"Всегда ли в жизни есть место подвигу!" (по ранним романтическим произведениям М.Горького)
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Урок русского языка в 7 класса предусматривает знание учащимися ранних произведений М.Горького: "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике", Легенда о Данко" ("Старуха Изергиль"). Данная форма урока - урок-суд- позволяет учителю сформировать у учащихся твёрдую гражданскую позицию на примере положительных героев произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_zhizni_vsegda_est_mesto_podvigu_7_klass.zip | 11.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г.Тихорецка
Тихорецкого района Краснодарского края
2013 год
Цели:
- Обобщение изученного о раннем творчестве М. Горького.
- Выработка навыков аналитического разбора литературного произведения.
- Выявление уровня самостоятельного получения знаний учащимися.
- Формирование устойчивого интереса к литературе, в частности, к произведениям Горького.
- Воспитание гуманизма, протеста против эгоизма и унижения человеческого достоинства.
- Развитие речи учащихся.
Оборудование:
- портрет писателя;
- иллюстрации учащихся к ранним произведениям Горького;
- рабочие тетради по литературе;
- методические пособия и критические статьи по творчеству писателя.
Эпиграф к уроку:
«Настоящие люди уходят в бессмертие,
А пропащие люди уходят во тьму».
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Упала звезда…А за нею – вторая,
Желанье скорей тороплюсь загадать:
«Хочу, чтобы жизнь моя ложной не стала,
Хочу людям всем я полезною стать».
Я не случайно начала наш урок с четверостишия вашей одноклассницы. Этим стихотворением она выразила своё отношение к жизни. Думаю, вы разделяете её стремление прожить жизнь с пользой стране и окружающим вас людям. Можно по-разному ответить на вопрос: «В чём же смысл человеческой жизни?». Цель нашего урока – понять, как на него ответили русский писатель Алексей Максимович Горький и герои его ранних романтических произведений.
Ученики записывают в рабочие тетради дату, тему и эпиграф урока.
Учитель предлагает им нарисовать сердце, в которое на протяжении урока
Каждый ученик должен вписать слова, характеризующие положительных
героев Горького, например, доброта, честность, смелость и т.д.
II. Работа по теме урока.
- Фронтальный опрос по форме мини-викторины:
а) Отгадайте, из каких произведений М. Горького взяты следующие строки:
- «Я славно прожил!..Я знаю счастье!..Я храбро пожил!..Я видел небо!»
(«Песня о Соколе»)
- «И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из груди своё сердце и высоко поднял его над головой…»
(«Старуха Изергиль»)
- «То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и тучи слышат силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе…»
(«Песня о Буревестнике»)
Учитель: Как вы думаете, почему я объединила эти отрывки?
Ответ: Эти отрывки из произведений Максима Горького помогают понять, для чего должен жить на земле Человек и каким он должен быть. Писатель изложил в этих произведениях своё понимание смысла жизни, своё видение подвига, героизма и самопожертвования.
Учитель: Ребята, что роднит Сокола, Данко и Буревестника.
Ответ: Их объединяет стремление к свободе, свету, пусть даже ценой собственной жизни. Жизнь ради счастья и свободы всех людей – смысл жизни горьковских героев.
- «Кто есть кто?»
Учитель предлагает ученикам распределить роли-обязанности:
«писатели» - 2 человека;
«критики» - 2 человека;
«читатели» - 2 человека.
Цель работы: дать характеристику героям, сравнив позиции писателя, критиков и высказав собственное мнение, доказать, что положительные герои живут ради других людей и готовы пожертвовать жизнями.
Пока ученики готовятся к ответу, заранее подготовленная
ученица читает стихотворение собственного сочинения.
Кто-то просто живёт, чтобы жить,
Чтобы быть всех на свете богаче,
Чтобы тряпками всех удивить
Или мебелью, что ещё паче.
Если книги в шкафу – корка к корке,
С неразрезанными страницами.
Вот от пыли белы они только,
И читатель им стоящий снится.
А другие живут иначе.
Как? Сразу порой не поймёшь.
