Макарова Л.И. Роль денег в судьбе героев Н.А. островского
статья по литературе (11 класс)
Роль денег в судьбе героев Н.А. островского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
makarova_l.i._rol_deneg_v_sudbe_geroev_n.a._ostrovskogo_.docx | 50.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Макарова Лариса Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
филиал МБОУ «Солнечная СОШ №1»
«Локосовская средняя школа-детский сад им. З.Т. Скутина»
Роль денег в судьбе героев пьес Н.А. Островского
(к вопросу изучения художественного призведения)
Деньги (богатство) — одна из «вечных» в литературе тем. Идея богатства как блага, к которому стремятся люди, развивалась и в западноевропейской литературе, для отечественной литературы характерно другое решение, оно связанно с той частью Библейских текстов, где говорится о греховности богатства, с мыслью о том, что «легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие небесное». Эти идеи развиваются в житиях святых, путь к святости которых часто начинается с отказа от богатства и раздачи своего имущества бедным.
В произведениях русской классики утверждаются высокие идеалы, низменные интересы отвергаются и осмеиваются. Очень часто именно отношение к деньгам помогает глубже раскрыть характер того или иного персонажа.
В произведениях Н.А. Островского жажда наживы определяет поступки многих персонажей, изменяет их психологию, это мы видим в пьесах, созданных в разные годы жизни: «Свои люди-сочтёмся» (1850г.), «Бедность не порок»( 1854г.), «Доходное место» (1856г.), «Гроза»(1859г.), «Бешеные деньги» (1870г.), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1874г.), «Волки и овцы» ( 1875 г.), «Богатые невесты» (1876г.) , «Бесприданица» (1878г.).Названия некоторых пьес Островского имеют денежные названия: «Бесприданица», «Богатые невесты», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Бешеные деньги», «Доходное место», «Бедность не порок». Деньги в произведениях Островского выполняют разные функции: служат причиной убийства («Бесприданница»); играют роль лжесвидетельства («Волки и овцы»); являются поводом для заключения брака («Свои люди-сочтёмся»); толкают на предательство («Доходное место»); помогают удержать власть («Гроза»); лишают человека души («Бешеные деньги»). Рассмотрим, какую роль играют деньги в судьбе персонажей, как они влияют на их судьбы.
Закон «человек человеку - волк» в пьесе Н.А. Островского «Свои люди-сочтёмся»
Первая комедия Н.А. Островского «Свои люди - сочтемся!» (1850 г.) посвящена процессу финансовой махинации - ложному, «злостному» банкротству (первое название пьесы «Банкрот»). В заглавие комедии вынесены слова Подхолюзина:«Свои люди- сочтёмся!» Главный герой, купец - самодур Самсон Силыч Большов, чувствует под собой твёрдую почву - богатство. Желая разбогатеть ещё больше, Большов, по совету ловкого и хитрого приказчика Подхалюзина, переводит на его имя всё своё имущество и объявляет себе несостоятельным должником, банкротом. Лазарь Елизарович Подхалюзин становится мужем Липочки и присваивает имущество своего тестя. Большова сажают в «яму» (долговую тюрьму). Его можно спасти, уплатить кредиторам небольшую часть долгов. Но зять и родная дочь Липочка не чувствуют никакой жалости и отказывают старику в помощи. Денежный расчёт калечит человеческие души. В комедии показан процесс зарождения самодура. В молодости Большов - мелкий торговец, натерпелся от самодуров, научился лебезить и кланяться, «добрые люди Самсошкою звали. Подзатыльниками кормили». Разбогатев, он стал давать подзатыльники сам. Такой же путь прошел и Лазарь Елизарыч Подхалюзин. При помолвке он уговаривается с Липочкой: старики «почудили на своём веку, теперь нам пора». В комедии есть ещё одно действующее лицо - мальчик Тишка. Им все помыкают, у всех на побегушках, без счёта получает он подзатыльники, но перепадает ему и подачка. Тишка, над которым, по его словам, «всякая шваль командует», втихомолку собирает капиталец. По копеечке, по гривенничку копит он, и чувствуется, что со временнем и Тишка «выйдет в люди». Все персонажи комедии стремятся к деньгам, постоянно думают о них, считают и свои, и чужие доходы. В финале комедии для жулика - купца видят все спасение в деньгах: «Денег надо, Лазарь, денег. Больше нечем поправить. Либо денег, либо в Сибирь». Страсть к наживе развращает людей, развивает в них хитрость и лицемерие. В этом обществе царствует закон: «человек человеку – волк». Неудивительно, что в семье, где отношения основаны на страхе и унижении, нет ни взаимной любви, ни уважения к человеку.
