Урок по теме" В.Маяковский"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Светлана Александровна Шиманова

Данная разработка поможет учителю провести урок по творчеству и жизни В.Маяковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mayakovskiy.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Трагедия поэта в России В.В. Маяковский

(Урок литературы в 10-11 классах)

Урок-исследование. «Трагедия поэта в России. В.В. Маяковский».

Цель: определить причины трагедии В.В. Маяковский.

Задачи: выработать умения: 1) определять проблемное поле урока; 2) обрабатывать и систематизировать материал; 3) публично выступать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Рекомендации к уроку: урок-исследование «Трагедия в России» можно повести на материале биографии не только Маяковского, но и С. Есенина, М. Цветаевой, писателя Фадеева.

Ход урока.

Я хочу быть понят моей страной…

Было стало быть сердце,

Коль выстрелу следом - стоп. (Цветаева)

  1. В 1912 году на литературном Олимпе появился блестящий молодой поэт, человек большого таланта, новатор и реформатор языка, бунтарь и романтик В.В. Маяковский. Он появился перед публикой в желтом кофте с деревянной ложкой в петлице и сразу привлек внимание. Его стихи стали «пощечиной общественному вкусу».

…Эй, вы!

Небо!

Сними шляпу!

Я иду!..

Масштабность образов, энергия стиха принесла поэтическую славу В.В. Маяковскому. Как и многие его современники, поэт увидел сначала в революции романтику, затем обыкновенную необходимость и самоотверженно бросился к ней в услужение. В.И.Ленин, прочитав одно из стихотворений, написал: «Я редко испытывал такое удовольствие…  Я не берусь судить поэтические качества, но политические это совершенно правильно». Похвала Ленина оказалась мощным толчком в карьере Маяковского. Он был признан лучшим поэтом Советского Союза, его слава была провозглашена обязательной. Маяковскому было всего26 лет. Он один из немногих представителей интеллигенции активно сотрудничавший с Советской властью. 14 апреля 1930 г. Маяковский застрелился.

  1. Совместно с учащимися формируется проблемный вопрос урока: «В чем заключается трагедия В.В. Маяковского?».

Учащиеся выдвигают свои версии гибели поэта (несчастная любовь, разочаровался в жизни и т.д.).

Что необходимо сделать, чтобы ответить на поставленный вопрос? (Обратиться к биографии поэта, стихам, письмам, воспоминаниям.)

Учащимся предлагается познакомиться с различными материалами. Работая в группах, ребята должны ответить на проблемный вопрос урока.

Материалы, которые могут быть использованы на уроке.

В.В. Маяковский о революции 1917 г. Писал: «Моя революция». Оправдались ли надежды Маяковского? Для ответа на вопрос используйте стихотворения поэта «О дряни», «Прозаседавшиеся».

В 20-е годы Маяковский составляет тексты по рекламе государственных предприятий. Он пишет о столовом масле, папиросах, о дешевом хлебе, печенье, галошах… По заказу сочинил поэму « Ткачихи и пряхи, пора нам перестать верить заграничным баранам».

Рекламная и агитаторская деятельность вызывала у многих отвращение, причем среду критиков были далеко не последние литературные имена. И Эренбург в одной из своих статей 1923 г. Сравнивал Маяковского с налетающим аэропланом и счел, что говорить о нем как о поэте не имеет смысла. Большинство коллег по писательскому цеху творческое поведение Маяковского объясняли на обывательском уровне. Родилась расхожая формула: В.В. Маяковский продал свой талант властям за официальную славу, за деньги и заграничные поездки,  и потому талант иссяк.

1930 г. – премьера пьесы «Баня» в театре Мейерхольда. Критика встретила всеобщим молчанием. Ни скандала, ни ругани- провально – равнодушное недоумение. Современники в большинстве своем сочли, что В.В. Маяковский написал еще одно сатирическое разоблачение бюрократов, и сделали вывод: исписался. Февраль-март 1930 г. – выставка в Москве и Ленинграде «20 лет работы». Обе дружно проигнорировали коллеги-писатели.

Выводы. Трагедия Маяковского в том, что разочаровался в идеях, которым подчинил всю свою жизнь и свое творчество.  В предательстве друзей, в малодушии любимых женщин. В ненужности стране, партии, проводником идей которой был всю жизнь. За этой громадой скрывалась ранимая душа, никто это при жизни не увидел.

В выводах можно опираться на эпиграф, высказывания А.С. Пушкина: «Толпа… в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякого мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он мал и мерзок – не так, как вы, - иначе»; Л.Сейфуллиной: «В нем жила та внутренняя сила, которая редко стречается во внешнем выявлении. Неоспоримая сила таланта, его ДУША».

Стихи Маяковского, найденные после его смерти (приводим без знаков препинания, как в записной книжке)

… Уже второй

Должно быть ты легла

А может быть

И у тебя такое…

Ты посмотри какая в мире тишь

Ночь обложила небо звёздной данью

В такие вот часы встаёшь и говоришь

Векам истории и мирозданью

 Рефлексия.   В  конце урока ребята отвечают на вопрос : «О чём заставил задуматься разговор, который сегодня состоялся?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Разработка урока по литературе по теме "Маяковский о роли поэта и поэзии"

Чтение и анализ стихотворений Владимира  Маяковского и Сергея Есенина, Анны Ахматовой и Александра Пушкина  о роли поэта и поэзии, сопоставление их творческих позиций   - это...