Рабочая программа по литературе в 7 классе (к учебнику В.Я.Коровиной)
рабочая программа по литературе (7 класс)

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по литературе, авторской про­граммы по литературе В.Я. Коровиной и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_l.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ермаковская средняя общеобразовательная школа

                 УТВЕРЖДАЮ

                Директор школы

   ______________  ____________

         Приказ от __________  № ___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛИТЕРАТУРЕ

7 КЛАСС

                                                                                 Составитель: Позднякова Наталья Николаевна,

                                                                                 учитель русского языка и литературы,

                                                                                 высшая квалификационная категория

СОГЛАСОВАНО

Методист

______________  __________

2019  год

Пояснительная записка

        Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе В.Я. Коровиной и др.

Планируемые результаты изучения курса литературы

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных русского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные результаты освоения литературы:

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты освоения литературы

Ученик научится:

- определять тему и основную мысль произведения;

-владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт;

-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

оценивать систему персонажей;

-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

-определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

-выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

-пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

-представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

-выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

Ученик получит возможность научиться:

-собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Содержание тем учебного курса

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). Киевский цикл былин.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения. Новгородский цикл былин.

«Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие пред-ставлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговоркиНародная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы . Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Из древнерусской литературы

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн

любви и верности.

Теория л и т е р а т у р ы . Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы . Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория л и т е р а т у р ы . Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о

нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об

историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и

Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к

изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Т е о р и я  л и т е р а т у р ы . Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в по-

вести.

Теория л и т е р а т у р ы . Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в

изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»),Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин,

отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Матап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория л и т е р а т у р ы . Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной

природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и вы-

ражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы XX века

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос

произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А.Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Т е о р и я литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Т е о р и я литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко. М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ«Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле». Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России.

 Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском

поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»),«О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Из зарубежной литературы.

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности.  Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория л и т е р а т у р ы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела/ темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе, час.

Теория

Практика

Контроль

1

Введение

1

1

2

Устное народное творчество

5

5

2.1

Предания

1

1

2.2

Былины

3

3

2.3

Пословицы и поговорки

1

1

3

Из древнерусской литературы

3

2

1

4

Из русской литературы XVIII века

2

2

4.1

М. В. Ломоносов

1

1

4.2

Г. Р. Державин

1

1

5

Из русской литературы XIX века

30

26

2

2

5.1

А. С. Пушкин

6

6

5.2

М. Ю. Лермонтов

4

3

1

5.3

Н. В. Гоголь

3

2

1

5.4

И. С. Тургенев

2

2

5.5

Н. А. Некрасов

2

2

5.6

А. К. Толстой

1

1

5.7

М. Е. Салтыков-Щедрин

3

2

1

5.8

Л. Н. Толстой

2

2

5.9

И. А. Бунин

2

2

5.10

А. П. Чехов

3

3

5.11

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе

2

1

1

6

Из русской литературы

ХХ века

19

18

1

6.1

М. Горький

4

3

1

6.2

В. В. Маяковский

2

2

6.3

Л. Н. Андреев

1

1

6.4

А. П. Платонов

2

2

6.5

Б. Л. Пастернак

1

1

6.6

На дорогах войны

1

1

6.7

Ф. А. Абрамов

1

1

6.8

Е. И. Носов

1

1

6.9

Ю. П. Казаков

1

1

6.10

Стихотворения о родине, родной природе

1

1

6.11

А. Т. Твардовский

1

1

6.12

Д. С. Лихачев

1

1

6.13

М. Зощенко

1

1

6.14

Песни на слова русских поэтов ХХ века

1

1

7

Из литературы народов России

1

1

8

Из зарубежной литературы

5

5

8.1

Р. Бернс

1

1

8.2

Дж. Г. Байрон

1

1

8.3

Японские хокку

1

1

8.4

О. Генри

1

1

8.5

Р. Д. Брэдбери

1

1

9

Заключение

2

1

1

ИТОГО

68

61

4

3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

План

Факт

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Художественное произведение, нравственный идеал, эстетический идеал

2

Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник». Предание

3

 «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Былина, гипербола, былинный стих, эпитет, сравнение, метафора

4

«Садко». Своеобразие былины. Былина, гипербола, былинный стих, эпитет, сравнение, метафора

5

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

Руны, мифологический, героический эпос, эпитет, сравнение, метафора

6

Пословицы и поговорки.

Афористические жанры фольклора, пословицы, поговорки, эпитет, сравнение, метафора

7

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть временных лет».

Поучение, летопись

8

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

9

РР Заветы произведений устного народного творчества и древнерусской литературы

10

М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Ода

11

Г. Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

12

А. С. Пушкин. «Полтава» («Полтавский бой»). Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы.  

13

А. С. Пушкин. «Медный всадник».

Выражение чувства любви к Родине.

14

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Баллада, летопись

15

А. С. Пушкин «Борис Годунов».

 Образ летописца как образ древнерусского писателя.Драма, диалог, ремарка

16

А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.

Повесть, литературный тип, «маленький человек»

17

А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста.

Повесть, литературный тип, «униженные и оскорбленные»

18

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.

Поэма, песня

19

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета поэмы. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества.

Фольклоризм литературы

20

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

21

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова

22

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Героизм Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.

Историческая и фольклорная основа произведения, эпос, литературный герой, портрет, интерьер

23

Противопоставление Остапа Андрию. Особенности изображения людей и природы в повести.

Литературный герой, портрет, интерьер

24

РР Подготовка к сочинению по повести  Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

25

И. С. Тургенев «Бирюк». Изображение быта крестьян. Художественные особенности рассказа.

Рассказ, пейзаж, портрет

26

И. С. Тургенев. «Русский язык». «Близнецы», «Два богача».

Стихотворения в прозе

27

Н. А. Некрасов. «Русские женщины» Величие духа русских женщин.  

Поэма, композиция, диалог

28

Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Трехсложные размеры стиха: анапест, амфибрахий, дактиль; риторический вопрос

29

А. К. Толстой. «Василий Шибанов»,  «Михайло Репнин». Тема древнерусского «рыцарства», противостоящ

его самовластию.

Баллада

30

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. в «Повести…». Сказка, гипербола, аллегория, комическое: юмор, ирония, сатира, гротеск

31

М. Е. Салтыков-Щедрин.

«Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.

Сказка, гипербола, аллегория, комическое: юмор, ирония, сатира, гротеск

32

Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина

33

Л. Н. Толстой. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых.

Автобиографическое художественное произведение, герой-повествователь, лирическое отступление

34

Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Автобиографическое художественное произведение, герой-повествователь, лирическое отступление

35

А. П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов.

Комическое: юмор, сатира

36

Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

Комическое: юмор, сатира, ирония

37

«Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

38

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

39

РР Анализ поэтического произведения «Стихотворение…: анализ, восприятие, оценка»

40

И. А. Бунин. «Цифры». Герой рассказа: сложность взаимоотношения детей и взрослых.

41

И. А. Бунин «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина

42

М. Горький. «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин.

Портрет как средство характеристики героя.

43

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).

Портрет, тема, идея

44

РР Анализ эпизода повести М. Горького «Детство»

45

М. Горький  «Легенда о Данко» как утверждение подвига во имя людей

Романтический герой, легенда, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола

46

Л. Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.

47

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

Ритм, рифма, неологизм, тоническое стихосложение, лирический герой

48

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Ритм, рифма, неологизм, тоническое стихосложении

е, лирический герой

49

А. П. Платонов. «Юшка». Юшка - незаметный герой с большим сердцем.

50

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.

51

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака.

52

А.Т.Твардовский. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы.

Лирический герой

53

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны.

Публицистика, интервью как жанр публицистики

54

Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Литературные традиции.

55

Е. И. Носов. «Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Взаимосвязь природы и человека.

56

Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.

57

Д. С.  Лихачев. «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.

Публицистика, мемуары как публицистический жанр, цикл

58

М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Юмор, ирония, сатира

59

Стихотворения о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа.

60

Песни на слова русских поэтов ХХ века. Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени.

61

Р. Гамзатов. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

62

Р. Бернс «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности.

63

Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

64

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве.

Хокку (хайку)

65

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

66

Р. Д. Брэдбери. «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

67

Итоговая контрольная работа

68/

Изображение человека – важнейшая проблема литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина

Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...

Рабочая программа по литературе 8 класс. Автор учебника В.Я.Коровина

рабочая программа представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовкиexfob[]cz? основные формы и методы работы, содержание курса, календано-тематическое...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Данная рабочая программа...

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий 8 разделов: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое пл...

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Данная рабочая  учебная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:...