Над романами тихо плачут,
И деньгами их не возьмёшь.
И плечо подставят любому,
Хоть у них плечо -не плечище…
А другие в своих комнатах прячутся,
Точно от света яркого мыши.
И за жизнь свою «золотую»
Всё дрожат и дрожат они только,
А другие на рельсы лягут
И друзей на борьбу поднимут.
Вот они своё сердце, как Данко,
Из груди для другого вырвут.
Выбирай, кто тебе ближе,
Выбирай, пока время терпит.
Помни! Жизнь ценна, если только
Твоё сердце кому-то светит.
3. «Встать! Суд идёт!»
Цель: работа над образами Сокола и Ужа.
а) Слово предоставляется «писателям», которые просят помочь им восстановить дилог Ужа и Сокола, монолог Сокола. Идёт чтение наизусть;
б) слово предоставляется «обвинителям»: они строят обвинение Ужа, приводя примеры из текста. Они должны доказать, что Уж и такие, как он, виноваты в гибели Сокол;
в) слово предоставляется «адвокатам», которые должны защитить Ужа и доказать, что он не виноват в гибели Сокола.
III. Обобщение.
«Суд» - весь класс - совещается и выносит приговор.
В ходе совещания – обобщения ученики называют те четы характера Сокола, Буревестника и Данко, которые они вписали в «сердце»
Учитель: Наше сердце получилось большим по объёму. Это не случайно, ведь маленькое сердце не вместило бы столько положительных качеств характера обыкновенного человека. Только человек с большим сердцем может называться Человеком с большой буквы. Максим Горький понимал это, поэтому хотел, чтобы его герои стремились жить с пользой для людей и общества, так, как жили Сокол, Буревестник и Данко. Он презирал эгоистов, хлюпиков и подлецов, которые стремились создать свой благополучный мир и спрятаться в нём от окружающей жизни. Образами Ужа, гагар и пингвинов он обличал тех, кто живёт по принципу «Моя хата с краю».
По ходу обобщения ребята вспоминают о героях прочитанных
ранее произведений Короленко, Сент-Экзюпери, говорят об
актуальности творчества Горького сегодня. В заключении звучит стихотворение С.Доризо «Сердце поэта».
4. Итоги урока.
- Домашнее задание.
3 гр. – наизусть отрывки из указанных произведений Горького,
1,2 гр. – письменная работа по ранним произведениям Горького на тему «Всегда ли в жизни есть место подвигу?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока мужества "В жизни всегда есть место подвигу"
Урок несет большой информационный материал,...
Краеведческая работа "В жизни всегда есть место подвигу"
Автор: Гусарова ВикторияМесто учёбы: ученица 8 класса МОУ гимназия Московской области г. Павловского ПосадаНаучные руководители: Минаева Е. Ю.- организатор ОБЖ...
Урок литературы. Ранние романтические произведения Максима Горького.
Урок обучающий, повторительно-обобщающий.Цели:Обучающие:1.Повторить основные факты из жизни и творчества М.Горького.2. Повторить понятие романтизма.3.Повторить понятие аллегории.4.Вы...
урок литературы "В жизни всегда есть место подвигу" (по произведению А.Т Твардовского "Рассказ танкиста") 5 класс
Методическая разработка урока литературы для 5 класс патриотической направленности...
Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме «В жизни есть место подвигу?!» Психология природы подвига
Основой организации учебного процесса на интегрированном уроке «обществознание-психология» являются положения гуманистической психологии, включающей некоторые аспекты позитивной части экзи...
В жизни человека всегда есть место подвигу. Подвиги жителей Республики Бурятия
Данный классный час посвящен героям большим и маленьким, героям давно минувших лет и героям нашим современникам. В ходе классного часа создается лента времени, посмотрев на которую мы понимаем, что у ...
М. Горький. Сведения из биографии. Ранние романтические произведения писателя. Романтический герой в рассказе «Челкаш».
Урок литературы М. Горький. Сведения из биографии. Ранние романтические произведения писателя. Романтический герой в рассказе «Челкаш»....