В.А. Жуковский: Жанр баллады. Чтение и анализ баллады «Кубок»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Разработка урока по литературе 5 класс, программа В.Я.Коровина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhukovskiy_kubok.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В.А. Жуковский: Жанр баллады. Чтение и анализ баллады «Кубок»
Цели: познакомить учащихся с понятием «баллада» и текстом произведения; помочь осмыслить различие между народной легендой и литературной балладой; показать своеобразие позиции автора в сравнении с первоисточником сюжета.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
Предметные умения: знать сюжетное своеобразие баллад В.А. Жуковского; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.
Метапредметные УУД: Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как часть речи. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
- Организационный момент
II. Целеполагание:
-Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые мы должны выполнить на уроке?
III. Вступительное слово учителя.
С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два десятилетия XIX в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он много пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его от действительности. Критики уже давно определяли его творчество как романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик.
Большую известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли», «Лесной царь», «Кубок» и другие.
- Творческая история баллады «Кубок» - чтение стр. 89
III. Чтение и анализ текста баллады
Словарная работа
Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.
Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат).
Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе.
Епанча – широкий плащ без рукавов.
Чрево – внутренность чего-либо.
Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.
Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.
Мокой – рыба морской волк, род акулы.
Баллада – стихотворное произведение с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, героическую, сказочную или бытовую тему, в основе которого чаще всего лежит необычный случай.
– Зачем царь бросает кубок и вызывает желающего достать его?
– Думаю, испытывает свиту на преданность и верность.
– Может быть, проверяет смелость и решительность. Царь дважды делает упор на слове СМЕЛЫЙ. Он подзадоривает самолюбивых и отважных юношей.
– Моя версия, возможно, нелепа: от нечего делать? Для него – это развлечение, зрелище, потеха.
– Скорее всего, это царский каприз.
– Им руководит желание очередной раз насладиться своей властью, почувствовать свое величие. Посмотрите: он же не говорит, а «ВОЗГЛАШАЕТ!» И этим словом, повторенным дважды, мне кажется, подчеркивается его самолюбование.
– Да, это царское желание поиграть жизнями людей, показать окружающим, какой он могучий: ради него, как он предполагает, кинутся на смерть подданные.
– Ищет охотников за золотом?
– Почему рыцарь и латник не торопятся принять вызов царя?
– Потому что это самоубийство, и никакой кубок, никакое рвение услужить царю не стоит собственной жизни.
– Что руководит пажом, вызвавшемся исполнить царскую волю?
– Желание выделиться, проявить свою отвагу и готовность услужить царю.
– Он же еще очень юн, его подталкивает мальчишеский задор.
– Он тоже хочет быстрее стать рыцарем, а это надо заслужить.
– Хочет скорее стать взрослым.
– Возможно, он еще сам не осознаёт степени опасности.
– Хотя он и мальчик, но в нем просматривается мужской характер!
– Так поступают настоящие герои, этим они и выделяются из толпы.
– Это его дерзкий вызов струсившей свите. В тексте так и сказано: он выступает «ДЕРЗКО».
– Он верит в Бога и свою судьбу. В тексте об этом говорится: «Спасителя-бога призвал».
– Он хочет завоевать сердце царской дочери?
– Может быть, хочет угодить царю?
– Вряд ли. Хотя он потом и скажет: «Да здравствует царь!», но я не чувствую нем угодливости, скорее, он гордый!
– Почему все свидетели случившегося просят прощения у прекрасного юноши?
– Они чувствуют себя виновными в том, что не они, старшие, а самый юный вынужден был выполнить царское требование.
– Считают себя виноватыми за то, что не сберегли отважного смельчака.
– За то, что не предостерегли, не предупредили о том, что это смертельно опасно.
– За то, что отмолчались перед царём.
– Мне кажется, что сначала Жуковскому не нравятся эти зрители, они у него «не охнули», а «ВОЗОПИЛИ». Это слово с каким-то неприятным привкусом. Но когда люди опомнились и поняли свою вину за предполагаемую гибель мальчика, они воспринимаются уже лучше.
- Зачем царь вторично швырнул кубок в пучину?
– Царь пожелал узнать все тайны земли и воды, об этом сказано автором. Рассказ юноши заинтересовал, поразил царя, а слова рассказчика:
…смертный пред богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно
Знать тайны, им мудро от нас сокровенной,-
он просто не слышит, не хочет слышать. Узнать хочет, но сам-то не рискнёт собой.
