Особенности жанра баллада
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: В.А. Жуковский: Жанр баллады. Особенности жанра. Баллада «Кубок»
Цели: дать определение жанру «баллада», показать своеобразие позиции автора в сравнении с первоисточником сюжета.
Ход урока
- Организационный момент
II. Целеполагание:
Просмотр мульфильма «Лесной царь». https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8541444438856221693&from=tabbar&text=мультфильм+лесной+царьУчитель акцентирует внимание на том, что мульфильм основан на сюжете литературного произведения. Предлагает определить жанр.
III. Вступительное слово учителя.
С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два десятилетия XIX в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он много пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его от действительности. Критики уже давно определяли его творчество как романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик.
- Творческая история баллады «Кубок» - чтение стр. 89
IV. Чтение и анализ текста баллады
Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.
Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат).
Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе.
Епанча – широкий плащ без рукавов.
Чрево – внутренность чего-либо.
Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.
Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.
Мокой – рыба морской волк, род акулы.
Баллада – стихотворное произведение с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, героическую, сказочную или бытовую тему, в основе которого чаще всего лежит необычный случай.
Выразительное чтение баллады, работа над сюжетом
– Зачем царь бросает кубок и вызывает желающего достать его?
– Что руководит пажом, вызвавшемся исполнить царскую волю?
–Почему все свидетели случившегося просят прощения у прекрасного юноши?
–Зачем царь вторично швырнул кубок в пучину?
– Второй раз отчаянным порывом юноши руководит…? (Договорить фразу)
–Кто главные герои баллады?
V. Творческие задания
«Рабочая тетрадь ,задания 13-16» ребята , объединившись в группы, выполняют совместно задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.
Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича»....
И. А. Крылов Заключительный урок "Особенности жанра басни"
Данный урок проводится в 6 классе как заключительный по теме "И.А. Крылов. Басни". Проверяются прочные теоретические знания о басне и их практическое применение в процессе интерпретации разных авторов...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "История создания романа Л.Толстого "Война и мир". Особенности жанра"
Презентация - сопровождение урока "История создания романа Л.Толстого "Война и мир". Особенности жанра" содержит материал о творческой истории произведения: изменение замысла, варианты названий, смысл...
"Ода на день восшествия..".Особенности жанра оды.
На уроке литературы можно применить игровое проектирование. Дети звспоминают жанр оды, что присуще ему, а потом сами пишут оду....
Презентация "Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне» М. Горького"
Презентация "Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне» М. Горького"...
Конспект урока в 6 классе по теме «Жанр баллады. Баллада «Робин Гуд и золотая стрела».
Много лет работала по учебнику и программе А.Г.Кутузова. Замечательные и учебник и программа. Исключение учебника из федерального перечня, по моему мнению, безобразие. В 6 классе мы изучали тему...
В.А. Жуковский: Жанр баллады. Чтение и анализ баллады «Кубок»
Разработка урока по литературе 5 класс, программа В.Я.Коровина...