Конспект урока по литературе Г.Р.Державин. Ода «Бог».
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Конспект урока по литературе Г.Р.Державин. Ода «Бог».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

                      Конспект урока по литературе.

                                  9 класс.


Г.Р.Державин. Ода «Бог».

Философская проблематика произведения.

.                                                              Подготовила

       учитель русского языка и литературы

                                                               Бутова Алла Геннадьевна.

                                                 

                                           г. Горно-Алтайск

                                                       2014 г.

        Цели урока.

       Определение художественной идеи произведения, его философской направленности.

       Формирование навыков выразительного чтения.

      Используемые стратегии смыслового чтения: «рассечение вопроса» (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе заглавия), «глоссарий», таблица-синтез, составление вопросного плана, эссе, синквейн.

                                                 Ход урока.

      1.Слово учителя.

     Ода «Бог» - одно из самых глубоких философских произведений Г.Р.Державина. Она была написана в 1783-1784-ые годы, когда Державину было уже больше сорока лет. Основанием для этого произведения послужили  жизненный опыт поэта и полученная с годами мудрость. Ода была переведена на многие европейские, на китайский и японский языки.

1.

Предтекстовая  деятельность.

1.Прием « Рассечение вопроса».

(Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия).

Предположите, о чем может быть это произведение? (Эта ода о Боге, о человеке, о жизни, об отношении человека к религии, о значении религии в жизни человека).

2.Прием « Глоссарий».

(Целью стратегии является актуализация словаря, связанного с темой текста).

Подумайте, какие  слова могут иметь место в этом произведении. Запишите их в тетрадь.

2.

Текстовая деятельность.

1.Аудиозапись художественного чтения  (school-collection.edu.ru «Бог»).

2. Словарная работа.

Зиждиться - основываться на чем-нибудь, опираться на что-нибудь.

Хаос .1.В древних мифологических представлениях беспорядочная материя, неорганизованная стихия, из которой образуется впоследствии все сущее. 2. Беспорядок в помещении.

Вратятся  (пылинки) - кружатся.

Зыбиться - колебаться.

Рдеть (книжн.) - краснеть.

Сонм (устар.) - скопление, множество.

Эфир (устар.) - воздушное пространство.

Парить - держаться в воздухе  на неподвижно раскрытых крыльях.

Чаять - желать.

Тварь (устар.) - всякое живое существо.

3. Какова тема стихотворения?

(Бог и человек).

4.Прием «Составление вопросного плана».

(Цель . Формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. Ученик расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть вопросом. В начале можно заполнить следующую таблицу).

Таблица-синтез.

Строфа.

Основная мысль строфы.

Цитата из текста, подтверждение основной мысли.

1-я строфа.

Бог всемогущий, вездесущий , единый.

«О ты, пространством бесконечный…

Дух всюду сущий и единый…»

2-я строфа.

Человеческий разум не может постичь Божественной сути.

« Лишь мысль к тебе взнестись дерзает,

В твоем величьи исчезает,..»

3-я строфа.

Бог вечен.

« Ты был, ты есть, ты будешь ввек».

4-я строфа.

Бог - творец мироздания.

«Ты цепь существ в себе вмещаешь,

Ее содержишь и живишь;

Конец с началом сопрягаешь

И смертию живот даришь».

5-я строфа.

Все во Вселенной подчиняется Божьим законам.

«Светил возжженных миллионы

В неизмеримости текут,

Твои они творят законы…»

6-я строфа.

Лирический герой, человек перед Богом - ничто.

« А я перед тобой -ничто».

7-я строфа.

Бог есть внутри  каждого человека, человек - это отражение Бога.

«…Но ты во мне сияешь

Величеством твоих доброт…»

8-я строфа.

Когда есть Бог в человеке, человек ощущает себя частицей Вселенной и ее центром одновременно.

« Частица целой я Вселенной…»

9-я строфа.

Человек - связующее звено миров.

« Я связь миров повсюду сущих…»

10-я строфа.

Плоть человеческая смертна, дух бессмертен.

«И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! - в бессмертие твое».

11-я строфа.

Лирический герой благоговеет перед величием Бога.

« Неизъяснимый, непостижимый…»

 

Можно ли сгруппировать, объединить основные мысли оды?

(Главные мысли можно объединить, таким образом, получится 2 части: первая часть посвящена Богу, вторая – человеку, как творению Божьему).

Сформулируйте каждую главную мысль в виде вопроса.

(Что есть Бог для лирического героя, человека?

Что есть человек перед Богом?)

5.Определите художественную идею оды.

(Это одухотворенное, стройное, грандиозное философское произведение, где автор передает свое благоговейное восхищение перед  Создателем, перед величием и вечностью мира как Божественного творения. Человек соединяет в себе два начала: плотское, низменное (« я раб - я червь) и Божественное, высокое («Я царь…я Бог).  Человек, познавший Бога, становится сильным, укрепляется его дух, он ощущает себя центром Вселенной, он уподобляется Богу. Поэтому на человеке лежит огромная ответственность. В этом стихотворении нашла свое воплощение  вера, какой она была у русских образованных людей 18 века).

6.Рассмотрите репродукцию картины « Пейзаж» художника 18 века А.Зейффера на странице 239 . Как перекликается настроение, тематика этой картины с одой Державины?

3.

Посттекстовая деятельность.

1.Вернуться к приемам предтекстовой деятельности, сопоставить свои первоначальные   варианты с одой Державина.

2.Синквейн.

                              Человек.

              Величественный,  смертный.

                 Повелевает, мыслит, чает.

             «Твое  созданье  я, создатель».

                                  Бог.

3. Домашнее задание.

Прочитать оду Державина «На смерть князя Мещерского». Что сближает эти оды ?

         

                                 

                              Используемая литература:

1.Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., « Русское слово», 2014 год.

2.Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя.-М., Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2010»).

. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»

небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...