программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс)

Мрыхина Ирина Сергеевна

программа к учебнику Меркина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7b_literatura_20-21.docx76.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ШКОЛА №81»

                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                                                     Директор МБОУ «Школа №81»

                                                                  ____________/Н.В.Берекчиева/

                                                        Приказ № 180 от 30.08.2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2019/2020 учебный год

        Образовательная                                Русский язык и                                                                                 литература

        область:

Предмет:                                                Литература

Класс:                                                

        

         Учитель:                Мрыхина И.С.

                                

        

Рассмотрено                                                        Согласовано

Председатель МО учителей                                Председатель НМС

русского языка и литературы                                МБОУ «Школа №81»

_____________/Е.А.Шпак/                                        ____________/Е.В.Зинкевич/

Протокол №1 от 29.08.2019                                Протокол №1 от 29.08.2019

                                

г. Ростов-на-Дону

2020 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7б класса МБОУ «Школа №81» города Ростова-на- Дону  составлена на основе:

  • положений Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего  образования по литературе (для 5 – 9 классов);
  • Примерной  программы общеобразовательных учреждений по литературе (Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2015 .
  •  Программы курса «Литература».  5 –  9 классы /авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин.– М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015 (Инновационная школа)
  • Основной образовательной программы МБОУ «Школа №81»

Программа обеспечена учебником Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./авт.-сост. Меркин Г.С.- 5 изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2017.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Нормативные документы

1

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» ( с изм. и доп.. вступ. в силу с 31.03.2015)

2

Федеральный государственный   образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  17.12.2010 № 1897

3

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897»    

4

Федеральный перечень учебников, утверждённый Приказом Министерства просвещения Российской Федерации  от 28.12.2018 №345 «О  федеральном  перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Общая характеристика учебного предмета «Литература».

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора  к древнерусской литературе, от неё – к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи обучающихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. В программе соблюдена системная направленность – курс 7 класса представлен разделами:

  1. Устное народное творчество.
  2. Древнерусская литература
  3. Русская литература XVIII века.
  4. Русская литература XIX века.
  5. Русская литература XX века.
  6. Зарубежная литература.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и прочих сферах.В мировой образовательной практике понятие «компетентность» выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия, ибокомпетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, отражает идеологиюинтерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности.

        Информационная компетентность – это способность личности самостоятельно искать, отбирать и выбирать, анализировать, организовывать, преобразовывать, сохранять, представлять и передавать информацию. (О.Г.Смолянинова, А.В.Хуторской, С.Д.Каракозов и другие). Под информационной компетентностью понимают также способность интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию, делать аргументированные выводы, использовать информацию при планировании и реализации деятельности, структурировать информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.        Коммуникативная компетентность – это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных формах, сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.

Деятельностная компетентность – это умения по основным компонентам учебной деятельности: учебно-познавательного интереса, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки, при это мпонимается, что:

  • учебно-познавательный интерес – мотив к деятельности;
  • целеполагание – постановка и осознание целей;
  • учебные действия – действия ученика в направлении достижения цели.

Учебные действия включают в себя контрольные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий;

  • действие контроля – прослеживание хода выполнения учебных действий, своевременное обнаружение различных погрешностей в них выполнении, а также внесение необходимых корректив в них;
  • действие оценки – подведение итогов выполненной системы действий и определение того, правильно или неправильно они совершены, а также определение перед решением задачи возможности или невозможности ее решить.

Культуроведческая компетентность – это осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета.

Социальная компетентность – это способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп,использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задачи; продуктивно взаимодействовать с членами группы(команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды.

Реализация идеи интеграции способствовала бы развитию ключевых (информационной, коммуникативной, «деятельностной»,культуроведческой и социальной) компетентностей учащихся для формирования способности ориентироваться в информационно-культурномпространстве путем реализации в курсе литературы метапредметныхпрограмм.В этих условиях основными подходами к преподаванию литературы в школе являются системно-деятельностный, культуроведческий,практико-ориентированный и личностно-ориентированный подходы, что определяет соответствующие требования к содержанию иметодическому аппарату учебно-методических комплектов.

Главной целью рабочей программы является формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространствепутем реализации в курсе литературы метапредметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»,«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом».

Задачи программы:

  • развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализацииличности;
  • развивать умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося напринципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • способствовать овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любомдругом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать целидеятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различныхисточников, включая Интернет и др.);
  • научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебнойдеятельности, речевом самосовершенствовании;
  • повысить индивидуальную активность;
  • повысить внутреннюю мотивацию к изучению предметов;
  • расширить кругозор школьников.

Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры, коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература»определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки и(литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Формы  контроля: тесты, составление плана, беседа, ответы на вопросы,  сочинения, комментарий, анализ стихотворений, характеристика,  пересказ, рассказы наизусть.

      Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

       В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования   предметная область «Русский язык и литература » в учебном плане МБОУ  «Школа № 81»   включает обязательные учебные предметы «Русский язык» и  «Литература».  При 5-дневной учебной неделе   учебный предмет «Литература» в 7-х классах составляет 2 часа в неделю,  35  учебных недель, 70 часов  в год. В соответствии с календарным  учебным графиком МБОУ «Школа № 81»  на 2020/202 учебный год  количество учебных занятий  за год  составляет в 67 ч. Прохождение программы достигается путем уплотнения темы «Из зарубежной литературы» на 1 час, «Из русской литературы XVIII века» на 1 час, «Из русской литературы XX века» на 1 час.

       Содержание учебного предмета «Литература»

п/п

         Раздел

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Из устного народного творчества

4

3.

Из древнерусской литературы

2

4.

Из русской литературы XVIII века

7

5.

Из русской литературы XIX века

32

6.

Из русской литературы XX века

16

7.

Из зарубежной литературы

5

Всего

67

Введение – 1 ч

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.

Теория литературы: литературные роды, текстология.

Из устного народного творчества – 4 ч

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Из древнерусской литературы – 2 ч

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег  коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с  элементами сочинения.

Из русской литературы XVIII века – 7 ч

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Из русской литературы XIX века – 32ч

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Философская лирика. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Темы человека и природы.

Теория литературы: философская поэзия, художественные средства.

Развитие речи: выразительно чтение.

А.А. ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…»,«Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Развитие речи: чтение наизусть.

А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения.  Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Произведения русских поэтов XIX века о России

Н.М. Языков. «Песня».

И.С. Никитин. «Русь».

А.Н. Майков. «Нива».

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»

Из русской литературы XX века – 16 ч

И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.

А.И. КУПРИН

Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ, рождественский рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе; прототип.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Челкаш». «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

А.С. ГРИН

Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Романтические традиции. Экранизации повести.

Теория литературы: развитие представлений о романтизме.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения), аллитерация.

Развитие речи: выразительное чтение.

С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза; роль художественной детали, выразительные средства; сказ.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.

М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

Развитие речи: составление тезисов.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений); эссе.

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Лирика поэтов — участников  Великой Отечественной войны

Н.П. Майоров. «Творчество»;

Б.А. Богатков. «Повестка»;

М. Джалиль. «Последняя песня»;

В.Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.

В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.

Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

Поэты XX века о России

Г. Тукай. «Родная деревня».

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

И. Северянин. «Запевка».

Н.М. Рубцов «В горнице».

Я.В. Смеляков. «История».

А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были».

А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»

К.Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

Р.Г. Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан».

А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».

А.Д. Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.

Из зарубежной литературы – 5 ч

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...»,  «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

МАЦУО БАСЁ

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

Теория литературы: хокку (хайку).

Развитие речи: попытка сочинительства.

Р. БЁРНС

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений.

Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

Развитие  речи: чтение и различные способы комментирования.

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел; образы-символы; афоризмы.

Я. КУПАЛА

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов.

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).

А.С. Пушкин. Одно — два стихотворения (по выбору).

М.Ю. Лермонтов. «Родина».

И.С. Тургенев. «Певцы» (фрагмент).

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).

А.А. Фет. Стихотворение (по выбору).

Одно — два стихотворения о России поэтов XIX века (по выбору).

М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»).

С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»

А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»

У. Шекспир. Один сонет (по выбору).

М. Басё. Несколько стихотворений (по выбору).

Одно — два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору).

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества  Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».

Из древнерусской литературы  «Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».

Из русской литературы ХVIII века  Г.Р. Державин. «Признание».

Из русской литературы ХIХ века  А.С. Пушкин. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827 г.» («Бог помочь вам, друзья мои...»).  М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия…».  И.С. Тургенев. «Первая любовь». М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь», «Коняга».  А.П. Чехов. «Смерть чиновника». В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».

Из русской литературы ХХ века  М. Горький. «В людях».  И.А. Бунин. «Цифры». В.В.  Маяковский. «Адище города».  А.Т. Твардовский. «Дом у дороги». Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Леры».  В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров». В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой». К. Булычев. «Белое платье Золушки».  В.М. Шукшин. «Забуксовал». Ф.А. Искандер. «Петух»

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»        

Личностными результатами являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед  Родиной.
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия социально значимым труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
  • значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение членов своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • использование различных источников информации (словарей, энциклопедии, интернет-ресурсы и другое) для решения познавательных и коммуникативных задач.

Достижение личностных результатов осуществляется в процессе реализации приоритетной цели литературного образования – «формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма».

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в умении:

• понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственнойпозиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основание и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение;
  • осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникаций для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Метапредметные результаты также включают:

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
  • формирование и развитие компетентности в области использования  информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребностей в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитание квалификационного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять  его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое  чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;  
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предметные результаты состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящихнравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлятьгероев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли враскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственнымиценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметьвести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
  • Важнейшими целями, которые должны быть реализованы в течение всех лет обучения, являются развитие устойчивого интереса к самостоятельному чтению и формирование представлений о русской литературе как национальном достоянии.
  • Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры происходят как через отбор литературных произведений в соответствии с возрастом и уровнем читательских интересов учащихся, так и через предложенную систему вопросов по выявлению первичного восприятия текстов, словесных и литературных игр, обращенных к языковому чутью школьников.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы

в 7б классе на 2020-2021 учебный год.

№ п/п

Дата

Тема раздела/урока

Количество часов

Домашнее задание

план

факт

1 четверть 17 часов

Введение

1

02.09

Любите читать! Труд и творчество.

1

С. 3-7,в. 1-3. Написание отзыва о прочитанной книге.

Из УНТ                         4

07.09

Былины. Былинные герои. Тематика былин.

1

С.8-17,в.Доп. с.17. зад1

09.09

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1

С.18-28, чтение. Доп. зад. 1,2.

14.09

Русские народные песни.

1

С.29-38. Инд.1)с37,2) Нар.песни Дона

16.09

Вн.чт.  Р.К. Песенный фольклор Донского края.

1

С.39-40(чтение).в.1-3,с.40

Из древнерусской литературы               2

21.09

Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего…»)

1

С.41-50.чтение.с.41-42-подробный пересказ.

23.09

Ермолай (Еразм)  «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1

С.43-50.чтение.в.3-7,с.51.

Из русской  литературы 18 века.                 7

28.09

М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, ученого. Классицизм. «О вы, которых ожидает…» (Из «Оды на день восшествия…»).

1

С.52-62. Подг. к сочин.-мин. «Слава науке!».

С.63-65 (учение о «трех штилях».

30.09

Р.р. Сочинение-миниатюра «Слава науке!»

1

С.63-65. Чтение

05.10

Г.Р.Державин. Биография поэта. Стихотворение «Властителям и судиям».

1

С.73-76, чтение, зад.9 (письменно),11.Наизусть стих.

07.10

Д.И.Фонвизин. О писателе. Комедия «Недоросль».

1

С.79-102,д. 1,2.,чтение по ролям.

12.10

Д.И.Фонвизин «Недоросль». Конфликт пьесы. Проблематика.

1

С.103-136, чтение , инсценировки., д. 3,4.

14.10

Д.И.Фонвизин «Недоросль». Образы комедии и приемы их создания.

1

С.137-156. Подг. к  письм. работе: «речевая характеристика персонажа пьесы».

19.10

Р.р. Сочинение. «Речевая характеристика персонажа пьесы - один из приемов создания образа»

1

Завершение работы.

Из русской литературы 19века.                   32

21.10

А.С. Пушкин. О поэте.  Стихотворения «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «Туча», «Анчар».

1

С.157-177, наизусть из свободолюбивой лирики, вопр.1-2

26.10

А.С. Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге».

1

С.177-182, зад.2,3,5,7.речев.-«Живое слово»

28.10

А.С. Пушкин «Полтава». Образ Петра.

1

С.183-191, чтение,

2 четверть (16 часов)

09.11

Тема России в поэме.

1

с.192-зад№2,3,4,5. Инд. 6,7.

11.11

Р.р. Сочинение «ПетрΙ и Карл ΧΙΙ в поэме «Полтава» ».

1

Завершение работы.

16.11

М.Ю. Лермонтов. О поэте. Стихотворения «Три пальмы», «Родина».

1

С.194-203, чтение. Вопр.1-5, наизусть «Родина»

18.11

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Проблематика, мотивы, персонажи поэмы.

1

С.204-221, чтение.вопр.1. 4-9. Подг. к сочин. Задание 11.

23.11

Р.р. Сочинение-рассуждение «Как в «Песне…» отражены представления русского народа о чести, достоинстве,  долге, семье?»

1

Завершение работы.

25.11

Н.В. Гоголь «Шинель»: конфликт, трагическое и комическое, образ Акакия Акакиевича.

1

С.230-264. Вопр. 3.4,7,8.

30.11

Н.В. Гоголь «Шинель». Р.р. Идея повести.

1

С.266-273 , самост.  мини-сообщ. Письменный план статьи.

02.12

И.С. Тургенев. Рассказ о жизни писателя. Стихи в прозе «Нищий».

1

С.274-292, вопр.1,3,4.6.

07.12

И.С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».

1

Подг. к вн.чт. «Хорь и Калиныч».

09.12

И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч».

1

С.293-295, чтение стих в прозе.

14.12

Н.А. Некрасов. О поэте. Стихотворения «Вчерашний день…», «Размышления у парадного подъезда».

1

С. 296-304, в.8,9. Наизусть отрывок (з.12).

16.12

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины».

1

С.307-311, чтение текста- библиотека.

21.12

Н.А. Некрасов «Железная дорога».

1

Подг. к письм раб. Зад. 1 с. 317, устно вопр.

23.12

Р.Р. Тезисный план (по зад.1).

1

Чтение сказок С-Щедрина.

28.12

М.Е. Салтыков-Щедрин. О писателе.

1

С.319-322 вопр.2,3. Письм.1.

30.12

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик…»

1

С. 323-331, чтение, вопр. 1-11.

3 четверть (19 часов)

11.01

Вн. чт. Сказка «Дикий помещик».

1

Дочитать, подг. к сжатому пересказу текста.

13.01

Р.р. Сжатое изложение фрагмента сказки «Дикий помещик».

1

Сам. Инд сообщ. о Л.Н.Толстом.с.333-335.

18.01

Л.Н. Толстой. О писателе.

1

С.333-335. Вопр. 1,3. Инд зад.2.

20.01

Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Человек и война.

1

С.333-335. Вопр. 1,3.

25.01

Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Образы защитников Отечества.

1

С. 336-355, чтение, вопр.6,8.

27.01

Р.к. Ростов-город боевой славы.

1

Фотовыставка Инд сообщ.

01.02

Н.С. Лесков «Левша». Проблематика, идея, образный мир произведения.

1

Чтение текста.зад. 1(с396). Инд. пересказ сод. Контр.раб №8(с396)

03.02

Ф.И. Тютчев. О поэте. Стихотворения.

1

С.401-406, вопр.2,4-6.

08.02

А.А. Фет. О поэте.  «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер».

1

С. 407-410, наизусть.

10.02

Поэзия ΧΙΧ века о России

Н.М. Языков. И.С. Никитин, А.Н. Майков, А.К. Толстой. Стихотворения.

1

С.411-416, Выраз чт. Элем. Анал.

15.02

А.П. Чехов. О писателе. «Хамелеон».

1

С.416-422, вопр1,2.

17.02

Вн.чт. «Над чем смеетесь?». Н.А. Тэффи «Воротник», М. Зощенко «Обезьяний язык» и др.

1

Чтение рассказа И. Бунина «Кукушка»

22.02

И.А.Бунин. О писателе. В мире художественного слова.

1

Часть 2. С.2-27, вопр. 1-6, 8, 11,15.

Из лит-ры  ΧΧ века           16

24.02

А.И. Куприн. О писателе. Рассказ «Чудесный доктор».

1

С.28-43.

01.03

М. Горький. О писателе. Повесть «Детство» (Избранные главы).

1

С.44-51,чтение пересказ.

С.52-82-инд зад., чтение пересказ.

03.03

М. Горький «Легенда о Ларре» (из рассказа «Старуха Изергиль»).

1

С. 83-92, Словарь литер. Термсинов

4 четверть (15 часов)

10.03

М. Горький «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»).

15.03

А. Грин. О писателе. «Алые паруса» (Фрагмент).

1

С. 93-104, с. 102-зад. «Живое слово»-доп.

17.03

В.В. Маяковский. О поэте. Стихотворение «Необычайное приключение…».

1

С.105-114. Тропы (наизусть опред), вопр1-

05.04

С.А. Есенин. «О себе» (Фрагмент). Стихотворения «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» и другие.

1

С.115-125, наизусть (по выбору). Выраз. Чтение.

07.04

И.С. Шмелев. Рассказ «Русская песня»,

глава «Лето Господне».

1

С.126-142,  вопр. 1,2-с142, письм отзыв

12.04

М.М. Пришвин. О писателе. Рассказ «Москва-река».

1

С.143-151, зад.2-с151-«Живое слово»

14.04

К.Г. Паустовский «Повесть о жизни (фрагмент). «Мещерская сторона» (Фрагмент).

1

С.152-165, задан 11,с165

19.04

Н.Заболоцкий « Не позволяй душе лениться».

1

С.166-169-наизусть.

21.04

А.Твардовский «Василий Теркин» (главы из поэмы).

1

170-196.Чтение, Инд задания.

26.04

Лирика поэтов-участников ВОВ

Н. П. Майоров, Б. Г. Богатков, М. Джалиль, В.Н. Лобода.  

1

С.197-200. Чтение.

28.04

Б.Л.Васильев «Летят мои кони» (Фрагмент). Рассказ «Экспонат №…».

1

С.201-217, чтение.

05.05

В.М. Шукшин. О писателе. Слово о малой родине (Фрагмент).  Рассказ «Чудик».

1

С.230-252. Чтение, вопр1-7с.245

12.05

Поэты ΧΧ века о России

Г. Тукай, А. Ахматова, М. Цветаева, И. Северянин,Н. Рубцов, др. Стихотворения.

1

С.253-262, выразит чтение.

Из зарубежной литературы          5

17.05

У. Шекспир. Сонеты. М. Басе. Хокку. Р. Бернс. Баллады.

1

С.265-283-294.чтение.

19.05

Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (Избранные главы).

1

С.295-314, зад 1 с.314, инд. сообщ.

24.05

Итоговые вопросы и задания.

Итоговое повторение.  Тест.

1

С.315-332, вопр 1-3, с 330

26.05

Янка Купала. О поэте. Стихотворения «Алеся», «Мужик», другие.

1

С.333-341, чтение, вопр.1-3. С341. С. 342-343-подг к итог. Повт.

31.05

А. де Сент Экзюпери. О писателе. Повесть «Планета людей» (В сокращении).

1

Список лит. для летнего чтения.

Календарный учебный график    по литературе в 7  классе

Период

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Количество часов

17

16

19

15

67

сочинение

2

2

-

-

4

тест

-

-

-

1

1

изложение

-

-

1

-

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...