"Ода на день восшествия..".Особенности жанра оды.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

На уроке литературы можно применить игровое проектирование. Дети звспоминают жанр оды, что присуще ему, а потом сами пишут оду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dilakticheskaya_igra_avtosokhranennyy.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы)

Снигирева Алена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Кулигинская СОШ»

Данная разработка будет полезна для учителей русского языка и литературы, преподающих в 9 классе литературу по программе В.Я Коровиной. Урок литературы в 9 классе «Ода  на день восшествия на всероссийский престол Ее  величества  государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Особенности жанра оды.

«Литературу, прозу и поэзию, Ломоносов любил не как развлечение. Он испытывал и исследовал всё, о чём горела душа» . Б.В. Шергин

Слова учителя: «Ода – один из любимых жанров М.В. Ломоносова – занимает в его творчестве особое место. Это торжественное стихотворение, посвящённое историческому событию или герою. Ода, по мнению Ломоносова, «должна быть громкой, с использованием гласных О,А, И, Е», эмоциональной, торжественной и убеждающей слушателя «в величии изображаемого». С этой целью используются ораторские приемы речи (обращения, риторические вопросы, высокая церковно-славянская лексика).

Учитель читает отрывок из «Оды на день восшествия..».

- Какие признаки оды сразу можете отметить в отрывке?

- Найдите ораторские приёмы речи, проследите за лексикой оды.  

- Как писал и какими приёмами речи пользовался М.В. Ломоносов мы познакомились. Теперь познакомимся с понятием «стилизация».

«Стилизация – это художественное, представляющее собой стилистическое, жанровое или другое подражание чему-либо». (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»).

Учитель предлагает разделиться девятиклассникам  на 4 группы. Три группы по 7 человек – группы разработчики  оды, «писатели». Одна группа – эксперты-теоретики, «критики».  «Писателям» предлагается сочинить стилизацию под оду любому школьному предмету (например: Царице Математике, Императору Русскому языку), используя приемы написания оды и основные стилистические черты, ей присущие. Группам раздаются инструкции по написанию стилизации под оду. «Критики» изучают инструкцию и разрабатывают свои критерии оценивания стилизации (что должно быть в ней, а чего не должно быть). Даётся время на написание оды и критериев, после чего зачитывают оды, которые написали «Писатели», после чего «Критики» зачитывают свои критерии оценивания стилизации и устно оценивают, написанные оды.

В конце занятия создается круглый стол, где обсуждаются вопросы, что получилось, а что не получилось, делаются замечания и предложения.

Инструкция по написанию стилизации под оду.

Ода есть не что иное как стихотворение, которое написано в честь чего-то. Можно написать оду о человеке, месте, объекте, который обычно определяется через ее название.

  1. Вы должны начать с выбора темы для Оды.
    Вы можете написать оду о городе, человеке, цветке или даже ручке. После принятия решения по вопросу об оде, остановитесь, чтобы проанализировать все те атрибуты, которые вы будете хвалить в оде. Для этого вы должны сделать список всех атрибутов, которые вы можете употребить в теме Оды.
  2. После этого, вам придется рассмотреть, каким образом вашу оду можно использовать в качестве метафоры для иллюстрации конкретной ситуации или проблемы. Затем вы должны создать стихотворение таким образом, чтобы читатели получили подсказку о выводе, который вы собираетесь отстаивать в оде.
  3. Следующим шагом является планирование структуры оды, что вы собираетесь написать.
    Затем вы должны решить, какое количество строк, будет содержать каждая из строф. После принятия решения о числе строк в каждой строфе, вы должны подумать о количестве строф в оде.
    Здесь вы должны иметь в виду, что большинство од содержат несколько строф, и Типичную схему рифмы в них. Вы также должны определить схему рифм вашей оды.
  4. Теперь от планирования процесса, который вы провели в шаге 1, вы должны собрать идеи в определенные фразы и строфы, в оду.
    Используйте высокую лексику, риторические вопросы и восклицания, обращения. Найдите время, чтобы сделать несколько изменений и правки, и только тогда вы сможете быть в состоянии написать хорошие стихи.
  5. После завершения проекта написания вашей оды, вы должны прочитать ее вслух, чтобы понять является ли поток вашего стихотворения бесшовным и что он имеет смысл. Если вы не слишком довольны размещением отдельных слов и фраз, то вы можете изменить их позиции или, еще лучше заменить их на более подходящие фразы и слова.
    Для укрепления вашего оды, Вы можете добавить аллитерации и внутренние рифмы. Это действительно сделает вашу оду хорошую работу коротких стихотворений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.

Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один  день  из  жизни   Ивана  Денисовича»....

М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия....."

Презентация для урока литературы в 9 классе....

М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года

Цель данного урока :    Закрепление сведений о   биографии М.В.Ломоносова,  его  роли  в литературе . Работа   с  понятием  «ода»,  с  ...

Интегрированный урок. Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Интегрированный урок географии и литературы  посвященный М.В. Ломоносову  «Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елиса...

План урока по теме М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны

Познакомить учащихся с жизнью, творчеством, научной деятельностью, гражданской позицией Ломоносова; дать представление о Ломоносове как реформаторе русского языка, рассказать о его реформаторской деят...

Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса по теме " М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия..."- типичное произведение в духе классицизма".

Ода «На день восшествия...», «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки. Просвещение в произведениях Ломоносова.Словарная работа: духовные оды, метафорический язык, ораторский с...