Рабочая программа по литературе в 7 классе (к учебнику В.Я.Коровиной)
рабочая программа по литературе (7 класс)
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе В.Я. Коровиной и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_l.docx | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ермаковская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________ ____________
Приказ от __________ № ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛИТЕРАТУРЕ
7 КЛАСС
Составитель: Позднякова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
СОГЛАСОВАНО
Методист
______________ __________
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе В.Я. Коровиной и др.
Планируемые результаты изучения курса литературы
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты освоения литературы:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты освоения литературы
Ученик научится:
- определять тему и основную мысль произведения;
-владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт;
-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
оценивать систему персонажей;
-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
-определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
-выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
-пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
-представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
-выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
Ученик получит возможность научиться:
-собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Содержание тем учебного курса
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). Киевский цикл былин.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения. Новгородский цикл былин.
«Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Предание (развитие пред-ставлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы . Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн
любви и верности.
Теория л и т е р а т у р ы . Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория л и т е р а т у р ы . Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о
нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об
историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и
Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к
изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в по-
вести.
Теория л и т е р а т у р ы . Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в
изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»),Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин,
отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Матап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория л и т е р а т у р ы . Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной
природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и вы-
ражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы XX века
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос
произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А.Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Т е о р и я литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Т е о р и я литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко. М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ«Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле». Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России.
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском
поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»),«О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы.
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория л и т е р а т у р ы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела/ темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе, час. | ||
Теория | Практика | Контроль | |||
1 | Введение | 1 | 1 | ||
2 | Устное народное творчество | 5 | 5 | ||
2.1 | Предания | 1 | 1 | ||
2.2 | Былины | 3 | 3 | ||
2.3 | Пословицы и поговорки | 1 | 1 | ||
3 | Из древнерусской литературы | 3 | 2 | 1 | |
4 | Из русской литературы XVIII века | 2 | 2 | ||
4.1 | М. В. Ломоносов | 1 | 1 | ||
4.2 | Г. Р. Державин | 1 | 1 | ||
5 | Из русской литературы XIX века | 30 | 26 | 2 | 2 |
5.1 | А. С. Пушкин | 6 | 6 | ||
5.2 | М. Ю. Лермонтов | 4 | 3 | 1 | |
5.3 | Н. В. Гоголь | 3 | 2 | 1 | |
5.4 | И. С. Тургенев | 2 | 2 | ||
5.5 | Н. А. Некрасов | 2 | 2 | ||
5.6 | А. К. Толстой | 1 | 1 | ||
5.7 | М. Е. Салтыков-Щедрин | 3 | 2 | 1 | |
5.8 | Л. Н. Толстой | 2 | 2 | ||
5.9 | И. А. Бунин | 2 | 2 | ||
5.10 | А. П. Чехов | 3 | 3 | ||
5.11 | Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе | 2 | 1 | 1 | |
6 | Из русской литературы ХХ века | 19 | 18 | 1 | |
6.1 | М. Горький | 4 | 3 | 1 | |
6.2 | В. В. Маяковский | 2 | 2 | ||
6.3 | Л. Н. Андреев | 1 | 1 | ||
6.4 | А. П. Платонов | 2 | 2 | ||
6.5 | Б. Л. Пастернак | 1 | 1 | ||
6.6 | На дорогах войны | 1 | 1 | ||
6.7 | Ф. А. Абрамов | 1 | 1 | ||
6.8 | Е. И. Носов | 1 | 1 | ||
6.9 | Ю. П. Казаков | 1 | 1 | ||
6.10 | Стихотворения о родине, родной природе | 1 | 1 | ||
6.11 | А. Т. Твардовский | 1 | 1 | ||
6.12 | Д. С. Лихачев | 1 | 1 | ||
6.13 | М. Зощенко | 1 | 1 | ||
6.14 | Песни на слова русских поэтов ХХ века | 1 | 1 | ||
7 | Из литературы народов России | 1 | 1 | ||
8 | Из зарубежной литературы | 5 | 5 | ||
8.1 | Р. Бернс | 1 | 1 | ||
8.2 | Дж. Г. Байрон | 1 | 1 | ||
8.3 | Японские хокку | 1 | 1 | ||
8.4 | О. Генри | 1 | 1 | ||
8.5 | Р. Д. Брэдбери | 1 | 1 | ||
9 | Заключение | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО | 68 | 61 | 4 | 3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | |
План | Факт | ||
1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Художественное произведение, нравственный идеал, эстетический идеал | ||
2 | Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник». Предание | ||
3 | «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Былина, гипербола, былинный стих, эпитет, сравнение, метафора | ||
4 | «Садко». Своеобразие былины. Былина, гипербола, былинный стих, эпитет, сравнение, метафора | ||
5 | «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Руны, мифологический, героический эпос, эпитет, сравнение, метафора | ||
6 | Пословицы и поговорки. Афористические жанры фольклора, пословицы, поговорки, эпитет, сравнение, метафора | ||
7 | «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть временных лет». Поучение, летопись | ||
8 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. | ||
9 | РР Заветы произведений устного народного творчества и древнерусской литературы | ||
