Презентация "Анализ эпизода повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"
презентация к уроку по литературе (7 класс)
Презентация "Анализ эпизода повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohrani_dushu._po_povesti_a.s._pushkina_stantsionnyy_smotritel.1.zip | 2.61 МБ |
Анализ эпизода | 16.51 КБ |
Подписи к слайдам:
«Сохрани душу». По повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель»
«Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение А.Пушкина. Пушкин так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость- вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». Время создания цикла: с 9 сентября по 20 октября 1830 г.(Болдинская осень). Цикл состоит из 5 повестей: «Выстрел»; «Метель»; «Гробовщик»; «Станционный смотритель»; «Барышня-крестьянка».
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле Библия
Устаревшие слова и выражения Коллежский регистратор – чиновник низшего (14) класса. Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси. Фельдъегерь - правительственный курьер. Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми. На перекладных - меняя лошадей на каждой станции. Прогоны - плата за пользование лошадьми.
Кто главный герой повести? Чем он занимался?
несчастлив счастлив, гордится своей дочерью «как он постарел!» «я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика» «хозяин, человек лет пятидесяти, свежий и бодрый» 1819 год Май 1816 год Сравните два портрета Самсона Вырина
Проанализируйте эпизод первой встречи Вырина и Минского. «Что сделано, того не воротишь…Он сжал бумажки в комок». Можно ли считать данное покаяние Минского настоящим? Почему от этой встречи наворачиваются слёзы у бедного отца?
«Маленький человек»- это человек, который относится к среднему или низшему социальному сословию, но обладает высокими душевными и духовными качествами.
1. Тема 3. Композиция 2. Идея 4. Роль детали маленького человека блудных детей рассказ в рассказе опровергнуть бытующее мнение о станционном смотрителе; показать беззащитность маленького человека; вызвать наше сочувствие; научить детей чтить и помнить родителей
КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗ В РАССКАЗЕ рассказ автора рассказ смотрителя
Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью? Как живёт его дочь в Петербурге? Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, а испугалась и упала в обморок?
Лк.15.11-32 Евангельская притча о блудном сыне
Сопоставьте содержание притчи и историю Дуни. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашла на могилу , проезжая мимо Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном Боится встречи . Радостная встреча сына с отцом. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью… Ведет разгульный образ жизни Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации Никто не ищет его. Дуня уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца. История Дуни притча
Почему же несчастен Самсон Вырин? Во-первых, потому что он не верит в прочность случайного союза Дуни, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное её житье. Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила будущее поколение без прошлого, настоящего и будущего…
Домашнее задание: * Написать рассказ-предположение «Как сложилась дальнейшая судьба Дуни?» ** Портретная характеристика Дуни Выриной.
Предварительный просмотр:
Анализ эпизода «Вторая встреча Самсона Вырина с Минским».
Эпизод, когда Самсон Вырин второй раз встречается с гусаром Минским в Петербурге, начинается со счастливой случайности, как думал смотритель: он неожиданно, идя по улице, встречается с ним у подъезда одного из домов и решается обманным путем проникнуть туда, догадываясь, что, именно к Дуне приехал его обидчик.
Какими мы видим главных героев? Обращает на себя внимание описание дочери смотрителя. Она, вопреки страшным подозрениям отца, живет счастливо и богато: «Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы». Сравнение девушки с наездницей в английском седле и эпитет «сверкающие» (пальцы) помогают нам почувствовать атмосферу благополучия, в которой живет дочь бедного станционного смотрителя. Мы догадываемся, что страхи отца напрасны, по крайней мере, на сегодняшний момент. Но он знает жизнь лучше, чем его дочь, и понимает, что очарование влюбленности может быстро пройти: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою». Старик, искренне желая дочери добра, не верит в счастливое завершение этой истории. Не верит он и в возможность добиться в судебном порядке какой-либо справедливости, ибо кто он такой, чтобы тягаться с элитой общества? Автор весьма сдержанно передает психологическое состояние несчастного отца: «…смотритель подумал, махнул рукой и решился отступиться», но за рядом однородных членов стоит его боль и его страдание. Внешняя простота повествования лишь подчеркивает всю безнадежность положения Самсона Вырина. То унижение, которое он испытал, сломило его. Надежда, которую он почувствовал в начале эпизода, оборачивается крахом.
А почему же так груб с ним гусар? «Чего тебе надобно? … что ты за мною всюду крадешься, как разбойник? или хочешь меня зарезать? Пошел вон!» — и, сильной рукою схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу». Нельзя не обратить внимания на особенности его речи: стремительная череда вопросов, обрушившихся на отца Дуни, восклицание в конце этого монолога, сравнение с разбойником очень ярко передают психологическое состояние гусара. Во-первых, Минский привык брать от жизни все, что ему захочется. Осознание богатства и власти часто делает людей черствыми и жестокими. А во-вторых, я считаю, за этой бесцеремонностью скрывается его смущение. Он наверняка осознает свою вину перед отцом Дуни, но не может и не хочет ничего изменить.
Эпизод заканчивается горестным осознанием смотрителя всей безнадежности сложившейся ситуации. Его отчаянием и смирением пред судьбой, перед теми, кто сильнее его.
В чем смысл этой сцены? Здесь А. С. Пушкин очень ярко показывает печальную участь «маленького» человека, который, в силу своего низкого общественного положения, не может рассчитывать на достойное и уважительное отношение к себе со стороны тех, кто находится на более высокой ступени социальной лестницы. Любая встреча с ними подчеркивает его бесправие.
Но автор не только для этого включает этот эпизод в общий ход повествования. Главная его мысль в том, чтобы вызвать в читателе сочувствие к бедным, униженным жизнью людям, повлиять на наше сознание, напомнить нам, что человечность выше социальных законов и именно сострадание делает нас людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"
Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...
Урок литературы в 8 классе на тему: «А.С. Пушкин. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького человека" в повести "Станционный смотритель".
В копилку учителю литературы!...
УРОК СЛОВЕСНОСТИ «АНАЛИЗ ЭПИЗОДОВ ПОВЕСТИ И.ШМЕЛЁВА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ»
Разработка представляет собой систему уроков по данной тематике. В неё включены разнообразные формы работы на уроке: индивидуальная, фронтально-коллективная, групповая. Используются различные ме...
Обучение анализу эпизода (по повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель").
Работа представляет собой примерный образец написания анализа эпизода....
А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести
Урок литературы в 6-м классе: А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести. Цель урока: выяснить мотивировку поступков героев; ос...
Проект "Анализ эпизода повести М. Горького "Детство". Сцена пожара.
Анализ эпизода....
Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»
Технологическая карта урока составлена на основании рабочей программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...