Конспект урока литературы по ФГОС
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Конспект урока литературы по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по ФГОС.

Предмет: литература.

Тема: «Слово о полку Игореве» - героический пролог русской литературы». Д. С. Лихачев.

Тип: урок «открытия» нового знания.

Форма: урок-исследование.

Методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Модель обучения: базовая, 9 класс.

Цель: доказать, что «Слово» - выдающееся произведение русской литературы; способствовать осмыслению «Слова» как высоко патриотического произведения; рассуждать на основе теоретических знаний об анализе художественного произведения.

Задачи:

  1. Содействовать осознанному восприятию обучающимися художественного текста.
  2. Воспитывать любовь и сопричастность к истории и литературе Родины.
  3. Содействовать формированию умений чтения и анализа художественного текста, обеспечить коррекцию и тренинг изученных понятий.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: умений аргументировать собственное высказывание, воспринимать альтернативную точку зрения; смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Метапредметные УУД: выявление точки зрения автора и идеи произведения.

Регулятивные УУД: целополагание, способность принимать учебную цель, выделение главного и второстепенного, контроль, оценка.

Познавательные УУД: общеучебные – выразительное чтение, пересказ, выбор художественных средств, развитие устной речи через диалог, умение анализировать отдельный эпизод.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражпть свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Оборудование урока, дидактические средства –

  • Мультимедийный проектор, доска.
  • ПК.
  • Презентации на флеш-носителях.
  • Учебник.
  • Художественные тексты.
  • Карточки для индивидуальной и групповой работы.
  • Тетрадь.

Этап урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент, постановка учебной задачи.

2м.

Организация урока, целеполагание, задания групповые и индивидуальные, заявки о подготовленности по предварительным заданиям. Создание психологического настроя, вводная беседа.

Понимание темы по ключевым словам: пролог, героика.

Обращение к личности Д.С. Лихачева по знакомым обучающимся «Письмам о добром».

Участие в определении цели урока.

Выбор личного участия в уроке.

самоопределение – Л

смыслообразование – Л

подведение под понятие – П

формирование интереса – Л

построение логической цепи – П

Актуализация знаний.

6м.

Слово учителя о значимости обретения для русской литературы и гражданственности «Слова о полку Игореве» как «пролога русской литературы». Учитель читает наизусть вступление к «Слову» на языке источника. Беседа по вопросам:

  • Как определим слово «не лепо»?
  • Какую художественную особенность слышим в части «растекашися до … под облакы»? Учитель сообщает, что мысь – это белка.
  • Где впоследствии встречается триединство?
  • Что означает заявление автора «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню»?

Вывод: даже по не вполне понятному современнику тексту мы можем делать вывод о высокой художественности «Слова», о заявке автора на взаимопонимание читателя.

Участие в эвристической беседе.

Синонимия.

Обращение к предшествующим знаниям.

Обобщающий вывод.

Мобилизация понимания.

выборочная работа – П

логические действия – П

самоопределение – Л

осознанное построение речевого высказывания – П

Открытие нового знания.

8м.

  1. Выразительное чтение по цепочке текста «Слова» в переложении Заболоцкого. По ходу чтения выполняются задания групповые – выявление различных групп художественно-выразительных средств, парные – образ автора «Слова», индивидуальные – как представлены князья, какие языческие боги упомянуты.
  2. Обучающийся по предварительному заданию показывает на электронной доске план-схему похода князя Игоря.
  3. Беседа по прочитанному, отчёт по групповым и индивидуальным заданиям.
  4. Выводы об авторе, художественности, героических князьях, последствиях похода.

Обработка навыка выразительного чтения.

Смысловое чтение одного отрывка.

Работа в группе или паре.

Текстовый поиск-выделитель.

извлечение необходимой информации из текста – П

работа в паре – К

учебное сотрудничество с учителем – К

подведение под понятие – П

самоопределение – Л

участие в диалоге – К

умение аргументировано высказать свою мысль – П

Первичное закрепление.

5м.

Посмотрим, как это событие показывает изобразительное искусство и гусельная музыка. Презентация по предварительному заданию.

Во второй части повествования автор поручает оценить событие старому мудрому князю Святославу. Слушаем «Золотое слово», выразительно наизусть читает обучающийся. Класс выделяет три упрёка в адрес молодых князей.

Узнавание иллюстрированного эпизода, персонажа.

анализ информации – П

установление причинно-следственных связей – Р

погружение в позитивную атмосферу созерцания и познания – М

Самостоятельная работа с проверкой по эталону, самоанализ, самоконтроль.

5м.

Заполнение таблиц-шаблонов в дифференцированных группах с выбором выступающего: художественно-выразительные средства произведения; слова автора, характеризующие князя Игоря, Всеволода; что можно сказать об авторе «Слова», в чём выражена черта личности.

реализация построенного проекта – Л

включение в систему знаний – М

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

10м.

Подведение итогов. Запись в тетрадь цитат из «Золотого слова» и вывод.    

Запись в тетрадь(на выбор): -какими словами Святослава передана его боль о разъединённости князей- или –как природа становится участником и отражением событий-

Образец ответа по окончании работы транслируется на доске, обучающиеся сверяют свои работы, оценивают их полноту.

самостоятельное нахождение и исправление ошибок – Л

оценка результата – Р

смыслообразование – Л

Рефлексия.

3м.

Учитель предлагает осмыслить личную роль в достижении цели урока и продолжить предложение.

Полилог «выбери и закончи предложение»:

Я узнал..

Я понял..

Я выполнял..

Мне теперь известно..

За урок я..

Материал урока был..

Я умею..

Наиболее сложным для меня было..

Моё настроение..

Мои чувства после знакомства с произведением..

Я хотел бы дополнить..

выявление причины затруднения – Л

желание донести свою позицию и умения – К

Домашнее задание.

1м.

Учитель предлагает варианты домашнего задания на выбор.

Домашнее задание выбирают учащиеся:

рассказ-характеристика «полюбившийся герой»; наизусть «плач Ярославны» или «Золотое слово» ; иллюстрация «каким я вижу автора»; слово в защиту князя Игоря(индивидуальное или групповое).

Использованные источники и литература

  1. «Слово о полку Игореве», издательство «Художественная литература», 1986
  2. Лихачёв Д.С. «Гениальное произведение литературы Древней Руси», М, 1996
  3. «Слово о полку Игореве», древнерусский текст, перевод  Д.С. Лихачёва, поэтические переложения Л. Дмитриева, В. Жуковского, Н, Заболоцкого, издание «Художественная литература», 1988
  4. Учебник литературы 9 класс, В.Я. Коровина, издательство «Просвещение»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС. М.Ю.Лермонтов.Стихотворение «Парус».. (5 класс)

Цель урока: познакомить с творчеством М.Ю.Лермонтова, со стихотворением «Парус»; обучить анализу лирического произведения.Задачи урока:Образовательные:ü  развить умение формулировать определение ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы (ФГОС) "Басни Крылова"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАлитературы в условиях реализации ФГОС«Басни Крылова» (5 класс) Разработала: Колонтаевская Светлана Александровна...

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс

Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока:  знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...

Конспект урока литературы в усл реал ФГОС

Конспект урока  литературы в усл реал ФГОС...

Конспект урока в рамках ФГОС по литературе в 7 классе

Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»(по рассказу Л.Н.Андреева «Кусака»)...

Планы-конспекты уроков литературы в 7 классе по ФГОС

План-конспект урока литературы в 7 классепо ФГОС Тема. Предания как поэтическая автобиография народаЦели:знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произ...