Материал для проведения диагностики читательских компетенций
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Представлен материал по теме "Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_dlya_provedeniya_diagnostiki.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)
Методика изучения уровня коммуникативного контроля.
Инструкция:
Прочитайте предложения, реагируя на ситуации общения. Оцените: верное (В) или неверное (Н)
Опросник.
Мне кажется трудным подражать другим людям.
Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.
Из меня мог бы выйти неплохой актер.
В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.
Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.
Я не всегда такой, каким кажусь
Обработка и интерпретация
По 1 баллу - ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов.
0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.
4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей.
7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.
«Диагностика сформированности коммуникативной компетенции» (по Л. Торлину)
Формирование коммуникативной компетенции предполагает процессуально-результативный подход, т. к. об эффективности работы можно судить только по результату. Любой результат предполагает оценку. Для оценки используются таблицы № 1–4.
Таблица № 1
Оценка проявления коммуникативной компетенции
| Информационно-предметная | |||||
№ п/п | Знает источник информации | Знает способы преобразования информации | Знает стили подачи информации | Знает содержание раздела | Общее кол-во ком-ых проявл % | Уровень проявления |
1 |
|
|
|
|
|
Факт единичного проявления фиксируется знаком “+”. Общее количество коммуникативных проявлений определяется в %. Затем определяется уровень проявления коммуникативной компетенции. До 50% – низкий, 50–70% – средний, 70–100% – высокий.
Таблица № 2
Оценка сформированности коммуникативной компетенции
(деятельностно-коммуникативная)
Умения | Вид речевой деятельности (комплекс операций) | Проявление видов коммуникативных действий | Зона ближайшего развития | % реалии зации | Уровень реализа ции | ||
|
| действия | всего | с помощью учителя | сам |
|
|
1. Владеть продуктивными навыками различных видов устной и письменной речи | – делать устное сообщение на лингвистическую тему; – писать изложения – писать сочинения – вести диалог |
|
|
|
|
|
|
Факт единичного действия фиксируется знаком “+”. Общий результат переводится в % и определяется уровень коммуникативной компетенции каждого учащегося. 50% – низкий, 50–70% – средний, 70–100% – высокий.
Таблица № 3
Проявление коммуникативной компетентности
Ценностно-ориентационная | |||||||
Ответственность (как способность делать свое высказывание понятным) | Культура общения | Умение проявлять личную гражданскую позицию в общении | Умение принимать общечеловеческие ценности | Умение мыслить критически | Оценка | ||
|
|
|
|
|
| % | уровень |
Факт единичного проявления учащимися вида коммуникативного действия фиксируется знаком +. Подсчитывается общий результат, переводится в %, определяется уровень сформированности ценностно-ориентационной составляющей у каждого учащегося. 50% – низкий, 50–70% – средний, 70–l00 % – высокий.
Индивидуальное показатели оценки по каждой таблице: таблице № 1, таблице № 2, таблице № 3 заносятся в сводную таблицу № 4, которая помогает определить уровень сформированности коммуникативной компетенции у каждого ученика по двум составляющим: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной.
Окончательный результат (уровень сформированности коммуникативной компетенции) находим путем сложения двух показателей, отмеченных в таблице в процентах по каждой составляющей: предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной, делим на количество составляющих (их две). Получаем результат в процентном отношении. Затем по специальной шкале, где 50% обозначает низкий уровень сформированности 50–70% средний, 70–100% – высокий, оцениваем уровень сформированности коммуникативной компетенции каждого ученика в процентном отношении.
Ценностно-ориентационная составляющая в таблицу № 4 не входит, так как только количественно ее оценить невозможно. Уровень оценки ценностно-ориентационной составляющей представляет особую трудность. Поэтому в оценке данной составляющей используются результаты самодиагностики учащихся, анкетирования учащихся, наблюдения педагогов. И в результате экспертного заключения педагогов, работающих в данном классе, делаются выводы по наличию или отсутствию необходимых качеств личности, которые в дальнейшей работе постоянно корректируются.
Таблица № 4
Уровни сформированности коммуникативной компетенции учащихся
Предметно-информационная | Деятельностно-коммуникативная | Уровень сформированности | |
|
|
|
|
Определение уровня сформированности коммуникативной компетенции помогает более объективно подойти к результату обученности учащихся по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стратегические направления организации и проведения уроков обобщающего повторения с учетом проведенной диагностики пробелов учащихся в решении задач базового и повышенного уровня сложности. Подготовка к ЕГЭ
В статье анализируются основные направления подготовки и проведения уроков обобщающего повторения с учетом диагностики пробелов учащихся...
Методические рекомендации для проведения диагностики начитанности и читательских интересов обучающихся.
Каждый учитель литературы очень хорошо знает, что в методике преподавания литературы доказана необходимость «регулярно определять уровень развития тех или иных читательских качеств учащихся&raqu...
Диагностика читательской грамотности в 8 классе
Диагностика читательской грамотности в 8 классе...
Диагностика читательской грамотности в 9 классе
Данная работа была составлена на основе заданий по проверке сформированности читательской компетенции в 9 классе от Департамента образования г. Москвы...
Диагностика читательской грамотности школьников в контексте международного исследования PISA
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и во...
Сборник текстов для диагностики читательской грамотности
Читательская грамотность-способность человека читать, понимать, использовать письменные тексты и понимать их....
Докла "Читательские интересы современных школьников и проблемы формирования читательской компетенции"
В докладе рассматриваются проблемы формирования читательской компетенции современных школьников...