10 | М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода | ||
11 | Г. Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. | ||
12 | А. С. Пушкин. «Полтава» («Полтавский бой»). Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы. | ||
13 | А. С. Пушкин. «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. | ||
14 | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Баллада, летопись | ||
15 | А. С. Пушкин «Борис Годунов». Образ летописца как образ древнерусского писателя.Драма, диалог, ремарка | ||
16 | А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Повесть, литературный тип, «маленький человек» | ||
17 | А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Повесть, литературный тип, «униженные и оскорбленные» | ||
18 | М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Поэма, песня | ||
19 | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета поэмы. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Фольклоризм литературы | ||
20 | М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». | ||
21 | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова | ||
22 | Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Героизм Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Историческая и фольклорная основа произведения, эпос, литературный герой, портрет, интерьер | ||
23 | Противопоставление Остапа Андрию. Особенности изображения людей и природы в повести. Литературный герой, портрет, интерьер | ||
24 | РР Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | ||
25 | И. С. Тургенев «Бирюк». Изображение быта крестьян. Художественные особенности рассказа. Рассказ, пейзаж, портрет | ||
26 | И. С. Тургенев. «Русский язык». «Близнецы», «Два богача». Стихотворения в прозе | ||
27 | Н. А. Некрасов. «Русские женщины» Величие духа русских женщин. Поэма, композиция, диалог | ||
28 | Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Трехсложные размеры стиха: анапест, амфибрахий, дактиль; риторический вопрос | ||
29 | А. К. Толстой. «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Тема древнерусского «рыцарства», противостоящ его самовластию. Баллада | ||
30 | М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. в «Повести…». Сказка, гипербола, аллегория, комическое: юмор, ирония, сатира, гротеск | ||
31 | М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков. Сказка, гипербола, аллегория, комическое: юмор, ирония, сатира, гротеск | ||
32 | Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина | ||
33 | Л. Н. Толстой. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых. Автобиографическое художественное произведение, герой-повествователь, лирическое отступление | ||
34 | Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Автобиографическое художественное произведение, герой-повествователь, лирическое отступление | ||
35 | А. П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Комическое: юмор, сатира | ||
36 | Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. Комическое: юмор, сатира, ирония | ||
37 | «Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. | ||
38 | Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. | ||
39 | РР Анализ поэтического произведения «Стихотворение…: анализ, восприятие, оценка» | ||
40 | И. А. Бунин. «Цифры». Герой рассказа: сложность взаимоотношения детей и взрослых. | ||
41 | И. А. Бунин «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина | ||
42 | М. Горький. «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Портрет как средство характеристики героя. | ||
43 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Портрет, тема, идея | ||
44 | РР Анализ эпизода повести М. Горького «Детство» | ||
45 | М. Горький «Легенда о Данко» как утверждение подвига во имя людей Романтический герой, легенда, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола | ||
46 | Л. Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. | ||
47 | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. Ритм, рифма, неологизм, тоническое стихосложение, лирический герой | ||
48 | «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Ритм, рифма, неологизм, тоническое стихосложении е, лирический герой | ||
49 | А. П. Платонов. «Юшка». Юшка - незаметный герой с большим сердцем. | ||
50 | А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. | ||
51 | Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. | ||
52 | А.Т.Твардовский. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Лирический герой | ||
53 | Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны. Публицистика, интервью как жанр публицистики | ||
54 | Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Литературные традиции. | ||
55 | Е. И. Носов. «Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Взаимосвязь природы и человека. | ||
56 | Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. | ||
57 | Д. С. Лихачев. «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как публицистический жанр, цикл | ||
58 | М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. Юмор, ирония, сатира | ||
59 | Стихотворения о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. | ||
60 | Песни на слова русских поэтов ХХ века. Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. | ||
61 | Р. Гамзатов. Особенности художественной образности дагестанского поэта. | ||
62 | Р. Бернс «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. | ||
63 | Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. | ||
64 | Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве. Хокку (хайку) | ||
65 | О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. | ||
66 | Р. Д. Брэдбери. «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. | ||
67 | Итоговая контрольная работа | ||
68/ | Изображение человека – важнейшая проблема литературы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина
Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...
Рабочая программа по литературе 8 класс. Автор учебника В.Я.Коровина
рабочая программа представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовкиexfob[]cz? основные формы и методы работы, содержание курса, календано-тематическое...
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной
Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...
Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Данная рабочая программа...
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий 8 разделов: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое пл...
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:...