Дискуссия "Роль денег в нашей жизни"
учебно-методический материал (7 класс)

Оксана Валентиновна Подоляк

Знакомство с понятиями :Деньги. Бартер. Товарные деньги и символические деньги. Наличные и безналичные деньги. Купюры. Монеты. Фальшивые деньги. Банки. Гознак. Центральный банк

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no1_diskussiya_rol_deneg_v_nashey_zhizni_.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 1

Предмет, класс        

Основы финансовой грамотности ,7 класс

ФИО учителя

Подоляк   Оксана Валентиновна

Тема урока

Дискуссия”Роль денег в нашей жизни”

Цели урока:

знакомство с понятиями :Деньги. Бартер. Товарные деньги и символические деньги. Наличные и безналичные деньги. Купюры. Монеты. Фальшивые деньги. Банки. Гознак. Центральный банк

Тип урока

Урок –изучение нового материала        

Форма проведения

Познавательная беседа

Учебно-методический комплекс

1.Сценарии ЗАО «ПАКК» по заказу Министерства финансов Российской Федерации

2.Учебник «Финансовая грамотность» 5-7 класс

Москва, Издательство Вита-Пресс         Презентация «Банковский кредит»

Организационная структура урока        

I.Организационный и мотивационный момент        

Добрый день! Представьте ситуацию.что вы забыли деньги дома.Как вы поступите? Важную ли роль играют деньги в жизни?

2. Актуализация полученных ранее знаний и умений

Где мы пользуемся деньгами?

Много денег это хорошо или плохо?

Удобно ли пользоваться бумажными купюрами? Какие денежные единицы вы знаете?

3. Ход урока

1. Каковы свойства товара, способного играть роль денег?

Деньги — великое изобретение людей. Если бы люди не придумали деньги, ещё неизвестно, как бы мы сегодня жили. Дело в том, что жизнь людей невозможна без обмена товарами и услугами. Каждый меняет то, что умеет делать сам, на то, что ему нужно, но что умеют делать другие

Однако выменять напрямую всё, что человеку нужно, очень сложно. Для этого надо найти желающего отдать нужный тебе товар за то, что ты изготовил сам. В старину подобный обмен на Руси называли «взаимство»: само слово указывало на необходимость найти человека, который взаимно заинтересован именно в том, что можешь ему предложить ты

Меняться на основе прямого взаимства — дело долгое и трудное. Совсем непросто выстроить такую цепочку участников обмена, чтобы обмен «сошёлся» и каждый получил желаемое в обмен на своё. Но в конце концов люди придумали, как облегчить и ускорить обмен: они стали использовать товары-посредники, так называемые товарные деньги. Поначалу в их роли выступали те или иные предметы, которые всеми ценились и за получение которых люди были готовы расплатиться любыми другими товарами или услугами. А поскольку вкусы и обычаи у разных народов различны, то разнообразны были и товарные деньги

В России, например, товарными деньгами в старину иногда служили меха, при суровом климате нужные абсолютно всем, но не всем доступные. Такие «меховые» деньги в старину назывались «куны» (слово образовалось от названия меха куницы). Кроме того, в том же качестве использовались и кожи.В других странах это могли быть ракушки,металлы,соль,  домашний скот.Такой вид денег называют товарными деньгами.

Отсюда в дальнейшем и возникала основная функция денег.   Деньги-это товар,являющийся эквивалентом стоимости других товаров

РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ

Задачи 1. Двух щенков и попугая можно обменять на четырех котят, одного котёнка на 50 рыбок, а одного щенка — на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?

2. Один топор можно обменять на два лука, а один лук — на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?  

2. Почему золото стало деньгами?

Деньги стали своего рода «общим знаменателем» для сложных операций обмена. И все проблемы получения нужных благ отныне сводятся к одной-какой? (Как заработать и удержать деньги)

Потому что люди заметили в деньгах много особенностей и свойств. Народная мудрость дает нам богатый материал о роли денег в жизни

.РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ

Соедините части пословиц и объясните их смысл.

 3. Денег много,

E. а деньги для беды

5. Три деньги в день

C. а имей сто друзей.

2. Гроша не стоит

B. да разума мало

1. Береги хлеб для еды,

 A. а глядит рублем.

4. Не имей сто рублей,

 D. куда хочешь, туда и день

Какой главный недостаток был у товарных денег? (Товар портится и занимает много места, с собой возить неудобно)

Поэтому после товарных денег люди при обмене перешли к использованию золотых и серебряных монет и слитков. Это было удобно: золото и серебро трудно добыть, поэтому даже небольшая монета имела высокую ценность и на неё можно было купить много нужных человеку товаров. Металлы эти очень красивые, не ржавеют, недаром из них делают украшения. Однако возить с собой крупные суммы в золотых и серебряных монетах было тяжело и опасно — на дорогах хозяйничали разбойники, а на морях — пираты. И потому в конце концов люди отказались от золотых и серебряных монет и стали использовать в качестве денег специальные бумажные листы, изготовленные так, что их трудно точно скопировать. Так появились удобные символические деньги…

3. Почему некоторые деньги называют символическими?

Современные бумажные деньги и монеты точно такие же символы, как разные таблички и этикетки Ведь бумажка в 1000 рублей сама по себе ценности никакой не представляет, да и напечатать её стоит совсем немного. Но для каждого жителя России она служит символом того, что на неё можно купить товаров или услуг на 1000 рублей. А поскольку этот символ одинаково понимают все люди в России, то эта бумажка прекрасно работает как деньги, которыми все спокойно друг с другом расплачиваются. И получается, что эта бумажка — денежный символ — работает ничуть не хуже, чем могла бы работать золотая монетка, по стоимости равная тоже 1000 рублей. Но такую монетку никто чеканить не будет — её заменяет денежная купюра в 1000 рублей

Кто печатает деньги?

Денежным хозяйством в России управляет государство, и делает это оно через две организации: Гознак, который изготавливает наличные деньги (бумажные купюры и металлические монеты) и Центральный банк России, который управляет безналичными деньгами и следит за тем, чтобы в стране не появилось слишком много.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

А что, если сделать денежную купюру самому?

 Подделка денег — преступление, за которое в любой стране мира сажают в тюрьму. Мошенники, подделывающие деньги, называются фальшивомонетчиками. Для затруднения подделки деньги изготавливают специальным образом, а в банках, кассах магазинов и обменных пунктах стоят специальные устройства, помогающие отличить поддельные деньги от настоящих

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

1. Представьте, что когда мама давала вам деньги на обед, то обнаружила, что на купюре вообще нет водяных знаков (защиты). Вы собрали семейный совет и начали обсуждать, как быть. Что нужно сделать в такой ситуации?

2.Что будет, если среди купюр, которыми ты расплачиваешься за покупку, оказалась фальшивая? Если кассир в магазине обнаружил, что ты пытаешься расплатиться фальшивой купюрой, то он имеет право вызвать полицейского, который эту купюру заберёт и составит протокол об обнаружении фальшивых денег. Если эту купюру изготовил не ты, тебя не накажут, но и денег взамен изъятых фальшивых никто не вернёт

4. Как отличить фальшивые деньги от настоящих?

Денежные купюры защищены специальными знаками и символами. Одни из них видны невооруженным глазом,другие -при сканировании специальным аппаратом

5.Электронные деньги

Деньги бывают не только бумажные и металлические, т. е. наличные. Есть ещё и безналичные деньги, т. е. записи в памяти банковских компьютеров, что у тебя есть право на определенную сумму денег. И этими безналичными деньгами можно расплачиваться ничуть не хуже, чем деньгами наличными. Для этого банковский компьютер просто уменьшает сумму безналичных денег на твоём счёте на потраченную сумму и на эту же сумму увеличивает количество безналичных денег на счёте того, кому ты заплатил

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

-. Представьте, что вы с папой пошли в магазин купить ноутбук для учёбы. Вы пришли в магазин, выбрали подходящий вариант. Но оказалось, что у папы все деньги на карточке, а терминал оплаты сломался и не может провести операцию безналичным способом. Что можно сделать в такой ситуации, если ноутбук вам нужен уже сегодня?

Закрепление материала

  Моделирующее упражнение «Аукцион»

Учитель объясняет правила проведения аукциона. Назначают аукциониста, вручают ему молоток. Ученикам раздают «деньги». Это могут быть фасолины, тыквенные семечки, карточки из игры и т.п. Количество «денег» не должно быть одинаковым, у каждого игрока может быть от 5 до 15 денежных единиц. На аукцион выставляется какой-нибудь предмет: плитка шоколада, пачка печенья, журнал

. • Раунд 1. Стартовая цена 5 денежных единиц. Максимальная цена, за которую будет продан товар, может оказаться выше 15, так как предприимчивые игроки могут взять деньги в долг или объединить капиталы.

 • Раунд 2. Участникам раздают дополнительные деньги также произвольным образом. На аукцион выставляют второй экземпляр такого же товара. Естественно, конечная цена оказывается выше.

 • Раунд 3. Количество денег не меняется, но на аукцион поочередно выставляют три аналогичных товара. • Обсуждение вопроса «От чего зависит цена товара?».

Рефлексия

 1. Почему металлические деньги (золотые и серебряные) были вытеснены бумажными?

2. Может ли каждый человек или фирма печатать свои деньги?

3. Сколько денег должно быть в стране?

Задание для самостоятельного выполнения

Исследование «Как могут портиться деньги, или Календарь инфляции»

 Выберите пять товаров из разных товарных групп и проследите, как меняется их цена. Для наблюдения выберите определенный магазин и фиксируйте цену каждую неделю

                     Дата

Товар

5.09

12.09

19.09

28.09

Молоко

Шоколадка

Лимонад

рис

чай

                                                                                                

                                                                                                        

                                                                                                

                                        

                                                                                                

        

                                                                                                

                                                                                                                                                        

                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: Здоровый образ жизни. Гигиена в нашей жизни.

Содержание классного часа способствует формированию знаний у учащихся понятия о науке гигиене; навыков использования знаний в области гигиены в повседневной жизни. Форма проведения классного часа: рол...

Природа – наши корни, начало нашей жизни

Экологическая игра для 6 класса...

Хлеб – наша жизнь и наше богатство

Цели:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;Воспитывать у учащихся бережное отношение и уважение к хлебу и людям,...

Наш район, наша жизнь, наши достижения.

Сейчас много пишут о том, что у нас в школе «не так», забывая о положительных сторонах нашей жизни. В данной статье мне хотелось чуть «окрасить» в светлые тона нашу действительность! Статья была напис...

Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")

В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...

Сочинение на тему Наша жизнь в наших руках

Сочинение о поведении на дорогах....