Сборник текстов для диагностики читательской грамотности
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Буторина Светлана Анатольевна

Читательская грамотность-способность человека читать, понимать, использовать письменные тексты и понимать их. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr3.docx1013.96 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕКСТ №1

   Лувр отапливается калориферами. Из врезанных в пол красивых медных решёток дует горячий ветер. Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, как на этих решётках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи.

   Это греются нищие. Величавые и строгие луврские сторожа их не трогают. Посетители тоже как будто ничего не замечают. Они только стараются поскорее пройти мимо безмолвных и неподвижных бездомных.

Особенно мне запомнилась маленькая старушка с дрожащим лицом, в порыжевшей от времени накидке. Она виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потёртой сумочке, хотя было понятно, что в ней нет ничего, кроме старого рваного платочка.

     Старушка вытирала этим платком слезящиеся глаза. В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце.

   Ноги у старушки заметно дрожали, но она боялась сойти с калориферной решётки, чтобы её тотчас же не занял другой. Пожилая художница стояла невдалеке за мольбертом и писала копию с картины Боттичелли. Художница решительно подошла к стене, где стояли стулья с бархатными сиденьями, перенесла один к калориферу. Строго сказала старушке:

— Садитесь!

— Мерси, мадам, — пробормотала старушка, неуверенно села и вдруг низко нагнулась, так низко, что издали казалось, будто она касается головой своих колен.

   Художница вернулась к своему мольберту. Служитель пристально следил за этой сценой, но не шелохнулся.

   Красивая женщина с мальчиком лет восьми шла впереди меня. Она наклонилась к мальчику и что-то ему сказала. Мальчик подбежал к художнице. Поклонился ей, шаркнул ногой и звонко сказал:

— Мерси, мадам!

   Художница кивнула. Мальчик бросился к матери и прижался к её руке. Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. Очевидно, это было действительно так. Он совершил маленький великодушный поступок и пережил то состояние, которое мы называем «гора с плеч». (К.Г.Паустовский)

Умение: Нахождение информации.  

1. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.  

1)Калорифер-прибор для нагревания воздуха в системах воздушного отопления, вентиляции и в сушилках. 

А)  ДА

Б) НЕТ

2) Ботичелли-это известный композитор

А)  ДА

Б) НЕТ

3) Луврские нищие грели ноги на калорифере

А)  ДА

Б) НЕТ

4) В тексте упоминается мальчик девяти лет

А)  ДА

Б) НЕТ

5)  Лувр-это знаменитый концертный зал во Франции

А)  ДА

Б) НЕТ

Умение: Интерпретация текста.  

2. Выбери иллюстрации, на которой изображен мольберт. Запиши  варианты ответов.

А)                                                                б)                                               в)

https://img.akusherstvo.ru/images/magaz/im37778.jpg https://www.shkolnick.ru/image/cache/catalog/i/gj/ho/f38b764adde195206b20ce260a426636-667x1000.jpeg https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJxOjYaQqwruQQiUuQAKwkCWNWOzhnvkbzF3popyAQ=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mohttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0bff/0009a8ee-6e484b87/hello_html_6187d2a2.pngг)

Умение: осмысление и оценивание содержания и формы текста.  

3.Выбери вариант, который объясняет  смысл выражения "Гора с плеч".

А.  Снять с плеч тяжелый груз.

Б. Отпала тяжёлая забота.

В. Совершить геройский поступок.

Г.  Чтобы  упала гора с плеч, нужно подняться на высокую гору.

ТЕКСТ №2

Ростов Великий — самый древний город в Северо-Восточной Руси. Только два города Древней Руси были удостоены почетного звания «Великий»: Новгород и Ростов Ярославский (Ростов Великий). При князе Юрии Долгоруком Ростово-Суздальское княжество прекратило платить дань Киеву, стало одним из сильнейших в Европе, именно тогда Ростов и получил название Великого.

С XVIII в. Ростов стал крупным торгово-ярмарочным центром. В XIX в. Ростовская ярмарка была третьей в России по объемам торговли — после Нижегородской и Ирбитской.

Современный Ростов Великий — это уникальный историко-архитектурный заповедник, удивительный город, существующий уже более одиннадцати столетий. Кроме величественного Кремля, монастырских ансамблей и храмов в Ростове сохранилось немало интереснейших памятников культового и гражданского зодчества. Архитектурные памятники Ростова Великого продолжают свою жизнь в современном городе, наполненном новой жизнью, незримо связанные с сегодняшним днем. Они — молчаливые свидетели прошлого и настоящего, и ростовцы бережно и трепетно заботятся об их сохранении.

Славен Ростов и своими художественными ремеслами. Ростовскую финифть — уникальный народный промысел, традиционно существующий только в Ростове — ценят и знают не только в нашей стране, но и за рубежом.

В 1970 Ростов объявлен городом-заповедником.

Умение: Нахождение информации.  

1. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.  

1) С XVII в. Ростов стал крупным торгово-ярмарочным центром

А)  ДА

Б) НЕТ

2) Ростов  получил название Великого при князе Ярославе Мудром

А)  ДА

Б) НЕТ

3) Ростов объявлен городом-заповедником в 1971 году

А)  ДА

Б) НЕТ

4) Ростов Великий –самый молодой город в Северо-Восточной Руси

А)  ДА

Б) НЕТ

5) Зодчество –это  искусство строить и проектировать здания.

А)  ДА

Б) НЕТ

Умение: Интерпретация текста.  

2. Выбери иллюстрации, на которой изображены памятники зодчества . Запиши  варианты ответов.

 А )   https://smorodina.com/uploads/redactor_assets/pictures/1699/DSC04041.JPG

              Б)https://www.1zoom.ru/big2/942/261440-frederika.jpg

            В)https://qwizz.ru/wp-content/uploads/2021/01/tradicii-belorusov-2.jpg

            Г)https://kelohouse.ru/images/dom277/14.jpg

Умение: осмысление и оценивание содержания и формы текста.  

3. Почему город Ростов объявлен городом-заповедником? Обоснуй ответ, приведи доказательство своей точки зрения из текста.

ТЕКСТ №3

Много лет тому назад в Италии в семье музыканта родился мальчик, которого назвали Галилео Галилей.

Семнадцатилетним юношей Галилео по совету отца поступил в университет и занялся изучением медицины. Однако эта наука не увлекла молодого человека. Его интересовали исследования в области техники, поэтому юноша оставил учебу в университете и стал штудировать труды древних греков — Евклида, Архимеда, Платона, Аполлония и особенно углублённо постигал точные науки: математику, физику и астрономию.

Галилей сделал ряд важных открытий. Он исследовал и обосновал, как находить центр тяжести тел разнообразной формы, открыл законы падения тел, изобрел особые весы для измерения плотности тел. Галилей своими руками построил зрительную трубу и первым использовал ее для наблюдений за небесными светилами. С ее помощью он обнаружил пятна на Солнце, горы на Луне, увидел фазы планеты Венеры, открыл четыре спутника Юпитера.

Астрономическими наблюдениями и выводами из них Галилей подтвердил учение Коперника о том, что Земля вращается и движется вокруг Солнца.

Перед судом инквизиции Галилея заставили отречься от своих идей. Однако инквизиторы не достигли самого главного: Галилей не признал себя виновным в ереси.

(По материалам «Детской энциклопедии»)

Умение: Нахождение информации.  

1. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.  

1) Коперник подтвердил учение Галилея о вращении Земли вокруг Солнца

А)  ДА

Б) НЕТ

2) Галилео Галилей изучал гуманитарные науки

А)  ДА

Б) НЕТ

3) Галилей своими руками построил зрительную трубу

А)  ДА

Б) НЕТ

4) Галилей изучал медицину самостоятельно

А)  ДА

Б) НЕТ

5) В тексте упоминается пять планет Солнечной системы

А)  ДА

Б) НЕТ

Умение: Интерпретация текста.  

2. Выбери названия наук, изучением которых не занимался Галилео Галилей. Запиши  варианты ответов.

А) медицина

Б) литература

В) астрономия

Г) геология

Д) математика

Е) география.

ТЕКСТ №4

Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки. Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из которых были друзьями поэта. Пушкин знал, что в делах почти всех осуждённых декабристов находили его вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко рас-пространены в армии и что сам он у царя на подозрении. Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта, он приказал сжечь его «возмутительные» стихи.

