Урок литературы в 11 классе по теме "М. Горький. Ранние романтические произведения. Идейный смысл. Художественные особенности".
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Конспект урока литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по романтическим произведениям М.Горького | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему «А.М. Горький. Ранние романтические произведения. Идейный смысл. Художественные особенности».
Цель урока:
- Образовательная: раскрыть идейное содержание ранних романтических рассказов М.Горького, показать, с помощью каких средств автор достигает художественного совершенства в романтических произведениях.
- Воспитательная: содействовать формированию чувства прекрасного, помочь учащимся «почувствовать» художественное слово.
- Развивающая: развить навыки логического мышления, анализа таких литературоведческих понятий, как романтизм, романтический герой.
Домашнее задание к уроку:
а) Назвать основные черты романтизма как литературного направления.
б) Каковы черты романтизма в «Песни о Соколе» и «Песни о Буревестнике» М.Горького?
Произведения для изучения и повторения:
- «Песнь о Соколе».
- «Песнь о Буревестнике».
- «Старуха Изергиль».
Вид урока: получение новых знаний с этапом повторения.
Основной метод: эвристическая беседа.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
а) Задание. Назовите основные черты романтизма как литературного направления.
Ответ. Романтизм – особый вид мировоззрения; одновременно – художественное направление. В России достиг своего расцвета в 20-30 годы 19 века.
- Назовите особенности романтического произведения.
Ответ.
А) Исключительный герой в исключительных обстоятельствах.
Герой – натура сильная, страстная, беспокойная. Он одинок, т.к. выше окружающих его людей.
Герой – человек необычный, гордый. Он может погибнуть в неравной борьбе или стать национальным героем.
Б) Действие разворачивается в необычной обстановке: или в чужой стране с экзотической природой или в отдаленную эпоху.
Например, у Пушкина действие в поэме «Цыганы» происходит в таборе.
У Лермонтова в «Мцыри» - на Кавказе
- Из словаря вы узнали, что есть романтизм революционный и пассивный.
- В чем особенность каждого?
Ответ.
В пассивном романтизме - герой, смирившийся с рабской жизнью
Революционный романтизм призывает к борьбе за свободу, против покорности и страданий.
2. Кратко перескажите легенду о Ларре.
3. Вопросы:
- В чем заключается необычность Ларры?
Ответ.
Он сын красивой девушки и гордой птицы орла.
- Какие черты проявляются в его внешности, поступках, речах?
Ответ.
Во внешности – холодность глаз, красота, гордость, себялюбие, эгоизм.
В поступках тоже не похож на других: говорил со старшинами на равных, мог совершить преступление, жесток, силён, хищен.
Разговаривал с окружающими как с рабами, ставил себя выше их.
- К чему стремился он? Как относился к людям?
Ответ.
Стремился к свободе. Хотел не зависеть ни от кого.
Он презирал людей, себя считал выше их, первым на земле. Никого больше не замечал.
- За что он был наказан?
Ответ.
За убийство женщины.
- Как он был наказан?
Ответ.
Одиночеством.
-Что осуждает автор в этой легенде?
Ответ.
Эгоизм и индивидуализм.
- В чем автор видит высшую меру наказания для человека?
Ответ.
Это одиночество. Оно страшнее смерти. Все люди от тебя отвернутся.
4. Перечитайте 1 часть, найдите описание природы. Зачитайте с выражением.
- Как описание природы помогает понять идейный смысл легенды о Ларре?
Ответ.
Природа была странно красивой, но в ней всё было так чудно и гармонично, что она как бы убеждала человека в том, что надо жить в мире и согласии с людьми.
- В чем же заключается идейный смысл?
Ответ.
Жизнь человека вне общества бессмысленна.
5. Перескажите легенду о Данко.
- Какие человеческие качества Горький возвеличивает в этой легенде?
Ответ.
Любовь к людям, доброту, смелость, мужественность, благородство, жалость к людям, щедрость.
6. Прочитайте с выражением описание природы в 3 части.
- Как описание природы помогает раскрытию идейного содержания легенды?
Природа неспокойная, бушующая. Она хочет донести до людей ту мысль, что и человек не должен быть равнодушным к людям, а наоборот, все делать для счастья и для свободы.
- Определите, в чем заключается идейный смысл этой легенды?
Ответ.
Человек не должен жалеть себя, даже своей жизни ради счастья других людей.
Человек должен бороться за свободу и счастье.
7. Расскажите, как прожила свою жизнь старуха Изергиль?
- К чему стремилась она?
Ответ.