Таким образом, мы приходим к выводу,что драматург показал, как страсть к наживе развращает героев, развивает в них хитрость и лицемерие. В таком обществе царствует закон: «человек человеку - волк».
Любовь и деньги в пьесе Н.А. Островского «Бедность не порок»
В пьесе «Бедность не порок» (1854г.) проблема отцов и детей полностью опосредована денежными отношениями, образы несчастных невест сопровождаются откровенными разговорами о приданом. Персонажи откровенно обсуждают денежные проблемы, всевозможные свахи с охотой устраивают свадьбы, по гостиным расхаживают искатели богатых рук, обсуждаются торговые и брачные сделки. Но любовь, как известно, способна изменить человека, так произошло в пьесе «Бедность не порок». Любовь Торцова влюблена в Митю, но ее отец решил, что дочь достойна лучшего. В качестве жениха отец героини видел Африкана Коршунова, который мерил любовь деньгами. Любовь отважилась рассказать отцу о своих чувствах, хотя Гордей Торцов кажется недалеким человеком, но любовь к дочери заставляет его прогнать Коршунова. Любовь пробудила в нем человеческие качества, которые дремали в его душе. Если бы не сила любви, то вряд ли Любовь Торцова и Митя обрели бы свое счастье, они никогда бы не решились выступить против патриархального мира. Островский указывает на то, что искренние чувства способны творить чудеса
Н.А. Островский нам показал, как именно могут влиять деньги на человека, когда он начинает им подчиняться и зависеть от них, но автор не мог допустить победы денег над человеческими чувствами в данной пьесе и доказал читателям, что и богатства бывают бессильными.
«Нравственные понятия» в пьесе Н.А. Островского «Доходное место»
В центре комедии - темное царство русского чиновничества, нравы, сложившиеся столетиями и трудно поддающиеся переменам. В пьесе представлены три персонажа, находящиеся на различных ступенях чиновничьей лестницы: вельможа Аристарх Вышневский, чиновник Аким Юсов, служащий под начальством Вышневского, и подчиненный Юсова – Онисим Белогубов. Нравственные понятия для этих героев не существуют. По мнению Юсова, не в том честность чиновника, что он взяток не берет, а в том, что он, взяв взятку, непременно окажет требуемую услугу за нее; подлость же, если, взяв взятку, дела не сделает, поэтому герой благодушно оценивает первые шаги своего достойного ученика Белогубова. Те же понятия и у Вышневского. Цинизм и подлость, господствующие в служебной сфере, накладывают отпечаток и на частную жизнь. Анна Павловна, жена Вышневского, говорит о муже: «Он убил всю мою жизнь». Его племянник Жадов, молодой человек с университетским образованием, на почве практической жизни выглядит в глазах большинства как «мечтатель», человек «не от мира сего» или «вольнодумец. Он терпит полное поражение в сравнении с ничтожным Белогубовым, живущим «как все». Главное для героев пьесы Островского «Доходное место» - положение в обществе, деньги. Честному и благородному человеку не сделать карьеры, если у него нет «доходного места». Таким образом, Островский делает вывод, что у большинства героев его пьесы отсутствуют нравственные понятия долга и чести. Взятки, стяжательство являются в чиновничьем мире нормой.
Власть денег в пьесе Н.А. Островского «Гроза»
В драме «Гроза» А. Н. Островский показал быт и нравы типичного провинциального городка, в котором основа взаимоотношений людей – материальная зависимость. Здесь деньги решают все, а власть принадлежит тем, у кого больше капитала. Борис, племянник Дикого, отказывается от любви чистой и пылкой Катерины во имя возможности получить когда-либо наследство. Вероятно, сыграли свою роль деньги и в решении родителей Катерины выдать ее замуж за Тихона Кабанова. Тихон, искренне любящий жену, во всем подчиняется своей властной матери, как нам кажется, еще и потому, что зависит от денег Марфы Игнатьевны. Дикой обогащается, разоряя наемных рабочих, причем сам не считает это преступлением: «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке с человека, а у меня из этого тысячи составляются», – хвастливо говорит он городничему, который сам находится от него в зависимости. Кабаниха же скрывает свою истинную суть под маской праведности, но добродетель и благочестивость Кабанихи фальшивы, религиозность выставляется напоказ. Она хочет и молодое поколение заставить жить по законам лицемерия, утверждая, что важнее всего не истинное проявление чувств, а внешнее соблюдение приличий.
