Урок по теме" В.Маяковский"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Данная разработка поможет учителю провести урок по творчеству и жизни В.Маяковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mayakovskiy.docx | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Трагедия поэта в России В.В. Маяковский
(Урок литературы в 10-11 классах)
Урок-исследование. «Трагедия поэта в России. В.В. Маяковский».
Цель: определить причины трагедии В.В. Маяковский.
Задачи: выработать умения: 1) определять проблемное поле урока; 2) обрабатывать и систематизировать материал; 3) публично выступать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Рекомендации к уроку: урок-исследование «Трагедия в России» можно повести на материале биографии не только Маяковского, но и С. Есенина, М. Цветаевой, писателя Фадеева.
Ход урока.
Я хочу быть понят моей страной…
Было стало быть сердце,
Коль выстрелу следом - стоп. (Цветаева)
- В 1912 году на литературном Олимпе появился блестящий молодой поэт, человек большого таланта, новатор и реформатор языка, бунтарь и романтик В.В. Маяковский. Он появился перед публикой в желтом кофте с деревянной ложкой в петлице и сразу привлек внимание. Его стихи стали «пощечиной общественному вкусу».
…Эй, вы!
Небо!
Сними шляпу!
Я иду!..
Масштабность образов, энергия стиха принесла поэтическую славу В.В. Маяковскому. Как и многие его современники, поэт увидел сначала в революции романтику, затем обыкновенную необходимость и самоотверженно бросился к ней в услужение. В.И.Ленин, прочитав одно из стихотворений, написал: «Я редко испытывал такое удовольствие… Я не берусь судить поэтические качества, но политические это совершенно правильно». Похвала Ленина оказалась мощным толчком в карьере Маяковского. Он был признан лучшим поэтом Советского Союза, его слава была провозглашена обязательной. Маяковскому было всего26 лет. Он один из немногих представителей интеллигенции активно сотрудничавший с Советской властью. 14 апреля 1930 г. Маяковский застрелился.
- Совместно с учащимися формируется проблемный вопрос урока: «В чем заключается трагедия В.В. Маяковского?».
Учащиеся выдвигают свои версии гибели поэта (несчастная любовь, разочаровался в жизни и т.д.).
Что необходимо сделать, чтобы ответить на поставленный вопрос? (Обратиться к биографии поэта, стихам, письмам, воспоминаниям.)
Учащимся предлагается познакомиться с различными материалами. Работая в группах, ребята должны ответить на проблемный вопрос урока.
Материалы, которые могут быть использованы на уроке.
В.В. Маяковский о революции 1917 г. Писал: «Моя революция». Оправдались ли надежды Маяковского? Для ответа на вопрос используйте стихотворения поэта «О дряни», «Прозаседавшиеся».
В 20-е годы Маяковский составляет тексты по рекламе государственных предприятий. Он пишет о столовом масле, папиросах, о дешевом хлебе, печенье, галошах… По заказу сочинил поэму « Ткачихи и пряхи, пора нам перестать верить заграничным баранам».
Рекламная и агитаторская деятельность вызывала у многих отвращение, причем среду критиков были далеко не последние литературные имена. И Эренбург в одной из своих статей 1923 г. Сравнивал Маяковского с налетающим аэропланом и счел, что говорить о нем как о поэте не имеет смысла. Большинство коллег по писательскому цеху творческое поведение Маяковского объясняли на обывательском уровне. Родилась расхожая формула: В.В. Маяковский продал свой талант властям за официальную славу, за деньги и заграничные поездки, и потому талант иссяк.
1930 г. – премьера пьесы «Баня» в театре Мейерхольда. Критика встретила всеобщим молчанием. Ни скандала, ни ругани- провально – равнодушное недоумение. Современники в большинстве своем сочли, что В.В. Маяковский написал еще одно сатирическое разоблачение бюрократов, и сделали вывод: исписался. Февраль-март 1930 г. – выставка в Москве и Ленинграде «20 лет работы». Обе дружно проигнорировали коллеги-писатели.
Выводы. Трагедия Маяковского в том, что разочаровался в идеях, которым подчинил всю свою жизнь и свое творчество. В предательстве друзей, в малодушии любимых женщин. В ненужности стране, партии, проводником идей которой был всю жизнь. За этой громадой скрывалась ранимая душа, никто это при жизни не увидел.
В выводах можно опираться на эпиграф, высказывания А.С. Пушкина: «Толпа… в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякого мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он мал и мерзок – не так, как вы, - иначе»; Л.Сейфуллиной: «В нем жила та внутренняя сила, которая редко стречается во внешнем выявлении. Неоспоримая сила таланта, его ДУША».
Стихи Маяковского, найденные после его смерти (приводим без знаков препинания, как в записной книжке)
… Уже второй
Должно быть ты легла
А может быть
И у тебя такое…
Ты посмотри какая в мире тишь
Ночь обложила небо звёздной данью
В такие вот часы встаёшь и говоришь
Векам истории и мирозданью
Рефлексия. В конце урока ребята отвечают на вопрос : «О чём заставил задуматься разговор, который сегодня состоялся?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Разработка урока по литературе по теме "Маяковский о роли поэта и поэзии"
Чтение и анализ стихотворений Владимира Маяковского и Сергея Есенина, Анны Ахматовой и Александра Пушкина о роли поэта и поэзии, сопоставление их творческих позиций - это...