Ещё в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вёл в продолжение пяти лет. Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может, и умножить число жертв.

Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и даёт ли он слово думать и действовать иначе. Поэт не мог, однако, сделаться другим и по-прежнему вёл себя свободно и независимо. Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион», в котором Пушкин провозглашает свою верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою…»

(Из книги А. Гессена «Набережная Мойки, 12»)

Умение: Нахождение информации.  

1. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.  

1) Первая встреча Пушкина с Николаем Первым произошла перед восстанием декабристов

А)  ДА

Б) НЕТ

2) Пушкин уничтожил «опасные» бумаги , которые он вел в течение пяти лет

А)  ДА

Б) НЕТ

3) Пушкин согласился с предложением царя думать и действовать иначе

А)  ДА

Б) НЕТ

4) В тексте упоминается первая ссылка Пушкина на юг

А)  ДА

Б) НЕТ

Умение: осмысление и оценивание содержания и формы текста.  

  3.Выбери вариант, который объясняет  смысл выражения "«Я гимны прежние пою…»".

А.  Лирический герой поёт гимн своей страны.  

Б. Поэт предан идеалам своих друзей-декабристов.

В.  Поэт совершает  геройский поступок.

ТЕКСТ №5

Проблема мусорного загрязнения планеты стояла всегда — например, в Средние века в развитых странах Европы издавались специальные законы, запрещающие выливать на улицу нечистоты и прочие отходы жизнедеятельности человека.

В 20 веке, после того как была изобретена пластмасса и другие материалы, незаменимые в производстве буквально всего, что можно произвести, проблема мусорного загрязнения встала очень остро — дело в том, что пластмасса и другие синтетические материалы практически не разлагаются в земле, нанося колоссальный вред всему живому и неживому на сотни километров вокруг от мест организованных захоронений. Масла в огонь добавляет и тот факт, что производители различных товаров заботятся только о собственной прибыли, принуждая потребителя приобретать всё новые и новые товары, выкидывая старые на свалку, где они могут лежать десятилетиями и постепенно убивать всё живое вокруг.

В России в радиусе 10-20 километров от любого мегаполиса можно найти несколько десятков свалок, дым с которых иногда заволакивает весь город. Понимая, как вреден дым со свалок, муниципальные власти крупных городов принимают меры для уменьшения количества пластмассового мусора в городе и за его пределами, но, к сожалению, мусора за прошедшее столетие скопилось настолько много, что утилизировать или избавиться от него полностью практически невозможно.

Умение: Нахождение информации.  

1. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.  

1) Свалки возле мегаполисов в радиусе 10-15 км помогают решить проблему загрязнения окружающей среды

А)  ДА

Б) НЕТ

2) В средневековой Европе уже стояла проблема загрязнения окружающей среды

А)  ДА

Б) НЕТ

3) Производители товаров борются с проблемой окружающей среды

А)  ДА

Б) НЕТ

Умение: Интерпретация текста.  

Тип вопроса: установление соответствия

2.  Выбери и запиши, как  ты рассортируешь   мусор по  бакам  А, Б,В.

Мусор: 1 - исписанный блокнот  2 - колпачок ручки, 3 - коробка из- под сока, 4 - пакет "Пятерочка",  5- журнал,6 - консервная банка, 7 -  коробка из- под обуви, 8 - одноразовый стаканчик, 9 - железная крышка.

Бак А ________________________________________________

Бак Б ________________________________________________

Бак В ________________________________________________

Впиши номера  отходов в соответствующий бак.

Похожее изображение

  3.Выбери вариант, который объясняет  смысл выражения "Добавить масла в огонь":

А.  Налить масло в пламя огня .

Б. Усиливать какие-то настроения (чаще отрицательные), поступками обострять отношения, разжигать интерес, внимание к чему-либо.

В.  Добавлять растительное масло на раскалённую сковороду.

ТЕКСТ №6

Трудно найти того, кто не слышал о Дмитрии Ивановиче Менделееве. Чаще всего эта фамилия ассоциируется с химией, хотя его область научной деятельности гораздо шире. Дмитрий Иванович был отличным педагогом, экономистом, геологом и приборостроителем. Этот неординарный ученый стал первым разработчиком стратостата. Немалый вклад Дмитрий Иванович внёс и в кораблестроение — результаты его работы очень пригодились при освоении Крайнего Севера.

Да, талант многогранен. Гений — тем более... Гений? Услышав однажды, как кто-то из его учеников произнес это вслух, Менделеев рассердился всерьез, замахал руками и крикнул сварливо: «Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и гений...»

Менделеев был одним из основателей Русского химического общества и неоднократно избирался его президентом. Был членом более 90 академий наук, научных обществ, университетов разных стран. Имя Менделеева носит химический элемент № 101 (менделевий), подводный горный хребет и кратер на обратной стороне Луны, ряд учебных заведений и научных институтов. В 1962 г. АН СССР учредила премию и Золотую медаль им. Менделеева за лучшие работы по химии и химической технологии, в 1964 г. имя Менделеева было занесено на доску почёта Бриджпортского университета в США наряду с именами Евклида, Архимеда, Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона, А. Лавуазье.

Умение: Нахождение информации.  

1. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.  

1) Д.И.Менделеев-основатель Русского физического общества

А)  ДА

Б) НЕТ

2) Имя Менделеева носит одна из планет Солнечной системы

А)  ДА

Б) НЕТ

3) Весомый вклад внес Д.И.Менделеев в развитие космонавтики

А)  ДА

Б) НЕТ

4)В 20 веке имя Менделеева было занесено на доску почёта Бриджпортского университета

А) Да

Б) НЕТ

Умение: Интерпретация текста.  Тип вопроса: установление соответствия2.Соедини слова левого и правого столбика.

А. Геолог

 1. Совокупность атомов с одинаковым зарядом атомных ядер.

Б.  Химия

2.  Кольцевая гора на поверхности  планет.

В. Кратер

3.Наука о веществе.

Г.Химический элемент

4. Человек, занимающийся изучением земных недр, поиском полезных ископаемых.

Умение: осмысление и оценивание содержания и формы текста.  

3. Почему Дмитрия Ивановича Менделеева можно назвать гением? Обоснуй ответ, приведи доказательство своей точки зрения из текста.

ТЕКСТ №7

На протяжении нескольких десятков лет доктор Леонид Михайлович Роша́ль лечит детей. Когда в 1988 году был полностью разрушен город Спита́к в Армении, Леонид Михайлович собрал бригаду врачей, которая лечила детей, вытащенных из-под завалов домов.

После событий в Армении доктор Рошаль организовал «бригады Рошаля» — команды детских врачей, готовых в любую минуты отправиться к месту стихийных бедствий и катастроф для спасения детей. Такие мобильные хирургические группы созданы в 33 регионах России. За почти тридцать лет деятельности «бригады Рошаля» провели множество сложнейших операций в разных странах. Они по праву пользуются уважением и авторитетом во всём мире.

В настоящее время Леонид Михайлович является директором Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. Леонид Михайлович не только талантливый врач и отличный организатор, но и очень мужественный человек. Он вёл переговоры с террористами, добиваясь освобождения заложников, проносил заложникам медикаменты и воду.

Леонид Михайлович Рошаль по-прежнему остается практикующим врачом, продолжает обучать новое поколение специалистов и ведёт широкую общественную работу. Леонида Михайловича называют детским «доктором мира». О подвигах врача рассказывает документальный фильм «Я ничего не боюсь».

Умение: Нахождение информации.  1. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.  

1) «Бригада Рошаля» проводит множество сложнейших операций в течение тридцати лет.

А)  ДА

Б) НЕТ

2) О подвигах врача рассказывает художественный  фильм «Я ничего не боюсь».

А)  ДА

Б) НЕТ

3) В 1988 году землетрясением был разрушен грузинский город Спитак

А)  ДА

Б) НЕТ

4)Л.М. Рошаль-практикующий врач , оказывающий помощь взрослым

А) Да

Б) НЕТ

Умение: Интерпретация текста.  Тип вопроса: установление соответствия

2.Соедини слова левого и правого столбика.

