А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок литературы в 6-м классе: А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести. Цель урока: выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода; повторить понятия: сюжет, кульминация, монолог.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести урок.
Цель урока: выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода; повторить понятия: сюжет, кульминация, монолог.
Методические приёмы: аналитическое перечитывание главы 6; беседа по вопросам.
Ход урока:
- Вступительное слово:
Мы продолжаем следить за сюжетной линией романа А.С.Пушкина «Дубровский».
- Что такое сюжет?
Сюжет эпического произведения складывается из достаточно законченных кусочков, в которых герои вступают в определённые отношения или повествователь рассуждает о чём-то, описывает что-то подробно.
Такие отдельные кусочки целого текста называют эпизодами. Анализируя художественное произведение, мы рассматриваем его полностью, целиком. Но и отдельные эпизоды могут многое сказать и о характере героя, и о замысле автора.
Сегодня мы подробно обратимся к 6-й главе, чтобы выяснить, почему так поступил Дубровский – сжёг родное имение. Запишем тему и проблемный вопрос (слайды №1,2).
- Как вы её озаглавили? (Пожар в Кистенёвке).
- Выразительно перечитаем её и ответим на вопросы из домашнего задания.
- Чтение главы.
- Аналитическое перечитывание текста и беседа по прочитанному.
- Место эпизода в произведении? ( В середине романа. Важное).
- Почему7
- Где происходят действия 6-й главы? (Пространство: в Кистенёвке, в доме, в кабинете).
- Когда? (Время: ночь в ожидании решения )
- Кто из героев участвует в эпизоде? ( Вл. Дубровский и его крестьяне).
- Как проявляет себя герой? Прежде всего, какие чувства испытывает Вл. Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные. (По тексту: «Всё кончено». Владимир понимает, что жизнь сломана. Его мучает, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его», но он ещё не решил, что делать.)
- Страшные… Какие конкретно, можем сказать?
- Кстати, как вы догадались, какие чувства владеют героем. Кто вам подсказал? (сам Вл. Дубровский в своём внутреннем монологе: «подумал»).
- Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом? (По тексту. Владимир увидел портрет матери, представил, какая судьба его ждёт при новом хозяине. «Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня», - подумал он. Разбирая бумаги, «погрузясь душою в мир семейственного счастья, и не заметил, как прошло время.)
- Когда он принял окончательное решение? (положил письма в карман…)
- Что для него значат эти письма? (самое ценное и дорогое)
- Что затевал Архип-кузнец? По тексту.(Держал топор в руках, хотел зарубить подьячих)
- Можно по настроению и поступкам Архипа судить о том, как дворовые относятся к Вл.Дубровскому. (Отец наш, умрём, не оставим, идём с тобою). Никто не спит в эту ночь.
- А он к ним? Как к ним обращается? («дети». Заботливый, ответственный за людей). Это тоже характеристика героя.
- Хотел ли Дубровский смерти приказных? (Нет, стр. 95-96 учебник под редакцией В.Я.Коровиной).
4. Подведём некоторый итог и скажем, какие черты герои проявляют в этой главе. Запишем их в виде таблицы (слайд № 4)
Положительные | Отрицательные |
Уважительность, любовь (когда читает письма) | |
Заботливость, участливость, ответственность (когда думает о крепостных) | |
Великодушие, милосердие, благородство (когда думает о приказных) |
- Как чувства, записанные в 1-м столбике, назвать одним словом? (Благородные чувства, положительные качества).
- Видели ли мы в предыдущих главах проявление благородных чувств Вл.Дубровского? (Да)
- Увидим ли мы в следующих главах проявление благородства Дубровского? Где? В чём? (И Машу спасти обещает и исполняет, и великодушен с помещицей).
- Что же заставило Владимира – родовитого дворянина – поджечь дом? (месть)
- А потом, дальше по сюжету. Эта черта проявится? (Да, со Спицыным из суда. Стал разбойником, вошёл в шайку, охотился за господским добром).
- Месть – это благородное чувство? (Нет, это зло).
- Запишем это качество Дубровского во 2-й столбик.