– Еще бы - на то он и царь!
– Если в первый раз царь, может быть, не думал о степени риска, то в этот раз он уже проверяет смельчака на беспрекословность подчинения ему.
– Заметили, что первый раз царь « БРОСИЛ свой кубок златой», а второй раз: « свой кубок златой / В пучину ШВЫРНУЛ с высоты»? Это уже ярость.
– Теперь это уже деспотичный эгоизм, царю вздумалось убедиться, что его желание – закон. Не подлежащий обсуждению. Неизменный.
– Почему даже мольба дочери не останавливает царя?
– Царевна назвала отцову выдумку «опытом», Но это страшная игра со смертью.
– Вообще-то царь хитрый, знает людские слабости и умеет управлять. Если первый раз он «играл» на тщеславии, то теперь он заметил, что между пажом и царевной возникла симпатия. Он использовал это чувство в своих жестоких целях.
– Дочь пыталась его образумить, напомнить, что есть рыцари, в конце концов, если уж так захотелось потешиться, это для него обязаны делать рыцари. Но он и дочери показывает, что его слово – закон.
– А то, что он заявил: «Заступница будет твоею женою», - звучит как угроза царевне, попытавшейся перечить отцу.
– Да. Это так. И чтобы добиться исполнения своего повеления, чтобы не случилось непредвиденного неподчинения, он готов пообещать «золотые горы»: и перстень, и дочь в жены.
– А почему и не пообещать, он же прекрасно понимает, что ждать чуда еще раз бессмысленно?..
– Он выглядит жестоким убийцей. Он убил самого верного подданного. Он убил любовь. И все ради чего?..
– Второй раз отчаянным порывом юноши руководит…? (Договорить фразу)
– И опять: «отважность сверкнула в очах» – это сказано в тексте.
– Теперь еще и вспыхнувшее первое чувство к девушке.
– Благодарность за её заступничество, за жалость к нему.
– Желание не разочаровать её.
– Он делом доказывает, что готов за неё «на жизнь и погибель», причем делает это с огромной радостью.
– Он слишком увлекся тем, что испытывает свою судьбу, одержимый желанием заполучить в жены царевну, он действует уже совсем необдуманно, сражаясь с морской стихией.
Сам же недавно говорил: «Смертный пред богом смирись!»
– А, может, все-таки желает заполучить еще и царский перстень?
– Такой корысти у героя нет.
Приходит, уходит волна быстротечно:
А юноши нет и не будет уж вечно.
– Становится совсем грустно от трагической смерти юноши.
– От нелепой гибели мальчика.
Кто главные герои баллады?
- Кого можно назвать жестоким? Царя. Какими качествами характера он наделён? Капризность, непримиримость.
- Как в балладе проявляется благородство и кто этим качеством обладает? Паж
- Как проявляется рыцарство и кто этим качеством обладает? Рыцари и приближенные царя, свита.
- Какие поступки вы приветствуете, а какие осуждаете?
- Кого из героев можно оправдать и за какой поступок?
- Как автор относится к героям: царю, пажу? Как вы это поняли?
IV. Творческие задания
«Рабочая тетрадь №2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок""
Подробный конспект урока литературы для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок"" по программе Г. Меркина...
Анализ баллады "Песнь о вещем Олеге" - урок с использованием ЦОР.
1. Предмет: литература2. Класс: 6 класс3. Тема и номер урока в теме: Александр Сергеевич Пушкин. Анализ баллад...
В. А. Жуковский. Баллада "Кубок"
Презентация для урока литературы в 5 классе, составлена с учётом требований ФГОС...
Лингвопоэтический анализ баллады В.А.Жуковского «Лесной царь»
Методическая разработка урока литературы в 7 классе...
Баллада "Кубок" В.А. Жуковского
Урок литературы в 5 классе в контексте ФГОС. Технологическая карта урока открытия нового знания. Тема "Баллада "Кубок" В.А. Жуковского"...
Презентация для урока литературы в 5 классе на тему "В.А.Жуковский. Баллада "Кубок"
Презентация для урока литературы "Баллада В.А.Жуковского "Кубок"...
Конспект урока по литературе "В.А. Жуковский . Баллада "Кубок".
Конспект урока литературы в 5 м классе "В.А. Жуковский. Баллада"Кубок...
- Мне нравится (1)