Конспект урока литературы по ФГОС
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ФГОС.
Предмет: литература.
Тема: «Слово о полку Игореве» - героический пролог русской литературы». Д. С. Лихачев.
Тип: урок «открытия» нового знания.
Форма: урок-исследование.
Методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Модель обучения: базовая, 9 класс.
Цель: доказать, что «Слово» - выдающееся произведение русской литературы; способствовать осмыслению «Слова» как высоко патриотического произведения; рассуждать на основе теоретических знаний об анализе художественного произведения.
Задачи:
- Содействовать осознанному восприятию обучающимися художественного текста.
- Воспитывать любовь и сопричастность к истории и литературе Родины.
- Содействовать формированию умений чтения и анализа художественного текста, обеспечить коррекцию и тренинг изученных понятий.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: умений аргументировать собственное высказывание, воспринимать альтернативную точку зрения; смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Метапредметные УУД: выявление точки зрения автора и идеи произведения.
Регулятивные УУД: целополагание, способность принимать учебную цель, выделение главного и второстепенного, контроль, оценка.
Познавательные УУД: общеучебные – выразительное чтение, пересказ, выбор художественных средств, развитие устной речи через диалог, умение анализировать отдельный эпизод.
Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражпть свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
Оборудование урока, дидактические средства –
- Мультимедийный проектор, доска.
- ПК.
- Презентации на флеш-носителях.
- Учебник.
- Художественные тексты.
- Карточки для индивидуальной и групповой работы.
- Тетрадь.
Этап урока | Содержание урока, деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент, постановка учебной задачи. 2м. | Организация урока, целеполагание, задания групповые и индивидуальные, заявки о подготовленности по предварительным заданиям. Создание психологического настроя, вводная беседа. | Понимание темы по ключевым словам: пролог, героика. Обращение к личности Д.С. Лихачева по знакомым обучающимся «Письмам о добром». Участие в определении цели урока. Выбор личного участия в уроке. | самоопределение – Л смыслообразование – Л подведение под понятие – П формирование интереса – Л построение логической цепи – П |
Актуализация знаний. 6м. | Слово учителя о значимости обретения для русской литературы и гражданственности «Слова о полку Игореве» как «пролога русской литературы». Учитель читает наизусть вступление к «Слову» на языке источника. Беседа по вопросам:
Вывод: даже по не вполне понятному современнику тексту мы можем делать вывод о высокой художественности «Слова», о заявке автора на взаимопонимание читателя. | Участие в эвристической беседе. Синонимия. Обращение к предшествующим знаниям. Обобщающий вывод. Мобилизация понимания. | выборочная работа – П логические действия – П самоопределение – Л осознанное построение речевого высказывания – П |
Открытие нового знания. 8м. |
| Обработка навыка выразительного чтения. Смысловое чтение одного отрывка. Работа в группе или паре. Текстовый поиск-выделитель. | извлечение необходимой информации из текста – П работа в паре – К учебное сотрудничество с учителем – К подведение под понятие – П самоопределение – Л участие в диалоге – К умение аргументировано высказать свою мысль – П |
Первичное закрепление. 5м. | Посмотрим, как это событие показывает изобразительное искусство и гусельная музыка. Презентация по предварительному заданию. Во второй части повествования автор поручает оценить событие старому мудрому князю Святославу. Слушаем «Золотое слово», выразительно наизусть читает обучающийся. Класс выделяет три упрёка в адрес молодых князей. | Узнавание иллюстрированного эпизода, персонажа. | анализ информации – П установление причинно-следственных связей – Р погружение в позитивную атмосферу созерцания и познания – М |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону, самоанализ, самоконтроль. 5м. | Заполнение таблиц-шаблонов в дифференцированных группах с выбором выступающего: художественно-выразительные средства произведения; слова автора, характеризующие князя Игоря, Всеволода; что можно сказать об авторе «Слова», в чём выражена черта личности. | реализация построенного проекта – Л включение в систему знаний – М | |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. 10м. | Подведение итогов. Запись в тетрадь цитат из «Золотого слова» и вывод. | Запись в тетрадь(на выбор): -какими словами Святослава передана его боль о разъединённости князей- или –как природа становится участником и отражением событий- Образец ответа по окончании работы транслируется на доске, обучающиеся сверяют свои работы, оценивают их полноту. | самостоятельное нахождение и исправление ошибок – Л оценка результата – Р смыслообразование – Л |
Рефлексия. 3м. | Учитель предлагает осмыслить личную роль в достижении цели урока и продолжить предложение. | Полилог «выбери и закончи предложение»: Я узнал.. Я понял.. Я выполнял.. Мне теперь известно.. За урок я.. Материал урока был.. Я умею.. Наиболее сложным для меня было.. Моё настроение.. Мои чувства после знакомства с произведением.. Я хотел бы дополнить.. | выявление причины затруднения – Л желание донести свою позицию и умения – К |
Домашнее задание. 1м. | Учитель предлагает варианты домашнего задания на выбор. | Домашнее задание выбирают учащиеся: рассказ-характеристика «полюбившийся герой»; наизусть «плач Ярославны» или «Золотое слово» ; иллюстрация «каким я вижу автора»; слово в защиту князя Игоря(индивидуальное или групповое). |
Использованные источники и литература
- «Слово о полку Игореве», издательство «Художественная литература», 1986
- Лихачёв Д.С. «Гениальное произведение литературы Древней Руси», М, 1996
- «Слово о полку Игореве», древнерусский текст, перевод Д.С. Лихачёва, поэтические переложения Л. Дмитриева, В. Жуковского, Н, Заболоцкого, издание «Художественная литература», 1988
- Учебник литературы 9 класс, В.Я. Коровина, издательство «Просвещение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС. М.Ю.Лермонтов.Стихотворение «Парус».. (5 класс)
Цель урока: познакомить с творчеством М.Ю.Лермонтова, со стихотворением «Парус»; обучить анализу лирического произведения.Задачи урока:Образовательные:ü развить умение формулировать определение ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы (ФГОС) "Басни Крылова"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАлитературы в условиях реализации ФГОС«Басни Крылова» (5 класс) Разработала: Колонтаевская Светлана Александровна...
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс
Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока: знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...
Конспект урока литературы в усл реал ФГОС
Конспект урока литературы в усл реал ФГОС...
Конспект урока в рамках ФГОС по литературе в 7 классе
Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»(по рассказу Л.Н.Андреева «Кусака»)...
Планы-конспекты уроков литературы в 7 классе по ФГОС
План-конспект урока литературы в 7 классепо ФГОС Тема. Предания как поэтическая автобиография народаЦели:знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произ...