 | Т.Х. Уайт. «Свеча на ветру». Решение вопроса о роли Красоты в жизни | 1 | ||||||
59 | М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна»как вторая часть автобиографического повествования | 1 | ||||||
60 | М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».Сопоставительная характеристика героев романа | 1 | ||||||
61 | М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».Мастрество Марка Твена – юмориста | 1 | ||||||
62 | М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».Природа на страницах произведения | 1 | ||||||
63 | Приключенческие произведения Ж. Верна | 1 | ||||||
64 | Ж. Верн. «Таинственный остров» - одна из самых популярных «робинзонад» | 1 | ||||||
65 | Ж. Верн. «Таинственный остров». Герои романа. Пять путников и их характеристики. | 1 | ||||||
66 | О. Уайльд. «Кентервильское приведение». Сюжет и его важнейшие моменты | 1 | ||||||
67 | О. Уайльд. «Кентервильское приведение»какостроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. | 1 | ||||||
68 | О. Уайльд. «Кентервильское приведение».Ирония и весёлая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений. | 1 | ||||||
69 | Р.р. Урок-диспут по темам: «Герой и друзья», «Герой и второстепенные персонажи», «Дружба героев». | 1 | 1 | |||||
70 | А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Герой сказки и ее сюжет. | 1 | ||||||
71 | А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Ответственность человека за свою планету. | 1 | ||||||
72 | А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Философское звучание сказки. | 1 | ||||||
Литература XXвека(14 ч. +4ч.) | ||||||||
73 | Чтение и образование. Роль художественной литературы в становлении характера и взглядов подростка | 1 | ||||||
74 | А.Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги | 1 | ||||||
75 | А.Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника».Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность.. | 1 | ||||||
76 | М. Горький «Детство». Жизнь как «суровая сказка» в повести «Детство» | 1 | ||||||
77 | М. Горький «Детство». Герои повести | 1 | ||||||
78 | М. Горький «Детство». Активность авторской позиции | 1 | ||||||
79 | А.С.Грин. «Гнев отца».Сюжет и название рассказа | 1 | ||||||
80 | А.С.Грин. «Гнев отца». Благородство души и смелость героев | 1 | ||||||
81 | А.С.Грин. «Гнев отца». Благородство души и смелость героев | 1 | ||||||
82 | К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни». Цикл автобиографических повестей | 1 | ||||||
83 | К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни». Встреча героя с гардемарином. | 1 | ||||||
84 | К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни». Мастерство пейзажа в прозе писателя | 1 | ||||||
85 | Р.р. Подготовка к творческой работе о том, как мечты определяют решения и поступки. | 1 | 1 | |||||
86 | Р.р. Творческая работа о том, как мечты определяют решения и поступки. | 1 | 1 | |||||
87 | Ф.А. Искандер. «Детство Чика». Герой цикла рассказов по имени Чик | 1 | ||||||
88 | Ф.А. Искандер. «Детство Чика».Радость творчества и путь к творчеству. | 1 | ||||||
89 | Р.р. Подготовка к сочинению на тему:«Герой и автор». | 1 | 1 | |||||
90 | Р.р. Сочинение на тему:«Герой и автор». | 1 | 1 | |||||
Родная природа в стихах русских поэтов(4 ч. +1ч.) | ||||||||
91 | Родная природа в стихах русских поэтов. И.А.Бунин. | 1 | ||||||
92 | Стихи А.А.Блока о родной природе | 1 | ||||||
93 | Стихи К.Д.Бальмонта о родной природе. | 1 | ||||||
94 | Б.Л.Пастернак. «Июль». | 1 | ||||||
95 | Р.р. «Красота Земли – вещь священная». | 1 | 1 | |||||
Немного о школьных инсценировках (2 часа). | ||||||||
96 | Немного о школьных инсценировках. | 1 | ||||||
97 | Б. Таркинтон «Приключения Пенрода» | 1 | ||||||
Великая Отечественная война в литературе(2 часа) | ||||||||
98 | К.М. Симонов. «Сын артиллериста». Дети войны. | 1 | ||||||
99 | М.Лисянский «Моя Москва» | 1 | ||||||
100 | Герои художественного произведения и автор | 1 | ||||||
Обобщение изученного (2 часа) | ||||||||
101 | Итоговое тестирование по изученному за год | 1 | 1 | |||||
102 | Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул | 1 | ||||||
Итого | 102 | 2 | 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
рабочая программа политературе в 5 классе
Ррабочая программа по литературе для 5 класса. Учебник - «Литература» Москва, «Просвещение», 2010 год, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...