Урок литературы в 6 классе по теме Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Стихотворение "Парус".
план-конспект урока (6 класс)
Урок литературы в 6 классе по теме Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Стихотворение "Парус".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_6_klasse_po_teme_zhizn_i_tvorchestvo_m.yu_.lermontova.docx | 15.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.
Отражение судьбы поэта в стихотворении « Парус»
1. Организационный момент урока.
Сегодня у нас встреча с М. Ю. Лермонтовым . На уроке познакомимся с личностью и необычайной судьбой поэта. Выясним , что общего между жизнью и творчеством поэта на примере стихотворения « Парус». Запишите тему урока «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Отражение судьбы поэта в стихотворении «Парус».
2. Биография поэта.
Прочитайте биографию поэта:
М. Ю Лермонтов был младшим современником А. С. Пушкина, восхищался его поэтическим даром, глубоко был потрясён трагической гибелью поэта.
Жизнь и судьба М. Ю. Лермонтова подобны яркой комете, на миг осветившей небосклон российской жизни.
-Давайте поближе познакомимся с судьбой и личностью поэта. Подумаем над вопросами:
-Что необычного в судьбе поэта вы заметили?
-Какие черты характера сформировались в детские и юношеские годы?
3. Вспоминая детские годы М.Ю Лермонтов писал: « Я сын страданья»
Прочитайте материал учебника страницы 146 – 147.
4.Но детство кончилось. Елизавета Алексеевна переезжает с внуком в Москву, чтобы он продолжил обучение. В 1828 году поступает в пансион при Московском университете. Эта была замечательная школа, вроде Царскосельского лицея. Особенно воспитанники любили литературу. Пробовали сочинять сами. В 14 лет Лермонтов начинает писать стихи, которые становятся его дневником. Но вскоре его жизнь ломается. Лермонтову пришлось переехать в Петербург, мечтал потупить В Петербургский университет, но получил отказ от администрации. Вынужден был поступить в школу гвардейских подпрапорщиков, где жизнь его была теперь заполнена строевыми занятиями. Эти годы были для поэта самыми тяжёлыми. Именно в это трудное для него время он пишет стихотворение « Парус».
Лермонтов рано лишился матери, был свидетелем ссор между отцом и бабушкой, несмотря на любовь бабушки, чувствовал себя одиноким, обладал многими талантами.
Черты характера, сформировавшиеся в детские и юношеские годы: был человеком чуткой души, любил фантазировать, мечтать.
5.Анализ стихотворения « Парус».
Стихотворение имеет свою историю. Мы уже знаем, что, находясь в Петербурге, был вдали от дома, друзей, в чуждой ему обстановке. Однажды он отправился на прогулку, вышел к побережью и увидел раскинувшуюся морскую гладь.
- Как вы думаете, какие чувства мог испытывать в это время поэт?
Конечно достоверно ответить на этот вопрос нельзя, но мы можем предположить, о чём думал поэт, что чувствовал.
(чувствовал одиночество, грусть, тоску, может быть восхищался величественным простором.)
Близость моря всегда поражает человека, хочется размышлять о чём-то сокровенном, серьёзном.
-Давайте узнаем, о чём размышлял поэт, увидев море и белеющий парус. Прочитайте стихотворение.
ПАРУС
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?...
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
- Как мало слов, но так много сказано о море, о судьбе паруса, о чём-то пока ещё не уловимом.
- Какое настроение появляется при чтении этого стихотворения? Это и радость от того, что парус выдержал бурю, но в то же время грусть, тревога и сожаление.
-Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения, которая создаётся выразительными средствами языка: эпитетами и сравнениями.
Казалось бы яркий мир должен рождать чувство радости .Однако первый эпитет, относящийся к парусу разрушает это восприятие, вызывая грусть, тревогу.
- В последней строфе Лермонтов называет парус « мятежный» , значит тревожный , неспокойный.
- Как вы думаете почему?
( Он не удовлетворён спокойной жизнью, он любит борьбу)
- Есть что-то общего между судьбой поэта и «одиноким парусом»? Оба одиноки, не удовлетворены спокойной жизнью, судьба паруса неясна и туманна, как неясна судьба и самого поэта. Парус похож на гордого и смелого человека, таким и был в жизни М. Ю. Лермонтов.
- А какие чувства испытывали вы , читая это стихотворение?
Ответьте на этот вопрос письменно.
6. Вывод
Сегодня мы лишь познакомились с некоторыми страницами жизни удивительного поэта и рассмотрели на примере стихотворения « Парус», как жизнь поэта отражена в его творчестве.
8. Домашнее задание .
Выучить стихотворение «Парус».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"
Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"...
Презентация к уроку в 6 классе по теме: "Жизнь и творчество В.А.Моцарта"
Презентация к уроку в средних классах по теме: "Жизненный и творческий путь В.А.Моцарта"....
Презентация к уроку литературы по теме "Жизнь и творчество м.Ю. Лермонтова"
Презентация представляет яркие моменты жизни и творчества известного русского поэта....
Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».
Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...
Урок в 6 классе по теме "Жизнь и творчество А.П. Чехова. Рассказ "Толстый и тонкий""
Конспект урока, дидактический материал к урокуСсылка на презентацию к уроку...
Разработка урока в 10 классе по теме "Жизнь и творчество Шекспира"
Урок по теме "Жизнь и творчество Вильяма Шекспира" направлен на развитие самостоятельной, творчески мыслящей личности, а также на воспитание у учащихся чувство прекрасного, любви...
Методическая разработка урока для 8 класса по теме "Жизнь и творчество известного ученого"
Данный урок разработа по теме "Жизнь и творчество известного ученого" для 8 класса по УМК "Rainbow English"...