"Ода на день восшествия..".Особенности жанра оды.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
На уроке литературы можно применить игровое проектирование. Дети звспоминают жанр оды, что присуще ему, а потом сами пишут оду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы)
Снигирева Алена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Кулигинская СОШ»
Данная разработка будет полезна для учителей русского языка и литературы, преподающих в 9 классе литературу по программе В.Я Коровиной. Урок литературы в 9 классе «Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Особенности жанра оды.
«Литературу, прозу и поэзию, Ломоносов любил не как развлечение. Он испытывал и исследовал всё, о чём горела душа» . Б.В. Шергин
Слова учителя: «Ода – один из любимых жанров М.В. Ломоносова – занимает в его творчестве особое место. Это торжественное стихотворение, посвящённое историческому событию или герою. Ода, по мнению Ломоносова, «должна быть громкой, с использованием гласных О,А, И, Е», эмоциональной, торжественной и убеждающей слушателя «в величии изображаемого». С этой целью используются ораторские приемы речи (обращения, риторические вопросы, высокая церковно-славянская лексика).
Учитель читает отрывок из «Оды на день восшествия..».
- Какие признаки оды сразу можете отметить в отрывке?
- Найдите ораторские приёмы речи, проследите за лексикой оды.
- Как писал и какими приёмами речи пользовался М.В. Ломоносов мы познакомились. Теперь познакомимся с понятием «стилизация».
«Стилизация – это художественное, представляющее собой стилистическое, жанровое или другое подражание чему-либо». (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»).
Учитель предлагает разделиться девятиклассникам на 4 группы. Три группы по 7 человек – группы разработчики оды, «писатели». Одна группа – эксперты-теоретики, «критики». «Писателям» предлагается сочинить стилизацию под оду любому школьному предмету (например: Царице Математике, Императору Русскому языку), используя приемы написания оды и основные стилистические черты, ей присущие. Группам раздаются инструкции по написанию стилизации под оду. «Критики» изучают инструкцию и разрабатывают свои критерии оценивания стилизации (что должно быть в ней, а чего не должно быть). Даётся время на написание оды и критериев, после чего зачитывают оды, которые написали «Писатели», после чего «Критики» зачитывают свои критерии оценивания стилизации и устно оценивают, написанные оды.
В конце занятия создается круглый стол, где обсуждаются вопросы, что получилось, а что не получилось, делаются замечания и предложения.
Инструкция по написанию стилизации под оду.
Ода есть не что иное как стихотворение, которое написано в честь чего-то. Можно написать оду о человеке, месте, объекте, который обычно определяется через ее название.
- Вы должны начать с выбора темы для Оды.
Вы можете написать оду о городе, человеке, цветке или даже ручке. После принятия решения по вопросу об оде, остановитесь, чтобы проанализировать все те атрибуты, которые вы будете хвалить в оде. Для этого вы должны сделать список всех атрибутов, которые вы можете употребить в теме Оды. - После этого, вам придется рассмотреть, каким образом вашу оду можно использовать в качестве метафоры для иллюстрации конкретной ситуации или проблемы. Затем вы должны создать стихотворение таким образом, чтобы читатели получили подсказку о выводе, который вы собираетесь отстаивать в оде.
- Следующим шагом является планирование структуры оды, что вы собираетесь написать.
Затем вы должны решить, какое количество строк, будет содержать каждая из строф. После принятия решения о числе строк в каждой строфе, вы должны подумать о количестве строф в оде.
Здесь вы должны иметь в виду, что большинство од содержат несколько строф, и Типичную схему рифмы в них. Вы также должны определить схему рифм вашей оды. - Теперь от планирования процесса, который вы провели в шаге 1, вы должны собрать идеи в определенные фразы и строфы, в оду.
Используйте высокую лексику, риторические вопросы и восклицания, обращения. Найдите время, чтобы сделать несколько изменений и правки, и только тогда вы сможете быть в состоянии написать хорошие стихи. - После завершения проекта написания вашей оды, вы должны прочитать ее вслух, чтобы понять является ли поток вашего стихотворения бесшовным и что он имеет смысл. Если вы не слишком довольны размещением отдельных слов и фраз, то вы можете изменить их позиции или, еще лучше заменить их на более подходящие фразы и слова.
Для укрепления вашего оды, Вы можете добавить аллитерации и внутренние рифмы. Это действительно сделает вашу оду хорошую работу коротких стихотворений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/30/picture-16858.jpg)
Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.
Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/24/picture-84583-1493045843.jpg)
М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года
Цель данного урока : Закрепление сведений о биографии М.В.Ломоносова, его роли в литературе . Работа с понятием «ода», с ...
Интегрированный урок. Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Интегрированный урок географии и литературы посвященный М.В. Ломоносову «Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елиса...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-318060-1393782018.jpg)
План урока по теме М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны
Познакомить учащихся с жизнью, творчеством, научной деятельностью, гражданской позицией Ломоносова; дать представление о Ломоносове как реформаторе русского языка, рассказать о его реформаторской деят...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-692513-1445339879.jpg)
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса по теме " М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия..."- типичное произведение в духе классицизма".
Ода «На день восшествия...», «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки. Просвещение в произведениях Ломоносова.Словарная работа: духовные оды, метафорический язык, ораторский с...