А. Землетрясение

 1. Человек, удерживаемый силой с целью заставить кого-либо совершить определённые действия.

Б.  Хирургия

2.  Комплекс медицинский подвижной

В. Заложник

3. Подземные толчки и колебания земной поверхности

Г.Мобильный госпиталь

4.  Область медицины, изучающая острые и хронические заболевания, которые лечат при помощи оперативного метода.

Умение: осмысление и оценивание содержания и формы текста.  

3. Почему Леонида Михайловича Рошаля можно назвать человеком-подвижником? Обоснуй ответ, приведи доказательство своей точки зрения из текста.

ТЕКСТ №8

Екатерина Ивановна Трубецкая принадлежала к богатому и знатному роду. Дворец её родителей в Петербурге блистал изысканной красотой и роскошью убранства. Детство и юность Екатерины Ивановны протекали счастливо и безоблачно. Счастливым оказался и её брак с князем Сергеем Петровичем Трубецки́м, героем войны 1812 года.

Екатерина Трубецкая была одной из жён декабристов, догадывавшихся о противоправи́тельственной деятельности своих мужей. После подавления восстания на Сена́тской площади Сергей Петрович Трубецкой, как руководитель восстания, был осуждён и приговорён к каторге.

Княгиня Трубецкая была первой из жён декабристов, которая последовала за мужем в Сибирь. Преодолев более 6 тысяч километров тяжелейшего пути, она прибыла в Иркутск. Генерал-губернатор Иркутска несколько месяцев уговорами и угрозами пытался вернуть Трубецкую обратно в Петербург. Тщетно. Чтобы разделить судьбу мужа, Екатерина Ивановна отреклась от гражданских прав и дворянского титула и была готова идти к мужу в одной связке с преступниками. Всю оставшуюся жизнь княгиня Трубецкая вместе с мужем провела в Сибири.

Княгиня Трубецкая стала одной из героинь поэмы Некрасова «Русские женщины». Эта женщина твёрдостью характера, волей проложила дорогу в Сибирь другим жёнам декабристов. Её жизнь стала яркой страницей отечественной истории.

Умение: Нахождение информации.  

1. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.  

1) Сергей Петрович Трубецкой-герой Крымской войны

А)  ДА

Б) НЕТ

2) Восстание декабристов произошло в Москве

А)  ДА

Б) НЕТ

3) Екатерина Трубецкая –первая из жен декабристов , которая последовала за мужем в Сибирь

А)  ДА

Б) НЕТ

4) И.С.Тургенев написал поэму «Русские женщины»

А)  ДА

Б) НЕТ

Умение: Интерпретация текста.  

Тип вопроса: установление соответствия

2.Соедини слова левого и правого столбика.

А. Восстание

 1. Безрезультатно.

Б.  КАторга

2. Участник российского антиправительственного движения

В. Декабрист

3. Наказание за тяжкие преступления.

Г.Тщетно

4.  Один из видов массовых выступлений против существующей власти.

Умение: осмысление и оценивание содержания и формы текста.  

3. В поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» княгиня Трубецкая произносит следующие строки:

Пускай горька моя судьба —
Я буду ей верна!

Как Вы понимаете их?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика читательской грамотности в 8 классе

Диагностика читательской грамотности в 8 классе...

Диагностика читательской грамотности в 9 классе

Данная работа была составлена на основе заданий по проверке сформированности читательской компетенции в 9 классе от Департамента образования г. Москвы...

Задания к художественным текстам по формированию читательской грамотности на уроках литературы

Предложенные задания могут использоваться при работе с художественными текстами на уроках литературы...

Диагностика читательской грамотности школьников в контексте международного исследования PISA

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и во...

Мастер-класс «Приёмы и методы работы с текстом по развитию читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка»

Формирование читательской грамотности актуально и для уроков английского языка. Мастер-класс основан на ежедневно приобретаемом опыте в работе над текстами с учащимися основной школы. Разнообразие и в...

Сборник заданий для формирования читательской грамотности у обучающихся на уроках русского языка в 5 классе

В сборнике представлены задания для формирования у обучающихся читательской грамотности как на уроках русского языка, так и во внеурочной деятельности....