Она жила всю жизнь для себя, старалась получать от жизни удовольствие. Она стремилась к свободе, к яркой и красивой жизни.
- Какие черты роднят ее с Ларрой?
Ответ.
С Ларрой: стремление к независимости, жизнь для себя, эгоизм, себялюбие.
- Какие черты роднят ее с Данко?
Ответ.
Жажда свободы, доброта, способность пожертвовать собой, умение постоять за себя.
- Почему в конце жизни мы видим ее одинокой, живущей среди чужих, похожей на тень?
Ответ.
Она прожила бесцельно свою жизнь, жила ради себя, для себя, у нее нет родных, семьи, близких.
- Почему она живет среди молодых?
Ответ.
Ей нравиться жить среди молодых. Она любуется их красотой, рассказывает им красивые легенды.
- Чем привлекает этот образ?
Ответ.
Необычностью, страстностью натуры. Это образ яркий, привлекает жаждой жизни, она любит жизнь.
- Что говорит она о жизни современных людей?
Ответ.
Они тоже любят жизнь, поэтому хоть и устали, но поют. Только в них меньше силы и огня.
8. Идейный смысл произведения.
- Какие качества объединяют Ларру и Данко?
Ответ.
Гордость, смелость. Оба сильные и красивые.
- Определяют ли эти качества величие человека?
Ответ.
Нет.
- Что, по-вашему, определяет величие человека??
Ответ.
Отношение человека к людям. Главное, надо с уважением относиться к людям.
- В чем видит его автор?
Ответ.
Жить для людей, отдать даже жизнь за людей, если это потребуется.
Учитель.
В этом произведении Горький ставит вопрос о смысле жизни. Как отвечает он на свой вопрос, показывая нам три жизни: Данко, Ларры, Изергиль?
- Почему 3 части рассказа автор расположил в таком порядке: 1. О Ларре, 2. Об Изергиль, 3. О Данко.
Ответ.
Смысл жизни в служении людям. Надо жить так, как прожил жизнь Данко.
Нужно быть таким, как он, уметь возглавить борьбу за свободу и счастье.
Ответ.
Композиция помогает нам выявить идейный смысл произведения: жить среди людей, помогать людям, уважать человеческое достоинство людей, ценить их.
9. Что позволяет нам утверждать, что «Старуха Изергиль» - это произведение романтическое.
Докажите это.
Ответ.
Во-первых, герои – люди исключительные, яркие натуры, страстные, ставят себя выше других, способны на преступление (Ларра) и на подвиг (Данко).
Они красивые и гордые.
Во-вторых, действие разворачивается в красивых местах:
- на берегу моря рассказывает старуха, пейзаж тоже экзотический: Бессарабия, Аккерман, виноградные лозы, голубая мгла ночи, ветер, то текущий ровной волной, то рождающий сильные порывы, запах моря в воздухе, обрывки туч, обломки скал
- в легенде о Ларре – в отдаленную эпоху, далеко за морем, в стране большой реки, где щедрая земля.
- в легенде о Данко происходит тоже в исключительном месте – вокруг непроходимые леса и степь, кругом болота и тьма.
Учитель
Дома вы прочитали «Песнь о Соколе» и «Песнь о Буревестнике».
Подумайте, что сближает «Старуху Изергиль» с этими произведениями?
Ответ.
Свободолюбивый пафос. Герои тоже похожи своей жаждой свободы, независимости.
- Какие из этих произведений можно назвать произведением революционного романтизма?
«Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике», а из «Старухи Изергиль» - легенда о Данко. Здесь звучит призыв к борьбе за переустройство общества.
10. Какие уроки дает нам горьковская романтика?
Ответ.
Заставляет задуматься над своим характером, качествами, поступками.
Хочется тоже быть смелым, красивым, как и его герои.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""
В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".
План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....
Презентация к уроку по литературе 6 класс по теме : нравственный выбор в произведении "Маттео Фальконе" П.Мериме.
Презентация содержит слайды, соответствующие теме урока. Общая информация о жизни и творчестве П.Мериме. Дается толкование основным понятиям, прилагаются иллюстрации, помогающие дать срав...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...
Урок литературы 8 класс "Всё начинается с любви..." (по произведениям А.И.Куприна "Куст сирени", А.П.Чехова "О любви", И.А.Бунина "Кавказ")
Урок - семинар с применением проблемно-диалогической, личностно-ориентированной и исследовательской технологий....
Урок литературы 8 класс М.Ю. Лермонтов Мцыри - романтический герой.
Тип урока: закрепление материала.Цели:1) проанализировать поэму, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащи...