Презентация "Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне» М. Горького"
презентация к уроку (литература) на тему
Презентация "Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне» М. Горького"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_po_pese_m._gorkogo.rar | 174.45 КБ |
Подписи к слайдам:
Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне»
Изображение места действия
1 действие - авторские ремарки
Свет доходит до ночлежников из подвального окошка. Везде грязь.Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла; кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ.
3 действие – вечеромранней весной
Пустырь, «засоренный разным хламом и заросший бурьяном».Тёмная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки. Красноватый свет заходящего солнца, чёрные сучья бузины без почек.
4 действие - ночь
Свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал – сцена освещена лампой. Однако последний «акт» драмы совершается на пустыре.
Обитатели ночлежки
Все социальные слои общества:Разорившийся дворянин Барон,Содержатель ночлежки Костылев,Полицейский Медведев,Торговка Квашня,Слесарь Клещ,Картузник Бубнов,Шулер Сатин,Вор Пепел,Проститутка Настя - люди, опустившиеся на дно жизни.
Что является предметом изображения в пьесе?(Предметом изображения в драме «На дне» становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на «дно» жизни).Каков конфликт драмы?(Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. - Очевиден конфликт между властью и лишёнными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, т.к. Костылёвы и Медведев – представители власти- не так уж далеки от обитателей ночлежки.
Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.Справка: резкая конфликтная ситуация, разыгравшаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.Что привело в ночлежку её обитателей – Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актёра, Настю, Пепла? Какова предыстория этих персонажей?
Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?(Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое, он не становится основой драматургического конфликта. Нам предоставлен лишь результат внесценических конфликтов).Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?(Любовный конфликт – взаимоотношения между Васькой Пеплом, Василисой, Натальей, Костылёвым).
Любовный конфликт в пьесе
Экспозиция конфликта – разговор ночлежниковЗавязка конфликта – появление в ночлежке Наташи.Развитие любовного конфликта – отношения с Наташей возрождают Пепла.Кульминация конфликта – вынесена за сцену: в конце третьего действия из слов Квашни узнаём о расправе Василисы над Наташей.Вывод: любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведёт к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает своих целей: избавляется от ненавистного мужа, наказывает сестру, мстит любовнику, становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остаётся ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитателей ночлежки, и её хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.
Вывод:
Конфликт, в котором участвуют все герои, - другого рода. М.Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы. Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.
Роль Луки в драме
Как обитатели ночлежки воспринимают своё положение до появления Луки?Какая сцена является завязкой конфликта?Как ведёт себя Лука с каждым из обитателей ночлежки?Что мы знаем о Луке?Каким образом Лука действуют на ночлежников? Врал ли ночлежникам Лука?Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки?
Образ Луки
В чём смысл имени «Лука»?В чём выражается авторская позиция по отношению к Луке?Как Лука объясняет неудачи жизни ночлежников?
На какие группы можно разделить героев пьесы?
«верущие»
«неверующие»
Анна – в БогаТатарин – в АллахаНастя – в любовьБарон – в своё прошлое
Клещ – ни во что не веритБубнов – никогда и никому не верил
Вопрос о правде
В пьесе можно выделить два уровня «правды». Один – это «частная» правда (Правда героев пьесы).Другой – мировоззренческий – в репликах Луки. «Правда» Луки и его «ложь» выражаются формулой: «Во что веришь – то и есть».
Позиции Луки (утешительной, компромиссной) противостоит позиция Бубнова. Найдите реплики, характеризующие мировоззрение Бубнова? Какие ремарки характеризуют персонажа?Вывод: циничная правда Бубнова противостоит утешительной проповеди Луки. Но эта проповедь дала импульс для определения ещё одной жизненной позиции. Её выразителем стал Сатин.
Вывод:
Горький выделяет две правды: «правду-истину» и «правду-мечту». Эти правды не совпадают, даже враждебны друг другу.Герои отражают двойственность , противоречивость, мятежность натуры самого автора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Три правды и смысл названия пьесы «На дне» М.Горького.
Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить обучающихся к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию. ...
"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"
На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...
"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"
На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...
"К Вам Александр Андреич Чацкий" (анализ 1 действия) Завязка любовного конфликта в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума"
На уроке рассматривается общественный и любовный конфликт в пьесе, определяется место первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения А. Грибоедова "Горе от ума"...
УГЛУБЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ О ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНФЛИКТЕ В ДРАМЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»)
В статье рассматривается понятие художественного конфликта в драме....
Мастер-класс фрагмента урока по литературе 2 курс СПО " Знакомство с героями пьесы М.Горького "На дне". Конфликт в пьесе".
Мастер-класс рассчитан на 20 минут. Сообщается тема урока, определяются цели, проводится работа с текстом, обучающиеся дают характеристику героям пьесы и делают выводы.Мастер-класс сопровождается през...
«Философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Социальный и любовный конфликт пьесы.
laquo;Философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Социальный и любовный конфликт пьесы.Цель: углубить представление учащихся о драматургическом произведении, помочь учащимся разо...