- Раньше мы замечали в нём мстительность? (Нет, это то новое, что открывает в герое эта глава.
Оба эти чувства – благородство и мстительность – живут в одном человеке. Тогда, глядя на составленную таблицу, какой 2-й проблемный вопрос сам напрашивается? (слайд №4) Зло и благородство совместимы?
- Теперь мы можем ответить конкретнее на вопрос, какие страшные мысли рождались в его голове? (Да, борются благородные чувства с чувством мести, и кто в нём победит. Вот налицо внутренний разлад).
- Разлад, борьба…Какой ещё синоним вы подберёте к этому словесному ряду? (Противоборство, столкновение, конфликт).
- Запишем определение конфликта.
Итак, налицо внутренний конфликт (внутри героя) между чувством и долгом. Именно он позволит раскрыть сложность, противоречивость человеческого характера. Им писатели часто пользуются. И в том, как герой выйдет из внутренней борьбы, прослеживается авторская мысль, заложенная в образе.
- В ком из героев 6-й главы идёт такая же внутренняя борьба? ( В Архипе)
Но мы с вами должны понимать, что внутренний конфликт стал лишь следствием другого серьёзного конфликта.
- Между кем развивался конфликт в предыдущих главах? Где начало этого конфликта? (Троекуров и Дубровский-старший).
- А где высшая точка в развитии этого конфликта, в какой главе? (В 6-й. Кистенёвка так и не достаётся Троекурову, её сжигают крепостные Дубровского).
Выводы с урока:
- Можем ли мы теперь по-новому оценить значение 6-й главы «Пожар в Кистенёвке» в романе? (Да, это кульминационный эпизод, т. к. со смертью старого Дубровского и пожаром в Кистенёвке начинается новая сюжетная линия, связанная с разбойником, учителем и Машей).
- Что нового привнесла эта глава для понимания характера героя? (В нём борются два чувства. Какое из них победит?)
- Это и есть то, ради чего мы обратились к анализу 6-й главы.
- Какие литературные термины нам потребовались для урока? Повторим. (Сюжет, кульминация, ввели внутренний монолог, конфликт внутренний и внешний.)
Домашнее задание: на следующем уроке мы постараемся для себя ответить на главный вопрос: почему Вл.Дубровский грабил соседние помещичьи усадьбы и не трогал имения Троекурова.
Всем, наверно, интересно будет проследить, как развивались романтические отношения Маши и Дубровского, сразу ли Маша прониклась симпатией к нему и почему. Для этого надо:
1.Перечитать 7-10 главы и озаглавить их;
2.Пересказать эпизод «Обед в Покровском» от лица Маши, Дефоржа или Троекурова (на выбор);
3.Индивидуальное задание: пересказать эпизод «В комнате с медведем».
4. Повторить литературные термины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Своя игра" по повести А.С.Пушкина "Дубровский"
Итоговый урок создан по правилам телевизионной игры "Своя игра"....
Урок-мастерская по повести А.С. Пушкина "Дубровский"
Урок по теме "Ссора друзей" с использованием технологии "Шесть шляп"....
Тест по содержанию повести А.С. Пушкина «Дубровский»
Тест по содержанию повести А.С. Пушкина «Дубровский»...
Интегрированный урок по литературе, граждановедению, праву по повести А.С.Пушкина "Дубровский". Тема: "...Он рожден был для иного назначения..."
Урок-суд. Урок проходит в виде судебного заседания. Заранее распределяются роли, показания дают опираясь на тект произведения....
Урок литературы в 6 классе на тему: "Составление киносценария по эпизоду 6 главы романа А.С. Пушкина «Дубровский», «Пожар в Кистенёвке»(Владимир Дубровский в кабинете отца)"
Данный урок учит учащихся проникать в художественое слово автора, в главную мысль. выраженную Пушкиным в романе, делать самостоятельные выводы из прочитанного, замечать детали, воспитывать интерес к р...
Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».
А.С. Пушкин...
Анализ главы "Пожар в Кистенёвке" (А.С.Пушкин "Дубровский" урок в 6 классе)
Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке" (А.С.Пушкин "Дубровский" урок в 6 классе)...