Мы видим, что Калинов веками живет по давно устоявшимся законам и традициям. Горожан не интересуют новые идеи и мысли, они суеверны, невежественны и необразованны. Безразличны калиновцы и к окружающим их людям, поэтому все просьбы и старания Кулигина остаются безответными: пока у механика-самоучки денег нет, все его проекты не находят поддержки. Любое проявление искреннего чувства в Калинове расценивается как грех. Любовь и замужество здесь несовместимы. В таких условиях вынуждено жить молодое поколение города Калинова. Каждый из них по-своему приспособился к жизни в условиях деспотизма, когда подавляется любое проявление личности. Тихон полностью подчиняется требованиям матери, шагу не может ступить без ее указаний. Материальная зависимость от Дикого делает бессильным и Бориса. Он не способен ни защитить Катерину, ни постоять за себя. Варвара же научилась лгать, изворачиваться, притворяться. Ее жизненный принцип: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
Таким образом, мы видим пассивность большинства жителей Калинова, их нежелание и неспособность бороться с устоявшимися порядками, с деспотизмом и произволом «хозяев жизни». Бороться с ними бесполезно - у них власть. В городе царит произвол, насилие, ценятся деньги, а не нравственные категории. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы«Гроза».
«Бешеные»и « умные» деньги в пьесе Н.А. Островског «Бешеные деньги»
Драматург показал в пьесе, как губительна власть денег, как все становится предметом купли-продажи. Вопрос о деньгах в пьесе центральный. Савва Геннадьич Васильков - начинающий промышленник и делец — явно выигрывает в сравнении с окружением его жены Лидии. Он умен, честен, расчетлив и тверд. Он знает, как добывать деньги, и умеет это делать. Один из героев пьесы признается: «Мне страшно его, точно сила какая-то идет на тебя». В деловых операциях Васильков основателен, серьезен и ответствен: «Что я сказал, то и будет, я даром слова не говорю». Но он «в любви еще юноша», вынужденный как заклинание повторять: «Я, как бы ни увлекался, из бюджета не выйду». Влюбившись в гордую столичную красавицу Лидию Чебоксарову, он вынужден считаться с ее запросами и великосветскими привычками. Лидия как «бабочка», которая не может жить без «золотой пыли»: «Мне без золота жить нельзя». Героиня хочет не просто деньги, а большие деньги. Мужчины Лидию обожали, возили кататься на тройках, обедать в ресторанах, покупали подарки в дорогих магазинах. Сама Лидия меняла поклонников в бешеном вихре и грезила о все большем богатстве. Для нее настоящая жизнь была там, где «блеск, раболепство мужчин и безумная роскошь». Однако на деле выходило не так – все претенденты хоть и сорили деньгами, но, как выяснилось потом, кто – деньгами, взятыми в долг, а кто и вовсе – крадеными. Словом, мечта о быстрых и бешеных деньгах рассеялась как дым. «Бюджет» Василькова для нее — лишь «жалкий, мещанский, копеечный расчет», с которым она не в силах примириться. Конфликт между «богиней беззаботного счастья» Лидией и «грубым идолом труда и промышленности» Васильковым приобретает форму поединка между мужем и женой, в котором «женские подвиги» Лидии наталкиваются на твердую волю Василькова (первоначальное название комедии — «Коса — на камень»). «Усмирение своенравной» привело к тому, что Лидия согласилась пройти школу смирения в «экономках» у собственного мужа. Но «слабое сердце» Василькова в этой борьбе окрепло и ожесточилось. Из «чувствительного» юноши он превратился в разумного, сильного мужчину, который уже никогда «из бюджета не выйдет». Его «душа убита», поэзия искреннего чувства уходит из его жизни, несовместимая с духом времени, эпохой «бешеных денег».
У Островского, в конечном счете, победу одерживают деньги, а не любовь. Брак для героев пьесы «Бешеные деньги» - торговая сделка, а любовь - предмет купли-продажи. Все человеческие чувства оцениваются на вес золота. Для них денежный интерес - единственный движущий мотив поведения. К сожалению, деньги по-прежнему остаются величайшей ценностью, становясь мерилом красоты, любви, счастья.
Тема ростовщичества в пьесе Н.А. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын»
Вынесенная в название пьесы фраза «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872) полностью отражает содержание произведения. В мещанско-чиновничьей среде, изображенной в пьесе, авторитарно-денежные отношения приводят к тяжелым искривлениям душевной жизни людей. Если богатый купец Ахов отождествляет ценность своей личности с ценностью своих денег, то бывший чиновник Крутицкий, изгнанный со службы за непомерное взяточничество, лишает ради денег всякой ценности и свою жизнь, и жизнь своей семьи. Еще на почве дореформенного служебного лихоимства у него развилась страшная скупость, превратившая его в домашнего тирана. Затем эта скупость превратилась в болезненную страсть, привела его к жестокому ростовщичеству, к утере человеческого облика. Крутицкий попрекает жену и племянницу каждой копейкой, заставляет их работать и даже побираться, доводит девушку до готовности идти в содержанки, а сам носит в подкладке старой шинели огромные суммы, пока потеря части сокровища не толкает его на самоубийство. Анна рассуждает: «Тяжелы мне эти деньги, душа моя; меня теперь никакое богатство не обрадует. Отвыкла я с ним жить-то по-людски, убил и похоронил он меня заживо. Десять лет я сыта не была, так теперь за один день не поправишь. Бог с ними и с деньгами!..» Значит, не в деньгах счастье, - говорит нам драматург. Бывает «счастье» алтынным, невелика разница между алтыном и грошем...Обе версии в пьесе Островского как бы слились. И грош, и алтын стали в конце концов синонимами нищеты. Эта история разложения личности составляет основной конфликт пьесы. «Не было ни гроша, да вдруг алтын» - пьеса о несчастной любви и чванливой глупости, о горькой бедности и всепоглощающей скупости.
Человеческие пороки в пьесе Н.А. Островского «Богатые невесты» (1876 г.)
«Богатые невесты» — малоизвестная пьеса Островского. Действие пьесы происходит летом, в дачном поселке, в течение нескольких дней.… Здесь отдыхают молодые чиновники: Цыплунов и Пирамидалов, которым ищут невест, и богатые невесты: Бедонегова и Белесова, которым ищут женихов. Герои – пара богатых скучающих вдов, пара весьма перспективных молодых людей, действительный статский советник в отставке да сиротка – воспитанница генерала. Все они уважаемы, их слово имеет вес, они могут составить необходимую протекцию, их общества ищут, им угождают, им стремятся понравиться многие. Свои дни герои коротают на пляже, а вечера проводят за ужином и ни к чему не обязывающими разговорами…
Комедия основана на антитезе, взятой из жизни чиновничества. Каждый герой пьесы преследует свою цель: женитьба или замужество на богатых; держать в своей власти людей. Бедоногова - вдова, обеспеченная купчиха, активно пытается увлечь Цыплунова или Пирамидалова. Пирамидалов, поверенный многих тайн генерала, просит у генерала в жены Белесову, любовницу Гневышева, «наградою за мою преданность к вашему превосходительству». Но гордый, высокомерный, уверенный в себе генерал Гневышев совершает поступок, не свойственный для него: он подыскивает для соблазнённой им девушки человека перспективного и строгих правил. Встреча с молодым, подающим большие надежды служащим Цыплуновым, правда, по общему мнению, «не от мира сего», может не только напомнить общее прошлое его и Валентины — так зовут эту племянницу - воспитанницу, но и изменить судьбы всех обитателей дачного места недалеко от Москвы. По настоянию жениха Валентина отказывается от богатого приданого и уезжает с дачи генерала в дешёвые комнаты. Богатый и порочный генерал Гневышев понял, что деньги не всегда делают человека счастливым. Есть другие силы, способные перевернуть жизнь человека, сделать его наполненным. Ну не комедия ли это, когда самые благополучные и обеспеченные оказываются беднее бедных, а легко расстающиеся с небывалыми деньгами чувствуют себя счастливее нищих?
Виды «товара» в пьесе Н.А. Отсровского «Бесприданница»
Тема денег в «Бесприданнице» (1878г.) звучит уже в самом ее названии. С первых страниц пьесы деньги — главный предмет разговоров. Их наличие или отсутствие определяет место человека в обществе, отношение к нему. Владельцу громадного состояния Кнурову и поговорить-то в городе не с кем. Даже буфетчик Гаврило понимает, что говорить он может только с равными себе. А таких богачей «в городе два-три человека». Среди них — молодой купец Вожеватов. Даже в праздник, во время прогулки, беседуют они о выгодных сделках, о новых приобретениях. С одинаковыми чувствами они говорят и о блестящей четверке лошадей богача Чиркова, и о Ларисе Дмитриевне. Ведь она — тоже товар, «дорогой бриллиант», к которому присматриваются и прицениваются. Продается и покупается в пьесе все: Кнуров и Вожеватов покупают удовольствия подарками, оплачивают возможность бывать в обществе очаровательной девушки, а ее мать ловко и охотно торгует молодостью, талантом и красотой дочери. Паратов продает не только любимый пароход, но и свою волю. Пароход идет по дешевке, а вот волюшку свою судовладелец оценил в полмиллиона, таково приданое новой невесты. А ведь он чуть было «не насмешил людей», поддавшись чувству и женившись на бесприданнице Ларисе. Но деловой человек должен знать, что «всякому товару цена есть», даже если речь идет о любви, красоте, счастье. Бедный чиновник Карандышев ненавидит богатых и уверенных в себе хозяев новой жизни. Но при этом очень хочет стать своим человеком среди них. И он находит способ: жениться на бесприданнице Ларисе с хорошей дворянской фамилией. Только оплачивать свое приобретение он никак не собирается, полагая, что сам его поступок достоин вечной любви и благодарности бедной невесты. Женитьба на Ларисе для него — это компенсация за моральный ущерб, нанесенный гордости, самолюбию и тщеславию неимущего человека, которому хотелось пожить как богатому. Даже главная героиня, отчаявшись найти любовь и понимание, решает искать денег: «Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой». Но когда выстрел Карандышева помешал ей осуществить задуманное, она благодарит его за «благодеяние», которое он сделал для нее.
Н.А. Островский утверждает своей пьесой, что у людей всегда есть выбор: остаться самим собой или стать таким, как все, а для этого нужно «переступить» через свои убеждения, отказаться от собственных жизненных ценностей, то есть заключить сделку со временем, диктующим свои условия.
«Разноплановая охота» в пьесе Н.А. Островского «Волки и овцы»
В пьесе «Волки и овцы» показана разрушительная власть денег, которая влечет за собой смещение нравственности. И, вероятно, далеко не случайно первоначальное название пьесы - «И волки едят... и волков едят...».
Действие комедии разворачивается в пределах нескольких суток в одном из губернских городов. Мурзавецкая, владелица большого, но уже порядком расстроенного имения, одна из самых уважаемых особ, забрала большую власть в губернии. Ее авторитет непререкаем. Говорят, ее «женского ума на пятерых мужчин хватит». Чтобы поправить свои денежные дела, она задумывает прибрать к рукам наследство богатой опекаемой ею вдовы Евлампии Купавиной и пристроить своего беспутного племянника Аполлона. Доходное купавинское имение привлекло, однако, не только губернскую владычицу Мурзавецкую, но и дельца Василия Беркутова. Он приехал, чтобы жениться на Евлампии и, не зная еще, нравится ли ей, не сомневается в успехе. Не нарушая законов, уверенный, что «в практический век честным быть не только лучше, но и выгоднее», Беркутов ловко и достойно распутывает узел, затянутый Мурзавецкой, преподает ей жестокий урок и все оборачивает в свою пользу. Мало того, он заботится о престиже Мурзавецкой, оберегает ее положение в глазах общества. В этой комедии показана разноплановая охота за богатством. Вот и юная Глафира, дальняя родственница Мурзавецкой, ее ученица, жадная до жизни, чувственная, обаятельная, с неукротимым стремлением к роскоши, охотится за убежденным холостяком, богатым барином Лыняевым.
Таким образом, в пьесе «Волки и овцы» Н.А. Островский называет стремление к богатству - разноплановой охотой: охотой за соседским имением богатой наследницы; охотой за богатым женихом. Отношения людей в произведении сравниваются с отношениями волков и овец.
Таким образом, деньги в судьбе героев пьес Н.А Островского выполняют несколько функций:служат причиной убийства; играют роль лжесвидетельства; являются поводом для заключения брака, толкают на предательство, помогают удержать власть; лишают человека души; способствуют продвижению в карьере; помогают осуществить мечту. В названных произведениях находим, что отношение к деньгам является главной характеристикой героев. А.Н.Островский акцентируют внимание на том, что чрезмерная страсть к накопительству, деньгам уродуют взаимоотношения между самыми близкими людьми, разрушает семью, порабощает человека. Драматург показал на примере героев, как страсть к наживе развращает героев, развивает в них хитрость и лицемерие. В таком обществе царствует закон «человек человеку-волк». У большинства героев его пьес отсутствуют нравственные понятия долга и чести. Взятки, стяжательство являются в чиновничьем мире нормой.
Пьесы Островского не утратили своей актуальности: если осовременить его произведения (изменить имена, детали быта, социальные условия и т.д.), то любая из его пьес будет «слепком» нашей жизни, и, может быть, нравственным уроком для соевременных читателей.
Список испольуемой литературы:
1. Г. И. Романова. Мотив денег в русской литературе. "Флинта": "Наука".- М., 2006.
2. А. Островский. Драматургия. АСТ- ОЛИМП. – М., 1998.
3. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 2000.
4.Журавлева А. И. Мир драматургии Островского.
5. Овчинина И. Деньги, бизнес, любовь: комедия А. Н. Островского «Бешеные деньги»
6.Островский А.Н.: Избранные пьесы. - М.: Правда, 1986
7.Островский А.Н.: О литературе и театре. - М.: Современник, 1986
8.Ревякин А. И. Искусство драматургии А. Н. Островского.
9.Энциклопедии по литературе. Издательство "Аванта +"
10.Журавлёва А.И., Некрасов В.Н. «Театр А.Н. Островского» М., 1986
11.Казаков Н.Ю. «Жизнь и творчество А.Н. Островского» М., 2003
12.Коган Л.Р. «Летопись жизни и творчества А.Н. Островского» М., 1953
13.Лакшин В. «Театр А.Н. Островского» М., 1985
14.Малыгин А.А. «Искусство драматургии А.Н. Островского» М., 2005
15.Интернет ресурсы:
16.http://mbronnaya.theatre.ru
17.Lib.ru/ классика. Az.lib.ru
18.Щелыково www. Shelykovo.ru
19.http://www.vsevolod-nekrasov.ru
20.http://kostromka.ru
21.http://www.noisette-software.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная работа Роль денег в современном мире
Работа заняла 1 место в школе...
Проект урока: Мүнгэн хүнэй ажабайдалда ямар hуури эзэлнэб? Роль денег в жизни человека
Хэшээлэй темэ: Мүнгэн хүнэй ажабайдалда ямар hуури эзэлнэб?Хэшээлэй зорилго: Элдэб янзын источнигуудһаа һурагшадай эрдэм мэдэсэеэ гүнзэгырүүлхэдэ, ажал хүдэлмэри хэхэдэ таатай условинуудые бэлэдхэхэ. ...
" О роле денег в обществе"
Занятие, посвященное экономическому воспитанию. Воспитание правильного отношения к деньгам - важная и трудная задача. Как найти и соблюсти здесь разумную меру? Как выработать у воспитанник...
Исследовательский проект "Судьба героя в судьбе страны".
Ученица 6 класса, Пекарская Инара, на примере биографии своего прадедушки - Сулякаева Измаила Аюповича, прошедшего войну, попыталась доказать, что необходимо знать и сохранять память о ветеранах, труж...
Исследовательская работа "Роль денег в жизни школьников 6-7 классов"
Исследовательская работа "Роль денег в жизни школьников 6-7 классов"...
Наши земляки герои Советского Союза Островский район
Материал к классному часу Наши земляки герои Советского Союза Островский район Костромская область презентация и краткое описание...
Дискуссия "Роль денег в нашей жизни"
Знакомство с понятиями :Деньги. Бартер. Товарные деньги и символические деньги. Наличные и безналичные деньги. Купюры. Монеты. Фальшивые деньги. Банки. Гознак. Центральный банк...